рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административно-правовой статус военнослужащих

прописаны в Указе Президента Российской Федерации от 28 мая 1996 года № 791

«О дополнительных мерах социальной защиты военнослужащих, проходящих

военную службу по призыву» (с изменениями от 12 октября и 11 ноября 1998

года) и в приказе Министра обороны Российской Федерации от 26 октября 1999

года № 495 «О некоторых вопросах прохождения военной службы по призыву».

Вещевое обеспечение военнослужащих определяется Положением о вещевом

обеспечении военнослужащих, утвержденным Постановлением Правительства

Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 605, Федеральным законом «О

статусе военнослужащих» и целым рядом других нормативно-правовых актов.

Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и членов их семей

осуществляется через систему военной торговли, которая была создана в

соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля

1998 года № 873 «О создании единой системы военной торговли».

Все военнослужащие, а также граждане, призванные на военные сборы,

подлежат обязательному страхованию, условия которого регламентируются

Федеральным законом от 28 марта 1998 года «Об обязательном государственном

страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные

сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел

Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой

полиции»[20].

Льготы по проезду на транспорте устанавливаются и регламентируются

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» постановлением Правительства

Российской Федерации «О некоторых вопросах реализации льгот по проезду и

перевозкам личного имущества военнослужащих, граждан, уволенных с военной

службы, и членов их семей, установленных Законом «О статусе

военнослужащих»»[21] от 6 июля 1994 года № 806, приказом Министра обороны

РФ «О порядке реализации льгот по проезду и перевозкам личного имущества

военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей» от

2 сентября 1994 года № 300.

В области здравоохранения военнослужащие имеют ряд льгот, которые

регламентируются большим количеством нормативно-правовых актов. Это

Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке возмещения,

расходов связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным

лечением и отдыхом военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и

членов их семей»[22] от 26 сентября 1994 года № 1093, Закон РФ «О

социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие

катастрофы на Чернобыльской АЭС»[23] и другие.

На основании вышеизложенного можно сказать, что законодательство

России (в том числе и военное) постоянно развивается и совершенствуется.

Правительство Российской Федерации, понимая необходимость реформирования

армии и проявления большего внимания к нуждам военнослужащих, разрабатывает

и внедряет в жизнь различные законы и другие нормативные правовые акты,

касающиеся армии и статуса военнослужащих, но при этом надо отметить, что

не все законы работают в нашей стране. Примером может служить пункт 2

статьи 12 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих», где сказано,

что оклады денежного содержания военнослужащих повышаются Правительством

Российской Федерации в порядке и сроки, которые предусмотрены для

федеральных государственных служащих, но в течение 2001 года ожидаемого

повышения денежного довольствия военнослужащих так и не произошло.

II. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

§ 1. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих.

Согласно законодательству СССР обязанности военнослужащих существовали

в неразрывной связи с их правами. Права и обязанности военнослужащих

делились на три группы: общие, должностные и служебные. Это деление

сохранилось по сей день и прописано в Федеральном законе «О статусе

военнослужащих».

Общими обязанностями являются: «Защита государственного суверенитета и

территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности

государства, отражение вооруженного нападения, а так же выполнение задач в

соответствии с международными обязательствами Российской Федерации

составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащих:

быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу,

мужественно и умело защищать свое Отечество;

строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской

Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять

приказы командиров;

дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью

воинского звания и войсковым товариществом;

совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной

готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное

имущество;

быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и

военную тайну;

соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и

международные договоры Российской Федерации.

Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в

случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации «О воинской

обязанности и военной службе».[24]

Статья 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной

службе» определяет случаи в которых военнослужащие, граждане, проходящие

военные сборы, считаются исполняющие обязанности военной службы. К таким

случаям относятся:

а) участия в боевых действиях, выполнение задач в условиях

чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях

вооруженных конфликтов;

б) исполнения должностных обязанностей;

в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном

наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда;

г) участия в учениях или походах кораблей;

д) выполнение приказа или распоряжения, отданных командиром

(начальником);

е) нахождение на территории воинской части в течение установленного

распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано

служебной необходимостью;

ж) нахождение в служебной командировке;

з) нахождение на лечении, следование к месту лечения и обратно;

и) следование к месту военной службы и обратно;

к) прохождение военных сборов;

л) нахождение в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в

плен), в положении заложника или интернированного;

м) безвестного отсутствия – до признания военнослужащего в

установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его

умершим;

н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности;

о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным

органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка

и обеспечению общественной безопасности;

п) участие в предотвращении и ликвидации последствий стихийных

бедствий, аварий и катастроф;

р) совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах

личности, общества и государства.

Должностные и специальные обязанности военнослужащих прописаны в

статье 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Должностные

обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются большим

количеством нормативно-правовых актов, среди которых федеральные законы,

общевоинские уставы и другие.

Наиболее подробно в законе «О статусе военнослужащих» указываются

должностные обязанности командиров. Они являются единоначальниками и

отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную

готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку,

воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое

состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы,

состояние и сохранность вооружения, военной техники и военного имущества,

материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское

обслуживание.

Командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и

распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы

или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и

распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в

суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий

стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах

исполняют специальные обязанности. Специальные обязанности и порядок их

исполнения устанавливаются федеральными законами, иными нормативными

правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Для исполнения специальных обязанностей военнослужащие могут

наделяться дополнительными правами (на применение оружия, силы,

предъявление требований, обязательных для исполнения, подчинения строго

определенным лицам и другими правами), которые определяются федеральными

законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и

общевоинскими уставами.

Существует также ряд запретов, обязательных для исполнения

военнослужащими. Так, например, военнослужащие не вправе совмещать военную

службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за

исключением научной, преподавательской творческой деятельности, если она не

препятствует исполнению обязанностей службы. Военнослужащим запрещается

оказывать содействие физическим и юридическим лицам с использованием

служебного положения в осуществлении предпринимательской деятельности, а

также получать за это вознаграждение и льготы.

§ 2. Ответственность военнослужащих за правонарушения.

По законодательству СССР ответственность военнослужащих за

правонарушение делилось на дисциплинарную, материальную и уголовную.

Дисциплинарная ответственность устанавливалась и определялась законом

СССР «О всеобщей воинской обязанности» («Статья 77. За нарушение воинской

дисциплины и общественного порядка военнослужащие и призванные на военные

сборы военнообязанные несут ответственность в порядке, предусмотренном

Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Союза ССР»[25]) и дисциплинарным

уставом вооруженных сил СССР, утвержденным Указом Президиума Верховного

Совета СССР от 30 июля 1975 года.

Материальная ответственность военнослужащих устанавливалась законом

СССР «О всеобщей воинской обязанности» («Статья 79. Военнослужащие и

призванные на военные сборы военнообязанные за причиненный ими материальный

ущерб несут ответственность в порядке, устанавливаемом Президиумом

Верховного Совета СССР»[26]), Положением о материальной ответственности

военнослужащих за ущерб, причиненный государству и приказом Министра

обороны СССР от 1966 года № 185.

Военнослужащие несли уголовную ответственность на основании закона

СССР «О всеобщей воинской обязанности» («Статья 78. Военнослужащие и

призванные на военные сборы военнообязанные за совершенные ими преступления

несут уголовную ответственность в соответствии с действующим

законодательством»[27]) и в соответствии с основами уголовного

законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Верховным

Советом СССР 25 декабря 1958 года.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О статусе

военнослужащих» от 1998 года, военнослужащие в зависимости от характера и

тяжести совершенного правонарушения несут дисциплинарную, административную,

материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

За проступки, связанные с нарушением воинской дисциплиной или

общественного порядка, военнослужащие несут дисциплинарную ответственность

по основаниям и в порядке, которые определены общевоинскими уставами.

Командиры не несут дисциплинарной ответственности за правонарушение,

совершенные их починенными, за исключением тех случаев, когда командиры

скрыли преступление, а также в пределах своей компетенции не принимали

необходимых мер по предупреждению и предотвращению указанных

правонарушений, привлечению к ответственности виновных лиц.

За административные правонарушения (нарушение правил дорожного

движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных

правил) военнослужащие несут ответственность на общих основаниях, но к ним

не могут быть применены административные взыскания в виде штрафа, лишения

права на управление транспортными средствами, исправительных работ и

административного ареста. За остальные административные правонарушения

военнослужащие несут дисциплинарную ответственность в порядке, определенном

общевоинскими уставами.

За материальный ущерб, причиненный государству при исполнении

обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной

ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной

ответственности военнослужащих.

За невыполнение или ненадлежащие выполнение предусмотренных

федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской

Федерации обязательств, за убытки и моральный вред, причиненные

военнослужащими, не находящимися при исполнении обязанностей военной

службы, государству, физическим и юридическим лицам, и в других случаях,

предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации, военнослужащие несут гражданско-правовую

ответственность.

За совершенные преступления военнослужащие несут уголовную

ответственность в соответствии с федеральными законами и иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Надо отметить, что ответственность военнослужащих за преступления в

период СССР была боле жесткой, чем сейчас. Это видно из Указа Президиума

Верховного Совета СССР от 15 февраля 1957 года «О внесении изменений и

дополнений в положение о воинских преступлениях». Дезертирство наказывалось

лишением свободы на срок от трех до пяти лет, а в военное время это же

деяние наказывалось высшей мерой наказания – расстрелом. Самовольная

отлучка из воинской части наказывалась лишением свободы на срок до пяти

лет, а в военное время на срок не ниже пяти лет. Самовольное оставление

поля сражения во время боя или отказ во время боя действовать оружием

влекли за собой расстрел.

§ 3. Офицерские суды чести в Вооруженных Силах СССР.

Надо отметить, что одной из мер привлечения к ответственности

военнослужащих за правонарушения были офицерские суды чести, Положение о

которых было утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля

1966 года и объявлено приказом Министра обороны СССР № 180 от 22 июля 1966

года.

Офицерские суды чести являлись выборными органами офицерской

общественности Вооруженных Сил СССР и действовали на основании Положения об

офицерских товарищеских судах чести в Вооруженных Силах СССР. Они были

призваны охранять честь и достоинство офицерского звания, активно

содействовать воспитанию офицеров в духе строгого и точного соблюдения

законов, военной присяги, воинских уставов и приказов, а также

предупреждению проступков и правонарушений со стороны офицеров, созданию

обстановки нетерпимости к нарушениям воинской дисциплины и антиобщественным

поступкам.

Руководство офицерским товарищеским судом чести осуществлял командир

(начальник) части, соединения, учреждения, заведения, в которых создан суд.

Офицерские товарищеские суды чести создавались:

а) в полках, на кораблях 1 ранга и в других отельных частях – для

рассмотрения проступков и правонарушений младших офицеров;

б) в дивизиях (отдельных бригадах), военно-морских базах и им

соответствующих – для рассмотрения проступков и правонарушений старших

офицеров всех частей дивизии (отдельной бригады), военно-морской базы и

отдельно для рассмотрения проступков и правонарушений младших офицеров

управления и отдельных подразделений дивизии (отдельной бригады), военно-

морской базы и им соответствующих;

в) в управлениях корпусов, армий, флотилий, округов, фронтов, флотов,

в военно-учебных заведениях, военных учреждениях, а также в главных и

центральных управлениях Министерства обороны Союза ССР – для рассмотрения

проступков и правонарушений младших и отдельно старших офицеров.

Если вследствие малочисленности офицерского состава командир

соединения, соответствующий ему или вышестоящий начальник считал

нецелесообразным создание суда чести в той или иной части, учреждении,

заведении, то по его указанию офицеры этой части принимали участие в

выборах суда чести в одной из расположенных в непосредственной близости

частей или в вышестоящем штабе, учреждении.

Офицерские товарищеские суды чести через год после их избрания, а

также по окончании срока полномочий отчитывались в своей деятельности на

собраниях офицеров.

Офицерские товарищеские суды чести рассматривали следующие дела:

а) о проступках, не достойных звания офицера, роняющих воинскую честь

и не совместимых с принципами коммунистической морали и нравственности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.