рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административно-правовой статус военнослужащих

СССР от 6 марта 1965 года № 140 для инвалидов Отечественной войны, на

других инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие

ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении

иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с

пребыванием на фронте».[6]

Таким образом, льготы распространялись не только на военнослужащих,

участников Великой Отечественной войны, но и на других военнослужащих, так

или иначе получивших ранения или увечья при защите СССР.

Военнослужащие имели также ряд льгот по перевозкам. Закон СССР «О

всеобщей воинской обязанности»: «Статья 68. Перевозка и обеспечение

питанием в пути следования лиц, призванных на действительную военную службу

и на сборы, а также уволенных их рядов Вооруженных Сил СССР по окончании

действительной военной службы и сборов к месту жительства, производятся за

счет государства.

Статья 69. Офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие

сверхсрочной службы и их семьи, а также военнослужащие срочной службы при

переездах по железнодорожным, водным, автомобильным и воздушным путям

сообщения пользуются льготами в соответствии с действующим

законодательством…»[7]

Льготы по перевозкам были установлены «Кодексом о льготах для

военнослужащих и военнообязанных РККА и их семей», утвержденным

постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 апреля 1930 года. Этот кодекс

устанавливал льготы по перевозкам и определял круг лиц, имеющих право на

эти льготы.

Оплата воинских перевозок производилась в соответствии с инструкцией

«О порядке учета, оформления и использования воинских перевозочных

документов и оплате воинских перевозок», введенной в действие приказом

Министра обороны СССР от 15 сентября 1964 года № 200. Инструкция

определяла, какие документы давали право на проезд и перевозку грузов, срок

действия перевозочных документов, основания для получения перевозочных

документов.

§ 2. Нормативно-правовые акты периода 1977-1993 гг.

В 1977 году в СССР была принята новая Конституция. По мнению юристов

тех лет это шаг вперед в развитии советского законодательства: “Огромная

работа, проведенная за последнее время в области совершенствования

советского законодательства, позволила, как это отмечалось на XXV съезде

КПСС, привести юридические нормы в соответствие с новым уровнем,

достигнутым нашим обществом. Однако общественная жизнь не стоит на месте.

Не может не развиваться и наше законодательство.

Исключительная роль в дальнейшем укреплении социалистической

законности и правопорядка принадлежит новой Конституции СССР. Закрепляя

основы общественного строя и политики СССР, устанавливая права, свободы и

обязанности граждан, принципы и цели социалистического общенародного

государства, Конституция СССР формулирует руководящие положения для всей

системы советского законодательства и практики его осуществления, создает

прочные конституционные гарантии строго и неуклонного исполнения правовых

предписаний государства всеми организациями, должностными лицами и

гражданами”.[8]

В Вооруженных Силах воздействие советского права проявлялось особенно

активно, поскольку здесь в силу специфики военной службы жизнь, быт и

деятельность людей регламентируются нормативно-правовыми актами гораздо

более детально, чем в любой сфере гражданской жизни.

“Законодательство служит необходимым и действенным средством

государственного регулирования общественных отношений в области устройства,

комплектования, жизни и деятельности Вооруженных Сил. В нормах права

получают юридическое закрепление основные направления политики партии и

государства по вопросам укрепления обороноспособности нашей страны,

совершенствования Вооруженных Сил, повышения качества боевой подготовки и

идейной закалки личного состава, обеспечения сознательной воинской

дисциплины, порядка и организованности, поддержания высокой боевой

готовности войск и сил флота.

Советское законодательство служит надежным средством охраны

боеспособности Вооруженных Сил, воинской дисциплины, уставного порядка

несения воинской службы, прав и законных интересов военнослужащих.

Советское военное законодательство является правовой основой

строительства Советских Вооруженных Сил, средством регулирования их жизни и

деятельности. Будучи составной частью единого законодательства СССР, оно

представляет собой систему законов и иных правовых актов, в которых

выражены нормы различных отраслей законодательства, регулирующие отношения

в сфере строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил СССР, а также

охраны установленного в них порядка.

Военное законодательство характеризуется теми же основными чертами и

принципами, которые присущи всему советскому законодательству. Вместе с тем

оно имеет и определенные особенности, отражающие специфику военной

организации. Эти особенности состоят, в частности, в том, что военное

законодательство, во-первых, представляет собой наиболее централизованный

вид советского законодательства и, во-вторых, более детально регламентирует

различные стороны общественных отношений, которые складываются в

Вооруженных Силах.

Военное законодательство призвано прежде всего юридически оформить

правовое положение военной организации в государстве, организационные

принципы формирования и структуру Советских Вооруженных Сил, систему

государственных органов управления ими; установить определенный порядок

комплектования и прохождения действительной военной службы и службы в

запасе с учетом интересов Советского государства и граждан, призываемых на

воинскую службу; определить правовое положение военнослужащих и

военнообязанных; установить основные начала боевой и политической

подготовки, материально-технического снабжения и культурно-бытового

обеспечения войск; закрепить правовые основы советской воинской дисциплины

и обеспечить охрану установленного порядка. Понятно, что такого рода задачи

не могут быть решены с помощью актов, издаваемых местными и даже

республиканскими органами. Поэтому советское военное законодательство

состоит из нормативно-правовых актов, которые издаются общесоюзными

органами государственной власти в соответствии с их компетенцией,

определяемой Конституцией СССР и другими общесоюзными законами. В этом

находит свое выражение первая из названных особенностей.

Вторая особенность обуславливается тем обстоятельством, что назначение

и само существование Вооруженных Сил требуют высокой степени определенности

и детальной упорядоченности воинских отношений, ибо только четкие и

слаженные действия органов военного управления, всех военнослужащих,

подразделений, частей м кораблей могут обеспечить успешное выполнение

задач, возложенных на армию и флот”.[9]

Большое значение в вопросе регулирования армейской жизни придавалось

уставам: «Среди военно-правовых актов, регулирующих различные стороны

армейской и флотской жизни, ведущая роль принадлежит воинским уставам,

представляющим собой систематизированные своды правил поведения и

деятельности военнослужащих. Уставы являются основой всего воинского

порядка. Закрепленные в них правовые нормы позволяют обеспечить единство,

слаженность и четкость действий всех звеньев военной организации Советского

государства»[10].

Права и обязанности советских граждан, закрепленные в Конституции СССР

1977 года распространялись и на военнослужащих: «Права и обязанности как

социальные категории – это установленные законом и гарантированные

государством меры возможного и должного поведения личности в области

экономических, политических и иных общественных отношений, в том числе в

области строительства, укрепления и применения Вооруженных Сил.

Закрепленные государством в законах, воинских уставах и других

правовых актах права и обязанности военнослужащих являются юридическим

выражением отношений между советским обществом и его воинами.

Конституционные права и обязанности военнослужащих как граждан СССР

установлены Конституцией СССР и являются фундаментом для военно-служебных

прав и обязанностей. Согласно ст. 63 Закона СССР о всеобщей воинской

обязанности военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные запаса

пользуются всей полнотой прав и несут все обязанности граждан СССР.

Конституция СССР не делает для военнослужащих исключений и в области

личных свобод граждан (неприкосновенность личности, неприкосновенность

жилища, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений,

свобода совести). Как и все граждане, военнослужащие пользуются правом на

судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, имущество и личную

свободу, на честь и достоинство, имеют право обращаться с жалобой на

действия должностных лиц в государственные органы и общественные

организации, право на возмещение ущерба, причиненного незаконными

действиями государственных учреждений и общественных организаций, а также

должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В то же время принцип политического и гражданского равноправия

военнослужащих предполагает их равную со всеми гражданами ответственность

за исполнение конституционных обязанностей, продиктованных высшими

интересами нашего общества и соответствующих коренным интересам советских

граждан. На воинов Вооруженных Сил в полной мере распространяется

установленное ст. 59 Конституции СССР положение о том, что осуществление

прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей»[11].

Но все же права военнослужащих отличались от прав других граждан в

силу специфики военной службы: «В то же время нельзя упускать из виду, что

правовое положение военнослужащих по сравнению с положением других граждан

имеет определенные особенности, вытекающие из специфики военной службы, из

необходимости поддержания на должном уровне боевой готовности и

боеспособности Вооруженных Сил. Например, право на образование реализуется

военнослужащими преимущественно через систему военно-учебных заведений;

повседневная служебная деятельность военнослужащих регламентируется нормами

военного законодательства, трудовое законодательство на них не

распространяется. Есть особенности и в порядке осуществления некоторых

других прав граждан.

Военно-служебные права и обязанности военнослужащих – это права и

обязанности, которые, базируясь на конституционных, возникают у граждан в

связи с зачислением их в ряды Вооруженных Сил и прохождением действительной

военной службы. Они установлены законом СССР о всеобщей воинской

обязанности, военной присягой, воинскими уставами, наставлениями,

руководствами, положениями и инструкциями, а также приказами

соответствующих командиров и начальников. По характеру и условиям

осуществления военно-служебные права и обязанности подразделяются на общие,

должностные и специальные»[12].

Но кроме всеобщих прав и прав обусловленных спецификой военной службы

Советское государство предоставило военнослужащим дополнительные права

(льготы): «Военнослужащие Вооруженных Сил СССР наряду с правами,

предоставленными всем советским гражданам, пользуются рядом дополнительных

прав – специальными льготами (преимущественными), которые предоставляются

им и их семьям в связи с характером и особенностями военной службы»[13].

Льготы военнослужащим и их семьям относились к различным областям

производственной, социальной и культурной жизни. Одни из них

предоставлялись при прохождении действительной военной службы, другие –

при увольнении в запас или отставку. Особую группу образовали льготы

инвалидам войны и военной службы и семьям погибших воинов.

Действовавшие в то время льготы военнослужащим и их семьям были

установлены Кодексом о льготах для военнослужащих и военнообязанных РККА и

их семей 1930 г., Законом СССР о всеобщей воинской обязанности и другими

правовыми актами.

Нормативные акты, определяющие различные льготы для военнослужащих,

были рассмотрены в первом параграфе данной работы. Кроме того следует

указать еще «Примерное положение о районном совете депутатов трудящихся» и

«Примерное положение о городском, районном в городе совете депутатов

трудящихся», одобренные Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от

19 марта 1971 года, а также «Примерное положение о сельском, поселковом

совете депутатов трудящихся» одобренное Постановлением Президиума

Верховного Совета СССР от 08 апреля 1968 года.

Данные положения возлагали на Советы депутатов трудящихся обязанности

по трудоустройству членов семей военнослужащих, погибших воинов и партизан

и т. д.

В 1971 году Указом Президиума Верховного Совета СССР «О прапорщиках и

мичманах Вооруженных Сил СССР» было установлено, что: «…прапорщики, мичманы

и их семьи пользуются правами, льготами и преимуществами, предусмотренными

законодательством СССР для военнослужащих сверхсрочной службы и их

семей…»[14]

Так же следует указать, что основы законодательства Союза ССР и

союзных республик о труде, утвержденные Верховным Советом СССР 15 июля 1970

года устанавливали гарантии для рабочих и служащих на время выполнения ими

государственных или общественных обязанностей, в том числе и на время

службы по призыву (ст.47), обязывали работодателя выплачивать выходное

пособие работникам в связи с призывом на действительную военную службу (ст.

19), а сам призыв рассматривался как основание для прекращения трудового

договора (ст. 15).

Для военнослужащих, участников боевых действий в Республике

Афганистан, были установлены льготы Постановлением Совета Министров СССР от

9 августа 1988 года № 989 «О дополнительных мерах по улучшению материально-

бытовых условий лиц, выполнявших интернациональный долг в Республике

Афганистан, и их семей»

§ 3. Законодательство России после 1993 года.

Особенность военного законодательства России данного периода состоит

в том, что оно учитывает опыт аналогичного законодательства зарубежных

стран, а также практику внутреннего законодательства, связанную с

изменением характера собственности, переходом к рынку, департизацией армии

и разделением властей.

Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года,

потребовала коренного изменения законодательства нашей страны. Этот процесс

не мог не коснуться армии, где практически вся жизнь и быт регламентированы

различными нормативно-правовыми актами.

В январе 1993 года был принят Закон «О статусе военнослужащих»,

который: «…устанавливает права, обязанности и ответственность

военнослужащих, определяет основы государственной политики по правовой и

социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и

членов их семей»[15].

Но данный закон был принят до 12 декабря 1993 года, поэтому с

принятием Конституции РФ он потребовал доработки, тем не менее, этот закон

продолжал действовать (с различными изменениями и дополнениями) до 1998

года, когда был принят новый закон «О статусе военнослужащих».

В Закон 1998 года тоже вносились изменения и дополнения (Федеральные

законы от 31 декабря 1999 года № 229-ФЗ, от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ, от 7

августа 2000 года № 122-ФЗ, от 27 декабря 2000 года № 150-ФЗ[16]). Данный

Закон устанавливает, что «статус военнослужащих есть совокупность прав,

свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и

ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным

законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и

иными нормативными правовыми актами Российской Федерации»[17].

Закон «О статусе военнослужащих» 1998 года определяет, какие граждане

имеют статус военнослужащих, правовые основы статуса военнослужащих, права

и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их

семей, обязанности и ответственность военнослужащих. С принятием этого

закона Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 1993 года и

поправки, вносившиеся в него, утратили силу.

В январе 1995 года был принят Федеральный закон «О ветеранах»[18],

определяющий категории ветеранов и меры их социальной защиты. Поправки в

данный закон вносились в 2000 году, и на сегодняшний день, с учетом

поправок, этот закон продолжает действовать.

28 марта 1998 года принимается закон «О воинской обязанности военной

службе»[19]. Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое

регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях

реализации гражданами России конституционного долга и обязанности по защите

Отечества.

Федеральные законы РФ от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ, от 7 августа 2000

года № 122-ФЗ и от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ внесли поправки в закон 1998

года «О воинской обязанности и военной службе», с учетом которых он

продолжает действовать по настоящее время.

Конкретные вопросы прохождения военной службы определяются Положением

о порядке прохождения военной службы, утвержденные Указом Президента

Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237.

Некоторые дополнительные меры социальной защиты военнослужащих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.