рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административно-правовой статус военнослужащих

службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной

власти.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на

бесплатную медицинскую помощь, бесплатное обеспечение лекарствами, другим

медицинским имуществом по рецептам врачей в военно-медицинских учреждениях.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих

военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо

специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях

медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или

муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям

здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам,

призванным на военные сборы, возмещаются Министерством обороны Российской

Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором

федеральным законом предусмотрена военная служба).

Торгово-бытовое обслуживание военнослужащих и членов их семей

осуществляется через систему военной торговли. В соответствии с

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года №

873 «О создании единой системы военной торговли» создана единая система

военной торговли Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,

воинских формирований и органов. Руководство единой системой военной

торговли осуществляется Министерством обороны Российской Федерации,

непосредственное управление предприятиями этой системы – Главное управление

торговли этого министерства.

Основные задачи и порядок организации военной торговли определяются

Положением о военной торговле, утвержденным вышеназванным Постановлением

Правительства Российской Федерации.

В соответствии с этим Положением под военной торговлей понимается

совокупность услуг по торгово-бытовому обеспечению военнослужащих и

населения, проживающих на территории военных городков и закрытых

административно-территориальных образований. Торгово-бытовое обеспечение

осуществляется государственными унитарными предприятиями военной торговли,

основанными на праве оперативного управления, путем организации торговли,

общественного питания и бытового обслуживания военных потребителей в

стационарных условиях, на полевых учения и маневрах.

Основными задачами военной торговли являются производство товаров

военного ассортимента, торговля продовольственными и промышленными

товарами, включая товары военного ассортимента и оказание бытовых услуг.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат

обязательному государственному личному страхованию за счет средств

федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного

государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан

устанавливаются Федеральным законом от 28 марта 1998 года «Об обязательном

государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан,

призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов

внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов

налоговой полиции[30]». В соответствии с этим Федеральным законом жизнь и

здоровье военнослужащих подлежать обязательному государственному

страхованию со дня начала военной службы по день окончания военной службы.

В определенном законом случаях военнослужащие считаются застрахованные в

течение одного года после окончания военной службы, военных сборов, если

смерть или инвалидность наступила в следствие увечья (ранения, травмы,

контузии) или заболевания, имеющих место в период прохождения военной

службы.

В случае гибели (смерти) застрахованного лица выгодоприобретателями по

данному виду страхования являются супруг (супруга), состоящий (состоящая)

на день гибели (смерти) застрахованного лица в браке в ним, родители

(усыновители) застрахованного лица, дедушка и бабушка застрахованного лица

– при условии отсутствия у него родителей, если они воспитывали или

содержали его не менее трех лет, отчим и мачеха застрахованного лица – при

условии, если они воспитывали или содержали его не менее пяти лет, дети, не

достигшие восемнадцати лет или старше этого возраста, если они стали

инвалидами до достижения восемнадцати лет, а также обучающиеся в

образовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм и

форм собственности, до окончания обучения или до достижения ими двадцати

трех лет, подопечные застрахованного лица.

Страховыми случаями при осуществлении данного вида обязательного

государственного страхования являются:

гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной

службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с

военной службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения,

травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной

службы, военных сборов;

установление застрахованному лицу инвалидности в период прохождения

военной службы, военных сборов либо до истечения одного года после

увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов

вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в

период прохождения военной службы, военных сборов;

получение застрахованным лицом в период прохождения военной службы

военных сборов тяжелого или легкого увечья (ранения, травмы, контузии);

досрочное увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по

призыву, гражданина, призванного на военные сборы на воинскую должность,

для которой штатом воинской части предусмотрено воинское звание до старшины

(главного корабельного старшины) включительно, с военной службы, признанных

военно-врачебной комиссией ограничено годными к военной службе вследствие

увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период

прохождения военной службы.

Размеры страховых сумм определяются исходя из окладов месячного

денежного содержания этих военнослужащих и приравненных к ним в

обязательном государственном страховании лиц, включающих в себя месячные

оклады по занимаемой должности и месячные оклады по воинскому

(специальному) званию.

При этом военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, размеры

страховых сумм определяются исходя из минимального месячного оклада по

воинскому званию, установленных для военнослужащих, проходящих военную

службу по контракту. При исчислении страховых сумм учитываются оклады

месячного денежного содержания (далее – оклады), установленные на день

выплаты страховых сумм.

Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в

следующих размерах:

в случае гибели (смерти) застрахованного лица а период прохождения

военной службы, военных сборов либо до истечения одного года после

увольнения с военной службы, после окончания военных сборов вследствие

увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период

прохождения военной службы, военных сборов – 25 окладов каждому

выгодоприобретателю;

в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период

прохождения военной службы, военных сборов либо до истечения одного года

после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных

сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания,

полученных в период прохождения военной службы, военных сборов;

инвалиду I группы – 75 окладов;

инвалиду II группы – 50 окладов;

инвалиду III группы – 25 окладов;

в случае получения застрахованным лицом в период прохождения военной

службы, военных сборов тяжелого увечья (ранения, травмы, контузии) – 10

окладов, легкого увечья (ранения, травмы, контузии) – 5 окладов;

в случае досрочного увольнения с военной службы военнослужащего,

проходящего военную службу по призыву, гражданина, призванного на военные

сборы на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское

звание до старшины (главного корабельного старшины) включительно,

признанных военно-врачебной комиссией ограниченно годными к военной службе

вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в

период прохождения военной службы – 5 окладов.

Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по данному виду

обязательного государственного страхования, если страховой случай:

наступил вследствие совершения застрахованным лицом деяния,

признанного в установленном судом порядке общественно опасным;

находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным,

наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

является результатом доказанного судом умышленного причинения

застрахованным лицом вреда своему здоровью или самоубийства застрахованного

лица.

Страховщик не освобождается от выплаты страховой суммы в случае смерти

застрахованного лица, если смерть последнего наступила вследствие

самоубийства и к этому времени застрахованное лицо находилось на военной

службе не менее двух лет.

Выплата страховых сумм производится страховщиком на основании

документов, подтверждающих наступление страхового случая. Перечень

документов, необходимых для принятия решения о выплате страховой суммы, а

также перечень увечий (ранений, травм, контузий), относящихся к тяжелым иди

легким, устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации

от 29 июля 1998 года № 855 «О мерах по реализации Федерального Закона «Об

обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих,

граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего

состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников

федеральных органов налоговой полиции».

Несвоевременная выплата страховщиком страховых сумм по причине

задержки внесения страхователем страховых взносов не является основанием

для выплаты штрафа.

Военнослужащие, как и все граждане нашей страны обладают трудовыми

правами (служебное (рабочее) время и право на отдых). Согласно статье 11

Федерального закона «О статусе военнослужащих» общая продолжительность

еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу

по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей

статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного

рабочего времени, установленную федеральными законами и другими

нормативными правовыми актами Российской Федерации (т. е. 40 часов в

неделю).

Однако в пункте 3 статьи 11 Федерального закона «О статусе

военнослужащих» говорится, что ряд мероприятий, таких как, боевое

дежурство, учения, походы кораблей и т. д., перечень которых определяется

министерством обороны Российской Федерации, проводятся при необходимости

без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

При утверждении перечня таких мероприятий обращается внимание на то, что

должно быть исключено привлечение военнослужащих, проходящих военную службу

по контракту, к исполнению обязанностей военной службы без ограничения

общей продолжительности еженедельного служебного времени при проведении

мероприятий, не предусмотренных перечнями (Приказ Министра обороны

Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 492 «Об утверждении перечня

мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности

еженедельного служебного времени военнослужащих»[31]).

Вместе с тем необходимо отметить, что и в таких случаях военнослужащим

должен быть предоставлен отдых, компенсирующий их участие в указанных

мероприятиях, порядок и условия, предоставления которого определяются

Положением о порядке прохождения военной службы. В частности в данном

Положении говорится, что за каждые трое суток привлечения к названным

мероприятиям военнослужащему предоставляются двое суток отдыха. Время

отдыха, компенсирующее участие в данных мероприятиях, предоставляется

военнослужащему, проходящую военную службу по контракту, как правило, по

окончании этих мероприятий с учетом необходимости поддержания боевое

готовности подразделения и интересов службы.

Привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в

рабочие дни сверх установленной продолжительности еженедельного рабочего

времени компенсируется отдыхом соответствующей продолжительности в другие

дни недели. Либо при невозможности этого «переработка» суммируется с

предоставлением военнослужащим дополнительных суток отдыха, которые по

желанию военнослужащего, могут быть присоединены к основному отпуску.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предусматривает

продолжительность и условия предоставления различных видов отпусков. Прежде

всего это, конечно, основной отпуск, предоставляемый ежегодно

военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Продолжительность

такого отпуска зависит от длительности военной службы и может быть

увеличена путем предоставления дополнительных суток отдыха с учетом места

похождения военной службы (в районах Крайнего Севера, приравненных к ним

местностях, и других местностях с неблагоприятными климатическими или

экологическими условиями, в том числе отдаленных), при прохождении военной

службы не воинских должностях, исполнение обязанностей военной службы на

которых связанно с повышенной опасностью для жизни и здоровья, а также

ветеранам боевых действий на территории других государств. При этом

продолжительность основного отпуска увеличивается на количество суток,

необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно.

Федеральный закон не предусматривает случаев увеличения или сокращения

продолжительности отпуска в виде поощрения или наказания у военнослужащих,

проходящих военную службу по призыву, в отношении которых это возможно в

соответствии с общевоинскими уставами.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» предусматривает

возможность предоставления военнослужащим – контрактникам не только

основного, но и других отпусков: учебных (для подготовки к вступительным

экзаменам и сдачи вступительных экзаменов, а затем и для сдачи экзаменов в

период обучения в профессиональных общеобразовательных учреждениях

различного типа); каникулярных (во время перерывов в учебных занятиях в

указанных образовательных учреждениях); творческих (для лиц, являющихся

соискателями ученых степеней кандидата или доктора наук); по болезни (на

основании заключения военно-врачебной комиссии); по личным обстоятельствам

на срок до 10 суток (в законе дается примерный перечень исключительных

случаев предоставления такого отпуска), продолжительность которого

увеличивается на количество суток, необходимых для проезда к месту

использования отпуска и обратно, с указанием вида транспорта – наземного,

водного, воздушного.

Особо выделяется такой вид отпуска по личным обстоятельствам

продолжительностью 30 суток, который предоставляется по их желанию, кроме

основного отпуска военнослужащим, общая продолжительность военной службы

которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими

предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с

военной службы по состоянию здоровья либо в связи с организационно-штатными

мероприятиями, а также военнослужащих, проходящих в соответствии

федеральными законами военную службу после достижения ими предельного

возраста пребывания на военной службе и не использовавшим указанный отпуск

ранее. Данный отпуск предоставляется один раз за весь период военной

службы, что фиксируется в личном деле военнослужащего.

Супругам же военнослужащих отпуск по их желанию предоставляется

одновременно с отпуском военнослужащих, с возможностью увеличения отпуска

супругов военнослужащих до величины отпуска самих военнослужащих с

предоставлением по основному месту работы дополнительных дней отдыха без

сохранения заработной платы.

§ 2. Льготы и компенсации, предоставляемые военнослужащим.

Под льготами понимаются установленные законодательством специфические

военно-служебные права, предусматривающие определенные преимущества

военнослужащих и членов их семей пред другими гражданами в различных сферах

общественной жизни: по налогам, по перевозкам, жилищному обеспечению и

других. Под компенсациями понимаются права материального характера,

призванные компенсировать затраты или лишения, связанные с исполнением

обязанностей военной службы.

Надо отметить, что советское правительство, в свое время, проявляло

должную заботу о военнослужащих, предоставляя им определенные льготы и

компенсации в связи с характером и особенностями военной службы. «Проявляя

отеческую заботу о военнослужащих, Коммунистическая партия и Советское

правительство действуют в интересах всего народа, ибо предоставление

определенных льгот не только улучшает материальное положение воинов и их

семей, но и укрепляет у них чувство гордости за принадлежность к Советским

Вооруженным Силам, поднимает моральный дух, вдохновляет на лучшее

выполнение воинского долга. В. И. Ленин еще в 1920 г. отмечал в этой связи:

“Когда красноармейцы видели, что в тылу о них заботятся, тогда Красная

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.