Детская журналистика
переводам зарубежных авторов-моралистов.
Выступал Федоров и как критик. Хотя по его собственному творчеству
нельзя сказать, что он отличался безупречным художественным вкусом, но
детскую психологию, видимо, понимал неплохо. Об этом свидетельствует, в
частности, его отклик на появление повести-сказки «Черная курица, или
Подземные жители» Антония Погорельского. «Мы еще не имели на Русском языке
сказки лучше написанной», — отмечал рецензент и не ошибся: как известно,
произведение это надолго стало любимым детским чтением.
Первым частным журналом, выходившим на протяжении более чем 20 лет,
стал журнал А.О. Ишимовой «Звездочка» (1842—1863).
Об Александре Осиповне Ишимовой (1805 — 1881) следует сказать особо,
так как она сыграла особую роль в развитии литературы для детей первой
половины XIX века.
Тяжелы и суровы были ее молодые годы. Сопровождая ссыльного отца, она
не могла получить образования, всему училась сама, по книгам.
Самостоятельно овладела и языками: французским, английским и немецким, да
так, что переводами зарабатывала себе на жизнь. Обладая от природы
писательским даром, А.О. Ишимова решила написать «Историю России в
рассказах для детей», трудилась шесть лет, и результат превзошел ожидания:
она стала самой популярной писательницей, а с 1842 года в Санкт-Петербурге
приступила к изданию журнала «Звездочка», затем с 1850 года— «Лучи»
(1850—1860). Оба журнала предназначались для девочек.
Н. М. Карамзин закончил свою «Историю Государства Российского», когда
Ишимовой не было еще четырнадцати лет, и она только что завершила свое
обучение в пансионе. Тяжелые семейные обстоятельства (отец ее был надолго
сослан Аракчеевым) привели к тому, что ей пришлось рано приобрести навыки
самостоятельности и трудолюбия, что было весьма необычным для барышень-
дворянок той эпохи. Это помогло ей и в литературной деятельности. Ведь
замысел кратко, понятно и занимательно пересказать детям многотомную
карамзинскую «Историю..» был грандиозен. Для его осуществления Ишимова
несколько раз перечитала весь огромный труд, познакомилась и с другими
сочинениями на исторические темы.
«История..» А.О. Ишимовой состояла из шести частей и открывалась
обращением к маленьким читателям: «Милые дети! Вы любите слушать чудные
рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о
добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слушать не
сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах
ваших предков». Это произведение — одна из самых значительных попыток
рассказать детям об истории родной страны.
Известен отклик А. С. Пушкина — из последнего в его жизни письма:
«Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался.
Вот как надо бы писать!» В. Г. Белинский тоже одобрительно высказывался о
языке, слоге, повествовательном даровании писательницы. Ей удалось, заявлял
он, соединить «занимательность анекдота с достоверностью и важностью
истории».
А.О.Ишимова шла, можно сказать, непроторенными путями, особенно в
области языка: она старалась приблизить слог своих произведений к
разговорной речи, писала живо, образно, ярко и просто. Формы, в которые она
облекала свои повествования, весьма разнообразны: беседа с читателем
(«История России...»), беседа детей с матерью («Маменькины уроки»),
переписка детей («Рассказы старушки»), «Дорожный журнал», позволяющий
свободно рассказывать о том, что видит путешественник (картины природы,
шедевры архитектуры), с чем он знакомится (обычаи и нравы народов,
например, как в ее «Каникулах 1844 года»).
А.О.Ишимова основала два журнала: «Звездочка» (1842 — 1863) и «Лучи»
(1850 — I860). Первый из них предназначался девочкам младшего возраста,
второй — более ставшим, воспитанницам институтов благородных девиц.
Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек
в то время (религия, благоговение перед царем, семья). Оба журнала резко
критиковались Белинским и его последователями — революционерами-
демократами.
Однако многие из педагогических утверждений детской писательницы А. О.
Ишимовой не устарели и сегодня. Среди них такое, например (давшее название
ее рассказу): «Надобно любить труд».
Наша отечественная литература для детей многим обязана именно этому
периоду — первой половине XIX века, золотому веку русского искусства. Столь
бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать
плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей —
научно-художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась
ведущей темой детской литературы. И еще одна важная особенность этого
периода: крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же
создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.
«Звездочка» вначале выходила в двух отделах: для старшего и младшего
возраста. После их объединения Ишимова отработала четкую структуру журнала.
Каждый номер имел следующие отделы:
1. Словесность (здесь помещались произведения самой Ишимовой, рассказы,
сказки, стихи других авторов).
2. Науки (очерки по истории, естествознанию, географии).
3. Новые книги.
4. Смесь.
5. Для маленьких читателей.
Ишимова привлекала к сотрудничеству известных писателей и ученых. В
«Звездочке» печатались статьи Я. Грота, рассказы В. Одоевского. Журнал с
успехом выполнял задачу, поставленную издателем: воспитывать будущих
матерей, хозяек дома.
Конец 50-х годов — эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы
не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.
С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник» (1858—1862)
под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей:
«...доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно
наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения». Редактор
привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Д.
Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года основным
сотрудником «Подснежника» стала писательница М.Ростовская, а с 1864 года
она сама приступила к созданию журнала «Семейные вечера», который
просуществовал 24 года (Ростовская в нем работала до 1870 года);
первоначально он выходил еженедельно, а затем — ежемесячно.
Годовые подшивки «Семейных вечеров» расходились даже много лет спустя
после выхода в свет. Это издание, по существу, стало продолжением
«Звездочки». М. Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла ее
взгляды на детское чтение. Журнал был удостоен высокого покровительства
государыни императрицы Марии Александровны. В нем публиковались
произведения самой М. Ростовской. Она достаточно хорошо владела пером и из
номера в номер радовала своих читателей рассказами, сказками, поучительными
историями, биографиями знаменитых людей. В журнале печатались В. Даль. Евг.
Тур, Н. Львов, В. Авенариус и др.
Но вот годом позже в Петербурге появляется непривычный
журнал—«Калейдоскоп». Новизна его усматривалась уже в подзаголовке:
«Еженедельная газета для русских детей среднего возраста». В программе
издания писалось: «В нем, как в светлой призме зеркал, будут переливаться
цвета, изменяться формы статей и, заинтересованные этою блестящею
пестротою, наши читатели, надеемся, полюбят свою литературно-оптическую
игрушку»4. В первом номере на восьми страницах (объем 1 печатный лист) были
кроме программы «Несколько слов в виде предисловия для первого знакомства»
помещены: «Няня. Характеристический очерк», зарисовка «Кокосовое дерево»,
три стихотворения и «Мозаика» — мелкие сообщения о любопытных диковинках на
свете, переводы из иностранных журналов. Публикации сопровождали
многочисленные иллюстрации.
Появление первой «Газеты для русских детей» (1860—1862) совпало со
временем общественного подъема в канун «великих реформ». Произошло это, на
наш взгляд, не случайно. Как отмечали современники, новые веяния захватили
и детей, подростков. В школьном деле происходили большие перемены, «наша
гимназия того времени тоже попала в полосу оттепели»,— отмечал «чайковец»
Н. А. Чарушин. Революционер-народник П. Н. Ткачев вспоминал впоследствии,
что с чтения «посторонних классным занятиям» снято было прежнее veto;
чтение было теперь не только дозволено, но даже поощрялось, и юноши-дети с
жадностью набросились на него. Книги, возбуждали новые мысли, с замиранием
сердца ожидали юные читатели выхода каждой новой книжки, журнала»[3].
Веяния эпохи хорошо уловила С. П. Буряашева, редактор «Калейдоскопа».
Она решила сделать в детской журналистике то, что до нее никто не делал:
приблизить свое издание к жизни, «осовременить» его, дать отклик на
происходящие события. Одно только это обстоятельство предъявило непременное
условие—выпускать журнал не раз в месяц, как обычно, а значительно чаще.
3атем последовали и другие изменения: объем издания уменьшался,
«упразднялись» некоторые жанры, привычные для альманаха, трансформировался
облик журнала.
«Калейдоскоп» не публиковал на своих страницах больших литературных
произведений. Любимым жанром газеты стал очерк о народностях страны, о быте
населения окраин России. Тщательно разрабатывался раздел хроники, который
именовался то «Мозаика», то «Вестовщик», то «Новости и мелочи». Рассказ
очевидца, указание местности, описание мелких подробностей—все это
конкретизировало публикации. И в то же самое время требовало от автора
определенных оценок, своего отношения к событиям. В публикациях на основе
материала, взятого из жизни, проявлялись публицистические мотивы осмысления
действительности.
«Калейдоскоп» знаменовал собой новые тенденции, наметившиеся в детской
журналистике. Сам факт освоения иных типологических возможностей открывал
определенные перспективы в периодике для юного читателя. Но подлинной
газетой издание не стало. Оно оказалось вдали от злободневных вопросов
современности, от политических, социальных проблем, с которыми сталкивалось
общество.
Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года. К
этому времени отечественная периодика для детей претерпела большие
изменения: она получила широкое распространение по всей стране; некоторые
издания выходили уже на протяжении десятилетий, достаточно надежно отладив
весь редакционно-издательский механизм; все чаще и чаще в журналах стали
принимать участие писатели, педагоги. Но главное заключалось в
другом—изменилось время! Под натиском революционной борьбы пролетариата
постепенно многое начинает пересматриваться и в тематике детских журналов.
На их страницы приходит социальный очерк о жизни бедных слоев населения, о
положении маленьких рабочих на заводах Петербурга, Москвы, о неурожаях и
голоде в различных губерниях. Юный читатель начинает встречать публикации о
последних политических событиях, комментарий к ним.
Эти тенденция детской периодики получили наиболее яркое выражение в
дни вооруженного выступления народных масс 1905—1907-х годов. Идя навстречу
пожеланиям «со стороны подписчиков, настойчиво требующих от изданий статей
по текущим вопросам»8, журналы начинают писать о Государственной Думе,
разъясняют детям программу партий кадетов, октябристов, трудовиков. Каждый
журнал заводит раздел «На войне», где пишет о событиях на Дальнем Востоке.
Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал «Детское
чтение» А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге (1869—1906). Он
просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную Россию». В каждом
номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк из
жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические
советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А.
Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая
и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом.
Редактор не увлекался переводными произведениями. Чаще всего помещал не
переводы, а пересказы, написанные хорошим языком, понятным и доступным
юным, читателям.
Успех «Детского чтения» определился с самого начала. К концу первого
года работы появились рецензии, в которых отмечалось прогрессивное
направление журнала. С первых же номеров А. Острогорский сумел сплотить
вокруг нового издания группу известных писателей: А. Левитова, П.
Засодимского, А. Плещеева, Е. Водовозову. Л. Шелгунову, М. Цебрикову. С
редактором сотрудничали Я. Полонский и И. Тургенев. Из переводных авторов
отдавалось предпочтение М. Твену, Дж. Лондону, Э. Сетон-Томпсону. В журнале
нашло отражение все лучшее, что было в русской литературе для детей в конце
XIX — начале XX века.
Опыт «Детского чтения» впоследствии широко использовали издатели
«Родника» (1887—1917), «Всходов» (1911—1915), «Юного читателя» (1899-1908),
«Маяка» (1909-1918) и др.
В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к
читателям из рабочих семей. Публикуются в. них произведения писателей-
реалистов — сильные по эмоциональному воздействию и социальной
направленности рассказы, повести, очерки, стихотворения. Таким образом,
«еще до 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы
формирования духовного облика юного читателя — его взглядов на жизнь и
окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему доступные научные
знания.
Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных
долгожителей среди детских журналов этого периода — «Задушевное слово»
(1876 — 1917, с трехлетним перерывом). В этом журнале сотрудничали такие
широко известные авторы, как Л. Чарская, К. Лукашевич, Т. Щепкина-Куперник,
А. Пчельникова. Правда, демократическая критика относилась к «Задушевному
слову» скептически, называя его «гостинодворским» изданием, проповедником
убогих обывательских представлений.
Продолжительное время выходил и журнал М. Вольфа «Задушевное слово»
(1877—1917). Сначала он имел четыре отдела:
1) для детей младшего возраста (5—8 лет),
2) для детей среднего возраста (8—12 лет),
3) для детей старшего возраста (старше 12 лет).
4) семейное чтение для взрослых. С 1883 года отделов стало два: для
старшего и младшего возраста.
Постоянной сотрудницей журнала была писательница Л. Чарская,
опубликовавшая на его страницах немало своих повестей, рассказов и сказок.
Здесь постоянно печатались Евг. Шведер, Т. Щепкина-Куперник, Г. Галина и
др.
В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним
издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок»
(1902—1916), «Путеводный огонек» (1904—1918), «Дело и потеха» (1905—1909).
Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребенка, занять его и при этом
преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах
журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни,
шутки самого издателя. Излюбленным жанром Федорова-Давыдова были сказки, и
писал он их так мастерски, что они были близки к народным. Дети любили эти
журналы за веселый и доброжелательный настрой. Редактор помещал массу
ребусов, шарад, головоломок, фокусов. В первых номерах печатался Д. Мамин-
Сибиряк.
Другой популярный журнал — «Игрушечка» (1880 — 1912) — предназначался
только для маленьких. Издавала его Т. П. Пассек, дружившая с А. И.
Герценом. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество
произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В
каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии
знаменитых людей, природоведческие очерки. Кроме того, в журнале были
отделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола». Специальный раздел «Для
малюток» печатался более крупным шрифтом.
Каждые две недели выходил журнал «Светлячок» (190? — 1920), редактором
и издателем которого, как уже отмечалось выше, был писатель А. А. Федоров-
Давыдов. Предназначался этот журнал детям младшего возраста. Большая часть
его материалов носила чисто развлекательный характер, что вызывало
нарекания демократической критики. Сильной стороной этого издания
признавались его многочисленные приложения — игры, забавные игрушки,
поделки, которые должны были изготавливать сами дети.
Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был
журнал «Тропинка» (1906 — 1912). В оформлении его принимали участие такие
известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого
начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его
страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке
писателей.
Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал «Маяк» (1909 —
1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал журнал И.
И. Горбунов-Осадов — писатель, последователь идей Льва Толстого. И сам
Толстой предоставлял свои детские произведения этому изданию. Общая
демократическая направленность привлекала к журналу соответствующих
авторов. В нем печатались, например, Н. К. Крупская (рассказы «Мой первый
школьный день», «Леля и я»), Демьян Бедный и ряд авторов близкого им
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|