рефераты бесплатно

МЕНЮ


Детская журналистика

переводам зарубежных авторов-моралистов.

Выступал Федоров и как критик. Хотя по его собственному творчеству

нельзя сказать, что он отличался безупречным художественным вкусом, но

детскую психологию, видимо, понимал неплохо. Об этом свидетельствует, в

частности, его отклик на появление повести-сказки «Черная курица, или

Подземные жители» Антония Погорельского. «Мы еще не имели на Русском языке

сказки лучше написанной», — отмечал рецензент и не ошибся: как известно,

произведение это надолго стало любимым детским чтением.

Первым частным журналом, выходившим на протяжении более чем 20 лет,

стал журнал А.О. Ишимовой «Звездочка» (1842—1863).

Об Александре Осиповне Ишимовой (1805 — 1881) следует сказать особо,

так как она сыграла особую роль в развитии литературы для детей первой

половины XIX века.

Тяжелы и суровы были ее молодые годы. Сопровождая ссыльного отца, она

не могла получить образования, всему училась сама, по книгам.

Самостоятельно овладела и языками: французским, английским и немецким, да

так, что переводами зарабатывала себе на жизнь. Обладая от природы

писательским даром, А.О. Ишимова решила написать «Историю России в

рассказах для детей», трудилась шесть лет, и результат превзошел ожидания:

она стала самой популярной писательницей, а с 1842 года в Санкт-Петербурге

приступила к изданию журнала «Звездочка», затем с 1850 года— «Лучи»

(1850—1860). Оба журнала предназначались для девочек.

Н. М. Карамзин закончил свою «Историю Государства Российского», когда

Ишимовой не было еще четырнадцати лет, и она только что завершила свое

обучение в пансионе. Тяжелые семейные обстоятельства (отец ее был надолго

сослан Аракчеевым) привели к тому, что ей пришлось рано приобрести навыки

самостоятельности и трудолюбия, что было весьма необычным для барышень-

дворянок той эпохи. Это помогло ей и в литературной деятельности. Ведь

замысел кратко, понятно и занимательно пересказать детям многотомную

карамзинскую «Историю..» был грандиозен. Для его осуществления Ишимова

несколько раз перечитала весь огромный труд, познакомилась и с другими

сочинениями на исторические темы.

«История..» А.О. Ишимовой состояла из шести частей и открывалась

обращением к маленьким читателям: «Милые дети! Вы любите слушать чудные

рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах, вас веселят сказки о

добрых и злых волшебницах. Но, верно, для вас еще приятнее будет слушать не

сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах

ваших предков». Это произведение — одна из самых значительных попыток

рассказать детям об истории родной страны.

Известен отклик А. С. Пушкина — из последнего в его жизни письма:

«Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался.

Вот как надо бы писать!» В. Г. Белинский тоже одобрительно высказывался о

языке, слоге, повествовательном даровании писательницы. Ей удалось, заявлял

он, соединить «занимательность анекдота с достоверностью и важностью

истории».

А.О.Ишимова шла, можно сказать, непроторенными путями, особенно в

области языка: она старалась приблизить слог своих произведений к

разговорной речи, писала живо, образно, ярко и просто. Формы, в которые она

облекала свои повествования, весьма разнообразны: беседа с читателем

(«История России...»), беседа детей с матерью («Маменькины уроки»),

переписка детей («Рассказы старушки»), «Дорожный журнал», позволяющий

свободно рассказывать о том, что видит путешественник (картины природы,

шедевры архитектуры), с чем он знакомится (обычаи и нравы народов,

например, как в ее «Каникулах 1844 года»).

А.О.Ишимова основала два журнала: «Звездочка» (1842 — 1863) и «Лучи»

(1850 — I860). Первый из них предназначался девочкам младшего возраста,

второй — более ставшим, воспитанницам институтов благородных девиц.

Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек

в то время (религия, благоговение перед царем, семья). Оба журнала резко

критиковались Белинским и его последователями — революционерами-

демократами.

Однако многие из педагогических утверждений детской писательницы А. О.

Ишимовой не устарели и сегодня. Среди них такое, например (давшее название

ее рассказу): «Надобно любить труд».

Наша отечественная литература для детей многим обязана именно этому

периоду — первой половине XIX века, золотому веку русского искусства. Столь

бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать

плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей —

научно-художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась

ведущей темой детской литературы. И еще одна важная особенность этого

периода: крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же

создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.

«Звездочка» вначале выходила в двух отделах: для старшего и младшего

возраста. После их объединения Ишимова отработала четкую структуру журнала.

Каждый номер имел следующие отделы:

1. Словесность (здесь помещались произведения самой Ишимовой, рассказы,

сказки, стихи других авторов).

2. Науки (очерки по истории, естествознанию, географии).

3. Новые книги.

4. Смесь.

5. Для маленьких читателей.

Ишимова привлекала к сотрудничеству известных писателей и ученых. В

«Звездочке» печатались статьи Я. Грота, рассказы В. Одоевского. Журнал с

успехом выполнял задачу, поставленную издателем: воспитывать будущих

матерей, хозяек дома.

Конец 50-х годов — эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы

не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.

С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник» (1858—1862)

под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей:

«...доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно

наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения». Редактор

привлекал к сотрудничеству Н. Некрасова, И. Тургенева, И. Гончарова, Д.

Григоровича. Библиографический отдел вел Д. Писарев. С 1860 года основным

сотрудником «Подснежника» стала писательница М.Ростовская, а с 1864 года

она сама приступила к созданию журнала «Семейные вечера», который

просуществовал 24 года (Ростовская в нем работала до 1870 года);

первоначально он выходил еженедельно, а затем — ежемесячно.

Годовые подшивки «Семейных вечеров» расходились даже много лет спустя

после выхода в свет. Это издание, по существу, стало продолжением

«Звездочки». М. Ростовская сотрудничала с А. Ишимовой и разделяла ее

взгляды на детское чтение. Журнал был удостоен высокого покровительства

государыни императрицы Марии Александровны. В нем публиковались

произведения самой М. Ростовской. Она достаточно хорошо владела пером и из

номера в номер радовала своих читателей рассказами, сказками, поучительными

историями, биографиями знаменитых людей. В журнале печатались В. Даль. Евг.

Тур, Н. Львов, В. Авенариус и др.

Но вот годом позже в Петербурге появляется непривычный

журнал—«Калейдоскоп». Новизна его усматривалась уже в подзаголовке:

«Еженедельная газета для русских детей среднего возраста». В программе

издания писалось: «В нем, как в светлой призме зеркал, будут переливаться

цвета, изменяться формы статей и, заинтересованные этою блестящею

пестротою, наши читатели, надеемся, полюбят свою литературно-оптическую

игрушку»4. В первом номере на восьми страницах (объем 1 печатный лист) были

кроме программы «Несколько слов в виде предисловия для первого знакомства»

помещены: «Няня. Характеристический очерк», зарисовка «Кокосовое дерево»,

три стихотворения и «Мозаика» — мелкие сообщения о любопытных диковинках на

свете, переводы из иностранных журналов. Публикации сопровождали

многочисленные иллюстрации.

Появление первой «Газеты для русских детей» (1860—1862) совпало со

временем общественного подъема в канун «великих реформ». Произошло это, на

наш взгляд, не случайно. Как отмечали современники, новые веяния захватили

и детей, подростков. В школьном деле происходили большие перемены, «наша

гимназия того времени тоже попала в полосу оттепели»,— отмечал «чайковец»

Н. А. Чарушин. Революционер-народник П. Н. Ткачев вспоминал впоследствии,

что с чтения «посторонних классным занятиям» снято было прежнее veto;

чтение было теперь не только дозволено, но даже поощрялось, и юноши-дети с

жадностью набросились на него. Книги, возбуждали новые мысли, с замиранием

сердца ожидали юные читатели выхода каждой новой книжки, журнала»[3].

Веяния эпохи хорошо уловила С. П. Буряашева, редактор «Калейдоскопа».

Она решила сделать в детской журналистике то, что до нее никто не делал:

приблизить свое издание к жизни, «осовременить» его, дать отклик на

происходящие события. Одно только это обстоятельство предъявило непременное

условие—выпускать журнал не раз в месяц, как обычно, а значительно чаще.

3атем последовали и другие изменения: объем издания уменьшался,

«упразднялись» некоторые жанры, привычные для альманаха, трансформировался

облик журнала.

«Калейдоскоп» не публиковал на своих страницах больших литературных

произведений. Любимым жанром газеты стал очерк о народностях страны, о быте

населения окраин России. Тщательно разрабатывался раздел хроники, который

именовался то «Мозаика», то «Вестовщик», то «Новости и мелочи». Рассказ

очевидца, указание местности, описание мелких подробностей—все это

конкретизировало публикации. И в то же самое время требовало от автора

определенных оценок, своего отношения к событиям. В публикациях на основе

материала, взятого из жизни, проявлялись публицистические мотивы осмысления

действительности.

«Калейдоскоп» знаменовал собой новые тенденции, наметившиеся в детской

журналистике. Сам факт освоения иных типологических возможностей открывал

определенные перспективы в периодике для юного читателя. Но подлинной

газетой издание не стало. Оно оказалось вдали от злободневных вопросов

современности, от политических, социальных проблем, с которыми сталкивалось

общество.

Следующая детская газета в России появилась лишь после 1905 года. К

этому времени отечественная периодика для детей претерпела большие

изменения: она получила широкое распространение по всей стране; некоторые

издания выходили уже на протяжении десятилетий, достаточно надежно отладив

весь редакционно-издательский механизм; все чаще и чаще в журналах стали

принимать участие писатели, педагоги. Но главное заключалось в

другом—изменилось время! Под натиском революционной борьбы пролетариата

постепенно многое начинает пересматриваться и в тематике детских журналов.

На их страницы приходит социальный очерк о жизни бедных слоев населения, о

положении маленьких рабочих на заводах Петербурга, Москвы, о неурожаях и

голоде в различных губерниях. Юный читатель начинает встречать публикации о

последних политических событиях, комментарий к ним.

Эти тенденция детской периодики получили наиболее яркое выражение в

дни вооруженного выступления народных масс 1905—1907-х годов. Идя навстречу

пожеланиям «со стороны подписчиков, настойчиво требующих от изданий статей

по текущим вопросам»8, журналы начинают писать о Государственной Думе,

разъясняют детям программу партий кадетов, октябристов, трудовиков. Каждый

журнал заводит раздел «На войне», где пишет о событиях на Дальнем Востоке.

Заметным явлением в отечественной журналистике стал журнал «Детское

чтение» А. Острогорского, выходивший в Санкт-Петербурге (1869—1906). Он

просуществовал 35 лет, а затем был переименован в «Юную Россию». В каждом

номере журнала читатель находил рассказ или повесть, популярный очерк из

жизни природы и окружающей среды, исторические материалы, практические

советы юным садоводам и друзьям животных, занимательные игры и задачи. А.

Острогорский стремился дать детям максимум необходимой информации, подбирая

и располагая материал таким образом, чтобы он читался с живым интересом.

Редактор не увлекался переводными произведениями. Чаще всего помещал не

переводы, а пересказы, написанные хорошим языком, понятным и доступным

юным, читателям.

Успех «Детского чтения» определился с самого начала. К концу первого

года работы появились рецензии, в которых отмечалось прогрессивное

направление журнала. С первых же номеров А. Острогорский сумел сплотить

вокруг нового издания группу известных писателей: А. Левитова, П.

Засодимского, А. Плещеева, Е. Водовозову. Л. Шелгунову, М. Цебрикову. С

редактором сотрудничали Я. Полонский и И. Тургенев. Из переводных авторов

отдавалось предпочтение М. Твену, Дж. Лондону, Э. Сетон-Томпсону. В журнале

нашло отражение все лучшее, что было в русской литературе для детей в конце

XIX — начале XX века.

Опыт «Детского чтения» впоследствии широко использовали издатели

«Родника» (1887—1917), «Всходов» (1911—1915), «Юного читателя» (1899-1908),

«Маяка» (1909-1918) и др.

В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к

читателям из рабочих семей. Публикуются в. них произведения писателей-

реалистов — сильные по эмоциональному воздействию и социальной

направленности рассказы, повести, очерки, стихотворения. Таким образом,

«еще до 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы

формирования духовного облика юного читателя — его взглядов на жизнь и

окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему доступные научные

знания.

Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных

долгожителей среди детских журналов этого периода — «Задушевное слово»

(1876 — 1917, с трехлетним перерывом). В этом журнале сотрудничали такие

широко известные авторы, как Л. Чарская, К. Лукашевич, Т. Щепкина-Куперник,

А. Пчельникова. Правда, демократическая критика относилась к «Задушевному

слову» скептически, называя его «гостинодворским» изданием, проповедником

убогих обывательских представлений.

Продолжительное время выходил и журнал М. Вольфа «Задушевное слово»

(1877—1917). Сначала он имел четыре отдела:

1) для детей младшего возраста (5—8 лет),

2) для детей среднего возраста (8—12 лет),

3) для детей старшего возраста (старше 12 лет).

4) семейное чтение для взрослых. С 1883 года отделов стало два: для

старшего и младшего возраста.

Постоянной сотрудницей журнала была писательница Л. Чарская,

опубликовавшая на его страницах немало своих повестей, рассказов и сказок.

Здесь постоянно печатались Евг. Шведер, Т. Щепкина-Куперник, Г. Галина и

др.

В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним

издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок»

(1902—1916), «Путеводный огонек» (1904—1918), «Дело и потеха» (1905—1909).

Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребенка, занять его и при этом

преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы. На страницах

журналов в основном печатались рассказы, повести, сказки, стихи, басни,

шутки самого издателя. Излюбленным жанром Федорова-Давыдова были сказки, и

писал он их так мастерски, что они были близки к народным. Дети любили эти

журналы за веселый и доброжелательный настрой. Редактор помещал массу

ребусов, шарад, головоломок, фокусов. В первых номерах печатался Д. Мамин-

Сибиряк.

Другой популярный журнал — «Игрушечка» (1880 — 1912) — предназначался

только для маленьких. Издавала его Т. П. Пассек, дружившая с А. И.

Герценом. За свою довольно длительную жизнь журнал напечатал множество

произведений современных русских писателей, известных и малоизвестных. В

каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии

знаменитых людей, природоведческие очерки. Кроме того, в журнале были

отделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола». Специальный раздел «Для

малюток» печатался более крупным шрифтом.

Каждые две недели выходил журнал «Светлячок» (190? — 1920), редактором

и издателем которого, как уже отмечалось выше, был писатель А. А. Федоров-

Давыдов. Предназначался этот журнал детям младшего возраста. Большая часть

его материалов носила чисто развлекательный характер, что вызывало

нарекания демократической критики. Сильной стороной этого издания

признавались его многочисленные приложения — игры, забавные игрушки,

поделки, которые должны были изготавливать сами дети.

Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был

журнал «Тропинка» (1906 — 1912). В оформлении его принимали участие такие

известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого

начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его

страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке

писателей.

Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал «Маяк» (1909 —

1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал журнал И.

И. Горбунов-Осадов — писатель, последователь идей Льва Толстого. И сам

Толстой предоставлял свои детские произведения этому изданию. Общая

демократическая направленность привлекала к журналу соответствующих

авторов. В нем печатались, например, Н. К. Крупская (рассказы «Мой первый

школьный день», «Леля и я»), Демьян Бедный и ряд авторов близкого им

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.