рефераты бесплатно

МЕНЮ


Детская журналистика

Детская журналистика

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ

ДИПЛОМНАЯ РАБАОТА

«СТАНОВЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ И ВЛИЯНИЕ ЕЕ НА ПСИХОЛОГИЮ РЕБЕНКА»

Выполнена:

Студенткой V курса

заочного отделения

Семеновой О.К.

Научный руководитель:

кандидат филологических наук

Моденкова Л.В.

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ (3 стр.)

1. ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ (5 стр.)

2. НАЧАЛО НОВОЙ ЭПОХИ В ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ. ЖУРНАЛЫ «ЕЖ» И «ЧИЖ». (29

стр.)

3. ДЕТСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (50 стр.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (58 стр.)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась с

журнала.

Детская журналистика в нашей стране имеет богатую историю. До

революции, в основном в Петербурге и Москве, издавалось около трехсот

детских и юношеских журналов. Одни из них выходили десятилетиями, другие

прекращали свое существование на первой книжке. Прежде всего это было

вызвано тем, что издателям не хватало средств, а порой появившийся журнал

не находил своих подписчиков по разным причинам, но чаще всего потому, что

являлся ухудшенным вариантом уже издававшихся и полюбившихся читателям.

«Друг детей», «Детский музеум», «Собеседник», «Отдых», «Крошка».

«Детский сад», «Игрушечка», «Подарок детям», «Малютка», «Дело и потеха»,

«Тропинка», «Золотое детство», «Подснежник», «Солнышко». Каждый из этих и

многих других журналов имел свою направленность, свою тематику и структуру.

К сожалению, в изучении дореволюционной детской журналистики у нас сделано

очень мало, содержание журналов не раскрыто ни в одной библиографической

работе, а в связи с этим многие интересные тексты так и остались только на

страницах периодики. Правда, с недавнего времени стали появляться

публикации из детских журналов прошлого века, но пока это эпизодические

явления.

Цель предложенной работы – проследить историю детской журналистики с

самого зарождения и выделить тенденции ее влияния на развитие ребенка в

зависимости от эпохи, политического строя, мировоззрения общества. Поэтому

в задачи освещения темы будут входить следующие моменты: помимо описания

периодических изданий для детей, нами будет прослеживаться идеология

публикаций, их содержание, назначение, будет прослежена судьба людей,

связанных с журналистикой для детей.

При написании работы использовался обширный материал детской

периодики, начиная с 18 века до наших дней, документов Главлита, монографий

и воспоминаний современников.

Работа представляет интерес для широкой аудитории: студенты

филологических отделений, работников культуры, прессы, журналистики,

психологов, а также для родителей, для которых немаловажна роль

журналистики в воспитании своих детей.

1. ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

До середины XVII века детской литературы не существовало. По существу,

первой книгой, написанной специально для детей, стала книга «Мир в

картинках» Яна Амоса Коменского. Величайший педагог и реформатор школы стал

родоначальником литературы, приспособленной для понимания детей.

Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок»

(1772-1774), издававшийся в Германии. Через три года специальное детское

периодическое издание – «Детское чтение для сердца и разума» – стало

выходить в России в Москве.

Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и

разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он

выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по

1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность

провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский

журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума»,

воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы

добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного

благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический

характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях

природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал

должен был «служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан». И. И.

Новиков также считал, что в государстве все «сделается удобным, когда

воспитание достигнет возможной степени своего совершенства». С этой целью

он и предпринял свое издание. Просветительские функции периодики определяли

ее характер.

Хороший вкус и литературный талант сотрудников (одним из редакторов

был Н. Карамзин, опубликовавший на страницах «Детского чтения для сердца и

разума» первую повесть «Евгений и Юлия») сказались и на отборе переводной

литературы. Читатели знакомились с произведениями Вольтера, Лесинга,

Томсона и многих других. Журнал Новикова выдержал испытание временем.

«Чистые, нравственные правила, изложенные увлекательным для того времени

языком, незаметно проникали в душу читателей, особенно читательниц, и мало-

помалу дали совершенно иной колорит целому обществу»,— отмечалось в одном

из отзывов 1849 года. С.Аксаков в своих воспоминаниях тоже обращается к

журналу Новикова: «В детском уме моем (после знакомства с этим журналом)

произошел совершенный переворот, и для меня открылся новый мир... Многие

явления в природе, на которые я смотрел бессмысленно, хотя и с

любопытством, получили для меня смысл, значение и стали еще любопытнее...»

Через 60 лет после появления «Детского чтения» В.Белинский воскликнул:

«Бедные дети! Мы были счастливее вас: мы имели «Детское чтение» Новикова».

Спрос на журнал был настолько велик, что после его закрытия отдельные

номера Детского чтения» перепечатывалось в виде книжек и успешно

продавались.

За «Детским чтением для сердца и разума» (1785—1789) последовали

другие подобные издания, и на протяжении почти целого века их типология, не

претерпела существенных, изменений. Журнал исторически соответствовал тем

задачам, которое возлагались вообще на «детское чтение». Прежде всего, он

призван был просвещать юное поколение.

Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века

периодические издания для названной аудитории стали выходить один за

другим. «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и

аналогичные по содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское

чтение» С. Глинки (1821—1824).

У первых журналов были и другие особенности: они выходили при полном

отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о ее создании уже стоял

перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью

населения— подавляющее большинство детей России не умело читать. «И так для

кого же должно издавать книги, посвященные первоначальным летам?—спрашивал

издатель журнала «Новое детское чтение» Сергей Глинка. И отвечал.—Для

добрых отцов и попечительных матерей. Мы предлагаем в детских книгах не то,

что может быть понятно детям при первом чтении, но то, что делается им

вразумительным при объяснении тех, которых каждое слово и каждое изречение

напечатлеваются в уме и в душе силою вещания внимательной и заботливой

любви. А сия убедительность принадлежит отцам и матерям»[1]."

Эти, а также некоторые другие обстоятельства определили структуру,

содержание периодических изданий для детей, которые выходили вплоть до

середины XIX века. Они представляли собой обычный альманах, с очередностью

номеров, как правило, один раз в месяц. В 1859 году, отмечая обилие такой

периодики, Н. А. Добролюбов писал: «В области детского чтения ныне

совершается то же самое, что уже давно совершилось вообще с нашей

литературой: журналы заступают место книг»[2].

Так же следует упомянуть журнал «Друг юношества» (1807 — 1815 годы; с

1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл

заметную роль в развитии периодики для детей. Издатель его, Н. И.Невзоров,

был последователем просветительских идей Н. И. Новикова. Н.И. Невзоров

желал «способствовать образованию сердец и умов и споспешествовать, сколько

можно, к соблюдению телесных способностей». В журнале публиковались стихи,

рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по истории,

географии и, другим наукам. Правда, содержание и стиль материалов,

помещенных в «Друге юношества», не всегда отличались безупречным вкусом и

педагогическим тактом. Порой в произведениях (в частности, принадлежащих

перу самого Невзорова) звучали скучные проповеди с открытой дидактической

назидательностью.

Другой известный детский журнал относится уже к середине века — это

«Библиотека для воспитания», (1843 — 1846). Основал и редактировал его

литератор-славянофил Д. А. Валуев; сотрудниками были известные писатели,

ученые, просветители: Т. Н. Грановский, Ф. И. Буслаев, И. В. Киреевский и

другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского

государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не

было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как

редактор его считал, что для юных читателей главное — «в добротности

статей, составляющих журнал».

В 1847 году редактором журнала стал профессор П. Г. Редкий. В 1847 —

1849 годах журнал выходит под названием «Новая детская библиотека». По

характеру включаемых в него материалов он стал похож на сборник научно-

популярных статей. Это очень нравилось Белинскому: он высоко отзывался о

«Новой детской библиотеке», как об издании, прививающем детям

реалистическое отношение к явлениям действительности.

П. Г. Редкий заложил основы серьезного научного просветительства. Он

требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал

материал из научных статей. Просуществовав короткое время, журнал, тем не

менее, оставил заметный след в русской журналистике, предназначенной детям.

Идеи популяризации науки П. Г. Редкий понимал широко. Так, помещая

познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он

рядом печатал первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и

«Одиссеи», переложение Нестеровой летописи — «Повести временных лет».

Белинский считал, что журнал Редкого — единственный, который можно

рекомендовать для детского чтения.

«Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста» выходил в 1858

— 1862 годах, выпускал его известный поэт В. Майков. Это издание было

заметным явлением в детской периодике тех лет, тем более, что многие

детские журналы к тому времени уже исчерпали себя. «Подснежник» широко

печатал современных русских авторов реалистического направления, публиковал

много переводных произведений — Шекспира, Андерсена, Бичер Стоу, Гофмана,

братьев Гримм.

В 60-е годы детская журналистика значительно расширила сферу своего

существования и влияния за счет обращения к более массовому числу

читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация

образования, школа становилась значительно демократичнее, охватывала все

более широкие круги россиян. Это побуждало издателей детских журналов к

иному, чем в начале века, наполнению их материалами, чтобы полнее отвечать

устремлениям передовых педагогов к активному формированию и просвещению

детского читателя. В лучших журналах того времени публикуются известные

русские прозаики и поэты, ученые и педагоги, хорошие переводы зарубежной

детской литературы. Все это способствовало становлению личности, прививало

передовые для своего времени знания и взгляды.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С.

Глинка, А.О. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и

другие. Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма

резко, нельзя не признать благородства их усилий и литературной

одаренности. Творчество этих писателей еще недавно принято было называть

«охранительным», «реакционным» и даже «низкопробным», насаждавшим в среде

маленьких читателей «слезливость» и «жалостливость». Между тем они внесли

ценный вклад не только в популяризацию знаний (в основном в области

истории, природоведения, географии), но и в нравственное воспитание, в

пробуждение «чувств добрых». Детские писатели изображали положительного

героя трудолюбивым, самоотверженным, с твердой верой; герои-злодеи у них

попирают веру и установленные законы, живут неправедно, обманом. Ребенок

получал от этих писателей четкие и ясные жизненные ориентиры.

При активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые

жанры. С. Глинка сделал устойчивым жанром «рассказ из истории»; В. Бурьянов

ввел такую форму повествования, как «прогулки с детьми»; развитие научно-

художественного повествования связано с именем А.О. Ишимовой.

Многие детские писатели сами издавали журналы для детей.

Сергей Глинка (1776 — 1847) — участник Отечественной войны 1812 года,

поэт, прозаик, драматург, публицист — издавал в 1819 — 1824 годах журнал

«Новое детское чтение». На страницах этого журнала рассказывалось о русском

патриархальном быте и народных обычаях, изображались идеальные отношения

помещика и крепостного — в качестве наставления для юных дворян.

Для детей Глинка написал «Русскую историю» в десяти томах, «Русские

исторические и нравоучительные повести», религиозно-нравственную повесть

«Образец любви» и другие произведения подобного рода. Язык их в наше время

воспринимается как довольно тяжелый, особенно для маленького, читателя, но

в свое время он таковым не казался. Сам автор не раз заявлял, что лучшее

средство воспитания гражданина -— простая и ясная родная речь.

С. Н. Глинка писал не только для детей; в историю литературы вошел он

и как издатель взрослого журнала — «Русский вестник». Но эту сторону его

деятельности мы не рассматриваем.

Виктор Бурьянов (это литературный псевдоним Владимира Бурнашева, 1812

— 1888) также был приверженцем патриархальной старины. Из всех

профессиональных детских писателей того периода он, пожалуй, более всего

заслуживает упрека в низкопробности, ремесленничестве, навязчивом

морализаторстве. В то же время его многочисленные произведения в жанре

«прогулок» делают его едва ли не самым плодовитым популяризатором первой

половины XIX века.

Белинский дал этому писателю убийственную характеристику: «Бедные

дети! Мало того, что г-н Бурьянов иссушает в ваших юных сердцах

благоухающий цвет чувств и выращивает в них пырей и белену резонерства, г-н

Бурьянов еще убивает в вас и всякую возможность говорить и писать по-

человечески на своем родном языке».

Столь же низкого мнения был великий критик и о Петре Фурмане (1809 —

1856). Детям, говорил он, лучше совсем не знать грамоты, чем читать его

книги. Тем не менее, произведения этого писателя пользовались у маленьких

читателей успехом. Их привлекала, в частности, тематика, родная история и

герои — подлинные исторические деятели. Повести П. Фурмана «Саардамский

плотник» (о Петре Первом), «Князь Меньшиков», «Князь Суворов-Рымникский» и

многие другие отличались умело построенным сюжетом и эффектно поданными

ключевыми сценами и держали детей в напряжении. Хотя язык этих произведений

и психологическая разработка сюжетов не выдерживали критики.

Борис Федоров (1798 — 1895) выступал как писатель и переводчик и

заслужил у взрослых современников печальную славу графомана. Однако его

деятельности на ниве детской периодики заслуживает внимания. Его журнал

«Новая детская библиотека» дает представление о литературе для маленьких

читателей пушкинского времени, о ее жанрах, темах и сюжетах, мотивах и

образах. Содержание журнала было весьма разнообразно: рассказы об античных

героях и выдающихся людях более поздних эпох, очерки о природе, о растениях

и животных, повести и заметки на религиозные темы. Федоров стремился

воспитать в подрастающем человеке религиозную веру, милосердие, любовь к

ближнему, внимание к культуре поведения, быта. Журнал Федорова, а также

изящные малоформатные книги снабжены иллюстрациями. Он одним из первых

оценил значение книжной картинки для ребенка.

Б. Федоров составил для детей альманахи «Детский Цветник» и «Детский

павильон», где учитывались вкусы детей разного возраста. А предназначены

они были для «семейного чтения», т. е. для чтения детей вместе со

взрослыми.

Содержание альманахов разнообразно: здесь присутствует смешное и

серьезное, нравоучительные беседы и басни, небольшие пьесы и загадки, игры.

В своих альманахах Федоров первым обратился к пересказам отдельных эпизодов

из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина.

Морализаторские рассказы, помещенные в эти альманахи, отличались

открытой дидактичностью: учили детей быть терпеливыми, осмотрительными,

разумными в выборе друзей, уметь отличать злых людей от добрых и тому

подобное. Большое место Федоров отводил религиозным писателям, а также

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.