рефераты бесплатно

МЕНЮ


Общественная государственная подготовка

особую роль играет человеческий фактор, общественный статус

военнослужащего. Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как

осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащих, повышению

престижа военной службы, формированию общественного сознания в духе

необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны и

мобилизации усилий и возможностей государства, общества и граждан для

проведения военной реформы.

В концепции определены принципы, исходя из которых Россия

рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей

национальной безопасности. Это:

– Россия оставляет за собой право на применение всех имеющихся в ее

распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, если в результате

развязывания вооруженной агрессии возникает угроза самому существованию

Российской Федерации как независимого суверенного государства;

– применение Вооруженных Сил РФ должно осуществляться решительно,

последовательно и планомерно, до создания выгодных для Российской Федерации

условий заключения мира;

– использование военной силы должно осуществляться на законной основе

и только тогда, кода все невоенные меры разрешения кризисной ситуации

исчерпаны или оказались неэффективными;

– применение военной силы против мирных граждан либо для достижения

внутриполитических целей не допускается. Вместе с тем по отношению к

незаконным вооруженным формированиям, представляющим собой угрозу

национальным интересам страны, допускаются совместные действия отдельных

формирований Вооруженных Сил РФ с другими войсками, воинскими

формированиями и органами в строгом соответствии с Конституцией и

федеральными законами;

– участие Вооруженных Сил РФ в войнах и вооруженных конфликтах

различной интенсивности и масштаба должно осуществляться для решения

приоритетных военно-политических и военно-стратегических задач, отвечающих

национальным интересам России, а также ее союзническим обязательствам.

Особое значение для обеспечения национальной безопасности Российской

Федерации имеют своевременное обнаружение угроз и определение их

источников. Это достигается непрерывным отслеживанием, при координирующей

роли Службы внешней разведки России, политических, военных, экономических,

информационных, технологических, социальных и иных внешних угроз, которые

влияют на национальную безопасность Российской Федерации, на состояние и

боевую готовность ее Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и

органов. Возрастает также значение контрразведывательной деятельности в

обеспечении национальной безопасности России.

В заключение необходимо отметить, что система обеспечения национальной

безопасности России создается и развивается в соответствии с Конституцией

РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ,

решениями Совета Безопасности РФ, постановлениями и распоряжениями

Правительства РФ, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской

Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной

безопасности, осуществляющие меры политического, правового,

организационного, экономического, военного и иного характера, направленные

на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности РФ, их

состав и структура определяются соответствующими законодательными актами.

Не допускается создание органов и сил обеспечения национальной безопасности

страны, не установленных федеральными законами, а также применение

противоправных средств обеспечения национальной безопасности.

Особое значение в обеспечении национальной безопасности Российской

Федерации имеет организация системы подготовки и принятия упреждающих

решений по защите национальных интересов страны.

Рекомендуется подчеркнуть, что Россия намерена решительно и твердо

укреплять свою национальную безопасность, опираясь на исторический опыт

развития страны. Имеющиеся у страны ресурсы позволяют обеспечить

национальную безопасность Российской Федерации и ее прогрессивное развитие

в XXI веке.

По мере поступательного развития России, формирования и укрепления

новой, основанной на равноправном партнерстве системы международных

отношении отдельные положения Концепции национальной безопасности

Российской Федерации будут дополняться, уточняться и конкретизироваться в

ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию страны.

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА

ВОЕННОЙ РЕФОРМЫ И РОЛЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В ЕЕ УСПЕШНОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

1. Объективная необходимость, этапы и цели военной реформы в

Российской Федерации.

2. Содержание и особенности современного этапа военной реформы.

3. Роль и место военнослужащих в успешном проведении военной реформы.

Вооруженные Силы – составная и неотъемлемая часть российского

общества. И вполне естественно, что кризис, который переживает наша страна,

охватил и военную сферу. Армия и Флот, по оценке государственного

руководства страны, находятся в критическом состоянии, что негативно влияет

на обороноспособность страны, обеспечение ее национальной безопасности.

Исходя из этого в Российской Федерации проводится радикальная военная

реформа. Начало ей, как известно, было положено Указом Президента РФ от 16

июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил

Российской Федерации и совершенствовании их структуры». Сегодня, когда

реформа приобрела масштабный, всеохватывающий характер, каждый

военнослужащий должен четко понимать ее необходимость, сущность и

особенности современного этапа ее осуществления.

Объективная необходимость, этапы и цели военной реформы в Российской

Федерации

Приступая к изложению первого вопроса, рекомендуется напомнить, что

военная реформа призвана кардинально укрепить национальную безопасность

страны, в первую очередь в военной сфере. Это задача большой политической и

государственной важности. Указ Президента РФ от 16 июля 1997 г., обосновал

необходимость военной реформы, ее безотлагательность, определил этапы,

содержание и сроки военных преобразований. Дальнейшим развитием и

конкретизацией этих вопросов является утвержденный 30 июля 1998 г.

Президентом РФ 30-страничный документ «Основы (концепция) государственной

политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005

года». В нем изложены и всесторонне обоснованы принципиальные положения

политики России по военному строительству, а также уточнен порядок

осуществления военной реформы. В документе сформулированы основные тезисы

новой военной доктрины. При этом предусматривается, что с принятием Закона

«О военной реформе» его установки, будут учтены и реализованы в ходе

проведения военной реформы.

Каковы объективные факторы необходимости и безотлагательности военной

реформы?

Во-первых, в военном строительстве необходимо учитывать характер и

особенности существующей в мире военно-политической обстановки. А она после

окончания «холодной войны» существенно изменилась. Появилось немало

позитивных перемен. Не стало прежнего острого и опасного военного и

идеологического противоборства двух систем. Снижена вероятность ядерной

войны и крупномасштабной вооруженной агрессии в отношении России. Наша

страна не рассматривает ни одно государство, ни один народ как своего

потенциального противника.

Однако, все эти перемены не означают полного исчезновения военной

опасности. В «Концепции национальной безопасности Российской Федерации»

указывается, что нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией.

А наиболее реальную угрозу для России в оборонной сфере представляют

существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов

вблизи ее государственной границы.

В этих условиях важно определить, какую армию должна иметь наша

страна. К началу военной реформы численность Вооруженных Сил России (не

считая других войск) составляла 1,8 млн. человек. Эта численность и

имевшаяся структура Вооруженных Сил явно не соответствовали современным

задачам. Отсюда – прямая и неотложная целесообразность сокращения и

реформирования армии и флота. Этим и руководствуется правительство,

развернув военную реформу.

Во-вторых, необходимость и безотлагательность военной реформы

диктуется соображениями и экономического характера. Следует признать, что

существующая военная организация для государства обременительна. Экономика

страны в тяжелейшем положении. Россия по ряду ключевых показателей серьезно

отстает от главных центров силы в современном мире. На ее долю приходится

лишь полтора процента мирового экономического производства, но зато шесть

процентов численности Вооруженных Сил. Это значит, что тяжесть содержания

военной организации страны вчетверо выше среднемирового показателя.

В настоящее время на содержание Вооруженных Сил, других войск и

правоохранительных органов расходуется до 40 % доходной части годового

бюджета страны. Это сдерживает экономические преобразования, не позволяет

увеличить капиталовложения на развитие промышленного и

сельскохозяйственного производства. Выдержать такую нагрузку наша экономика

не в состоянии.

С кризисным состоянием экономики связано недофинансирование армии и

флота. Практически нет средств на боевую подготовку и оснащение войск новым

вооружением. Не изжиты задержки с выплатой денежного довольствия

военнослужащим. Это крайне негативно сказывается на боеспособности и

боеготовности армии и флота. Жизнь требует безотлагательно привести

Вооруженные Силы, другие войска в соответствие с экономическими

возможностями государства. В результате реформы создается новая модель

взаимодействия военной организации государства с экономикой, политикой и

обществом.

В-третьих, объективная необходимость и безотлагательность

реформирования военной организации государства связана и с рядом

демографических ограничений.

В настоящее время при значительных людских ресурсах на военную службу

приходит лишь четвертая часть призывников. Вследствие этого в армии и на

флоте отмечается большой некомплект рядового и сержантского состава, что

снижает уровень боевой готовности.

Ситуация с комплектованием воинских частей усугублялась наличием

воинских формирований у других министерств и ведомств, также постоянно

претендовавших на призывной контингент. Жизнь поставила перед

необходимостью резко уменьшить число федеральных ведомств, имеющих воинские

формирования, решительно переходить к смешанной, а затем и контрактной

системе комплектования частей. При сокращении Вооруженных Сил эта

перспектива становится вполне реальной, позволяющей в ближайшие годы

перейти к профессиональной армии.

Таким образом, Россия самой жизнью поставлена пред объективной и

насущной необходимостью кардинальной военной реформы. Изменения в

геополитической ситуации, в государственном устройстве, экономике, в

духовной и демографической сферах требуют глубоких преобразований военной

организации государства.

Руководителю занятия рекомендуется напомнить, что военная реформа –

понятие широкое и многообразное. Это комплекс политических, экономических,

правовых, собственно военных, военно-технических, социальных и иных мер,

направленных на качественное преобразование Вооруженных Сил, других войск,

воинских формирований, военных органов, оборонного производства и связанных

с ним государственных органов и организаций. Все эти преобразования

призваны обеспечить достаточный уровень обороны и безопасности государства

с приемлемыми затратами.

Реформирование военной организации рассчитано на длительный срок.

Военная реформа осуществляется в два этапа.

На первом этапе (до 2000 г.) проводится оптимизация структуры, боевого

состава и численности Вооруженных Сил. В этот период разрабатывается и

утверждается новая военная доктрина, активно ведутся научно-

исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по вооружениям

нового поколения, средствам боевого управления и связи, технологиям

двойного назначения.

На втором этапе (до 2005 г.) предусматривается обеспечение

качественного совершенствования сокращенных Вооруженных Сил, повышение их

боеспособности, переход на контрактный принцип комплектования, продолжение

разработки образцов вооружений следующих поколений.

Предполагается, что в течение ближайших восьми лет военная организация

государства будет в основном реформирована. А в последующие годы начнется

масштабное перевооружение армии, флота и других войск на образцы техники,

которая будет служить в XXI веке.

Таким образом, военная реформа призвана повысить обороноспособность

страны, привести армию, флот и другие войска в соответствие с требованиями

времени. В результате реформы будут повышены качественные параметры

Вооруженных Сил, их возможности по решению стоящих и перспективных задач.

Улучшатся условия службы всех категорий военнослужащих, возрастет

благосостояние их семей, повысится престиж военной службы и социальный

статус человека в погонах. Основной акцент в проводимой реформе делается на

повышении качественных параметров Вооруженных Сил

Итогом военной реформы должны стать численно сокращенные армия, флот и

другие войска, при этом они будут кардинально реорганизованы, хорошо

обучены и оснащены технически. Их высокая боеспособность и боеготовность

обеспечат надежную защиту нашего Отечества.

2. Содержание и особенности современного этапа военной реформы

Руководителю занятия рекомендуется разъяснить слушателям, что

современный этап военной реформы – это ее первый этап. Главная его задача и

основное содержание – это оптимизация структуры, боевого состава и

численности Вооруженных Сил.

В чем же конкретно это выражается и каковы особенности развернувшегося

реформирования военной организации нашего государства? Как практически

осуществляется военная реформа?

Следует, прежде всего, отметить, что идет процесс заметного сокращения

Вооруженных Сил. Это важная особенность нынешнего этапа военной реформы. В

1997 г. численность Вооруженных Сил уменьшилась на 200 тыс. военнослужащих.

Штатная численность армии и флота к концу 1998 г. составила 1,2 млн.

военнослужащих. Она – вполне оптимальна. Количество гражданского персонала

в течение полутора лет (с начала реформы и до конца 1998 г.) уменьшилось с

600 до 300 тыс. человек, т. е. вдвое. Сокращается численность и всех других

войск.

Значительно сокращено количество министерств и ведомств, имеющих в

своем составе воинские формирования. А там, где воинские формирования

сохраняются, они переводятся на контрактную основу. Отныне призывной

контингент будет направляться только в пять силовых структур: Вооруженные

Силы, Федеральную пограничную службу (ФПС), Внутренние войска (ВВ),

Железнодорожные войска (ЖДВ) и ФАПСИ (войска правительственной связи).

Сокращение Вооруженных Сил и других войск при всей своей масштабности

и сравнительно коротких сроках не носит обвального характера. Оно

осуществляется в целом продуманно и организованно. Разумеется, при этом

возникает немало и проблем. Скажем, в течение нынешнего этапа военной

реформы (до 2000 г.) из Вооруженных Сил будет уволено почти 300 тысяч

офицеров, прапорщиков и мичманов. 60 % из них еще не имеют права на

получение военной пенсии, а 70 % – не имеют гражданских специальностей.

Творческий потенциал большинства увольняемых военнослужащих еще далеко не

исчерпан. В связи с этим правительство разработало и осуществляет

Федеральную целевую программу переподготовки и обеспечения занятости

военнослужащих, уволенных с военной службы. Созданы и работают в основном в

крупных городах различные курсы.

Сокращение Вооруженных Сил при всей своей значимости – не главное в их

реформировании. Главное состоит в оптимизации структуры и боевого состава,

в улучшении управляемости и технической оснащенности войск. Поэтому

осуществляется крупная организационная перестройка Вооруженных Сил. Это

одна из основных особенностей современного этапа военной реформы.

Во второй половине 1997 г. произведено объединение Ракетных войск

стратегического назначения (РВСН), Военно-космических Сил (ВКС) и войск

ракетно-космической обороны (РКО). Создан по существу качественно новый вид

Вооруженных Сил (хотя он и сохраняет название Ракетные войска

стратегического назначения). В ходе интеграции РВСН, ВКС и РКО значительно

укреплены элементы, реально работающие на боеспособность и боеготовность. В

то же время устранены параллельные, дублирующие звенья. До конца 1998 г.

расформировано около 200, сформировано и переформировано свыше 50 воинских

частей, учреждений и организаций, сокращено несколько тысяч должностей

военнослужащих, в том числе свыше 2,5 тысячи должностей офицеров и

прапорщиков. Причем ракетные полки и пусковые установки остались в прежнем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.