рефераты бесплатно

МЕНЮ


Общественная государственная подготовка

выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает

самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения

безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия

направлены на обеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти

по охране государственного суверенитета России, укреплению

обороноспособности Вооруженных Сил. На Президента Российской Федерации, как

Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами возлагается особая

ответственность перед народом за состояние Вооруженных Сил России и их

готовность защитить свое государство и свой народ.

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ,

представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание,

которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального

собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и

выступает как орган представительства субъектов федерации. К его ведению

относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и

чрезвычайного положения; а также о привлечении Вооруженных Сил, других

войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к

выполнению задач не по их предназначению; решение вопроса о возможности

использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской

Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону,

устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о

федеральном бюджете, а также – принятые Государственной Думой федеральные

законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения

Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами

Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного

права при тайном голосовании.

Государственная Дума: рассматривает расходы на оборону,

устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает

федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты

деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий Совет Федерации и Государственная Дума

осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по

безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации – один из главных органов,

осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно

возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ оно осуществляет меры по

обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание

деятельности Правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об

обороне». Согласно этого закона Правительство: разрабатывает и представляет

в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном

бюджете; организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации,

органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и

услугами по их заказам; организует разработку и выполнение

государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного

комплекса; определяет условия финансово-хозяйственной деятельности

организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной

государственной программы оперативного оборудования территории страны

в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы;

определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование

гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом

вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и

продукции двойного назначения и др.

Для претворения в жизнь, принимаемых государственными органами власти

решений, относящихся к Вооруженным Силам, необходима постоянная

организаторская работа. Эту деятельность ведут специальные военные органы,

объединенные в системе Министерства обороны РФ. Деятельность этих органов

является составной частью осуществления федеральной исполнительной власти.

Система военных органов, осуществляющих в Вооруженных Силах

государственную власть, т. е. военное управление, состоит из:

– центральных органов;

– органов управления объединений, воинских соединений и частей;

– военных комиссариатов (местных органов военного управления);

– начальников гарнизонов (старших морских начальников);

– военных комендантов.

В качестве специфического вида органов управления принято выделять

штабы. Штаб – это основной орган в руках соответствующего командующего

(командира) по оперативному управлению подчиненными ему войсками и силами

флота.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет

Министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава

Вооруженных Сил РФ. Он несет персональную ответственность за выполнение

задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и

деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также

вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты,

регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в разработке

предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской

Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской

Федерации. Оно разрабатывает федеральную государственную программу

вооружения и развития военной техники, а также предложения по

государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте

федерального бюджета. Важное значение имеет координация и финансирование

работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований,

заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной

техники, продовольствия, вещевого и другого имущества,

материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает

с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый

ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота

Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения

по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил

Российской Федерации и координирует разработку предложений по

численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских

формирований и органов.

Генеральный штаб разрабатывает также план применения и

мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную

программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он

устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные

сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий

по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на

военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный

штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по

поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил

Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд

главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и

подчиненных определенным заместителям Министра обороны или непосредственно

Министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов МО РФ входят

управления главнокомандующих видами Вооруженных Сил РФ. В структурном

отношении управление главнокомандующего вида ВС РФ состоит из Командования,

Главного штаба, главных управлений, управлений, отделов. Во главе вида

Вооруженных Сил, Управления главнокомандующего видом стоит

Главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется

непосредственно Министру обороны.

В состав управления военного округа входят: командование, штаб

военного округа, управления, службы и другие структурные подразделения.

Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности

ее должностных лиц, определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил

Российской Федерации.

Каждый орган военного управления функционирует согласно определенной

для него компетенции в пределах предоставленных ему полномочий при строгом

и неуклонном соблюдении и исполнении законов и основанных на них иных

правовых актов.

Исполнительная власть, осуществляемая военными органами Вооруженных

Сил РФ, действует как на основании общих принципов исполнительной власти,

так и специфических, важнейшими из которых являются принципы:

последовательной централизации, единоначалия и строгой дисциплины.

Централизация выражается в:

- осуществлении руководства всеми Вооруженными Силами государства из

единого центра;

- подчинении всех видов Вооруженных Сил РФ единому командованию;

- наделении центральных органов всей полнотой прав по управлению

нижестоящими военными органами и подчиненными войсками;

- обязательности актов и указаний вышестоящих органов и должностных

лиц для нижестоящих.

Единоначалие – основополагающий принцип строительства Вооруженных Сил

РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими. Суть

единоначалия заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой

распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него

персональной ответственности за все стороны жизни и деятельности воинской

части, подразделения и каждого военнослужащего.

Единоначалие в Вооруженных Силах РФ осуществляется на прочной правовой

основе. Этот принцип закреплен юридически на законодательном уровне. Нормы

военного законодательства, Уставы ВС РФ конкретно определяют обязанности и

права соответствующих командиров (начальников), наделяют их необходимыми

государственно-властными полномочиями.

Воинская дисциплина – важнейший принцип осуществления исполнительной

власти в военном управлении. Однако, воинская дисциплина является только

частью (видом) государственной дисциплины, действующей в военной области.

Поэтому органы военного управления и их должностные лица обязаны соблюдать

требования и других видов государственной дисциплины.

Таким образом, все сказанное выше позволяет сделать вывод, что

Вооруженные Силы РФ имеют стройную систему руководства и управления,

которая обеспечивает их надежную управляемость в различных условиях

обстановки.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.

2. Закон РФ «Об обороне». – М., 1996.

3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Красная

звезда. – 1997, 27 декабря.

4. Основы (Концепция) государственной политики по военному

строительству на период до 2005 года // Красная звезда. – 1998, 4 августа.

5. Послание по национальной безопасности Президента Российской

Федерации Федеральному Собранию. – М., 1996.

6. Путь к современной армии. Сборник «Военная реформа». Выпуски №№ 1-

2. – М., 1998.

7. Отечество. Честь. Долг. Учебное пособие по общественно-

государственной подготовке. Выпуски №№ 1-3. – М., 1997 - 1998.

Подполковник Марущенко В.В., кандидат философских наук

ВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Объективные предпосылки принятия Концепции национальной безопасности РФ, ее

сущность и значение.

Россия в мировом сообществе и ее национальные интересы.

Задачи Вооруженных Сил по обеспечению национальной безопасности Российской

Федерации.

Вопросы национальной безопасности страны, особенно ее военные аспекты,

всегда были и остаются чрезвычайно актуальными. Они постоянно находятся в

центре внимания государственного и военного руководства, всего общества,

так как от уровня и надежности безопасности страны зависит ее стабильное и

устойчивое развитие.

Практика государственного строительства последних лет показала –

стране крайне необходим программный документ общенациональною характера,

определяющий политику государства в обеспечении безопасности России. Таким

документом стала Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом

Президента РФ 17 декабря 1997 года.

Объективные предпосылки принятия Концепции национальной безопасности РФ, ее

сущность и значение.

Разработку и принятие Концепции национальной безопасности Российской

Федерации обусловил целый ряд объективных факторов.

Во-первых, кризис в экономической сфере, в системе общественных

отношений, в военной области достиг своих предельных значений. Нарастают

негативные проявления в сфере федеративных межнациональных отношений. Все

это требует уточнения системы официально принятых взглядов на национальную

безопасность России, характер угроз интересам государства, цели и стратегии

государства по обеспечению этих интересов.

Во-вторых, остро ощущается отсутствие духовной основы, способной

объединить общество. Оно нуждается в определенном объединительном стержне,

на базе, которого можно было бы сформировать широкое согласие в рамках

основных сегодняшних общероссийских интересов, целей и возможностей.

В-третьих, вся система обеспечения национальной безопасности

Российской Федерации (силы, средства, органы, нормативно-правовая база их

функционирования) должна быть приведена в соответствие с реалиями

международной обстановки, экономическими возможностями государства, уровнем

духовной готовности общества к переменам. Эта система должна отражать

сегодняшние и перспективные приоритеты безопасности и обеспечивать

устойчивость развития общества и государства.

И, наконец, Концепция национальной безопасности как политический

документ призван стать методологической основой для планирования и

реализации всего процесса государственного строительства в области

обеспечения безопасности, консолидировать усилия федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ,

организаций и граждан по обеспечению национальных интересов и безопасности

России.

Руководителю занятия необходимо разъяснить военнослужащим ключевое

понятие – «национальная безопасность». Согласно Концепции – это «состояние

защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от

внешних и внутренних угроз».

Исходя из такого понимания этой важной проблемы и была разработана

Концепция национальной безопасности Российской Федерации, которая

представляет собой политический документ, отражающий совокупность

официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области

обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и

внутренних угроз.

Национальная безопасность – понятие многогранное. Ее можно представить

в виде совокупности таких аспектов, как безопасность экономическая,

технологическая, информационная, интеллектуальная, социальная,

внешнеполитическая, внешнеэкономическая, военная и т.д.

Важнейшей, неотъемлемой частью национальной безопасности является

военная безопасность, основу которой составляет оборона страны. При этом

следует отметить, что все другие слагаемые национальной безопасности в той

или иной мере оказывают влияние на военную безопасность страны. Безусловно,

влияние этих факторов не одинаково: одни из них влияют прямо, другие

косвенно. Но очевидно, что оборона страны обеспечивается лишь единством,

взаимосвязью и сбалансированностью всех видов безопасности.

Каково значение принятой Концепции? В ней сформулированы важнейшие

направления и принципы государственной политики. Она является основой для

разработки конкретных программ и организационных документов в области

обеспечения национальной безопасности на длительную перспективу. Концепция

во многом определяет основные приоритеты военного строительства в нашей

стране, являющегося важнейшей составной частью обеспечения национальной

безопасности.

Структурно Концепция состоит из четырех разделов, в которых

рассматриваются: положение России в современном мире, национальные интересы

РФ, угрозы ее национальной безопасности, а также задачи по обеспечению

национальной безопасности страны. Рассматривая содержание этого документа

необходимо учитывать, что основные его положения прямо или опосредовано

имеют военный аспект. А поэтому военнослужащим необходимо знать содержание

Концепции и четко представлять, какие задачи она определяет Вооруженным

Силам по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации.

Россия в мировом сообществе и ее национальные интересы

Приступая к изложению первого вопроса руководителю занятия

рекомендуется отметить фундаментальное положение, на котором строится

анализ современного внешнеполитического положения страны – усиление

тенденций к формированию многополярного мира.

При сохранении значения военно-силовых факторов в международных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.