рефераты бесплатно

МЕНЮ


Законодательное обеспечение реформы 1861года

своему наделу, а вследствие недостаточности последнего — привязаны к

помещичьему хозяйству. Отсюда и родилась система отрезков от крестьянского

надела, зафиксированная в местных положениях.

При крепостном праве помещик обязан был по закону продовольствовать

крестьян в голодные годы, а также призревать (т. е. давать содержание)

престарелых и “увечных” крестьян, у которых не было ближайших

родственников. На практике и в то время помещик возлагал эту обязанность на

самих крестьян: он обязывал их создавать “запасные хлебные магазины”

(страховой зерновой запас), вводил для этого специальные “мирские запашки”

и облагал крестьян дополнительным мирским сбором на содержание одиноких

инвалидов и престарелых. На помещика также была возложена ответственность

за уплату крестьянами подушной подати; от его воли в значительной мере

зависела и отдача крестьян в рекруты. Комментируемая статья освобождает

помещика от этих обязанностей.

Статья 10 возлагает на крестьян те обязанности (по общественному

продовольствию, призрению), которые снимались с помещика. Статьи 11—16

предусматривают право крестьян выкупить свои наделы в собственность.

Условия этого выкупа и права крестьян на выкупленную ими надельную землю

изложены в Положении о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной

зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к

приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий.

В статьях 18—20 определяется система управления крестьянами, вышедшими

из крепостной зависимости: вотчинная полиция, общие и специальные

государственные органы. Последние указаны в Положении о губернских и

уездных по крестьянским делам учреждениях.

Статьи 21—39 определяют новый статус крестьянина. Крестьяне поступали в

категорию свободных сельских обывателей, т. е. приобретали права (а также и

новые обязанности) незакрепощенных податных сословии.

Статья 21 отменяет особенно ненавистное для крестьян право помещика

вмешиваться в их семейную жизнь. Обильный документальный материал,

относящийся к эпохе крепостного права (а также и литературные

произведения), содержит потрясающие описания трагедий крестьян вследствие

вмешательства в их личную жизнь помещиков и “по закону” и в порядке

“злоупотребления помещичьей властью”.

Статьи 22—23 содержат перечисление имущественных прав, предоставляемых

освобожденным от крепостной зависимости крестьянам. Особого внимания

заслуживает здесь свобода торгово-предпринимательской деятельности.

Крестьяне приобретали права, предусмотренные уставами Торговым и Фабричным:

заниматься торговлей, всякого рода ремесленной деятельностью, устраивать

фабрики и заводы, записываться в ремесленные цехи того или иного города (но

при этом оставаясь в своем звании крестьян), заниматься казенными подрядами

и т. д. Примечание к ст. 23 имеет в виду статьи местных положений: ст. 107

для губерний великороссийских, новороссийских и белорусских, ст. 107 для

губерний малороссийских, ст. 84 для губерний Правобережной Украины и ст. 79

для литовско-белорусских губерний. Указанные статьи предоставляли

крестьянину право, “не испрашивая на то особого разрешения ни у помещика,

ни у общества”, устраивать и содержать на своей усадебной земле постоялые

дворы, промышленные и торговые заведения (согласно Уставу торговому,

предоставлявшему таковое право всем свободным сословиям).

Статья 24 предоставляет крестьянам правоспособность в сфере

гражданского и уголовного процесса. Характерно декларируемое в примечании 2

к данной статье право иска и жалобы крестьян как на посторонних лиц, так и

на владельца земли, на которой они водворены, т. е. на своего бывшего

помещика. Напомним, что крестьянам при крепостном праве было запрещено

жаловаться на помещиков. В статье специально подчеркивается отсутствие у ее

норм обратной силы, что имело особый смысл, поскольку помещики в преддверии

реформы принимали дополнительные меры к ограблению и притеснению крестьян:

продажа крестьян отдельно от земли (“на своз”), что противоречило даже

тогдашним законам, насильственное переселение на неудобные земли, перевод в

дворовые, отнятие имущества, ссылка в Сибирь и т. п.

При взыскании штрафов, пеней, недоимок и пр. применялись статьи Устава

о благоустройстве казенных селений. Статьи 384—407 этого Устава

регламентируют “порядок и способы исполнения приговоров сельских и

волостных расправ” в селениях государственных крестьян, процедуру

удовлетворения имущественных исков (в частности, порядок продажи

крестьянского имущества за долги, отдачи должника или недоимщика в

общественные работы, “порядок и способы исполнения решений судебных мест”).

В данном случае применялись нормы изданного 30 апреля 1838 г. Учреждения об

управлении государственными имуществами в губерниях.

Статья 25 лишает помещика одной из его существенных феодальных

привилегий — права вотчинной юстиции. В крепостную эпоху помещик

пользовался в своем имении широкой административной и полицейской властью:

имел право держать свои тюрьмы, наказывать телесно крестьян. В 1857 году

подтверждалось право помещиков наказывать крестьян розгами до 40 ударов,

палками до 15 ударов, заключать в смирительные дома на срок до трех месяцев

или сдавать в арестантские роты гражданского ведомства на срок до шести

месяцев. Вес это совершалось без суда, по личной воле помещика, решение

которого было безапелляционным и приводилось в исполнение немедленно. На

помещиков вообще была возложена функция поддерживать полицейский порядок в

крепостной деревне.

Помещики пользовались своими правами гораздо шире, чем это им было

предоставлено но закону. В смысле расправ и наказании крестьян произвол не

знал границ. Архивы тогдашних правительственных учреждений полны жалобами

крестьян на произвол помещиков. Закон и теперь, однако, оставляет за

помещиком некоторое право вмешательства в уголовные дела его бывших

крестьян. Таким образом, если ст. 9 Общего положения снимала с помещика

обязанность ходатайствовать за крестьян по делам гражданским и уголовным,

то ст. 28 не отнимала у него права вмешательства в дела крестьян.

Указанные в ст. 29 права подробно регламентированы в ст.ст. 47, 71, 75,

130—140 данного Положения, а также надлежащими статьями других законов:

Устава о службе от правительства, Устава о податях. Законов межевых и пр.

Эти права предоставляли возможность (разумеется, зажиточному крестьянству)

путем получения соответствующего образования, оставления надела с уплатой

всех за него повинностей или досрочного выкупа выйти из общины, приписаться

в мещане или в купцы. Пореформенная статистика свидетельствует о

значительном росте численности мещан и купечества за счет выходцев из

крестьян.

Статья 30 дополняет формулировку ст. 25, имея в виду лишь одну

конкретную форму воздействия — поражение в сословных правах.

Статья 31 конкретизируется в ст. 8—26 Положения о выкупе.

Комментируемая статья провозглашает гарантию от посягательств со стороны

помещика на движимое имущество крестьян, на их общественные денежные

средства и хлебные запасы. Эта гарантия весьма существенна, ибо при

крепостном праве крестьянское имущество нисколько не было защищено от

произвола помещика.

До 1848 года закон не разрешал помещичьим крестьянам приобретать

недвижимую собственность (землю) на свое имя. Всякие покупки земли (как и

другой недвижимости) крестьяне могли производить только на имя своих

помещиков. Тем самым помещики становились юридически собственниками

покупных крестьянских земель. Таким образом, права крестьян на это

имущество законом не были защищены. Указ 3 марта 1848 г. предоставил и

помещичьим крестьянам право покупать земли, дома. лавки, мельницы и пр., но

с согласия помещиков. Судя по последующему законодательству, такое согласие

они получали не всегда, почему и после 1848 года вынуждены были покупать

землю на имя господина. Однако основная масса таких земель была куплена,

конечно, до указа. Исключив из действия закона земли, купленные крестьянами

до 1848 года. указ 3 марта 1848 г. открывал перед помещиками широкие

возможности для прямого захвата этих земель. Такие случаи особенно

участились в период подготовки крестьянской реформы. Помещики в предвидении

реформы шли на всякие ухищрения для захвата покупных крестьянских земель:

отбирали их за оброчные недоимки, за предоставленные в долг деньги,

отбирали под видом “покупки” за ничтожную пену, присоединяли их к наделении

земле, продавали их как свою собственность, пользуясь утратой крестьянами

документов на покупные земли, и т. п.

Статья 32 официально признает за крестьянами право собственности на

земли, приобретенные ими в крепостное время, на условиях, которые

сформулированы в специальных правилах, приложенных к статье.

“Буде помещик не согласится выдать крестьянам надлежащие данные на

имущества, приобретенные ими на имя их помещиков, крестьяне могут заявлять

о том, не пропуская десятилетней давности со времени приобретения

недвижимого имущества, мировому посреднику для распоряжений на основании

нижеследующих статей.

Если мировому посреднику будет заявлено крестьянами о принадлежности им

недвижимого имущества, приобретенного ими на собственные деньги, хотя и на

имя помещика, то мировой посредник обязан спросить о том владельца и, когда

нужно, потребовать его письменного по сему предмету отзыва. Буде в сем

отзыве или в уставной грамоте владелец, безусловно признает право крестьян

на сие имущество, то мировой посредник утверждает оное за крестьянами и

выдает им копию с своего о том постановления. Земля, признанная на сем

основании собственностью крестьян, не включается в состав мирского надела и

не облагается никакой в пользу помещика повинностью..

7) При суждении сего рода дел как мировой посредник, так и мировой

съезд и губернское присутствие обязаны принимать в уважение только

доказательства письменные, как те, кои принимаются судами на основании

гражданского судопроизводства по делам тяжебным, так и домашние, не

подлежащие в подлинности своей никакому спору и сомнению бумаги.

8) Когда право собственности крестьян на имущество такого рода будет

признано и утверждено губернским присутствием, действующим в качестве

высшего совестного суда, уездный суд по предъявлении оному полученной

крестьянином или крестьянами копии с решения дела немедленно выдает им на

означенное имущество данную на гербовой бумаге низшего достоинства без

взимания пошлин.

9) Заложенное имущество, признанное на основании предыдущих статей

собственностью крестьянина или крестьян, не освобождается от залога, и

имущество, проданное с публичного торга или перепроданное в другие руки,

остается у последнего покупщика, но крестьянам предоставляется в сих

случаях отыскивать судебным порядком понесенные ими убытки с помещика, на

имя которого было приобретено имущество, или же с его наследников”.

Приведенные правила, как видно из их содержания, ставили крестьянам

жесткие условия для возврата их покупных земель. Прежде всего, правила

ограничивали иск сроком давности покупки: он не должен был превышать 10

лет. Данные по семи центрально-промышленным губерниям России (Владимирской,

Калужской, Костромской, Московской. Нижегородской, Тверской и Ярославской),

в которых более, нежели в других регионах страны, покупалось крестьянами на

имя помещиков земли, показывают, что подавляющее число покупок,

произведенных крестьянами (90%), и купленной земли (97%) приходилось на

время до 1851 года (т. е. до предельной даты срока давности). Далее, для

утверждения своих прав на землю крестьяне обязаны были представить

письменные документы на владение этой землей. Как правило, такие документы

находились у помещика, поскольку покупки совершались на его имя. Сама

процедура рассмотрения спора о покупных землях всецело зависела от мировых

посредников, уездных мировых съездов и губернских по крестьянским делам

присутствий (дворянских по своему составу), которые далеко не всегда решали

споры в пользу Крестьян.

По смыслу данных правил, губернское по крестьянским делам присутствие

являлось окончательной инстанцией в решении споров крестьян с помещиками о

покупных землях. Однако, как показывают архивные документы высших

государственных учреждений, крестьяне при отказах им в исках губернскими

присутствиями обращались с ходатайствами в Главный комитет об устройстве

сельского состояния и в Земский отдел Министерства внутренних дел (в

архивных фондах которых и сохранились многочисленные тяжебные дела бывших

крепостных крестьян о покупных землях). Судя по этим документам, полная

драматизма борьба крестьян за собственные земли продолжалась почти два

десятилетия после обнародования Положении 19 февраля 1861 г.

В 1862 году Министерство внутренних дел предложило Главному комитету об

устройстве сельского состояния пересмотреть условия закрепления купчих

крестьянских земель, сняв десятилетний срок давности для предъявления иска

и расширив круг принимаемых к рассмотрению доказательств. Но утвержденное 6

мая 1863 г. царем мнение Государственного совета оставило в

неприкосновенности эти правила . В 1871 году последовало разъяснение

Главного комитета: “Помещик имеет право землю, купленную крестьянами на его

имя до 3 марта 1848 г., передать им или оставить за собою, и затем продать

в составе прочего своего имения как собственность” . Тем самым самому

помещику предоставлялось право решать, возвращать крестьянам их покупную

землю или распоряжаться ею как своей собственностью.

Предоставление ст. 33—35 крестьянам права приобретать в полную

собственность землю, как в индивидуальном порядке, так и обществами и

товариществами, имело далеко идущие экономические и социальные последствия.

За 1863—1892 годы крестьянами было куплено 12 110 816 десятин земли, из них

в единоличную собственность — 5 789 862 десятины, товариществами — 4 847

643 десятины и сельскими обществами — 1473311 десятин. Основным объектом

купли-продажи земли были помещичьи земли, так как крестьянские надельные

земли на долгое время были фактически исключены из торгового оборота.

Вовлечение помещичьей .земли в торговый оборот и формирование буржуазной

земельной собственности.

Как явствует из содержания ст. 36, в случаях, когда земля приобреталась

на вольном рынке обществами и товариществами, любому участнику этих покупок

предоставлялось право, даже без согласия общества и товарищества,

потребовать выделения в единоличную собственность своего пая или же

денежного за него вознаграждения. Значимость таковой возможности

заключается в том. что крестьянину, собственнику земли, открывался путь

выхода из общины: он мог отказаться от своего надела (выполнив при этом все

прочие формальности) и строить свое хозяйство на покупной земле.

Второй раздел Положения регулировал устройство сельских обществ и

волостей и их управления.

“Сельское общество” составлялось из крестьян, на земле одного помещика:

оно могло состоять либо из целого селения (села или деревни), либо из одной

части разнопоместного селения, либо из нескольких мелких, по возможности

смежных, и, во всяком случае, ближайших между собой поселков (выселков,

починков, хуторов, застенков, односелий, или отдельных дворов, и т.п.),

пользующихся всеми угодьями, или некоторыми из них сообща, или же имеющих

другие общие хозяйственные выгоды.

"Волости" образовывались из состоящих в одном уезде и, по возможности,

смежных, сельских обществ. При соединении в волости сельские общества не

раздроблялись. Сельское общественное управление составляли сельский сход и

сельский староста. Сверх того, общества могли иметь: особых сборщиков

податей; смотрителей хлебных магазинов, училищ и больниц; лесных и полевых

сторожей; сельских писарей, и т. п.

"Сельский сход" составляется из крестьян-домохозяев, принадлежавших к

составу сельского общества, и, кроме того, из всех назначенных по выбору

сельских должностей лиц. Не воспрещалось домохозяину, в случае отлучки,

болезни и вообще невозможности лично явиться на сход, присылать вместо себя

кого-либо из членов своего семейства; с дворов же многотягольных

дозволяется присылать на сход двух или более крестьян, если сие согласно с

местным обычаем.

Ведению сельского схода подлежали:

- выборы сельских должностных лиц и назначение выборных на волостной

сход;

- приговоры об удалении из общества его членов; временное устранение

крестьян от участия в сходах не долее, как на три года;

- увольнение из общества членов его и прием новых;

- назначение опекунов и попечителей; проверка их действий;

- разрешение семейных разделов;

- дела, относящиеся до общинного пользования мирскою землею: передел

земель, накладка и скидка тягл, окончательный раздел общинных земель

на постоянные участки и т.п.;

- при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею,

распоряжение участками мирской земли, не состоящими в подворном

пользовании;

- совещания и ходатайства об общественных нуждах, благоустройстве,

обучении грамоте;

- принесение, жалоб и просьб, по делам общества, через особых выборных;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.