Законодательное обеспечение реформы 1861года
возможностями, которые на тот момент имелись у свободных крестьян, и от
которых крепостных отделяла не только личная зависимость от помещика.
Помещики сохраняли право собственности на землю – это было вторым
ключевым пунктом реформы. Они обязывались наделить своих бывших крепостных
землей и жильем за выполнение теми повинностей – своеобразную арендную
плату. Так как создатели манифеста понимали, что отмена крепостной
зависимости сама по себе не делает крестьянина свободным, для обозначения
безземельных бывших крепостных было введено особое обозначение: “временно-
обязанные”.
Крестьянам предоставлялась возможность выкупать усадьбы, а с согласия
помещиков - приобретать пашню и другие угодья, отведенные им в постоянное
пользование. С приобретением в собственность определенного количества
земли, крестьяне освобождались от обязанностей к помещикам по выкупленной
земле и вступали в состояние свободных крестьян-собственников.
Особым положением о дворовых людях определялось для них и переходное
состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении
двухлетнего срока от дня издания Положения, они получали полное
освобождение и срочные льготы.
На этих главных началах составленными Положениями определялось будущее
устройство жизни крестьян и дворовых людей, устанавливался порядок
общественного крестьянского управления, и указывались подробно данные
крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в
отношении к государству и к помещикам.
Все Положения, общие, местные, и особые дополнительные правила для
некоторых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян,
работавших на помещичьих фабриках и заводах, по возможности были
приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям. Чтобы
сохранить обычный порядок там, где он представляет “обоюдные выгоды” (в
первую очередь, конечно, помещикам), помещикам предоставлялось право
заключать с крестьянами добровольные соглашения о размере поземельного
надела крестьян и о следующих за него повинностях, с соблюдением правил,
установленных для обеспечения ненарушимости таких договоров.
Манифест устанавливал, что новое устройство не может быть введено
вдруг, а требует времени, примерно не менее двух лет; в течение этого
времени, “в отвращение замешательства, и для соблюдения общественной и
частной пользы”, существовавший в помещичьих имениях порядок должен был
быть сохранен “дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений,
открыт будет новый порядок”.
Для достижения этих целей постановлялось:
1. Открыть в каждой губернии Губернское Присутствие по крестьянским делам,
которому вверялось высшее ведение делами крестьянских обществ на
помещичьих землях.
2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть
при исполнении Положений, назначить в уездах Мировых Посредников, и
образовать из них Уездные Мировые Съезды.
3. Образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя
сельские общества в прежнем составе, открыть в значительных селениях
волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно
волостное управление.
4. Составить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в
которой будет исчислено, на основании местного Положения, количество
земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер
повинностей, причитающихся с них в пользу помещика, как за землю, так и
за другие выгоды.
5. Уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для
каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в
течение двух лет, со дня издания Манифеста.
6. До истечения этого срока, крестьянам и дворовым людям пребывать в
прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их
обязанности.
7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и
расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.
Текст Манифеста, возвещавшего освобождение крепостных крестьян, был
написан по поручению Александра II московским митрополитом Филаретом
(Дроздовым). Как и другие документы реформы, он был подписан императором 19
февраля 1861 г.
В Манифесте доказывалась законность существовавшей до этого власти
помещиков над крестьянами, объяснялось, что хотя прежние законы и не
определяли пределы права помещика над крестьянами, однако они обязывали его
устроить... благосостояние крестьян. Рисовалась идиллическая картина
первоначальных добрых патриархальных отношений искренней правдивой
попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения
крестьян, и лишь в дальнейшем, при уменьшении простоты нравов, при
умножении разнообразия отношений... добрые отношения ослабевали и
открывался путь произволу, отяготительному для крестьян. Тем самым автор
Манифеста стремился внушить крестьянам, что их освобождение от крепостной
зависимости — акт благодеяния высшей власти (самодержавия), которая
побудила помещиков к добровольному отказу от своих прав на личность
крепостных людей.
В Манифесте кратко излагаются и основные условия освобождения крестьян
от крепостной зависимости (детально они изложены в утвержденных 19 февраля
1861 г. восьми Положениях и девяти Дополнительных правилах).
По Манифесту, крестьянин сразу получает личную свободу (полные права
свободных сельских обывателей).
Ликвидация феодальных отношений в деревне — не единовременный акт, а
длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное
освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста
и Положений, т. е. 19 февраля 1861 г. В Манифесте объявлялось, что
крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же
самые повинности (барщину и оброк), что и при крепостном праве, и
находиться в прежнем повиновении помещикам. Помещики сохранили право
наблюдения за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до
образования волостей и открытия волостных судов. Таким образом, черты
внеэкономического принуждения продолжали сохраняться и после объявления
“воли”. Но и по истечении двух переходных лет (т. е. после 19 февраля 1863
г.) крестьяне еще длительное время находились на положении временно-
обязанных. В литературе иногда неверно указывается, будто срок временно-
обязанного состояния крестьян заранее был определен в 20 лет (до 1881
года). В действительности ни в Манифесте, ни в Положениях 19 февраля 1861
г. никакого фиксированного срока прекращения временно-обязанного состояния
крестьян не устанавливалось. Обязательный перевод крестьян на выкуп (т.е.
прекращение временно-обязанных отношений) был установлен Положением о
выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам в
губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском местных
положениях 19 февраля 1861 года от 28 декабря 1881 г., а в девяти западных
губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской.
Могилевгкой. Киевской, Подольской и Волынской) крестьяне были переведены на
обязательный выкуп в 1863 г.
Манифест провозглашал сохранение нрава помещики” на всю землю в их
имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, которую крестьяне
получали в пользование за определенные местными положениями повинности.
Чтобы стать собственником своего надела, крестьянин должен был выкупить
его. Условия выкупа подробно изложены в Положении о выкупе крестьянами,
вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии
правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых
угодий.
Цитируя “Послание апостола Павла к римлянам” (глава 13, стихи 1-й и 7-
й); “всякая душа должна повиноваться властям предержащим” и “воздавать всем
должное, и в особенности, кому должно, урок, дань, страх, честь”, автор
Манифеста убеждал крестьян сохранять полное повиновение властям и
помещикам.
Манифест предварял обнародование утвержденных в тот же день 17-ти
законодательных актов, содержащих условия освобождения крестьян.
19 февраля 1861 г. царем был подписан указ Правительствующему сенату,
которому повелевалось “сделать зависящее распоряжение о немедленном
обнародовании и приведении в действительное исполнение” препровожденных в
Сенат указанных 17-ти законодательных актов о крестьянах, вышедших из
крепостной зависимости. Сенату предписывалось “принять меры, чтобы
Положения общие, предназначенные к исполнению повсеместному, были
доставлены помещикам и в сельские общества крестьян, водворенных на
помещичьих землях, а Положения местные и дополнительные к оным правила были
препровождены по принадлежности к помещикам и в сельские общества тех
местностей, до коих каждое из сих узаконении касается”. Тексты Положений и
Манифеста 19 февраля 1861 г. были опубликованы также в качестве Приложения
к № 20 “Сенатских ведомостей” от 10 марта 1861 г. В начале марта 1861 г.
было принято постановление: “Дабы облегчить изучение сих Положений,
признано полезным издать краткое из них извлечение, собственно о порядке
постепенного введения в действие новых постановлений, относящихся до прав и
обязанностей крестьян и дворовых людей”. В “Кратком изложении” содержались
статьи: о личных правах и обязанностях крестьян, правила о их поземельном
устройстве и правила о дворовых.
Обнародование Манифеста и Положений 19 февраля 1861 г., содержание
которых обмануло надежды крестьян на “полную волю”, вызвало взрыв
крестьянского протеста уже весной 1861 года: за первые пять месяцев
зарегистрировано 1340 массовых крестьянских волнений, а всего за год — 1859
(примерно столько же, сколько их учтено за всю первую половину XIX века). В
937 случаях крестьянские волнения в 1861 году были усмирены с применением
военной силы . Фактически не было ни одной губернии, в которой в большей
или меньшей степени не проявился бы протест крестьян против “дарованной” им
“воли”. Наибольший размах крестьянское движение приняло в центрально-
черноземных губерниях, в Поволжье и на Украине. где основная масса крестьян
находилась на барщине и наиболее острым был аграрный вопрос. Большой
общественный, резонанс имели восстания крестьян, кончившиеся их расстрелом,
в апреле 1861 г. в селах Бездне (Казанская губ.) и Кандеевке (Пензенская
губ.), в которых приняли участие десятки тысяч крестьян.
2.1. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости
Положение определяло в общих чертах личные и имущественные права и
обязанности вышедших из крепостной зависимости крестьян, образование и
функции сельских и волостных органов крестьянского самоуправления, характер
“попечительства” над крестьянами их бывших помещиков на период временно-
обязанного состояния, а также порядок отбывания казенных, земских и мирских
повинностей. Прочие Положения и Дополнительные правила, утвержденные 19
февраля 1861 г., являлись развитием и детальной конкретизацией норм,
которые изложены в Общем положении.
Освобождение крестьян от крепостной зависимости и предоставление им
права заводить торговые и промышленные предприятия, заключать имущественные
сделки, выступать от своего имени в судах, возбуждать судебные иски,
приобретать недвижимую собственность, переходить (хотя и с определенными
ограничениями) в другие сословия — все это давало больший простор
крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на
заработки, складыванию рынка рабочей силы, т. е. в конечном счете создавало
более благоприятные условия для развития капитализма в России. Вместе с тем
в течение переходного периода еще продолжали сохраняться черты
внеэкономического принуждения: временно-обязанное состояние крестьян, право
вотчинной полиции помещика, зависимость крестьян и сельских органов
крестьянского самоуправления от местной администрации. Но и после
переходного периода сохранялась сословная неравноправность крестьян,
прикрепление их к общине, к наделу. Крестьянство продолжало оставаться
низшим, податным сословием, которое обязано было нести разного рода
денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от
чего были освобождены привилегированные сословия — дворянство, духовенство,
купечество.
В Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости,
отразился противоречивый характер реформы — вводя нормы буржуазного права,
оно одновременно сохраняло и ряд крепостнических черт.
Статьи 1—2 предоставляют личную свободу крепостным крестьянам, однако с
теми ограничениями, которые определялись нормами как данного Положения, так
и других актов крестьянской реформы.
Личную свободу, а также ряд имущественных прав, указанных в последующих
статьях Общего положения, крестьяне получали с момента обнародования
Манифеста и Положений 19 февраля 1861г. Необходимо подчеркнуть большую
значимость акта предоставления крестьянам личной свободы и связанных с ней
гражданских и иных прав, предусмотренных статьями 21—39 данного Положения.
Борьба крестьян за “волю” была ведущим направлением в многовековой истории
крестьянского движения.
С момента обнародования закона об отмене крепостного права бывший
крепостной крестьянин, у которого ранее помещик мог отобрать все его
достояние и его самого продать, заложить. подарить, проиграть в карты,
сдать вне очереди в рекруты, без всякой со стороны крестьянина вины сослать
в Сибирь, получал не только возможность свободно распоряжаться своей
личностью, но и приобретал ряд других личных и имущественных прав.
Последующие буржуазные реформы, предоставлявшие крестьянам право
участвовать в суде в качестве присяжных заседателей, избирать и быть
избранными в земские учреждения и т. д., еще более расширяли права
крестьян, а главное — консолидировали крестьянство, стирали грани между
бывшими помещичьими, удельными и государственными крестьянами.
По 10-й ревизии (1858 год)[4] в России насчитывалось 23069631 человек
обоего пола крепостных крестьян, в том числе 22 563 086 находились в
Европейской России и Сибири и 506 545 человек в Закавказском крае. Из числа
22 563 086 человек обоего пола крепостных Европейской России и Сибири 542
599 человек числились “приписанными к частным заводам и фабрикам” и 40 544
человека — крепостными “разных ведомств”. Собственно помещичьих крестьян в
Европейской России и в Сибири числилось 21 979 933 человека обоего пола, из
них “помещичьих крестьян на общем праве” — 21 625 609 человек и “на
условном праве” — 354324. Из 21625609 человек помещичьих крестьян 20 158
231 составляли “поселенные крестьяне”, т. е. имевшие свои наделы и
исполнявшие феодальные повинности, и 1 467 378 человек обоего пола —
дворовые люди. Всех дворян, владевших крепостными крестьянами в Европейской
России и в Сибири, в 1858 году насчитывалось 106 897 (точнее, владельцев
имений, а вместе с семьями численность помещичьего класса составляла около
0,5 млн. человек обоего пола). Беспоместных дворян, владевших только
дворовыми, насчитывалось 3703. У них было 12286 мужского пола (далее — м.
п.) душ дворовых. Собственно помещиков, владевших землями и поселенными на
этих землях крестьянами, насчитывалось 103 194. У них крестьян и дворовых
людей находилось во владении 10683853 души м. п.
Помещичьи крестьяне, получившие в 1861 году личную свободу, зачислялись
в состав податных сословий, которые в отличие от привилегированных сословий
(дворян, почетных граждан, духовенства, купцов 1—2 гильдий) обязаны были
платить подушную подать, отбывать прочие государственные повинности, в том
числе и рекрутскую.
Центральным вопросом реформы был вопрос о земле. Закон подчеркивал
право собственности помещиков на всю землю в имении, в том числе и на
крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой
надельной земли, обязанными отбывать за нее помещику установленные
Положениями повинности — барщину или оброк. Наделение крестьян землей за
повинности и определяло временнообязанное состояние бывшего крепостного
крестьянства после отмены крепостного права.
Выдвигавшиеся в ходе подготовки реформы помещиками-крепостниками
проекты о безземельном освобождении крестьян были отвергнуты. Принятая 4
декабря 1838 г. правительственная программа разработки реформы
предусматривала обязательное наделение крестьян необходимым количеством
земли. При наделении крестьян землей правительство исходило из двух
принципиальных соображений: 1) из интересов сохранения крестьянского
хозяйства как объекта эксплуатации и 2) обеспечения спокойствия в стране из
опасения крестьянских волнений. Власти великолепно знали, что одним из
главных требований в крестьянском движении было предоставление крестьянам
земли (“воли без земли не бывает”—таков был лозунг крестьян). Но если
полное обезземеление крестьян в силу указанных соображений было невозможно,
то и наделение крестьян достаточным количеством земли, которое поставило бы
крестьянское хозяйство в независимое положение от помещичьего, было
невыгодно помещику. Поэтому была поставлена задача предоставить крестьянам
землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему хозяйству, к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|