рефераты бесплатно

МЕНЮ


Законодательное обеспечение реформы 1861года

возможностями, которые на тот момент имелись у свободных крестьян, и от

которых крепостных отделяла не только личная зависимость от помещика.

Помещики сохраняли право собственности на землю – это было вторым

ключевым пунктом реформы. Они обязывались наделить своих бывших крепостных

землей и жильем за выполнение теми повинностей – своеобразную арендную

плату. Так как создатели манифеста понимали, что отмена крепостной

зависимости сама по себе не делает крестьянина свободным, для обозначения

безземельных бывших крепостных было введено особое обозначение: “временно-

обязанные”.

Крестьянам предоставлялась возможность выкупать усадьбы, а с согласия

помещиков - приобретать пашню и другие угодья, отведенные им в постоянное

пользование. С приобретением в собственность определенного количества

земли, крестьяне освобождались от обязанностей к помещикам по выкупленной

земле и вступали в состояние свободных крестьян-собственников.

Особым положением о дворовых людях определялось для них и переходное

состояние, приспособленное к их занятиям и потребностям; по истечении

двухлетнего срока от дня издания Положения, они получали полное

освобождение и срочные льготы.

На этих главных началах составленными Положениями определялось будущее

устройство жизни крестьян и дворовых людей, устанавливался порядок

общественного крестьянского управления, и указывались подробно данные

крестьянам и дворовым людям права и возлагаемые на них обязанности в

отношении к государству и к помещикам.

Все Положения, общие, местные, и особые дополнительные правила для

некоторых местностей, для имений мелкопоместных владельцев и для крестьян,

работавших на помещичьих фабриках и заводах, по возможности были

приспособлены к местным хозяйственным потребностям и обычаям. Чтобы

сохранить обычный порядок там, где он представляет “обоюдные выгоды” (в

первую очередь, конечно, помещикам), помещикам предоставлялось право

заключать с крестьянами добровольные соглашения о размере поземельного

надела крестьян и о следующих за него повинностях, с соблюдением правил,

установленных для обеспечения ненарушимости таких договоров.

Манифест устанавливал, что новое устройство не может быть введено

вдруг, а требует времени, примерно не менее двух лет; в течение этого

времени, “в отвращение замешательства, и для соблюдения общественной и

частной пользы”, существовавший в помещичьих имениях порядок должен был

быть сохранен “дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений,

открыт будет новый порядок”.

Для достижения этих целей постановлялось:

1. Открыть в каждой губернии Губернское Присутствие по крестьянским делам,

которому вверялось высшее ведение делами крестьянских обществ на

помещичьих землях.

2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возникнуть

при исполнении Положений, назначить в уездах Мировых Посредников, и

образовать из них Уездные Мировые Съезды.

3. Образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя

сельские общества в прежнем составе, открыть в значительных селениях

волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно

волостное управление.

4. Составить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в

которой будет исчислено, на основании местного Положения, количество

земли, предоставляемой крестьянам в постоянное пользование, и размер

повинностей, причитающихся с них в пользу помещика, как за землю, так и

за другие выгоды.

5. Уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для

каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в

течение двух лет, со дня издания Манифеста.

6. До истечения этого срока, крестьянам и дворовым людям пребывать в

прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их

обязанности.

7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и

расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов.

Текст Манифеста, возвещавшего освобождение крепостных крестьян, был

написан по поручению Александра II московским митрополитом Филаретом

(Дроздовым). Как и другие документы реформы, он был подписан императором 19

февраля 1861 г.

В Манифесте доказывалась законность существовавшей до этого власти

помещиков над крестьянами, объяснялось, что хотя прежние законы и не

определяли пределы права помещика над крестьянами, однако они обязывали его

устроить... благосостояние крестьян. Рисовалась идиллическая картина

первоначальных добрых патриархальных отношений искренней правдивой

попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения

крестьян, и лишь в дальнейшем, при уменьшении простоты нравов, при

умножении разнообразия отношений... добрые отношения ослабевали и

открывался путь произволу, отяготительному для крестьян. Тем самым автор

Манифеста стремился внушить крестьянам, что их освобождение от крепостной

зависимости — акт благодеяния высшей власти (самодержавия), которая

побудила помещиков к добровольному отказу от своих прав на личность

крепостных людей.

В Манифесте кратко излагаются и основные условия освобождения крестьян

от крепостной зависимости (детально они изложены в утвержденных 19 февраля

1861 г. восьми Положениях и девяти Дополнительных правилах).

По Манифесту, крестьянин сразу получает личную свободу (полные права

свободных сельских обывателей).

Ликвидация феодальных отношений в деревне — не единовременный акт, а

длительный процесс, растянувшийся на несколько десятилетий. Полное

освобождение крестьяне получали не сразу с момента обнародования Манифеста

и Положений, т. е. 19 февраля 1861 г. В Манифесте объявлялось, что

крестьяне в течение двух лет (до 19 февраля 1863 г.) обязаны отбывать те же

самые повинности (барщину и оброк), что и при крепостном праве, и

находиться в прежнем повиновении помещикам. Помещики сохранили право

наблюдения за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до

образования волостей и открытия волостных судов. Таким образом, черты

внеэкономического принуждения продолжали сохраняться и после объявления

“воли”. Но и по истечении двух переходных лет (т. е. после 19 февраля 1863

г.) крестьяне еще длительное время находились на положении временно-

обязанных. В литературе иногда неверно указывается, будто срок временно-

обязанного состояния крестьян заранее был определен в 20 лет (до 1881

года). В действительности ни в Манифесте, ни в Положениях 19 февраля 1861

г. никакого фиксированного срока прекращения временно-обязанного состояния

крестьян не устанавливалось. Обязательный перевод крестьян на выкуп (т.е.

прекращение временно-обязанных отношений) был установлен Положением о

выкупе наделов остающимися еще в обязательных отношениях к помещикам в

губерниях, состоящих на Великороссийском и Малороссийском местных

положениях 19 февраля 1861 года от 28 декабря 1881 г., а в девяти западных

губерниях (Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской, Витебской.

Могилевгкой. Киевской, Подольской и Волынской) крестьяне были переведены на

обязательный выкуп в 1863 г.

Манифест провозглашал сохранение нрава помещики” на всю землю в их

имениях, в том числе и на крестьянскую надельную, которую крестьяне

получали в пользование за определенные местными положениями повинности.

Чтобы стать собственником своего надела, крестьянин должен был выкупить

его. Условия выкупа подробно изложены в Положении о выкупе крестьянами,

вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии

правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых

угодий.

Цитируя “Послание апостола Павла к римлянам” (глава 13, стихи 1-й и 7-

й); “всякая душа должна повиноваться властям предержащим” и “воздавать всем

должное, и в особенности, кому должно, урок, дань, страх, честь”, автор

Манифеста убеждал крестьян сохранять полное повиновение властям и

помещикам.

Манифест предварял обнародование утвержденных в тот же день 17-ти

законодательных актов, содержащих условия освобождения крестьян.

19 февраля 1861 г. царем был подписан указ Правительствующему сенату,

которому повелевалось “сделать зависящее распоряжение о немедленном

обнародовании и приведении в действительное исполнение” препровожденных в

Сенат указанных 17-ти законодательных актов о крестьянах, вышедших из

крепостной зависимости. Сенату предписывалось “принять меры, чтобы

Положения общие, предназначенные к исполнению повсеместному, были

доставлены помещикам и в сельские общества крестьян, водворенных на

помещичьих землях, а Положения местные и дополнительные к оным правила были

препровождены по принадлежности к помещикам и в сельские общества тех

местностей, до коих каждое из сих узаконении касается”. Тексты Положений и

Манифеста 19 февраля 1861 г. были опубликованы также в качестве Приложения

к № 20 “Сенатских ведомостей” от 10 марта 1861 г. В начале марта 1861 г.

было принято постановление: “Дабы облегчить изучение сих Положений,

признано полезным издать краткое из них извлечение, собственно о порядке

постепенного введения в действие новых постановлений, относящихся до прав и

обязанностей крестьян и дворовых людей”. В “Кратком изложении” содержались

статьи: о личных правах и обязанностях крестьян, правила о их поземельном

устройстве и правила о дворовых.

Обнародование Манифеста и Положений 19 февраля 1861 г., содержание

которых обмануло надежды крестьян на “полную волю”, вызвало взрыв

крестьянского протеста уже весной 1861 года: за первые пять месяцев

зарегистрировано 1340 массовых крестьянских волнений, а всего за год — 1859

(примерно столько же, сколько их учтено за всю первую половину XIX века). В

937 случаях крестьянские волнения в 1861 году были усмирены с применением

военной силы . Фактически не было ни одной губернии, в которой в большей

или меньшей степени не проявился бы протест крестьян против “дарованной” им

“воли”. Наибольший размах крестьянское движение приняло в центрально-

черноземных губерниях, в Поволжье и на Украине. где основная масса крестьян

находилась на барщине и наиболее острым был аграрный вопрос. Большой

общественный, резонанс имели восстания крестьян, кончившиеся их расстрелом,

в апреле 1861 г. в селах Бездне (Казанская губ.) и Кандеевке (Пензенская

губ.), в которых приняли участие десятки тысяч крестьян.

2.1. Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

Положение определяло в общих чертах личные и имущественные права и

обязанности вышедших из крепостной зависимости крестьян, образование и

функции сельских и волостных органов крестьянского самоуправления, характер

“попечительства” над крестьянами их бывших помещиков на период временно-

обязанного состояния, а также порядок отбывания казенных, земских и мирских

повинностей. Прочие Положения и Дополнительные правила, утвержденные 19

февраля 1861 г., являлись развитием и детальной конкретизацией норм,

которые изложены в Общем положении.

Освобождение крестьян от крепостной зависимости и предоставление им

права заводить торговые и промышленные предприятия, заключать имущественные

сделки, выступать от своего имени в судах, возбуждать судебные иски,

приобретать недвижимую собственность, переходить (хотя и с определенными

ограничениями) в другие сословия — все это давало больший простор

крестьянскому предпринимательству, способствовало росту отхода крестьян на

заработки, складыванию рынка рабочей силы, т. е. в конечном счете создавало

более благоприятные условия для развития капитализма в России. Вместе с тем

в течение переходного периода еще продолжали сохраняться черты

внеэкономического принуждения: временно-обязанное состояние крестьян, право

вотчинной полиции помещика, зависимость крестьян и сельских органов

крестьянского самоуправления от местной администрации. Но и после

переходного периода сохранялась сословная неравноправность крестьян,

прикрепление их к общине, к наделу. Крестьянство продолжало оставаться

низшим, податным сословием, которое обязано было нести разного рода

денежные и натуральные повинности, подвергалось телесным наказаниям, от

чего были освобождены привилегированные сословия — дворянство, духовенство,

купечество.

В Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости,

отразился противоречивый характер реформы — вводя нормы буржуазного права,

оно одновременно сохраняло и ряд крепостнических черт.

Статьи 1—2 предоставляют личную свободу крепостным крестьянам, однако с

теми ограничениями, которые определялись нормами как данного Положения, так

и других актов крестьянской реформы.

Личную свободу, а также ряд имущественных прав, указанных в последующих

статьях Общего положения, крестьяне получали с момента обнародования

Манифеста и Положений 19 февраля 1861г. Необходимо подчеркнуть большую

значимость акта предоставления крестьянам личной свободы и связанных с ней

гражданских и иных прав, предусмотренных статьями 21—39 данного Положения.

Борьба крестьян за “волю” была ведущим направлением в многовековой истории

крестьянского движения.

С момента обнародования закона об отмене крепостного права бывший

крепостной крестьянин, у которого ранее помещик мог отобрать все его

достояние и его самого продать, заложить. подарить, проиграть в карты,

сдать вне очереди в рекруты, без всякой со стороны крестьянина вины сослать

в Сибирь, получал не только возможность свободно распоряжаться своей

личностью, но и приобретал ряд других личных и имущественных прав.

Последующие буржуазные реформы, предоставлявшие крестьянам право

участвовать в суде в качестве присяжных заседателей, избирать и быть

избранными в земские учреждения и т. д., еще более расширяли права

крестьян, а главное — консолидировали крестьянство, стирали грани между

бывшими помещичьими, удельными и государственными крестьянами.

По 10-й ревизии (1858 год)[4] в России насчитывалось 23069631 человек

обоего пола крепостных крестьян, в том числе 22 563 086 находились в

Европейской России и Сибири и 506 545 человек в Закавказском крае. Из числа

22 563 086 человек обоего пола крепостных Европейской России и Сибири 542

599 человек числились “приписанными к частным заводам и фабрикам” и 40 544

человека — крепостными “разных ведомств”. Собственно помещичьих крестьян в

Европейской России и в Сибири числилось 21 979 933 человека обоего пола, из

них “помещичьих крестьян на общем праве” — 21 625 609 человек и “на

условном праве” — 354324. Из 21625609 человек помещичьих крестьян 20 158

231 составляли “поселенные крестьяне”, т. е. имевшие свои наделы и

исполнявшие феодальные повинности, и 1 467 378 человек обоего пола —

дворовые люди. Всех дворян, владевших крепостными крестьянами в Европейской

России и в Сибири, в 1858 году насчитывалось 106 897 (точнее, владельцев

имений, а вместе с семьями численность помещичьего класса составляла около

0,5 млн. человек обоего пола). Беспоместных дворян, владевших только

дворовыми, насчитывалось 3703. У них было 12286 мужского пола (далее — м.

п.) душ дворовых. Собственно помещиков, владевших землями и поселенными на

этих землях крестьянами, насчитывалось 103 194. У них крестьян и дворовых

людей находилось во владении 10683853 души м. п.

Помещичьи крестьяне, получившие в 1861 году личную свободу, зачислялись

в состав податных сословий, которые в отличие от привилегированных сословий

(дворян, почетных граждан, духовенства, купцов 1—2 гильдий) обязаны были

платить подушную подать, отбывать прочие государственные повинности, в том

числе и рекрутскую.

Центральным вопросом реформы был вопрос о земле. Закон подчеркивал

право собственности помещиков на всю землю в имении, в том числе и на

крестьянскую надельную, а крестьяне объявлялись лишь пользователями этой

надельной земли, обязанными отбывать за нее помещику установленные

Положениями повинности — барщину или оброк. Наделение крестьян землей за

повинности и определяло временнообязанное состояние бывшего крепостного

крестьянства после отмены крепостного права.

Выдвигавшиеся в ходе подготовки реформы помещиками-крепостниками

проекты о безземельном освобождении крестьян были отвергнуты. Принятая 4

декабря 1838 г. правительственная программа разработки реформы

предусматривала обязательное наделение крестьян необходимым количеством

земли. При наделении крестьян землей правительство исходило из двух

принципиальных соображений: 1) из интересов сохранения крестьянского

хозяйства как объекта эксплуатации и 2) обеспечения спокойствия в стране из

опасения крестьянских волнений. Власти великолепно знали, что одним из

главных требований в крестьянском движении было предоставление крестьянам

земли (“воли без земли не бывает”—таков был лозунг крестьян). Но если

полное обезземеление крестьян в силу указанных соображений было невозможно,

то и наделение крестьян достаточным количеством земли, которое поставило бы

крестьянское хозяйство в независимое положение от помещичьего, было

невыгодно помещику. Поэтому была поставлена задача предоставить крестьянам

землю в таком размере, чтобы они были привязаны к своему хозяйству, к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.