Шпоргалки по ТГП
определенный комплекс организационных, идеологических, политических,
юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности.
Гарантировать законность — значит сделать ее незыблемой.
Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а
также специальные средства, обеспечивающие режим законности.
Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные
средства.
Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.)
условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое
регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его
функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства
по укреплению законности.
Важной предпосылкой наилучшего использования благоприятных условий в
деятельности по укреплению законности является их максимально возможная
конкретизация.
Экономические условия. Это состояние экономического развития общества,
организация системы хозяйствования и т. д.
Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной
жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки
для их развития и воздействия на людей, а также путем использования
организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных
факторов. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности:
Политические условия. Основным политическим условием стабильной
законности является сильная государственная власть. Сила государственной
власти определяется не величиной армии, не мощью репрессивного аппарата.
Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся
поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых
правовых предписаний. Сильное государство гарантирует стабильное развитие
общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью,
коррупцией и иными антисоциальными явлениями.
Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется
уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность
предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву,
закону является личным убеждением человека, причем не только рядового
гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.
предписаний во многом зависят от положения
Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону,
реализация его, сложившегося в социальной сфере.
Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления
обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее
законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться
высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и
охраны. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и
развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-
теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности
оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции
Специальные средства обеспечения законности - это юридические и
организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения
законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии
(средства).
Уровень законности определяется и эффективной деятельностью политического
руководства
Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве
средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению,
направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление,
защиту прав и свобод. (деятельность прокуратуры).
Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления,
(обнаружения) правонарушений (органов предварительного расследования,
Конституционного Суда и т. д.)
Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве
средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.
Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства,
направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав,
свобод граждан и организаций.
Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий
правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на
содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие
имущества из чужого незаконного владения) и др.
Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного
в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и
необходимым для укрепления законности, причем его эффективность
определяется не жестокостью, а неотвратимостью.
Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям
Наконец, важнейшей гарантией законности является правосудие —
деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения
гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Под организационным гарантиями понимаются различные мероприятия
организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с
правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые,
организационные меры по созданию условий для нормальной работы
юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре
последних специальных подразделений (для борьбы с организованной
преступностью, с коррупцией и т.д.).
Билет № 18
1) Функции государства, государственной власти и государственных органов.
Функции государства — это основные направления внутренней и внешней
деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его
классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
Государство обеспечивает свои функции через систему органов государства
носящее название гос. аппарат.
Каждая гос.власть автономна, имеет свой гос.орган.
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций
государства.
1. Функции государства непосредственно выражают и предметно
конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание
учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные
интересы членов общества.
2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная
служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису,
реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на
международной арене.
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим
задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение
посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой
устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и
объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика
социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни
общества.
Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные
стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства
называются функциями государства. Функции делятся на: внутренние и внешние,
общесоциальные и специальные, основные и не основные. Большинство функции
имеет смешанный характер.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной
жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества,
относятся следующие виды функций:
1. Охранительная функция:
Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении
государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и
интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и
государства от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и
согласия в обществе, урегулирования общественных отношений, снятие
социальных противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных
классов, групп, слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин,
которые вызывали возникновение государства.
Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и
достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного
имущества, на охрану частной собственности.
2. Экологическая функция: Направлена на защиту экологии.
3. Функция социальных услуг, обеспечения и защиты граждан: Многие
государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают
своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо
причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,
достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту
от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.
Так, в статье 39 Конституции Российской Федерации в частности сказано:
“Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях предусмотренных законом.”
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и
укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию
государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется
деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию
физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-
эпидемиологическому благополучию (статья 41 пункт 2 )
4. Культурно - воспитательная функция: Общество в целом и государство
заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование,
соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время
немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во
всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во многих
государствах образование является обязательным.
Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан
свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего
государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного
наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому
прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.
Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской
Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.
5. Природоохранительная функция: Охрана природы, окружающей среды -
насущная необходимость современного мира. Человек в результате своей
хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает
окружающую среду, чем невольно создает для себя неблагоприятные (даже
гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но
только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями
мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить
защиту окружающей среды.
В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования
природных богатств приобрели большое экономическое, социальное и
политическое значение. Они затрагивают интересы всех народов и государств.
Внешние функции.
1. Функция защиты из вне: (Защита государства от вооруженных нападений
других государств.)
Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства,
ибо она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной
целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы
Российской Федерации.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации “Защита Отечества
является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин
Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным
законом.”
Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от
происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,
обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил
Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане
мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.
2. Функция сотрудничества с другими странами. (Поддержание международных
политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и
культурных связей.)
Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех государств.
На этой основе создаются различные организации деятельность которых
направлена на улучшение экономической, политической и культурной жизни
общества (ООН, НАТО, Варшавский договор, СЭВ и т.д.)
3. Борьба с международной преступностью: В последнее время все более
широкие масштабы приобретает международная преступность.
Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием
- вот небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений.
Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.
Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с
международной преступностью.
Конкретными действиями государств в этой области является создание
международных организаций по борьбе с преступлениями.
Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ.
4. Участие в международной охране окружающей Среды:
В настоящее время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный
вопрос постоянно находится в центре внимания всего мира. Охрана окружающей
среды становится составной частью программы завершения строительства
материально - технической базы в государстве.
В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными
климатическими условиями.
Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием
природы в различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и
больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также
оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств
правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по
охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы
и уголовные наказания.
2) Правовое воспитание и правовая культура.
Особенностью правовой культуры является то, что она представляет собой не
право или его реализацию, а комплекс представлений той или иной общности
людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов,
должностных лиц. Правовая культура предполагает высокое качество
правотворческого процесса, реализации права; достаточный уровень правового
мышления и психологического восприятия правовой реальности; осознание
специфических способов правовой деятельности правоохранительных органов;
результатов реализации требований законности в виде устойчивого и
стабильного правопорядка.
Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а
обществу – систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы,
обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и организаций.
Составными элементами правовой культуры следует считать правовые убеждения,
установки, ориентирующие на восприятие правовой системы общества.
Правовая культура – многозначное и более высокая и емкая форма
правосознания, характеризующаяся степенью знания права, интенсивностью
убеждений ценностей права и ее ролью в обществе, значимостью судебных,
нотариальных, арбитражных и др.юрид. учреждений по защите прав и интересов
граждан и общества, соотношением с другими системами общей культуры
(научн., художеств.), а также работой законодательных органов. (тетрадь)
Условием формирования правовой культуры и первой ступенькой на этом пути
является правовое воспитание.
Элементы правовой культуры:
- уровень развития правового сознания населения, - насколько глубоко
освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека,
ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т. д„
насколько информировано в правовом отношении население, его социальные,
возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение
населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим
средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение
(несоблюдение) правовых предписаний и т. д
- уровень развития правовой деятельности. Последняя состоит из
теоретической — деятельность ученых-юристов, образовательной — деятельность
студентов и слушателей юридических школ, вузов и т. д. и практической —
правотворческой и правореали-зующей, в том числе правоприменитсльной,
деятельности.
- уровень развития всей системы юридических актов, т. е. текстов
документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.
Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет
система законодательства, основой которой является конституция государства.
Важен в целом и уровень развития вообще всей системы нормативно-правовых
актов, начиная от законов, актов центральных исполнительных органов власти
и кончая актами местных органов власти и управления. Любой юридический акт
должен быть правовым, т. е. отвечать господствующим в общественном сознании
представлениям о справедливости, равенстве и свободе.
Все составные части правовой культуры не могут существовать без своего
носителя-субъекта — человека, группы людей, населения в целом.
Выделение структурных элементов правовой культуры достаточно условно, так
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|