рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпоргалки по ТГП

не могут быть реализованы без других его компонентов: без корреспондирующих

правам юридических обязанностей, без юридической ответственности в

необходимых случаях, без правовых гарантий, без правоспособности и

дееспособности как определяющих черт волевого и осознанного поведения

человека.

В-четвертых, категория правового статуса позволяет увидеть права,

свободы, обязанности личности в целостном, системном виде, дает возможность

проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их

совершенствования.

Правовой статус личности — это правовое положение человека, отражающее

его фактическое состояние во взаимоотношениях с обществом и государством.

Классификация правовых статусов личности в первую очередь проводится по

сфере действия и структуре правовых систем. Различают общий

(международный), конституционный (базовый), отраслевой, родовой

(специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.

Общий (международный) правовой статус личности включает в себя помимо

внутригосударственных права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные

международным сообществом и закрепленные в международно-правовых

документах. Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так

и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена

возможность применения правил, установленных нормами международного права и

международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам

человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г.

компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам

нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения

любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства

правовой защиты.

Конституционный (базовый) статус личности объединяет главные права,

свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны.

Его характерным признаком является стабильность, которая обусловлена

особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в

обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений,

обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных

и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на

которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать

устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные

общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.

Стабильность конституционного статуса личности зависит от того, насколько

полно он соответствует фактическим общественным отношениям, и от того,

какой порядок принятия, отмены соответствующих норм и внесения в них

изменений закреплен в законе. Конституция РФ в ст. 135 содержит некоторые

гарантии стабильности статуса, определяя достаточно сложный порядок

пересмотра статей гл. 2, содержащих нормы о правах и свободах человека и

гражданина.

Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов,

опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы —

гражданским, трудовым, административным правом и др.

Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового

положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то

дополнительные субъективные права и обязанности: военнослужащих,

пенсионеров, инвалидов, работников Крайнего Севера и др.

Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного

человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, участия в

управлении государственными делами и т. п.

Билет № 10

1) Структура правовой нормы.

Будучи "клеточкой" права, норма в то же время есть сложное образование,

имеющее собственную структуру.

В современном правоведении выделяется следующая структура нормы права:

- юридическая

- логическая

- социологическая

Юридическая структура состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и

санкции.

Гипотеза – та часть нормы, где указаны условия обстоятельства, наличие

которых дает возможность осуществлять правила поведения: исполнять,

соблюдать, использовать, применять. В зависимости от количества

обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные.

Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним

из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция - содержит само правило поведения, согласно которому должны

действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может

быть прямой, альтернативной и бланкетной (по книге) и простой,

описательной, ссылочной, бланкетной(открытой) - (по тетради).

Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения

варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная

диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта

реализации к другим правовым нормам.

Санкция – та часть нормы которая содержит указания на неблагоприятные

последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения. По

степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные

(точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы

на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до

трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Логическая структура – дополняет юридическую структуру. Она обеспечивает

взаимосвязь гипотезы, диспозиции, санкции. Эта взаимосвязь охватывается

формулой (если(гипотеза)-то(диспозиция)-иначе(санкция))

Социологическая структура – органично связана с юрид. и логической

структурами. Эта структура выражается в понятиях – смысл нормы, цель,

назначение нормы. Она раскрывается при толковании нормы права.

Классификация норм права по назначению: основные, первичные, производные,

вторичные.

По содержанию: регулятивные, охранительные.

По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-

правовые.

По способам регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные,

По обязательности: уполномачивающие, обязывающие, запрещающие

По предмету регулирования: общие, специальные.

Таким образом, структура правовой нормы есть логически согласованное ее

внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями,

характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов,

реально выраженное в нормативно-правовых актах.

2) Судебный прецедент и правовой обычай (источники права).

Форма права – объективированное закрепление и проявления содержания права

в определенных актах гос.органов, решения судов, обычаев, и других

источников.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт,

судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные

исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую

идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило,

которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается

государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права

тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые

населением. В рабовладельческих и феодальных обществах обычаи

санкционировались решениями суда по поводу отдельных фактов. Сейчас

встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка

к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного

характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является

не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой

позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют

специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из

прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в советской правовой науке прецедент как источник

права оценивался только отрицательно, однако в последнее время тон

критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются

предложения о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам

права. Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы

независимый суд и соответствующая правовая подготовка судей, а также

формирование их правосознания в том направлении, при котором станет

возможным их правотворчество.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах

мира.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-

правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные

источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные

прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием

разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические

документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные

государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную

структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и

значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания

юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта

система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в

результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении

по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и

реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права

(и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем

они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного

правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это

совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих

определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными

органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы

(правила поведения).

Билет № 11

1) Правовые нормы: понятия и признаки.

Нормы права – общеобязательное правило установленное или признанное

государством, обеспеченное возможностью гос.принуждения и регулирующее

общественное отношение.

Признаки нормы права:

1) Общеобязательность - норма права - общеобязательное явление выраженное

в виде предписания.

2) Неперсонифицированность – означает, что в нормах права для обозначения

ее адресатов оперируют словами (гражданин, юридическое лицо). Эти слова

составляют научно понятийный аппарат.

3) Формальная определенность – позволяет выделить каждую нормочку из того

или иного источника. Означает, что каждая норма выражена как правило в

письменной форме.

4) Системность – означает свойства нормы права быть всегда в связи с

другими нормами.

5) Неоднократность ее действия – норма права создается для ее постоянного

использования.

6) Возможность гос.принуждения – означает, что сами нормы права не

являются принудительными, они не связаны из вне, они продукт развития

общества и воспринимаются обществом или основными его сегментами, как

социально необходимыми и полезными регуляторами жизнедеятельности всех черт

общества.

В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде: а) справедливого

масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом,

социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и

правильном; б) типизированного отпечатка повторяющихся фактических

общественных отношений; в) формы выражения интересов большинства. В

индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты

интересов, прав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях

средством ограничения свободы поведения (мера свободы).

Правовая норма, будучи обусловлена природными факторами, есть сугубо

социальный феномен (социальный аспект).

Правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности

человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение

(интеллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать

просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений

В социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма

выступает в виде: а) формально-определенного обязательного правила

поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах

(иормативно-правовых актах) и обеспеченного государством; б) социально-

классового регулятора общественных отношений в тех политических системах,

где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

Виды правовых норм:

По назначению: основные, первичные, производные, вторичные.

По содержанию: регулятивные, охранительные.

По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-

правовые.

По способам регулирования: императивные, диспозитивные, рекомендательные,

По обязательности: уполномачивающие, обязывающие, запрещающие

По предмету регулирования: общие, специальные.

2) ТГП в системе юридических наук (соотношение с отраслевыми правовыми

дисциплинами)

Билет № 12

1) Понятие и виды систематизации нормативно правовых актов.

Систематизация норм права – это упорядочение действующего нормативно-

правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне

согласованную систему.

Систематизация нормативно-правовых актов - это деятельность по

упорядоченному объединению нормативных актов, приведению их в определенную

систему.

Систематизация существует как правовая категория и реализуется в 3-х

видах:

Инкорпорация – объединение законов в сборники по предметному или

хронологическому критерию. (тетрадь)

Инкорпорация – путем объединения нормативного материала в определенном

порядке без изменения его внутреннего содержания. Она ограничивается

обработкой материала. Допускаются лишь изменения внешнего, редакционного

или технического характера.

- по хронологии (акты располагаются соответственно времени их принятия)

- по субъектам (соответственно принявшим органам)

- по социально-экономическим отраслям (промышленность, с/х, транспорт и

т.д.).

Инкорпорация может быть официальной и неофициальной.

Официальная инкорпорация - упорядоченное объединение нормативных актов

путем издания компетентными органами сборников (собраний) действующих

нормативных актов. Она является способом (формой) официального

опубликования и переопубликования вступающих в юридическую силу или уже

действующих нормативных актов, а сборники служат официальными источниками

достоверной правовой информации

Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами

и лицами и носит справочно-информационный характер.

Консолидация – объединение нормативно-правовых актов в один новый причем

это объединение посвященных одному предмету регулированию (тетрадь)

Консолидация - форма систематизации, в процессе которой ранее изданные

нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся

(объединяются) в единый акт.

Кодификация - особый вид систематизации в виде сборников нормативно

правовых актов объединенных одним предметом регулирования. (тетрадь)

Кодификация – это форма систематизации путем объединения нормативного

материала в единый, логически цельный, внутренне согласованный акт с

изменением его внутреннего содержания. Она упорядочивает значительную часть

уже существующего и действующего законодательства, изменяя, дополняя и

преобразуя его. В результате кодификации появляются укрупненные

законодательные акты, регулирующие значительную часть общественных

отношений.

Результатом кодификации могут быть следующие виды актов.

Основы законодательства. В бывшем союзном государстве этот вид

кодифицированного акта играл исключительно большую роль - с него начинался

процесс правового регулирования общественных отношений в той или иной

сфере. На базе Основ разрабатывались республиканские кодексы.

Кодекс (лат. codex - собрание законов) - кодифицированный законодательный

акт, объединяющий в строго определенном порядке нормы права, регулирующие

какую-либо отрасль (сферу) общественных отношений. Наиболее традиционны

кодексы по отраслям права: Гражданский, Уголовный, Жилищный, Гражданско-

процессуальный, Уголовно-процессуальный и др.

Устав - кодифицированный акт, содержащий нормы, которые регулируют

деятельность определенных ведомств, министерств, организаций в той или иной

сфере управления. Еще сохраняют свое значение многочисленные уставы о

дисциплине (Дисциплинарный устав органов внутренних дел, Дисциплинарный

устав вооруженных сил и др.).

Положение - сводный кодифицированный акт, определяющий порядок

образования, структуру, задачи, функции и компетенцию определенной системы

(или подсистемы) государственных органов.

В результате кодификационной работы появляются многочисленные нормативно-

правовые акты, которые постепенно устаревают, наслаиваются один на другой,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.