рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правопонимание

факторов, оказывающих влияние на процесс формирования о нём адекватного

представления, весьма широк и разнообразен.

Право имеет свои формы (источники), то есть способы закрепления и

выражения правовых норм. Следует подчеркнуть, что не каждый правовой акт

может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения

и представляет собой нормативных акт (например: указ Президента Российской

Федерации о присвоении различных почетных званий конкретным лицам является

не источником права, а актом применения права).

Существует три основных источника права: обычай, судебный прецедент,

нормативный акт.

Обычай - это правило поведения человека в обществе, передающийся из

поколения в поколение в силу привычки. Часть обычаев носит религиозный

характер. В качестве источника права обычай широко используется в

предпринимательстве (коммерческие суды, возникшие в России в 30-ые годы

XIXв.).

Судебный прецедент (юридическая практика) - это судебное или

административное решение по конкретному делу (вопросу). Путем

взаимодействия судебной практики и обычаев сложились почти все известные

истории системы обычного права, нашедшего отражение, например, в Русской

Правде. Судебный прецедент в качестве источника права применялся в

Московском государстве (Судебники XV - XVIII в.). Судебная практика

использовалась и в пореформенный период, особенно после судебной реформы

1864г., когда судебные учреждения оказались независимыми от администрации и

стали формироваться в самостоятельную ветвь власти по принципу разделения

властей.

Источником права в России является нормативный правовой акт (закон,

подзаконный акт, наиболее распространенные источники права в наше время ).

Закон - это правовой нормативный акт, принимаемы высшим представительным

органом законодательной власти и обладающий высшей юридической силой. эти

характеристики определяют верховенство закона в правовой системе.

Так же к числу источников права относятся публично правовые договора

(Федеративный договор, международные договора). .

Право как особая система юридических норм и связанных с ними

правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и

условий, что и государство. Процессы возникновения государства и права идут

параллельно. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи правообразование

имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в

определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в

производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с

помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это

были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное

расслоение общества и возникновение групп (слоев, классов, каст) с

противоположными интересами привело к тому, что родовые обычаи уже не могли

выполнять роль универсального регулятора. Экономический базис

раннеземледельческого классового общества требовал новых обязательных норм,

установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.

В эпоху перехода от первобытно общинного строя к цивилизации явно

проявилась необходимость установления и поддержания единого порядка

отношений внутри новой общности людей - народа, населяющего ту или иную

территорию в условиях его имущественного и социального расслоения, а так

же необходимость развития отношений с внешним миром, ограничения и

смягчения враждебного военного противостояния народов.

Средством удовлетворения этих насущных потребностей стало право

система правовых норм, установленных или санкционированных государством)

как особый вид социальных норм.

История цивилизации в целом подтверждает зависимость права от

экономики, от господствующих в обществе производственных отношений. Но это

не значит, что право, в свою очередь, не воздействует на экономику:

закрепляет и регулирует индивидуальные экономические отношения ( право

собственности, имущественные обязательства, организацию труда и т.п.).

Однако свое обратное воздействие на экономику право может оказывать лишь в

пределах законов ее развития.

Внешним, наиболее очевидным свойством отличия права от обычаев

родового строя является его тесная связь с государством. Государство

устанавливает в обществе единый порядок путем издания общеобязательных

законов либо санкционирование устоявшихся обычаев, создания судебных

прецедентов. Через свои органы оно обеспечивает исполнение норм права и их

охрану от нарушений.

Правовые нормы не могут возникнуть и приобрести общеобязательное

значение без официального решения государства. Для реализации правовых норм

и их применения существует специальный аппарат надзора и контроля,

пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и

т.п.

Связь права с государством выражается также и в системе воспитания

населения в духе уважения к законам (однако, это можно сказать далеко не

обо всех государствах), в различных государственных поощрениях за успехи в

исполнении законов и т.п.

Наряду с правом в классовом обществе действуют и другие социальные

нормы такие как: мораль, обычаи, традиции, религиозные ритуалы, заповеди и

предписания. Они играют важную роль также в регулировании общественных

отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, религиозные

права и обязанности людей. Однако право, выступая общеобязательным

государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается

от иных социальный норм.

Во-первых, право представляет собой единственную систему норм,

обязательных для всех членов общества. Другие нормы, как правило,

распространяются на отдельные социальные группы. Например, религиозные

предписания, обычаи и ритуалы не идентичны для лиц разного вероисповедания.

Нормы общественных организаций обязательны только для их членов.

Во-вторых, право обеспечивается и защищается государством, а все иные

социальные нормы могут лишь поддерживаться государством, и то только если

они не противоречат праву. Их соблюдение не обеспечено государственным

принуждением.

В-третьих, право устанавливается или санкционируется государством, а

все другие социальные нормы либо возникают спонтанно и существуют в виде

стабильных убеждений людей, общественного мнения ( мораль. обычаи,

традиции), либо вырабатываются общественными организациями.

В-четвертых, нормы права обязательно выражены в официальной форме:

закреплены в законах, судебных решениях и т.п. Они обладают наибольшей

формальной определенностью, четкостью закрепления прав и обязанностей.

Право образует разветвленную и детализированную систему, отличающуюся

внутренним единством, логической взаимосвязью между отдельными нормами.

Обычаи и мораль закрепляют, главным образом, общие принципы или эталоны

поведения. Нормы общественных организаций ограничены по сфере своего

действия, различны по содержанию для разных видов организаций, то есть не

образуют единой системы, менее детализированы.

Поскольку каждое государство обладает самостоятельностью и

высшей властью на всей своей территории (суверенитетом), то право выступает

прежде всего как индивидуальная система права каждого государства. Различия

между национальными правовыми системами могут быть очень значительными.

Основным признаком этих различий, как мне кажется, является тот факт, что

государства находятся на разных стадиях развития. Например, право Франции.

наиболее передовой страны капитализма в XIXв., значительно отличалось от

права Австрии, Германии, России, где сохранялись феодальные пережитки,

консервативные традиции.

Однако правовые системы отдельных государств, испытывая влияние

общих экономический и культурных закономерностей, образуют в ходе

длительного исторического развития определенные группы, или “семьи”,

правовых систем. Примером могут служить англосаксонская и романо-германская

группы правовых систем в Европе, традиционные системы мусульманского,

индусского права, сложившиеся в странах Азии.

Таким образом, позитивное право во всяком обществе выступает прежде

всего в виде системы норм, установленных или санкционированных

государством.

Правовое регулирование имущественных отношений, подчиняясь общим

закономерностям, отражает и конкретные условия становления первых

цивилизаций Старого И нового Света в период античности и феодализма.

Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало

различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематичное изложение

не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

Коренной исторической задачей нового, сменявшего родовые обычаи

регулированья было создании общего порядка отношений между людьми,

соответствующего потребностям производящего хозяйства - скотоводства и

земледелия. В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой

выступала религия. Поэтому становление нового порядка у земледельческих

племен началось с создания новой религии, объединявшей родовые общины.

Естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала

религия Солнца. Она известна у всех древнейших народов Месопотамии,

Передней Азии, Индии, долины Нила, а также у индейских племен Месоамерики и

горного Перу. Принятие новой веры в Солнце как высшее божество

содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями и верованиями

отдельных родов, а отсюда и упрочнению веры в единый для всего народа

порядок данный свыше верховным божеством. Жрецы - носители новой религию

владевшие передовыми для того времени знаниями о движении небесных тел,

выработали представления о временах года ( и об исчислении времени вообще),

воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливавших цикличность

сельскохозяйственных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами

поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-

государств, где в руках царской властью военной верхушки и бюрократии

сосредоточивалось вполне земное руководство общими ирригационными

работами. такое значение имели агрокалендари Шумера и Аккада, Древнего

Египта, первых государств майя и инков. В Древней Греции и Древнем Риме у

славянских народов, кельтов и германцев где не было развито поливное

земледелие и сельскохозяйственные работы оставались делом сельской общины,

календарь природы и поклонение Солнцу не получили столь явного

“огосударствления”. Тем не менее религиозные ритуалы поддерживались первыми

языческими государствами этих народов и постепенно получили своеобразное

обычно-правовое значение.

Обычаи, сложившиеся в период становления древних цивилизаций,

освящаемые религией и охраняемые государством, были тогда одним из

важнейших источников права ( обычное право , или правовой обычай). В них

еще сохранялись остатки обычаев родового строя, но все большее значение

приобретали нормы патриархального быта сельской общины, закрепляющие

неравенство членов “ большой семьи”, привилегии высших сословий и

обязанности низших.

Правовые обычаи содействовали укреплению царской властью утверждая ее

божественное происхождение и устанавливая страшную” кару за бунт ,

покушение на правителей и чиновников. В дальнейшем многие нормы обычного

права составили основу первых писаных сводов законов (Законы XII таблиц,

“варварские правды”).

Большую роль в формировании права сыграли судебные органы защищавшие

прежде всего интересы имущих и привилегированных классов. Они содействовали

разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях

нормы, которые соответствовали новым порядкам. Судебные функции

первоначально осуществлялись жрецами ( в рамках религиозного ритуала) либо

верховным правителем ( царем, королем) и назначаемыми ими лицами.

Постепенно возникает прецендентное право, то есть решение суда по

конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).

Но становление государственности требовало все более прочного

закрепления правовых норм. С развитием письменности появляются и первые

писаные законы.

Древнейшие памятники права уже закрепляли имущественное неравенство,

привилегии богатых, бесправное положение рабов (К примеру,

рабовладельческое общество признавало лицом (persona), то есть существом,

способным иметь права, не каждого человека: в Риме существовал

многочисленный класс людей - рабы, которые были не субъектами, а объектами

прав. Варрон (I в. до н. э.) делит орудия на немые (например, повозки),

издающие нечленораздельные звуки (скот) и одаренные речью(рабы), которые

назывались instrumentum vocale - говорящее орудие ), ограниченные права и

повинности низших слоев населения. Собственность и личность знати

пользовались несравненно большей защитой. Политические права обычно прямо

соизмерялись с имущественным положением и принадлежностью к высшей касте.

Предусматривалась и охрана публичного интереса (“мира” у славян):

преследовались бунт, неуплата налога, отказ от повинности, разбой и кража,

то есть такие деяния, которых не знало первобытное общество.

Древние средства доказывания ( поединок, присяга) все больше

приспосабливались к интересам господствующей верхушки ( от поединка можно

было откупиться).

Возникающее право опиралось на принудительную силу публичной власти,

иначе ему не удалось бы вытеснить родовые обычаи.

Однако роль права нельзя сводить только к закреплению классового

(кастового, сословного) господства, хотя на первых ступенях цивилизации эта

его функция достаточно ясно выражена. Нормы права устанавливали и

поддерживали единый для всего населения страны порядок общественных

отношений, условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами,

обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна

нормальная мирная жизнь общества.

Право позволяло разрешать споры между сельскими общинами и отдельными

лицами, принадлежащими к разным племенам и родам. Тем самым преодолевались

междоусобицы, которые тормозили развитие общества, культуры и имели

губительные последствия. В древнейших обществах Востока и Месоамерики общий

порядок устанавливался в результате победы сильнейшего племени, вождь

которого устанавливал власть над другими племенами и правила, которые

отличались от родо-племенных обычаев. Так происходило становление правового

порядка в Египте в результате покорения Верхним царством Среднего и Нижнего

(IV тыс. до н. э.), в Шумере и Аккаде при правлении династии Саргона (III

тыс. до н. э.), в империи инков, подчинившей другие кечванские племена

(XIII - XV вв. н. э.), у скифских племен, объединенных царем Атеем ( конец

V в. до н. э.).

В Древней Греции объединение племен Аттики также осуществлялось в

процессе острой внутренней борьбы и завершилось установлением

демократических порядков, общих для коренных племен Аттики.

Наконец, государственное объединение племен в единые народы

способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. именно с

этого времени начали вырабатываться дипломатические церемониалы, нормы,

касающиеся заключения межгосударственных союзов, установления таможенных

правил и сборов... Постепенно возникают зачатки международного права.

Ближе всего по значению право к понятиям “правда” и “справедливость”

(именно под этими словами подразумевали право люди, находившиеся у его

истоков).

В Древнем Китае моральные и правовые нормы как бы сливались воедино.

примерно то же самое наблюдалось в Древней Индии. В праве Древней Греции

важное место занимало понятие “дике” (справедливость), в римском праве -

egitas (справедливость) и “естественный разум” (naturalis ratio).

Древние источники феодального права именовались правдами: Салическая

правда франков (конец V - начало VI в. н. э.), Бургундская и Вестготская

правды (VI - VII вв. н. э.), Польская правда (XIII в.). Все это является

еще одним доказательством понимания права, как синонима справедливости:

“Право есть наука о добром и справедливом” (Цельсий).

Однако справедливость понималась в истории человечества по-разному.

Ее корни уходили в более глубокие основы существования общества. Поэтому с

изменением представлений об этих основах менялось и представление о

сущности права.

В глубокой древности источник, из которого проистекает право, видели

прежде всего в воле богов. Их ближайшими правовестниками провозглашались

священнослужители (например, брахманы в Индии) и обожествляемые правители

(ван - в Китае, фараон - в Египте). То есть, в представлении древних право

обуславливалось волей богов и их “помазанников” - правителей государства.

Однако уже в Древней Греции источником права наряду с божественной

волей признается разум человека: по происхождению право делится на

естественное и условное (человеческое), то есть в причинах порождающих

право преобладают политические, человеческие и естественные (Аристотель).

В Древнем Риме признавалось влияние “как божественных, так и

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.