рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правопонимание

Правопонимание

Ежедневно мы совершаем множество действий, при осуществлении которых

правомерен вопрос: по праву ли они осуществлены? Например: приобретая товар

в магазине, заключая тем самым договор купли-продажи. При следовании на

работу пользуемся услугами общественного транспорта, заключая договор

перевозки. Во всех случаях мы реализуем свои права, основанием которых

выступают соответствующие правовые нормы.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и

наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества,

ещё римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается

одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них,

употребляется в нескольких смыслах: во-первых, право означает то, что

“всегда является справедливым и добрым”, - это естественное право; во-

вторых право означает то, что “полезно всем и многим в каком-либо

государстве”, - это цивильное (гражданское) право.

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось

и представление о праве, однако изначальные основы, хотя и в

“модернизированном” виде, но сохранились. Многие институты римского права

(такие, как право собственности, наследованная, купли-продажи и другие)

постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов

и иных нормативно-правовых актов в других странах. Например, знаменитый

Кодекс Наполеона или гражданский Кодекс Франции 1804 года был подготовлен

на основе глубокого изучения и широкого использования римского права. В

частности, в нём под сильным влиянием принципов и различных институтов

римского права особо выделялось право собственности, закреплялись пути и

способы приобретения собственности. Подобное влияние римского права на

правовые системы других стран, называемое в юридической литературе

рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и

содержании этих систем, а также на определении понятия самого права.

В полной мере сохранили свою значимость и актуальность положения,

сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно

неразрывной связи права и справедливости, права и добра. Будучи

“регулирующей нормой политического общения”, право, как отмечал

древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить “критерием

справедливости”. Для того, чтобы знать, что такое право, писал

древнеримский юрист Ульпиан, нужно прежде всего помнить, что “оно получило

своё название от justitia - правда, справедливость”, что право есть

“искусство добра, равенства и справедливости”.

Не утратили своего значения для современной юридической теории и

практики положения, касающиеся естественного права, которые нашли своё

отражение в конституционном законодательстве многих современных государств.

Например, в Конституции России прямо указывается на то, что “основные права

и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (ст. 17,

п. 2). Тем самым подчёркивается, что они не даруются и не устанавливаются

“свыше” каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и

существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих, причин.

Большое влияние на формирование представления о сущности и содержании

права, а также на его определение, оказывают и другие факторы, среди

которых следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и

социальным назначением права в жизни общества и государства.

Основные типы правопонимания.

Тип правопонимания — определенное направление в познании сущности и

социального назначения права.

В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права -

это норма права, правосознание и правоотношение.

Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский

(нравственный), социологический и интегративный.

Право в нормативном правопонимании

Право - совокупность охраняемых государством норм, приведенная в

иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая

верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей

подчиняется.

Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном

нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.

Право в социологическом правопонимании

Право - реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и

потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно

"наполнять" законы своим реалистичным содержанием.

Основная идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".

Право в философском правопонимании

Право - это совокупность высших, постоянно действующих, независимых

от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум,

справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только

являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при

которых произвол одного ( лица) совместим с произволом другого с точки

зрения всеобщего закона свободы. (По Канту)

Право в интегративном правопонимании

Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и

обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости,

регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг

с другом.

Право играет огромную роль в развитии общества, основные положительные

проявления которой приведены ниже:

1. Право контролирует действиями людей, тем самым упорядочи-

вает общественные отношения.

2. Способность права отображать интересы, как частных лиц, так

и общества в целом. Право оказывает воздействие на поведение и деятельность

людей путем согласования их интересов.

3. Право является определителем свободы, не вообще, а лишь ее границ.

4. Право определяет равенство всех людей перед законом, не

взирая от их материального положения и социального положения в обществе.

5. С помощью права общество обновляется и прогрессирует.

6. Право - это единственная социальная норма, с помощью которой

государство может решать внутренние и внешние проблемы.

В науке по разному определяется сущность и происхождение права.

Наиболее старая теория естественного права происходит из того, что права

человека дарованы ему природой, их защита со стороны государства

характеризует состояние справедливости в обществе.

Идея естественного происхождения прав человека получила

законодательное закрепление. Статья 2 Конституции Российской Федерации

гласит: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность

государства”.

Историческая школа права считает, что оно (право) проявляется в виде

обычаев и законов и определяет исторический путь развития того или иного

народа.

Психологическая школа права связывает возникновение и развитие права

с психологией классов, социальных групп общества, в соответствии с чем

право - продукт психологических установок, эмоций, переживаний.

Марксиско-ленинская теория выводит право из классовых противоречий и

определяет его как волю господствующего класса, возведенную в закон,

оправдывая тем самым разрешение классовых противоречий на уровне общества и

каждой личности.

Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее

сложных общественных явлений.

Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества,

ещё римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается

одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них,

употребляется в нескольких смыслах: во-первых, право означает то, что

“всегда является справедливым и добрым”, - это естественное право; во-

вторых право означает то, что “полезно всем и многим в каком-либо

государстве”, - это цивильное (гражданское) право.

По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось

и представление о праве, однако изначальные основы, хотя и в

“модернизированном” виде, но сохранились. Многие институты римского права

(такие, как право собственности, наследованная, купли-продажи и другие)

постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов

и иных нормативно-правовых актов в других странах. Например, знаменитый

Кодекс Наполеона или гражданский Кодекс Франции 1804 года был подготовлен

на основе глубокого изучения и широкого использования римского права. В

частности, в нём под сильным влиянием принципов и различных институтов

римского права особо выделялось право собственности, закреплялись пути и

способы приобретения собственности. Подобное влияние римского права на

правовые системы других стран, называемое в юридической литературе

рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и

содержании этих систем, а также на определении понятия самого права.

В полной мере сохранили свою значимость и актуальность положения,

сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно

неразрывной связи права и справедливости, права и добра. Будучи

“регулирующей нормой политического общения”, право, как отмечал

древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить “критерием

справедливости”. Для того, чтобы знать, что такое право, писал

древнеримский юрист Ульпиан, нужно прежде всего помнить, что “оно получило

своё название от justitia - правда, справедливость”, что право есть

“искусство добра, равенства и справедливости”.

Не утратили своего значения для современной юридической теории и

практики положения, касающиеся естественного права, которые нашли своё

отражение в конституционном законодательстве многих современных государств.

Например, в Конституции России прямо указывается на то, что “основные права

и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (ст.

17, п. 2). Тем самым подчёркивается, что они не даруются и не

устанавливаются “свыше” каким бы то ни было государственным или иным

органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не

зависящих, причин.

Большое влияние на формирование представления о сущности и содержании

права, а также на его определение, оказывают и другие факторы, среди

которых следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и

социальным назначением права в жизни общества и государства.

Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда

не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы

господствующих классов, стоящих у власти социальных слоёв, групп, прослоек.

Нет права “вообще”, оно всегда конкретно и реально. В первую очередь это

проявляется в том, что право на всех стадиях его развития закрепляет

имущественное, социальное и иное неравенство людей: неравенство

рабовладельца и раба, помещика и крепостного, работодателя и

работополучателя.

Явно выраженное или завуалированное неравенство людей прослеживается во

многих правовых актах, изданных на разных этапах развития человеческого

общества. Широко известное в марксистской и немарксистской литературе

положение - выдержка из “Манифеста Коммунистической партии” о том, что

право буржуазии “есть лишь возведённая в закон воля вашего класса, воля,

содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего

класса”, несомненно имеет под собой реальную основу.

Ленин, безусловно был прав, когда отстаивал тезис о том, что

содержащаяся в любом нормативно-правовом акте государственная воля есть

воля господствующего класса. “Воля, если она государственная, - писал он -,

должна быть выражена как закон, установленный властью”.

Но разделяя данный, многократно подтверждённый самой жизнью, тезис,

следует в то же время обратить внимание на определённую уязвимость данного

положения. дело в том, что, сводя всю государственную волю, выражаемую в

праве, только к классовому содержанию, мы тем самым упускаем из вида во-

первых, все остальные, существующие в обществе, помимо классовых,

многочисленные социальные общности (группы, слои, трудовые коллективы), их

волю и интересы. Во-вторых, не учитываем того, что у власти в определённые

периоды могут стоять не классы, а определённые группы (“кланы” и т. п.)

людей со своими взглядами, ценностями и интересами, отражаемыми в праве. И,

в-третьих, упускается из виду тот факт, что в любом обществе наряду с

защитой интересов стоящих у власти классов или слоёв, право

самопроизвольно, естественно или вынужденно отражает также интересы всего

общества. Это естественно, ибо право изначально порождается и развивается

не как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы

людей, а оно является порождением всего общества и результатом

естественного его развития. Право есть величайшая ценность и элемент

культуры всего человечества. убедиться в это позволяют такие, например,

огромную общечеловеческую значимость акты нашего времени, как Всеобщая

декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной

Ассамблеей ООН; Международный пакт о гражданских и политических правах,

принятый 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН; и другие им

подобные акты.

Положения, отражающие интересы всего или, по крайней мере, большей

части общества, содержаться не только в международно-правовых актах, но и в

актах, принимаемых на уровне отдельных государств - в Конституциях, обычных

законах, некоторых подзаконных актах. Фактически конституция каждого

современного государства содержит в себе требования и положения,

затрагивающие интересы всего общества. Так, Конституция России

провозглашает равенство всех “перед законом и судом” (ст. 19, п. 1), право

каждого на жизнь (ст. 20, п. 1), на “свободу и личную неприкосновенность”

(ст. 22, п. 1), право “на тайну переписки, телефонных переговоров,

почтовых, телеграфных и иных сообщений” (ст. 23, п. 2), право на труд, на

отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.

Однако при всём этом остаются открытыми вопросы типа: как соотносятся в

данном случае общечеловеческие и общенациональные интересы с классовыми

интересами? Не “растворяются” ли последние в первых? И, наконец,

действительно ли интересы всего общества, также, как и интересы отдельных

индивидов, различных групп и ассоциаций, не совпадающие с интересами

господствующего класса, не только формально провозглашаются, но и

практически осуществляются?

Разумеется, воля и интересы господствующих классов, стоящих у власти,

представляются в виде всеобщих лишь в идеологических целях, теоретически.

Практически же всё, как правило, обстоит наоборот: воля и интересы правящих

кругов реализуются в реальной жизни не только непосредственно, но и

опосредственно, прикрываясь всеобщей волей и интересами.

Противоречивый подход к разрешению проблемы соотношения в понятии и

содержании права “общечеловеческого”, с одной стороны, и “классового”, с

другой, чётко просматривается в отечественной литературе. Если сравнивать

между собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные

для советского периода с определениями понятия права и подходами к его

познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей

особенностью тех и других является или категоричное признание или столь же

решительное отрицание классового характера права.

В качестве примера сугубо классового подхода к определению права, можно

ссылаться на такое, довольно типичное определение, в соответствии с которым

право рассматривается как “совокупность установленных и охраняемых

государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание

которой определяется материальными условиями жизни этого класса” (Теория

государства и права. М., 1970г. С. 103).

Одним из примеров внеклассового подхода к определению понятия права

может служить толкование, в соответствии с которым право рассматривается

как “система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и

охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения

страны и выступают государственным регулятором общественных отношений”

(Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993г. С. 142).

Разумеется, в сфере права никто не может установить истину в последней

инстанции, а вместе с ней и критерии правильности подходов к изучению и

определению понятия права. Только практика, по общему признанию, может

служить критерием истины. Однако для того, чтобы практика “сказала” своё

слово и тому или иному определению понятия права был вынесен оправдательный

или обвинительный “приговор”, потребуется определённое время. Только на

основе накопленного опыта можно будет с уверенностью говорить о

преимуществах или недостатках того или иного подхода к изучению права и его

определению.

В юридической литературе, как это видно из вышесказанного, нет единого

подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нём

представления. Спектр мнений о нём и суждений, также, как и совокупность

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.