рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы конституционного права Украины

40) Политические права и свободы — это такие права и свободы, которые

граждане реализуют в политической сфере общественной жизни'

— право на свободу объединения в политические партии и общественные

организации (ст. 36);

— право на участие в профессиональных союзах (ст. 36),

—право принимать участие в управлении государственными делами, во

всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в

органы государственной власти и местного самоуправления (ст 38),

—право собираться. без оружия и .проводить собрания, митинги, шествия

и демонстрации(ст. 39). Экономические права — это такие права, которые люди

реализуют в экономической сфере общественной жизни:

— право владеть, пользоваться и распоряжаться частной собственностью,

результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности (ст. 41);

— .право пользования в соответствии с законом .объектами права

государственной и коммунальной собственности (ст. 41);

— право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом

(ст. 42).

Социальные права — это такие права, реализация которых связана с

удовлетворением важнейших социальных потребностей людей:

—право на труд (ст. 43);

— право на забастовку (ст. 44);

— право на отдых (ст- 45);

— право на жилище (ст. 47);

— право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи (ст.

48);

— право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское

страхование (ст. 49).

Кроме того, для граждан Украины установлено право на социальную

защиту, включающую право на обеспечение их в случае полной, частичной или

временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по

независящим от них обстоятельствам, а также старости и в иных случаях,

предусмотренных законом (ст. 46).

Экологические права — это новая, ранее не закреплявшаяся на

конституционном уровне, группа прав человека, обеспечивающая его

потребности в безопасной окружающей среде (ст. 50):

— право на безопасную для жизни и здоровья окружающую .среду и на

возмещение причиненного нарушением этого права вреда;

—,право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды,

о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее

распространение.

Культурные права и свободы — это права и свободы человека в сфере

культуры:

—право на образование (ст. 53);

— свобода литературного, художественного, научного и технического

творчества (ст. 54);

— право на результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности

(ст. 54).

Конституция фактически закрепляет принцип единства прав и обязанностей

и устанавливает в ст. 24, что «каждый человек имеет право на свободное

развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других

людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается

свободное и всестороннее развитие его личности». Под конституционной

обязанностью понимается закрепленная в Конституции мера должного поведения

субъекта.

Конституция устанавливает следующие конституционные обязанности:

— неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины, не

посягать на права и свободы, честь и достоинство других людей (ст. 68);

— не наносить вред природе, культурному наследию, возмещать

причиненные им убытки (ст. 66);

— платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом

(ст. 67);

— родители обязаны содержать детей до их совершеннолетия.

Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих

нетрудоспособных родителях (ст. 51). Кроме того, граждане Украины

обязаны:

— защищать Отечество, независимость и территориальную целостность

Украины, уважать ее государственные символы (ст. 65);

— нести военную службу в соответствии с законом (ст. 65);

— подавать в налоговые инспекции по месту жительства декларации о

своем имущественном положении и о доходах за истекший год (ст. 67).

Гарантии реализации и защиты прав и свобод личности — это совокупность

экономических и политических условий, а также система правовых средств,

обеспечивающих реальность осуществления и защиты прав и свобод человека и

гражданина.

Гарантии позволяют осуществить переход от предусмотренной в законе

возможности к действительности. Без закрепления соответствующих гарантий

система прав и свобод носила бы декларативный характер.

В широком смысле понятием «гарантии» охватывается вся совокупность

объективных и субъективных факторов, которые направлены на фактическую

реализацию прав, свобод и обязанностей личности, на устранение возможных

причин и препятствий их неполного или ненадлежащего осуществления и защиту

прав от нарушений.

Конституция не только содержит весьма широкий и демократический

перечень прав и свобод человека и гражданина, но закрепляет гарантии их

реализации и защиты. При этом экономические и политические гарантии

вытекают как из Раздела I Конституции, устанавливающего принципы

конституционного строя Украины, так и из большинства статей Раздела II,

закрепляющих конкретные права и свободы личности. В то же время юридические

гарантии содержатся компактной группой в ст. 55-63 Раздела II.

Конституция формулирует юридические гарантии прав и свобод человека и

гражданина:

— право на защиту прав и свобод человека судом (ст. 55);

— право на обжалование в суде решений, действий или бездействия

органов государственной власти, органов местного самоуправления,

должностных и служебных лиц (ст. 55);

— право обращаться за защитой своих прав к Уполномоченному Верховной

Рады Украины по правам человека (ст. 55);

— право после использования всех национальных средств правовой защиты

обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные

судебные учреждения или соответствующих органы международных организаций,

членом или участником которых является Украина (ст. 55);

— право любыми незапрещенными законом средствами защищать свои права и

свободы от нарушений и противоправных посягательств (ст. 55);

— право на возмещение за счет государства или органов местного

самоуправления материального и морального ущерба, причиненного незаконными

решениями, действиями или бездействием органов государственной власти,

органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при

осуществлении ими своих полномочий (ст. 56);

- право знать свои права и обязанности (ст. 57);

- запрещение обратного действия законов и иных нормативно-правовых

актов, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица

(ст. 58);

- право на правовую помощь (ст. 59);

- право не исполнять явно преступные распоряжения или приказы (ст.

60);

- никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности

одного вида за одно и то же правонарушение (ст. 61);

- лицо считается невиновным в совершении преступления и не может быть

подвергнуто уголовному наказанию, пока его вина не будет доказана в

законном порядке и установлена обвинительным приговором суда (презумпция

невиновности) (ст. 62);

- никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении

преступления (ст. 62);

- обвинение не может основываться на доказательствах, полученных

незаконным путем, а также на предположениях. Все сомнения относительно

доказанности вины лица истолковываются в его пользу (ст. 62);

- право не давать показания или объяснения в отношении себя, членов

семьи или близких родственников (ст. 63);

- подозреваемый, обвиняемый или подсудимый имеет право на защиту (ст.

63).

§ 3. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В УКРАИНЕ

Конституция устанавливает, что «народное волеизъявление осуществляется

через выборы, референдум и иные формы непосредственной демократии» (ст.

69).

Референдум (от латинского referendum — происхождение) — это способ

принятия гражданами Украины путем голосования законов Украины, иных решений

по важным вопросам общегосударственного и местного значения.

Проведению референдумов посвящены статьи 72—74,138,143 Конституции и

Закон Украины «О всеукраинском и местных референдумах» от 3 июля 1991 года

с последующими изменениями и дополнениями.

Референдумы могут подразделяться по разным основаниям на несколько

видов.

По территориальному признаку они делятся на всеукраинские -

общегосударственные, проводимые в масштабе всей Украины (ст. 72), и

местные, проводимые в масштабе тех или иных административно-территориальных

единиц (ст. 143). Кроме того, может проводиться референдум в Автономной

Республике Крым (п. 2 ст. 138);

По предмету и содержанию они делятся на конституционные (в результате

которых вносятся изменения в Конституцию), законодательные (в результате

которых принимаются или отменяются законы или их отдельные положения) и

иные, (в результате которых принимаются решения, определяющие основное

содержание Конституции, законов и иных правовых актов).

По правовым последствиям они делятся на вещающие (в результате которых

принимается окончательное решение, не требующее последующего утверждения

или решения) и консультативные, (имеющие целью выявление воли граждан при

решении важных вопросов государственного и местного значения. Результаты

такого референдума учитываются при принятии решений органами

государственной власти).

Украина имеет опыт проведения всеукраинского референдума 1 декабря

1991 года по вопросам о независимости.

Предметом всеукраинского референдума может быть:

— внесение изменений в Конституцию Украины (ст. 156 Конституции);

— принятие, изменение или отмена законов Украины или их отдельных

положений;

— принятие решений, определяющих основное содержание Конституции,

законов Украины и иных правовых актов.

Исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении

территории Украины (ст. 73 Конституции).

Референдум не допускается в отношении законопроектов по вопросам

налогов, бюджета и амнистии (ст. 74 Конституции).

На всеукраинский референдум не выносятся также вопросы, отнесенные

законодательством Украины к ведению органов суда и прокуратуры; вопросы о

принятии государственными органами Украины чрезвычайных и неотложных мер по

охране общественного порядка, защите здоровья и безопасности граждан;

вопросы, связанные с избранием, назначением и увольнением должностных лиц,

относящиеся к компетенции Верховной Рады Украины, Президента Украины и

Кабинета Министров Украины.

Всеукраинский референдум объявляется по народной инициативе по

требованию не менее трех миллионов граждан Украины, имеющих право голоса,

при условии, что подписи относительно референдума собраны не менее чем в

двух третях областей и не менее чем по сто тысяч подписей в каждой области

(ст. 72 Конституции).

На референдум Автономной Республики Крым выносятся вопросы, касающиеся

компетенции Верховной Рады Республики Крым.

Предметом местного референдума может быть:

— принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенным

законодательством Украины к ведению местного самоуправления соответствующих

административно-территориальных единиц;

— принятие решений, определяющих содержание постановлений местных

советов и их исполнительных и распорядительных органов. На местные

референдумы могут выноситься вопросы, отнесенные законодательством Украины

к ведению местного самоуправления соответствующих административно-

территориальных единиц, а также вопросы досрочного прекращения полномочий

соответствующего местного совета и его председателя.

На местные референдумы не выносятся вопросы об отмене законных решений

вышестоящих органов государственной власти и самоуправления; вопросы,

отнесенные к ведению органов суда и прокуратуры; вопросы, связанные с

избранием, назначением и увольнением должностных лиц, относящихся к

компетенции соответствующего местного совета и его исполнительных и

распорядительных органов.

Местные референдумы назначаются соответствующими местными советами.

Местный совет также назначает местный референдум по требованию депутатов,

составляющих не менее половины от общего состава местного совета или по

требованию, подписанному одной десятой частью граждан Украины, постоянно

проживающих на территории соответствующей административно-территориальной

единицы и имеющих право участвовать в референдуме.

Сбор подписей под требованием о проведении всеукраинского референдума

не должен превышать трех месяцев, а местного Референдума—одного месяца со

дня получения свидетельства о регистрации первой из созданных по данному

референдуму инициативных групп.

Новый всеукраинский. референдум по ранее выносимым на референдум

вопросам может быть проведен не ранее чем через пять лет, а местный

референдум не ранее чем через, год со дня проведения предыдущего

референдума по этим вопросам

Граждане участвуют во всеукраинском и местных референдумах на основе

демократических принципов всеобщего, равного, прямого участия в референдуме

при тайном голосовании.

Для подготовки и проведения всеукраинского референдума в Украине

образуются комиссии: Центральная комиссия по всеукраинскому референдуму;

комиссия Автономной Республики Крым по всеукраинскому референдуму;

областные, районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские

комиссии по референдуму; участковые комиссии по референдуму. До образования

Центральной комиссии по всеукраинскому референдуму ее функции выполняет

Центральная избирательная комиссия по выборам народных депутатов

В бюллетене для голосования содержится название выносимого на

референдум проекта (проектов) законов, решения и предлагается гражданину

ответить «да» или «нет» на вопрос о принятии или отклонении этого проекта

(проектов). Проект закона, решения считается принятым, если за него было

подано большинство голосов граждан от числа, принявших участие в

голосовании. Референдум признается несостоявшимся, если в нем приняли

участие менее половины граждан, внесенных в списки для голосования

Законы, иные решения, принятые всеукраинским референдумом, имеют

высшую юридическую силу по отношению к законодательным актам Верховной Рады

Украины, Верховной Рады Автономной Республики Крым, подзаконным актам

министерств и ведомств Украины и Автономной Республики Крым, решениям

местных советов.

Решения, принятые местным референдумом, имеют высшую юридическую силу

по отношению к решениям местных советов, на территории которых они

проводятся.

Законы, иные решения, принятые референдумом, не нуждаются в

утверждении государственными органами и могут быть отменены или изменены

только на основе референдума или акта Верховной Рады Украины, Верховной

Рады Автономной Республики Крым, решения местного совета соответственно

принятого большинством не менее 2/3 от общего числа народных депутатов с

обязательным утверждением на референдуме, который должен быть проведен в

течение шести месяцев после внесения изменения или отмены.

От референдума следует отличать плебисцит — это то же, что и

референдум, но без обязательных последствий для государства. Результаты

плебисцита лишь принимаются к сведению.

Демократия в обществе не может функционировать без полномочного

представительства народа в органах государства и местного самоуправления,

через которые осуществляется его постоянное участие в управлении делами

государства и общества, а такое представительство не может быть

демократическим, если сам народ не участвует в его формировании.

Формирование полномочного представительства самим народом возможно лишь

благодаря избирательной системе и осуществляется через выборы. Выборы —

способ формирования органов государства и местного самоуправление

осуществляемых путем голосования.

Выборы являются важнейшим институтом современной демократии, одной из

главных форм выражения воли народа и его участия в управлении

государственными и общественными делами, через их посредство народ

определяет своих представителей и наделяет их мандатом на осуществление его

суверенных прав по реализации власти.

Выборы могут быть парламентскими и президентскими; органов государства

и местного самоуправления; очередными, повторными и внеочередными

(досрочными); на альтернативной основе и безальтернативными (если

выдвигается только один кандидат) и т. д

Выборы связаны со сложным комплексом общественных отношений,

участниками которых являются государство в лице уполномоченных на то

органов государственной власти, избирательные комиссии, политические

партии, избирательные блоки, общественные организации, собрания

избирателей, трудовые коллективы, кандидаты в депутаты, их доверенные лица,

избиратели и др.

Избирательная система — это совокупность упорядоченных общественных

отношений, связанных с выборами органов государства и местного

самоуправления.

В своей основе эта система регулируется нормами конституционного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.