Основные правовые системы современности
законодательными собраниями отдельных штатов. В последней четверти XIX
начале XX вв. в рамках общей консолидации законодательства штатов в
большинстве из них были приняты свои уголовные кодексы, или, вернее,
разделы #M12291 841501227свода законов#S штата, регулирующие #M12291
841502528ответственность за уголовные#S преступления. В последующем они,
как правило, подвергались многочисленным изменениям и дополнениям,
нередко носившим случайный характер, либо, напротив, достаточно серьезной
модернизации, предложенной специалистами.
Федеральное #M12291 841501678уголовное законодательство#S впервые было
кодифицировано в разделе о преступлениях изданного в 1873-1877 гг.
#M12291 841501227Свода законов#S США, затем в существенно измененном виде
вновь систематизировано в 1909 г. и, наконец, реформировано в 1948 г. в
качестве части 1 раздела 18 #M12291 841501227Свода законов#S США,
представляющей собой действующий федеральный уголовный кодекс. По
существу, это изложенное в алфавитном порядке и плохо упорядоченное
собрание отдельных действующих федеральных уголовных законов.
Предпринимавшиеся с конца 1960-х гг. попытки осуществить кардинальную
реформу федерального #M12291 841501678уголовного законодательства#S,
выразившиеся в составлении нескольких проектов нового уголовного кодекса,
пока что оказались безрезультатными. Некоторые из этих проектов
становились предметом обсуждения в одной или обеих палатах Конгресса, но
были отвергнуты либо из-за их "чрезмерной либеральности", либо в
большинстве своем, напротив, из-за откровенно консервативного или даже
реакционного их характера, как, например, проект "С-1" 1973 г. и ряд его
последующих модификаций, представленных сторонниками "жесткого курса" в
области #M12291 841501672уголовной политики#S.
Важным этапом на пути реформы федерального #M12291 841501678уголовного
законодательства#S, хотя и не в столь широком объеме, как принятие нового
уголовного кодекса, стало издание в октябре 1984 г., в период
администрации Рейгана, Комплексного закона о контроле над преступностью.
В нем в духе сторонников жесткой уголовной репрессии регулируются вопросы
назначения и исполнения #M12291 841502453наказаний#S, меры борьбы с
опасными преступниками и рецидивистами и другие аспекты деятельности
федеральной #M12291 841500476судебной системы#S.
В силу исторически сложившегося на базе Конституции США распределения
компетенции федерации и штатов в сфере #M12291 841501678уголовного
законодательства#S федеральный УК, а также иные уголовно-правовые нормы,
содержащиеся в других разделах #M12291 841501227Свода законов#S США,
имеют весьма ограниченную область регулирования. Ими устанавливается
ответственность и за преступления федеральных служащих, а также в
случаях, когда совершение преступления сопряжено с пересечением границы
между штатами (например, при торговле #M12291 841502469наркотиками#S,
сбыте похищенных автомобилей). Поэтому подавляющее большинство лиц,
привлекаемых в США к #M12291 841501671уголовной ответственности#S,
обвиняется в нарушении не федерального законодательства, а норм УК и
других законов отдельных штатов. Федеральные уголовные законы не имеют
каких-либо привилегий за пределами сферы их непосредственного действия, и
их нормы не предопределяют решения правовых проблем, входящих в
компетенцию штатов.
В свою очередь, уголовные кодексы 50 американских штатов,
принимавшиеся и изменявшиеся в разные исторические периоды и под влиянием
противоречивых направлений в карательной политике и доктрине #M12291
841501679уголовного права#S, нередко представлявшие собой плохо
систематизированные собрания нормативных положений, со временем все более
стали обнаруживать значительные и ничем не оправданные различия в
определении круга наказуемых деяний, признаков отдельных преступлений, в
наказаниях и т.п. Эти обстоятельства и устарелый характер многих
положений большинства кодексов нередко становились серьезным препятствием
в борьбе с #M12291 841500188преступностью, особенно организованной#S.
Поэтому в середине XX в. началось движение за реформу #M12291
841501678уголовного законодательства#S штатов, в которой решающую роль
сыграл подготовленный Институтом американского права Примерный уголовный
кодекс (1962 г.). Этот документ не имеет официального характера. Он был
предназначен лишь послужить "единым ориентиром" для назревшего обновления
и сближения уголовных кодексов штатов. Примерный УК в основном выполнил
свою задачу, поскольку вобрал в себя опыт развития американского #M12291
841501679уголовного права#S и истолковал его в довольно либеральном духе,
а с учетом высокого уровня его юридической техники на него неизбежно
ориентировались составители всех проектов УК, предлагавшихся
законодательным собраниям штатов начиная с 60-х гг. В результате к
середине 80-х гг. в более чем 40 штатах были приняты новые УК, что
привело и к обновлению, и к сближению #M12291 841501678уголовного
законодательства#S штатов. Между вновь принятыми УК сохраняются немалые
различия, однако все они отныне представляют собой систематизированные
собрания уголовных законов, и в принципе они дают единообразную
трактовку важнейших институтов #M12291 841501679уголовного права#S.
Наряду с уголовными законами федерации и штатов нормы #M12291
841502694общего права#S продолжают и в настоящее время оставаться одним
из источников американского #M12291 841501679уголовного права#S. Ныне
законодательство большинства штатов запрещает судам наказывать за такие
преступления, которые не включены в #M12291 841501227свод законов#S
соответствующего штата. Однако нормы #M12291 841502694общего права#S по-
прежнему играют весьма существенную роль в истолковании и практическом
применении уголовных законов, например для определения признаков
конкретных преступлений, лишь названных, но не раскрытых в тексте закона.
Особая роль принадлежит Верховному суду США, решения которого могут
существенно расширить или сузить сферу уголовной репрессии, в частности
путем новой трактовки важнейших институтов #M12291 841501679уголовного
права#S и процесса.
Действующее, в том числе и реформированное за последние годы,
законодательство американских штатов придерживается традиционного деления
преступных деяний на две основные категории #M12291 841501742фелонии#S и
#M12291 841502387мисдиминоры#S. К фелониям относятся более тяжкие деяния,
которые наказываются #M12291 841501088лишением свободы#S на срок свыше
одного года, а к мисдиминорам менее тяжкие преступления. Различия между
ними играют весьма существенную роль при квалификации преступлений, в
сфере #M12291 841501683уголовного процесса#S, в условиях отбывания
наказания и в правовых последствиях #M12291 841502519осуждения#S. Так,
совершение фелонии либо одна только цель ее совершения нередко служит
отягчающим обстоятельством, прямо предусмотренным законом (например, при
#M12291 841501667убийстве#S и проникновении в чужое помещение).
Возможности #M12291 841501245ареста#S полицейским человека, #M12291
841502627подозреваемого#S в мисдиминоре, а не в фелонии, значительно
ограничены. Уголовно-процессуальное законодательство некоторых штатов
считает не обязательным участие #M12291 841500642защитника#S, а иногда и
#M12291 841502673обвиняемого#S в судебном разбирательстве дел о
мисдиминорах. Осужденные за фелонию, как Правило, отбывают наказание в
карательных учреждениях более строгого режима, а после отбытия наказания
в отличие от осужденных за мисдиминор лишаются права занимать публичные
должности.
В свою очередь, фелонии и мисдиминоры делятся на несколько "классов",
в зависимости от которых устанавливаются пределы наказаний: обычно
фелонии на три-пять классов ("А", "В", "С" и т.д.), а мисдиминоры на два
или три класса. Сущность и практическое значение такой классификации
состоит в том, что она предопределяет рамки наказаний, назначаемых за
преступные деяния соответствующей категории.
Основными элементами системы наказаний, сложившейся в США, являются
#M12291 841500372смертная казнь#S, лишение свободы, #M12291
841501925пробация#S и штраф. Как дополнительные наказания применяются
#M12291 841500995конфискация имущества#S, возложение обязанности
возместить причиненный ущерб, лишение #M12291 841500224прав, трудовые#S
услуги в общественных интересах и др.
Скандинавская правовая система.
#G0Скандинавское #M12291 841500049право#S - в #M12291
841500495сравнительном правоведении#S выделяется как самостоятельная
правовая семья, в которую включаются #M12291 841501838Швеция#S, #M12291
841502656Норвегия#S, #M12291 841502036Дания#S, #M12291
841500791Исландия#S и #M12291 841501760Финляндия#S. #M12291
841501174Римское право#S сыграло несомненно менее заметную роль в
развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во #M12291
841501777Франции#S и в #M12291 841501589Германии#S. В северных #M12291
841501644государствах#S нет и не было кодексов, подобных Гражданскому
кодексу Франции или ГГУ. Судебная практика играет здесь более значимую
роль, чем в странах континентальной Европы. В то же время С.п. нельзя
отнести и к англо-американской #M12291 841500355системе общего права#S,
поскольку С.п. почти не имеет таких характерных признаков #M12291
841502694общего права#S, как правило прецедента, техника различий, особая
роль #M12291 841501971процессуального права#S.
Все станы, входящие в семью С.п. на протяжении веков связывали тесные
культурные, экономические и государственно-политические узы. Исходным
пунктом формирования права скандинавских стран стали два законодательных
акта, два свода: Кодекс короля Христиана V, принятый в Дании в 1683 г. (в
1687 г. его действие было распространено на Норвегию под названием
«Норвежское право»), и #M12291 841501227Свод законов#S Шведского
государства 1734 г. В датском кодексе шесть разделов: общий: о
духовенстве, о светских сословиях: от торговом и #M12291
841501354брачном#S праве: о морском праве; о #M12291 841500235праве
собственности#S и #M12291 841502339наследственном праве#S: об #M12291
841501679уголовном праве#S. Шведский кодекс 1734 г. состоит из девяти
разделов: о браке, о родителях и детях; о наследовании; о #M12291
841502362недвижимости#S; о строительстве: о торговле: о #M12291
841500161преступлениях#S (уголовный кодекс): об исполнении судебных
#M12291 841501171решений#S о #M12291 841500507судопроизводстве#S п
#M12291 841500508судоустройстве#S. Свод насчитывает 1300 параграфов.
Два эти свода и составили основу последующего развития обеих ветвей
С.п. датской и шведской. Развитие это происходило, разумеется, не в
изоляции от континентальной Европы. Однако попытки провести реформы
#M12291 841500603законодательства#S, которые структурно затрагивали бы
сложившуюся #M12291 841500355систему права#S, делались на #M12291
841502481определенных#S этапах (в первой половине XIX в. обсуждались
проекты принятия общего закона, аналогичного Французскому гражданскому
кодексу), но не увенчались успехом.
Продолжающий действовать и по сей день закон 1734 г. практически не
включает положений, входивших в него в момент принятия. Ряд разделов
подверглись полной #M12291 841502615переработке#S: в 1920 г. был принят
новый раздел о браке; в 1948 г. о судебном разбирательстве; в 1959 г. в
результате переработки старого раздела «О наследовании» в закон был
включен раздел под таким же названием, а еще раньше, в 1949 г., из этого
раздела был выделен отсутствовавший до того раздел о родителях: в 1970 г.
был полностью обновлен раздел о недвижимости. В остальных разделах
осталось незначительное число старых норм. Большинство ранее
действовавших положений заменено отдельными законами, нормы которых
составляют ядро #M12291 841500243правового регулирования#S отношений в
соответствующих сферах.
В настоящее время законодательство, не укладывающееся в систематику
закона 1734 г., охватывает многие отрасли шведского #M12291
841500224права: трудовое#S и #M12291 841500320акционерное право#S,
законодательство об охране #M12291 841501943промышленной собственности#S
и о #M12291 841500413социальном обеспечении#S, об охране окружающей
среды, многие разделы #M12291 841500292административного права#S иными
словами, преимущественно все те #M12291 841502678области#S #M12291
841500243правового регулирования#S, которые появлялись по мере социально-
экономического развития страны начиная с середины прошлого столетия. Хотя
число законодательных предписаний, выходящих за рамки закона 1734 г.,
значительно превысило систематизированную в соответствии с этим актом
часть шведского законодательства, практическое значение закона шведского
государства еще велико.
Этого нельзя сказать о датском кодексе, который сохранен по
преимуществу как исторический памятник. Кодифицированное законодательство
представляет далеко не большую часть действующего права страны. И здесь,
и в Норвегии отчетлива позиция, придающая важное значение судебной
практике как #M12291 841500813источнику права#S. Немаловажна роль
судебной практики и в Швеции, и это отличает С.п. от романо-германской
системы, сближая его в какой-то мере с #M12291 841502694общим правом#S.
С.п. представляет собой единую систему не только в силу сходства
исторических путей развития права, особенностей законодательства,
источников права. Особую роль здесь играет то, что Скандинавские страны
тесно сотрудничают в области законодательства и этот процесс, начавшийся
в конце прошлого века, привел к появлению значительного числа
унифицированных актов, равно действующих во всех государствах-участниках.
В 1880 г. одновременно в трех странах Швеции, Данин и Норвегии
вступил в силу единый закон об оборотных #M12291 841502272документах#S. В
последующие годы основное внимание уделялось #M12291
841501696унификации#S #M12291 841500572торгового права#S (законы о
торговых знаках, торговых реестрах, фирмах, #M12291 9015838закон о чеках)
#Sи морского права. В конце века появились еще более смелые
унификаторские планы. В 1899 г. датский профессор Ларсен предложил
унифицировать все #M12291 841501824частное право#S, чтобы в конечном
итоге прийти к единому Скандинавскому гражданскому кодексу. И хотя
#M12291 841500046правительства#S скандинавских государств в принципе
согласились с этим предложением, создание проекта единого гражданского
кодекса было отложено, а предпочтение отдано унификации отдельных
институтов #M12291 841500235права собственности#S и #M12291
841502725обязательственного права#S. Результатом этих двух усилий явился
проект закона о продаже движимого #M12291 841500731имущества#S. В Швеции
и Дании он вступил в силу в 1906 г., в Норвегии в 1907 г. и в Исландии
в 1922 г.
Еще одним важным результатом сотрудничества Скандинавских стран явился
Закон о #M12291 841502156договорах#S и других законных операциях в
#M12291 841500235праве собственности#S и #M12291
841502725обязательственном праве#S. В Швеции, Дании и Норвегии он вступил
в силу в период с 1915 по 1918 г., а в Финляндии в 1929 г. На основе
упомянутых выше и некоторых других законов в Скандинавских странах
сложилось, по существу, единое договорное право.
Скандинавские государства активно сотрудничали также в области #M12291
841500340семейного права#S, хотя здесь различия между законодательствами
стран региона выражены сильнее, чем в #M12291 841502725обязательственном
праве#S. Следует отметить, что многие вопросы, по которым в
континентальной Европе реформы были проведены лишь после второй мировой
войны, в скандинавском праве были решены гораздо раньше. Достаточно
упомянуть равенство мужа и жены, отказ от принципа #M12291
841501431вины#S как главного основания #M12291 841501127расторжения
брака#S, уравнение в правах детей, рожденных вне брака, и др.
Традиционные и религиозные правовые системы.
Мусульманская правовая система
Мусульманская правовая система принадлежит к семье так
называемого религиозно-традиционного права, свойственного странам Азии и
Африки.
Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая
свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них
много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях,
отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно,
все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в
значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается
совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных
странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные
страны, бывают двух видов:
1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе,
чем на западе, имеет место переплетение права и религии;
2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные
отношения должны регламентироваться иным путем.
К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и
иудейского права; ко второй - страны Дальнего Востока, Африки, и
Мадагаскара.
Мусульманское право - это система норм, выраженных в религиозной
форме и основанных на мусульманской религии-исламе. Ислам исходит из
того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный
момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.
Оно охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые
подлежат правовому регулированию.
Мусульманское право - сложное социальное явление, имеющее долгую
историю развития. Оно возникло в период разложения родоплеменного строя и
становления раннефеодального государства на западе Аравийского
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|