рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основные правовые системы современности

излагаются нормы американского #M12291 841502694общего права#S по

различным его отраслям, и прежде всего по тем вопросам, которые

регулируются, главным образом, не законодательством, а #M12291

841502694общим правом#S, это договорное право, #M12291

841500143представительство#S, #M12291 841500879коллизия законов#S,

гражданско-правовые #M12291 841502061деликты#S, #M12291

841500378собственность#S, #M12291 841500440страхование#S, квази-

договоры, #M12291 841502153доверительная собственность#S. Каждому из этих

вопросов было посвящено от одного до четырех томов в первом издании из 19

томов, которое вышло в 1932-1957 гг. С 1952 г. институт начал издание

"Второго обновленного изложения права". Как и в первое издание, в него

включаются те нормы #M12291 841502694общего права#S, которые, по мнению

составителей соответствующего раздела, выражают господствующую точку

зрения американских #M12291 841500511судей#S либо представляются

составителям наиболее рациональными. Будучи частной систематизацией норм

#M12291 841502694общего права#S, эти издания не имеют формальной

юридической силы закона, однако их "убеждающий" авторитет столь высок,

что #M12291 841500431ссылки#S на них неизменно содержатся не только в

выступлениях сторон в суде, но и в судебных решениях.

Гражданское право#S и смежные с ним #M12291 841502542отрасли права

#M12291 841501998Гражданское право#S и смежные с ним #M12291

841502542отрасли права#S. В сфере гражданского и #M12291

841500340семейного права#S в большинстве американских штатов действуют

не кодексы, а законы, регулирующие отдельные правовые институты, либо

нормы #M12291 841502694общего права#S. Исключение составляет штат

Луизиана, где действует Гражданский кодекс 1870 г., продолжающий традиции

французского права, и штаты Джорджия, Калифорния, Монтана, Северная и

Южная Дакота, где имеются гражданские кодексы, регулирующие лишь узкий

круг проблем гражданского и #M12291 841500340семейного права#S.

Нормы о правовом статусе #M12291 841501750физических лиц#S, помимо

имеющих общеконституционный характер, весьма различаются по отдельным

штатам. В частности, возраст гражданского совершеннолетия в штатах

колеблется от 18 до 21 года. Относительно правового статуса юридических

лиц, обычно именуемых #M12291 841501007корпорациями#S, в законодательстве

штатов также имеются достаточно серьезные различия. Во многих штатах

действуют единообразные законы о #M12291 841500006полных товариществах#S

и коммандитных товариществах, меньшее распространение получил Примерный

закон о предпринимательских корпорациях, хотя в целом американское

законодательство в этой области оказывает серьезное влияние на

законодательства многих других капиталистических стран. Американские

законы допускают образование корпорации даже одним лицом и не содержат

ограничений относительно минимальных размеров ее начального капитала.

Единообразный закон о #M12291 841501354браке#S и #M12291

841501111разводе#S, разработанный Национальной конференцией

уполномоченных (1970 г.), полное одобрение получил лишь в II штатах, и в

регулировании этих вопросов отсутствует единство. Законы ряда штатов

требуют гражданской формы регистрации брака, в других штатах законы

придают юридическую силу церковному бракосочетанию, однако при условии,

что ему предшествует представление #M12291 841501069лицензии#S от #M12291

841502432муниципальных служб#S. Наконец, в отдельных штатах допускается

признание юридических последствий и за фактически установленными брачными

отношениями. За последние десятилетия, в том числе и благодаря решениям

Верховного суда США, расширяются права внебрачных детей, число которых

постоянно растет. #M12291 841500731Имущество#S #M12291

841500515супругов#S после заключения брака чаще всего продолжает

оставаться в их раздельной собственности, хотя в нескольких штатах

признается режим общности имущества супругов (такой режим рекомендован и

одобренными в 1984 г. Национальной конференцией уполномоченных

единообразными законами о #M12291 841501355брачных договорах#S и

имуществе супругов).

Основанием для развода законодательство одних штатов признает лишь

непоправимый распад брака, других штатов ставит условием предварительное

раздельное проживание супругов в течение полугода; в некоторых штатах

требуется доказать в суде #M12291 841501431вину#S одного из супругов в

грубом обращении, не- верности и т.п. Наиболее либеральные правила

действуют в штате Невада, что экономически оказывается крайне выгодным из-

за наплыва желающих ускорить получение развода.

Столь же разнообразны и правила наследования. Везде допускается

наследование как по закону, так и по #M12291 841500587завещанию#S. В

отношении небольших по сумме наследств чаще всего действуют упрощенные

правила. В отношении крупных наследств действует судебный контроль за

решением вопроса о переходе имущества и за его управлением,

осуществляемым исполнителем завещания либо "личным представителем" или

другими назначаемыми судом лицами. Во многих штатах закон предусматривает

особое обеспечение прав пережившего супруга.

Торговые отношения и антитрестовское законодательство.

В области торговых отношений был издан ряд подготовленных Национальной

конференцией уполномоченных единообразных актов, регулирующих важнейшие

правовые институты. В первой половине XX в. были подготовлены

соответствующие акты о #M12291 841501807ценных бумагах#S, купле-продаже,

#M12291 841500926коносаментах#S, об условной продаже и др., одобренные во

многих штатах. Однако центральное место в данной сфере законодательства

занял Единообразный торговый кодекс (ЕТК), поглотивший все эти законы.

Его первый проект был выработан в 1952 г., затем несколько раз

пересматривался по требованию отдельных штатов (ныне действует

официальный текст 1978 г.). Он был принят, с весьма небольшими

поправками, всеми американскими штатами, кроме Луизианы, где, однако, с

1974 г. также действуют многие его разделы. Все это придает ЕТК

исключительный вес в качестве общеамериканского источника права. ЕТК

регулирует весьма широкий круг вопросов, связанных не только с внутренней

и внешней торговлей, но и с рядом других #M12291

841500112правоотношений#S. Вместе с тем не- малое число проблем осталось

вне пределов регулирования ЕТК. Этот #M12291 841502272документ#S является

результатом тщательного анализа существующей деловой практики и рассчитан

на максимальное развитие торговли в системе #M12291 841501212свободного

предпринимательства#S в сочетании с #M12291 841501568гарантиями#S от

злоупотреблений для участников сделок, и прежде всего потребителей. ЕТК

состоит из девяти основных разделов, расположенных в такой

последовательности: 1) общие положения, 2) продажа, 3) торговые бумаги,

4) #M12291 841501290банковские депозиты#S и инкассовые операции, 5)

#M12291 841500305аккредитивы#S, 6) комплексное #M12291

841502547отчуждение#S, 7) складские свидетельства, коносаменты и другие

#M12291 841500567товарораспорядительные документы#S, 8) #M12291

841500739инвестиционные ценные бумаги#S и 9) обеспечение сделок.

В самостоятельную отрасль #M12291 841500243правового регулирования#S,

осуществляемого главным образом федеральными законами, превратилось так

называемое антитрестовское законодательство, направленное на недопущение

чрезмерной концентрации экономического могущества в руках отдельных

монополий в ущерб системе капиталистической #M12291

841500923конкуренции#S. Первым федеральным актом в этой области стал

Закон Шермана 1890 г., который со ссылкой на нормы #M12291

841502694общего права#S объявил незаконными объединения, преследующие

цель монополизировать душтатную и внешнюю торговлю СШA. Закон Шермана,

остающийся #M12291 841502512основой антитрестовского законодательства#S в

США, был дополнен в 1914 г. столь же важными для этой области Законом

Клейтона и Законом о федеральной торговой комиссии, которыми запрещены

попытки монополизации иных сфер экономической деятельности. Этими актами

объявлялись незаконными "нечестные методы конкуренции" в торговле, а

также некоторые виды предпринимательской практики, если они влекли за

собой "существенное ослабление конкуренции" или "тенденцию к созданию

монополий". В частности, таковым признается #M12291 841500839картельное#S

соглашение о разделе рынка или о фиксированных ценах. Однако американские

монополии выработали множество приемов, чтобы обойти положения названных

и других актов антитрестовского законодательства. Например, ими широко

используется традиционный институт доверительной собственности,

предусматривающий передачу имущества, #M12291 841500322акций#S и т.п. в

#M12291 841501126распоряжение#S доверительного собственника, для

сосредоточения в банках управления имуществом хозяев крупнейших

состояний. В результате антитрестовское законодательство имеет своим

#M12291 841500365следствием#S отнюдь не ликвидацию монополий, а создание

весьма гибкой системы государственно-монополистического регулирования

экономики.

Трудовое законодательство.

Трудовое законодательство в США начало активно развиваться с 1870-х

гг. в ходе острых социальных конфликтов между крупными предпринимателями

и теми #M12291 841501966профсоюзами#S, которые решительно защищали

интересы рабочих. К настоящему времени сложилась система #M12291

841502660нормативных актов#S, регулирующих трудовые отношения, в которой

решающая роль принадлежит федеральным законам, хотя и в ведении штатов

остается весьма широкий круг вопросов.

В 1930-х гг., в период "нового курса" президента Ф.Рузвельта, были

приняты законы Норриса-Ла Гардия (1932 г.) и Вагнера (1935 г.), которыми

гарантировались права рабочих на создание профсоюзов, на заключение

#M12291 841500875коллективных договоров#S с предпринимателями и на

#M12291 841500581забастовки#S, а также Закон о справедливых условиях

труда (1938 г.) и др. После второй мировой войны, в период наступления

монополий на права трудящихся, были изданы законы о трудовых отношениях

ТафтаХартли (1947 г.) и ЛэндрамаГриффина (1959 г.). Совокупностью

названных и иных федеральных актов ныне в основном регулируются #M12291

841501658трудовые права#S американских граждан и правовой статус

профсоюзов. В некоторых случаях законы штатов, в частности изданные

вскоре после принятия Закона Тафта Хартли, содержат больше ограничений

на права профсоюзов, чем федеральное законодательство. В то же время

федеральные законы, принятые в 1960-х гг., во многом отражали интересы

трудящихся и гарантировали равную оплату за равный труд, провозглашали

запрет #M12291 841502131дискриминации#S в области труда по соображениям

расовой принадлежности, происхождения, цвета кожи, религии, пола и др.

Действующие законы запрещают участие профсоюзов в политической борьбе и

проведении выборных кампаний, систему "закрытых цехов", т.е. приема на

работу только членов профсоюзов, и содержат ряд других ограничений

профсоюзной деятельности. Органы министерства труда вправе контролировать

финансовую и организационную практику профсоюзов. Важная роль в процессе

заключения коллективных договоров принадлежит Национальному управлению по

вопросам трудовых отношений и соответствующим специализированным

административным органам штатов. Право трудящихся на забастовки

ограничено запретом стачек солидарности, возможностью судебного запрета

забастовок #M12291 841501638государственных служащих#S и #M12291

841501097работников#S государственных #M12291 841500138предприятий#S,

#M12291 841502718обязанностью#S профсоюза за 60 дней до начала забастовки

предупредить об этом предпринимателя и федеральную службу по #M12291

841500031посредничеству#S и примирению, а также правом президента в

судебном порядке отсрочить или приостановить на 80 дней начатую

забастовку, если она подвергает опасности "национальное благосостояние и

безопасность". Проведение "незаконных" забастовок, нарушающих эти

требования, влечет за собой роспуск профсоюзов, наложение на них крупных

штрафов, #M12291 841501671уголовную ответственность#S для руководителей.

В то же время органы федерального министерства труда и соответствующих

учреждений в штатах наделены правом наблюдать за соблюдением

предпринимателями законодательства о минимальных ставках #M12291

841500636заработной платы#S и максимальной продолжительности рабочего

времени, правил техники безопасности на предприятиях и т.п.

Социальная сфера.

В период "нового курса" были заложены и основы действующей системы

#M12291 841500413социального обеспечения#S (федеральный Закон о #M12291

841500413социальном обеспечении#S 1935 г. и другие акты). Она включает в

себя прежде всего меры #M12291 841500415социального страхования#S,

связанные с трудовыми отношениями и финансируемые за #M12291

841500516счет#S взносов работников и предпринимателей: выплату #M12291

841502602пенсий по старости#S, #M12291 841500733инвалидности#S, по случаю

потери кормильца, пособий по безработице и в связи с несчастными случаями

на производстве. В систему #M12291 841500413социального обеспечения#S

входят также меры социального вспомоществования, оказываемого малоимущим

семьям, матерям-одиночкам с недостаточным доходом, лицам, нуждающимся в

длительном лечении, индейцам и др. Осуществление таких мер приняло

значительные размеры в 1960-х гг., при президенте Джонсоне, когда под

лозунгом общества "всеобщего благоденствия" были провозглашены

финансируемые из федерального бюджета многомиллиардные программы оказания

содействия нуждающимся группам населения, в том числе путем раздачи

бесплатных талонов на приобретение продовольственных товаров, путем

программы бесплатной или льготной медицинской помощи и др. В последующем

ассигнования по этим программам подверглись большим сокращениям, но

остаются весьма значительными.

Борьба против расовой дискриминации, за равноправие негров, испано-

язычных американцев и других меньшинств в трудовых отношениях, в области

образования, найма жилища и в иных сферах жизни, с новой силой

развернувшаяся после второй мировой войны, нашла отражение в ряде

принципиальных решений Верховного суда США (по делам Брауна 1954 г.,

Браудера 1956 г., Тернера 1962 г. и др.), а также в федеральных законах

о #M12291 841501998гражданских правах#S 1964 и 1968 гг., о справедливом

найме жилища 1968 г. и др. и в значительно меньшей степени в

законодательстве отдельных штатов. В июле 1990 г. был принят Закон об

инвалидах, направленный на существенное расширение прав физически или

умственно неполноценных американских граждан. В частности, закон

запрещает дискриминацию их при найме на работу или продвижении по службе.

Во второй половине XX в. получили значительное развитие новые #M12291

841502542отрасли права#S, связанные с охраной окружающей среды и защитой

интересов потребителей. Под активным воздействием общественности и при

#M12291 841500405сопротивлении#S крупных корпораций Конгресс США принял

законы о национальной политике по вопросам окружающей среды 1969 г. и об

улучшении качества окружающей среды 1970 г., а на их основе ряд более

частных актов, в тексты которых постоянно вносятся уточнения и

дополнения: о контроле над загрязнением вод, о чистоте воздуха, о

контроле над вредными шумами, о ликвидации твердых отходов и др. В 1982

г. был издан очень важный Закон о политике в области ликвидации отходов

ядерного производства. Специально созданное Агентство по охране

окружающей среды вправе издавать подзаконные акты, которыми регулируются

критерии и стандарты по качеству воды, атмосферного воздуха, на

промышленные отходы, сточные воды и т.п., а также вести уголовное

преследование против корпораций и иных нарушителей установленных правил.

В целях борьбы с "#M12291 841502680обманом потребителей#S" (ложная

#M12291 841501154реклама#S товаров, #M12291 841500032поставка#S

фальсифицированных или неправильно маркированных продуктов, требование

оплаты неоказанных услуг и т.п.) ныне приняты сотни правовых актов на

уровне законодательства федерации и штатов. Издание этих актов явилось

реакцией законодателей на развернувшееся в 1960-х гг. движение

потребителей, возглавляемое известным общественным деятелем Ральфом

Нейдером, против обмана и злоупотреблений в сфере торговли и услуг.

Национальная #M12291 841500302администрация#S по вопросам продовольствия

и лекарств издает перечни стандартных требований, предъявляемых к

качеству соответствующих продуктов. Действующее законодательство

позволяет потребителям и их #M12291 841501255ассоциациям#S, как и

государственным органам, выбирать между требованием возбуждения

уголовного преследования и предъявлением #M12291 841501999гражданского

иска#S к торговым фирмам и поставщикам услуг, занимающимся обманом

потребителей.

Уголовное право.

Уголовное право американских штатов сформировалось и долгое время

развивалось на основе системы английского #M12291 841502694общего

права#S, в свою очередь сложившейся из большого числа накопившихся за

много столетий #M12291 841500492судебных прецедентов#S, т.е. решений

судов высших инстанций по определенным правовым вопросам. Собственно

американское #M12291 841502694общее право#S в дальнейшем развивалось все

более самостоятельно в решениях судов штатов и федерации, однако и до

настоящего времени сохраняется достаточно заметная его связь с английской

#M12291 841500355системой общего права#S, и особенно с правовой

доктриной.

С первых же десятилетий существования Соединенных Штатов все более

важную роль в качестве источников #M12291 841501679уголовного права#S

наряду с нормами #M12291 841502694общего права#S стали играть #M12291

841500504статуты#S законодательные акты, принимавшиеся Конгрессом США и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.