Основные правовые системы современности
излагаются нормы американского #M12291 841502694общего права#S по
различным его отраслям, и прежде всего по тем вопросам, которые
регулируются, главным образом, не законодательством, а #M12291
841502694общим правом#S, это договорное право, #M12291
841500143представительство#S, #M12291 841500879коллизия законов#S,
гражданско-правовые #M12291 841502061деликты#S, #M12291
841500378собственность#S, #M12291 841500440страхование#S, квази-
договоры, #M12291 841502153доверительная собственность#S. Каждому из этих
вопросов было посвящено от одного до четырех томов в первом издании из 19
томов, которое вышло в 1932-1957 гг. С 1952 г. институт начал издание
"Второго обновленного изложения права". Как и в первое издание, в него
включаются те нормы #M12291 841502694общего права#S, которые, по мнению
составителей соответствующего раздела, выражают господствующую точку
зрения американских #M12291 841500511судей#S либо представляются
составителям наиболее рациональными. Будучи частной систематизацией норм
#M12291 841502694общего права#S, эти издания не имеют формальной
юридической силы закона, однако их "убеждающий" авторитет столь высок,
что #M12291 841500431ссылки#S на них неизменно содержатся не только в
выступлениях сторон в суде, но и в судебных решениях.
Гражданское право#S и смежные с ним #M12291 841502542отрасли права
#M12291 841501998Гражданское право#S и смежные с ним #M12291
841502542отрасли права#S. В сфере гражданского и #M12291
841500340семейного права#S в большинстве американских штатов действуют
не кодексы, а законы, регулирующие отдельные правовые институты, либо
нормы #M12291 841502694общего права#S. Исключение составляет штат
Луизиана, где действует Гражданский кодекс 1870 г., продолжающий традиции
французского права, и штаты Джорджия, Калифорния, Монтана, Северная и
Южная Дакота, где имеются гражданские кодексы, регулирующие лишь узкий
круг проблем гражданского и #M12291 841500340семейного права#S.
Нормы о правовом статусе #M12291 841501750физических лиц#S, помимо
имеющих общеконституционный характер, весьма различаются по отдельным
штатам. В частности, возраст гражданского совершеннолетия в штатах
колеблется от 18 до 21 года. Относительно правового статуса юридических
лиц, обычно именуемых #M12291 841501007корпорациями#S, в законодательстве
штатов также имеются достаточно серьезные различия. Во многих штатах
действуют единообразные законы о #M12291 841500006полных товариществах#S
и коммандитных товариществах, меньшее распространение получил Примерный
закон о предпринимательских корпорациях, хотя в целом американское
законодательство в этой области оказывает серьезное влияние на
законодательства многих других капиталистических стран. Американские
законы допускают образование корпорации даже одним лицом и не содержат
ограничений относительно минимальных размеров ее начального капитала.
Единообразный закон о #M12291 841501354браке#S и #M12291
841501111разводе#S, разработанный Национальной конференцией
уполномоченных (1970 г.), полное одобрение получил лишь в II штатах, и в
регулировании этих вопросов отсутствует единство. Законы ряда штатов
требуют гражданской формы регистрации брака, в других штатах законы
придают юридическую силу церковному бракосочетанию, однако при условии,
что ему предшествует представление #M12291 841501069лицензии#S от #M12291
841502432муниципальных служб#S. Наконец, в отдельных штатах допускается
признание юридических последствий и за фактически установленными брачными
отношениями. За последние десятилетия, в том числе и благодаря решениям
Верховного суда США, расширяются права внебрачных детей, число которых
постоянно растет. #M12291 841500731Имущество#S #M12291
841500515супругов#S после заключения брака чаще всего продолжает
оставаться в их раздельной собственности, хотя в нескольких штатах
признается режим общности имущества супругов (такой режим рекомендован и
одобренными в 1984 г. Национальной конференцией уполномоченных
единообразными законами о #M12291 841501355брачных договорах#S и
имуществе супругов).
Основанием для развода законодательство одних штатов признает лишь
непоправимый распад брака, других штатов ставит условием предварительное
раздельное проживание супругов в течение полугода; в некоторых штатах
требуется доказать в суде #M12291 841501431вину#S одного из супругов в
грубом обращении, не- верности и т.п. Наиболее либеральные правила
действуют в штате Невада, что экономически оказывается крайне выгодным из-
за наплыва желающих ускорить получение развода.
Столь же разнообразны и правила наследования. Везде допускается
наследование как по закону, так и по #M12291 841500587завещанию#S. В
отношении небольших по сумме наследств чаще всего действуют упрощенные
правила. В отношении крупных наследств действует судебный контроль за
решением вопроса о переходе имущества и за его управлением,
осуществляемым исполнителем завещания либо "личным представителем" или
другими назначаемыми судом лицами. Во многих штатах закон предусматривает
особое обеспечение прав пережившего супруга.
Торговые отношения и антитрестовское законодательство.
В области торговых отношений был издан ряд подготовленных Национальной
конференцией уполномоченных единообразных актов, регулирующих важнейшие
правовые институты. В первой половине XX в. были подготовлены
соответствующие акты о #M12291 841501807ценных бумагах#S, купле-продаже,
#M12291 841500926коносаментах#S, об условной продаже и др., одобренные во
многих штатах. Однако центральное место в данной сфере законодательства
занял Единообразный торговый кодекс (ЕТК), поглотивший все эти законы.
Его первый проект был выработан в 1952 г., затем несколько раз
пересматривался по требованию отдельных штатов (ныне действует
официальный текст 1978 г.). Он был принят, с весьма небольшими
поправками, всеми американскими штатами, кроме Луизианы, где, однако, с
1974 г. также действуют многие его разделы. Все это придает ЕТК
исключительный вес в качестве общеамериканского источника права. ЕТК
регулирует весьма широкий круг вопросов, связанных не только с внутренней
и внешней торговлей, но и с рядом других #M12291
841500112правоотношений#S. Вместе с тем не- малое число проблем осталось
вне пределов регулирования ЕТК. Этот #M12291 841502272документ#S является
результатом тщательного анализа существующей деловой практики и рассчитан
на максимальное развитие торговли в системе #M12291 841501212свободного
предпринимательства#S в сочетании с #M12291 841501568гарантиями#S от
злоупотреблений для участников сделок, и прежде всего потребителей. ЕТК
состоит из девяти основных разделов, расположенных в такой
последовательности: 1) общие положения, 2) продажа, 3) торговые бумаги,
4) #M12291 841501290банковские депозиты#S и инкассовые операции, 5)
#M12291 841500305аккредитивы#S, 6) комплексное #M12291
841502547отчуждение#S, 7) складские свидетельства, коносаменты и другие
#M12291 841500567товарораспорядительные документы#S, 8) #M12291
841500739инвестиционные ценные бумаги#S и 9) обеспечение сделок.
В самостоятельную отрасль #M12291 841500243правового регулирования#S,
осуществляемого главным образом федеральными законами, превратилось так
называемое антитрестовское законодательство, направленное на недопущение
чрезмерной концентрации экономического могущества в руках отдельных
монополий в ущерб системе капиталистической #M12291
841500923конкуренции#S. Первым федеральным актом в этой области стал
Закон Шермана 1890 г., который со ссылкой на нормы #M12291
841502694общего права#S объявил незаконными объединения, преследующие
цель монополизировать душтатную и внешнюю торговлю СШA. Закон Шермана,
остающийся #M12291 841502512основой антитрестовского законодательства#S в
США, был дополнен в 1914 г. столь же важными для этой области Законом
Клейтона и Законом о федеральной торговой комиссии, которыми запрещены
попытки монополизации иных сфер экономической деятельности. Этими актами
объявлялись незаконными "нечестные методы конкуренции" в торговле, а
также некоторые виды предпринимательской практики, если они влекли за
собой "существенное ослабление конкуренции" или "тенденцию к созданию
монополий". В частности, таковым признается #M12291 841500839картельное#S
соглашение о разделе рынка или о фиксированных ценах. Однако американские
монополии выработали множество приемов, чтобы обойти положения названных
и других актов антитрестовского законодательства. Например, ими широко
используется традиционный институт доверительной собственности,
предусматривающий передачу имущества, #M12291 841500322акций#S и т.п. в
#M12291 841501126распоряжение#S доверительного собственника, для
сосредоточения в банках управления имуществом хозяев крупнейших
состояний. В результате антитрестовское законодательство имеет своим
#M12291 841500365следствием#S отнюдь не ликвидацию монополий, а создание
весьма гибкой системы государственно-монополистического регулирования
экономики.
Трудовое законодательство.
Трудовое законодательство в США начало активно развиваться с 1870-х
гг. в ходе острых социальных конфликтов между крупными предпринимателями
и теми #M12291 841501966профсоюзами#S, которые решительно защищали
интересы рабочих. К настоящему времени сложилась система #M12291
841502660нормативных актов#S, регулирующих трудовые отношения, в которой
решающая роль принадлежит федеральным законам, хотя и в ведении штатов
остается весьма широкий круг вопросов.
В 1930-х гг., в период "нового курса" президента Ф.Рузвельта, были
приняты законы Норриса-Ла Гардия (1932 г.) и Вагнера (1935 г.), которыми
гарантировались права рабочих на создание профсоюзов, на заключение
#M12291 841500875коллективных договоров#S с предпринимателями и на
#M12291 841500581забастовки#S, а также Закон о справедливых условиях
труда (1938 г.) и др. После второй мировой войны, в период наступления
монополий на права трудящихся, были изданы законы о трудовых отношениях
ТафтаХартли (1947 г.) и ЛэндрамаГриффина (1959 г.). Совокупностью
названных и иных федеральных актов ныне в основном регулируются #M12291
841501658трудовые права#S американских граждан и правовой статус
профсоюзов. В некоторых случаях законы штатов, в частности изданные
вскоре после принятия Закона Тафта Хартли, содержат больше ограничений
на права профсоюзов, чем федеральное законодательство. В то же время
федеральные законы, принятые в 1960-х гг., во многом отражали интересы
трудящихся и гарантировали равную оплату за равный труд, провозглашали
запрет #M12291 841502131дискриминации#S в области труда по соображениям
расовой принадлежности, происхождения, цвета кожи, религии, пола и др.
Действующие законы запрещают участие профсоюзов в политической борьбе и
проведении выборных кампаний, систему "закрытых цехов", т.е. приема на
работу только членов профсоюзов, и содержат ряд других ограничений
профсоюзной деятельности. Органы министерства труда вправе контролировать
финансовую и организационную практику профсоюзов. Важная роль в процессе
заключения коллективных договоров принадлежит Национальному управлению по
вопросам трудовых отношений и соответствующим специализированным
административным органам штатов. Право трудящихся на забастовки
ограничено запретом стачек солидарности, возможностью судебного запрета
забастовок #M12291 841501638государственных служащих#S и #M12291
841501097работников#S государственных #M12291 841500138предприятий#S,
#M12291 841502718обязанностью#S профсоюза за 60 дней до начала забастовки
предупредить об этом предпринимателя и федеральную службу по #M12291
841500031посредничеству#S и примирению, а также правом президента в
судебном порядке отсрочить или приостановить на 80 дней начатую
забастовку, если она подвергает опасности "национальное благосостояние и
безопасность". Проведение "незаконных" забастовок, нарушающих эти
требования, влечет за собой роспуск профсоюзов, наложение на них крупных
штрафов, #M12291 841501671уголовную ответственность#S для руководителей.
В то же время органы федерального министерства труда и соответствующих
учреждений в штатах наделены правом наблюдать за соблюдением
предпринимателями законодательства о минимальных ставках #M12291
841500636заработной платы#S и максимальной продолжительности рабочего
времени, правил техники безопасности на предприятиях и т.п.
Социальная сфера.
В период "нового курса" были заложены и основы действующей системы
#M12291 841500413социального обеспечения#S (федеральный Закон о #M12291
841500413социальном обеспечении#S 1935 г. и другие акты). Она включает в
себя прежде всего меры #M12291 841500415социального страхования#S,
связанные с трудовыми отношениями и финансируемые за #M12291
841500516счет#S взносов работников и предпринимателей: выплату #M12291
841502602пенсий по старости#S, #M12291 841500733инвалидности#S, по случаю
потери кормильца, пособий по безработице и в связи с несчастными случаями
на производстве. В систему #M12291 841500413социального обеспечения#S
входят также меры социального вспомоществования, оказываемого малоимущим
семьям, матерям-одиночкам с недостаточным доходом, лицам, нуждающимся в
длительном лечении, индейцам и др. Осуществление таких мер приняло
значительные размеры в 1960-х гг., при президенте Джонсоне, когда под
лозунгом общества "всеобщего благоденствия" были провозглашены
финансируемые из федерального бюджета многомиллиардные программы оказания
содействия нуждающимся группам населения, в том числе путем раздачи
бесплатных талонов на приобретение продовольственных товаров, путем
программы бесплатной или льготной медицинской помощи и др. В последующем
ассигнования по этим программам подверглись большим сокращениям, но
остаются весьма значительными.
Борьба против расовой дискриминации, за равноправие негров, испано-
язычных американцев и других меньшинств в трудовых отношениях, в области
образования, найма жилища и в иных сферах жизни, с новой силой
развернувшаяся после второй мировой войны, нашла отражение в ряде
принципиальных решений Верховного суда США (по делам Брауна 1954 г.,
Браудера 1956 г., Тернера 1962 г. и др.), а также в федеральных законах
о #M12291 841501998гражданских правах#S 1964 и 1968 гг., о справедливом
найме жилища 1968 г. и др. и в значительно меньшей степени в
законодательстве отдельных штатов. В июле 1990 г. был принят Закон об
инвалидах, направленный на существенное расширение прав физически или
умственно неполноценных американских граждан. В частности, закон
запрещает дискриминацию их при найме на работу или продвижении по службе.
Во второй половине XX в. получили значительное развитие новые #M12291
841502542отрасли права#S, связанные с охраной окружающей среды и защитой
интересов потребителей. Под активным воздействием общественности и при
#M12291 841500405сопротивлении#S крупных корпораций Конгресс США принял
законы о национальной политике по вопросам окружающей среды 1969 г. и об
улучшении качества окружающей среды 1970 г., а на их основе ряд более
частных актов, в тексты которых постоянно вносятся уточнения и
дополнения: о контроле над загрязнением вод, о чистоте воздуха, о
контроле над вредными шумами, о ликвидации твердых отходов и др. В 1982
г. был издан очень важный Закон о политике в области ликвидации отходов
ядерного производства. Специально созданное Агентство по охране
окружающей среды вправе издавать подзаконные акты, которыми регулируются
критерии и стандарты по качеству воды, атмосферного воздуха, на
промышленные отходы, сточные воды и т.п., а также вести уголовное
преследование против корпораций и иных нарушителей установленных правил.
В целях борьбы с "#M12291 841502680обманом потребителей#S" (ложная
#M12291 841501154реклама#S товаров, #M12291 841500032поставка#S
фальсифицированных или неправильно маркированных продуктов, требование
оплаты неоказанных услуг и т.п.) ныне приняты сотни правовых актов на
уровне законодательства федерации и штатов. Издание этих актов явилось
реакцией законодателей на развернувшееся в 1960-х гг. движение
потребителей, возглавляемое известным общественным деятелем Ральфом
Нейдером, против обмана и злоупотреблений в сфере торговли и услуг.
Национальная #M12291 841500302администрация#S по вопросам продовольствия
и лекарств издает перечни стандартных требований, предъявляемых к
качеству соответствующих продуктов. Действующее законодательство
позволяет потребителям и их #M12291 841501255ассоциациям#S, как и
государственным органам, выбирать между требованием возбуждения
уголовного преследования и предъявлением #M12291 841501999гражданского
иска#S к торговым фирмам и поставщикам услуг, занимающимся обманом
потребителей.
Уголовное право.
Уголовное право американских штатов сформировалось и долгое время
развивалось на основе системы английского #M12291 841502694общего
права#S, в свою очередь сложившейся из большого числа накопившихся за
много столетий #M12291 841500492судебных прецедентов#S, т.е. решений
судов высших инстанций по определенным правовым вопросам. Собственно
американское #M12291 841502694общее право#S в дальнейшем развивалось все
более самостоятельно в решениях судов штатов и федерации, однако и до
настоящего времени сохраняется достаточно заметная его связь с английской
#M12291 841500355системой общего права#S, и особенно с правовой
доктриной.
С первых же десятилетий существования Соединенных Штатов все более
важную роль в качестве источников #M12291 841501679уголовного права#S
наряду с нормами #M12291 841502694общего права#S стали играть #M12291
841500504статуты#S законодательные акты, принимавшиеся Конгрессом США и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|