Норма права
выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных
обобщений, выражают социальное содержание всех норм права данной группы.
В некоторых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредственно
регулировать отношения, специально не урегулированные конкретными
нормами. Так, например, принципы гражданского права являются
непосредственным основанием для применения аналогии права.
В отличие от норм-принципов общие нормы — это общие правила,
конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ,
содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, является
общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды
обязательств, служит как бы их общей частью, а ч. 2 этой же статьи,
устанавливающая, что обязательства возникают из договора, вследствие
причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе,
является общей нормой, т.е. гипотезой, для многих последующих. Общей нормой
является ст. 45 УК РФ, определяющая виды наказаний, применяемые к лицам,
совершившим преступления. Среди общих норм ведущее значение принадлежит
конституционным нормам.
Близким к делению норм по степени формальной определенности (степени
общности) является их членение по формальным признакам на нормы закона и
нормы подзаконных актов. В литературе высказано справедливое суждение, что
законодательные нормы по своей структурной организации наиболее развиты. По
степени обобщения они делятся на конституционные, кодифицированные и
отдельные.
4. По характеру (или составу) предписываемых правил поведения (форме
регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают
совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют
или разрешают совершение содержащихся в норме действий); запрещающими
(предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т.е. являются
косвенным указанием на правило поведения).
Эти виды норм свойственны различным отраслям права. Первые две группы —
специфически регулятивные в позитивном смысле. В административном,
природоохранительном, уголовно-исполнительном 'и других отраслях права
преимущественное место занимают обязывающие нормы, в гражданском же —
управомочивающие. Но нет таких отраслей права, содержание которых
исчерпывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве — системе
запрещающих норм необходимым компонентом являются обязывающие нормы общей
части, а нормы о необходимой обороне и крайней необходимости —
управомочивающие. (Нельзя сказать, что запрещающие нормы «обязывают не
совершать», они запрещают совершать.)
Специфика запрещающих норм состоит в том, что они формулируются как
полудиспозиции, т.е. прямо не устанавливают правил позитивного поведения,
что характерно для обязывающих и управомочивающих норм. Они указывают лишь
на запрещаемые действия, которые нельзя совершать, и тем самым — диктуют
правила поведения. Поэтому в запрещающих нормах нет прямо выраженных
диспозиций. Статьи уголовного кодекса, содержащие уголовно наказуемые
деяния, представляют собой гипотезы,
которые слились с диспозициями. Но если их брать вместе с положениями общей
части, то характер диспозиций-запретов вырисовывается полностью.
Особенности уголовного закона сводятся к тому, что запрет в нем словесно не
сформулирован, но он в силу своей общеизвестности логически предполагается.
Например, уголовное наказание за хищение собственности означает запрещаемое
действие. Как должен вести себя субъект, какие ему следует избирать
установки, каким образом сориентировать себя в общественной практике — он
должен решить сам.
Анализируя социальную природу норм права, приходим к выводу о ведущем
значении дозволений, так как они предполагают установление государством
обязываний и запретов. Это значит, что все эти способы регулирования
составляют единую систему, причем изменения в одной из норм права
обязательно влекут корректировку других.
В социальном плане доминирующий элемент правовой нормы состоит в том. что
она что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая
определенное поведение норма одновременно что-то запрещает или разрешает,
решающим, наиболее существенным в ней все же является то, что она
предписывает. Этот доминирующий элемент правовой нормы всегда можно
определить. Можно выделить два смысла «разрешения»: в рамках обязывающих
или запрещающих норм и содержащееся в управомочивающей норме.
Очевидна условность деления норм права на указанные виды. В процессе их
реализации действующие субъекты всегда соотносятся друг с другом как
носители прав и обязанностей. Без такой связи нормы права неосуществимы.
Однако это деление имеет и политический, и правовой смысл. Оно дает
возможность выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности
нормы. Отсюда реальность существования обязывающих, запрещающих и
управомочивающих норм. Нельзя переходить объективных
границ этого разграничения.
В административном праве доминируют обязывающие нормы, в гражданском,
семейном, трудовом, земельном и ряде других регулятивных отраслей —
управомочивающие, в уголовном — запрещающие. Большинство норм уголовно-
исполнительного законодательства — обязывающие, однако немало и
запрещающих; большую часть (права осужденных) составляют управомочивающие
нормы.
Для обязывающих и запрещающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход
одних в другие. Правомочия юридических лиц по гражданскому праву — это в то
же время и обязанности их руководителей по административному праву. Нередко
обязывание и управомочивание, запрещение и управомочивание как формы
регулирования сливаются в одной и той же норме.
Для примера сошлемся на норму, содержащуюся в ст. 77 У П К РФ, которая
устанавливает, что в исключительных случаях лица, впервые осужденные к
лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания
назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть решением
начальника тюрьмы или следственного изолятора оставлены с их письменного
согласия в тюрьме или в следственном изоляторе для работы по хозяйственному
обслуживанию.
Представляется, что в данной статье содержится две диспозиции, причем
первая словесно отсутствует, но логически выражена через оборот «в
исключительных случаях». Следовательно, она может быть сформулирована таким
образом: «Оставление осужденных к лишению свободы в следственном изоляторе
для работы по хозяйственному обслуживанию запрещается». Вторая диспозиция —
управомочивающая, но не обязывающая, так как в исключительных случаях и при
наличии согласия осужденных они могут быть оставлены для работы по
хозяйственному обслуживанию.
В законодательстве, в различных его отраслях довольно часто наблюдается
употребление таких смысловых оборотов: «как правило, не разрешается», «как
правило, может быть разрешено», «в исключительных случаях», «как правило,
должно быть ...» и т.д.
Подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные
отклонения от общих правил, которые порой невозможно заранее предвидеть во
всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия,
обеспечивается его гибкость в различных ситуациях.
И все же такое соединение форм регулирования следует отнести скорее к
недостаткам, чем к положительным свойствам форм правовых норм. Здесь
открываются широкие возможности для их свободного толкования специальными
субъектами, исполняющими нормы, так как смысловое содержание подобных
оборотов крайне неопределенно. Какой случай считать исключительным, а какой
нет — неизвестно. Однако не следует в этих технических приемах видеть
промах законодателя. Компетентные органы сознательно идут на их
использование в законодательной практике, так как рассчитывают на
юридическую квалификацию, на достаточно высокий уровень общей и правовой
культуры тех, кто непосредственно причастен к реализации соответствующих
норм. Иначе говоря, право не может постоянно оставаться в одних и тех же
очерченных, традиционных формах выражения своих норм. Эти формы необходимо
обогащать.
Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут быть
классифицированы и по другим различным основаниям. Так, например, запреты
подразделяют: по сферам общественной жизни — социально-экономические,
политические, личные; по функциональному назначению — запреты в широком и
узком смысле; по характеру и объему правового материала — информативные и
элементарные; по степени определенности — абсолютные и относительные и т.д.
Праву свойственна особая разновидность норм, исходящих от государственных
органов, но наделенных силой рекомендательных норм. Ученые по-разному
оценивают их природу. Одни определенно считают их нормами права (Л.С. Явич,
П.Е. Недбайло), другие
столь же категорично относят их к «промежуточной стадии», определенному
этапу в создании нормы (Н.Г. Александров и др.). Наконец, есть и более
сдержанные суждения, исключающие крайности в оценке рекомендательных норм.
Так, А. В. Мицкевич считает, что в рекомендациях, как правило, сочетается
метод общественного регулирования с правовыми формами воздействия
государства на общественные отношения. Такие рекомендации одновременно
устанавливают юридические обязанности по отношению, например, к органам
местного самоуправления о соблюдении предоставляемых прав. Это и позволяет
считать рекомендательные нормы нормами правовыми, управомочивающими, в
конечном счете обеспеченными правовыми санкциями.
5. По степени активизации социально полезной деятельности субъектов права
нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные. В принципе
все они «поощряют» такую деятельность, но выделение поощрительных норм
целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на
стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты
юридически не обязаны совершать. Это — правовая благоприятная реакция на
правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения (женщина,
имеющая пятерых и более детей, имеет право на пенсию при достижении 50-
летнего возраста).
Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем
диспозицией является поощрение, т.е. предоставление различных материальных,
духовных благ.
Поощрительные нормы — это разновидность управомочивающих либо обязывающих
норм. Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем поощрения
нередко предусматриваются и за обычное исполнение обязанностей. Это
побуждает ряд
ученых усматривать в поощрениях не особые поощрительные нормы права, а лишь
«поощрительные санкции» к действующим нормам. Этот термин является
метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле,
перенесением в право общесоциологического понимания санкции как ответной
реакции на чьелибо действие, что заслуживает внимания.
Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающие не как
правила поведения, а как государственный призыв к определенному поведению.
При наступлении соответствующих условий у компетентного органа возникает не
только право на применение поощрения, но иногда и обязанность поощрять.
6. По способам установления правил поведения нормы права делятся на
категорические и диспозитивные. Первая формулирует определенное правило
поведения, исключает какой-либо выбор, хотя может устанавливать как
запрет, обязывание, так и дозволение; вторая предоставляет субъектам
самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и
устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим
правомочием. Например, ч. 1 ст. 223 ГК РФ определяет, что право
собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее
передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
7. По техническим приемам установления правила поведения нормы права
делятся на определенные, бланкетные и отсылочные.
Определенные — непосредственно содержат описание правила поведения в
статье, в которой она излагается. Бланкетные — делают отсылку в самом общем
виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные —
содержат ссылку на прави-
ло поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-
правового акта (например, ч. Зет. Ill УК РФ).
8. По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно
классифицировать на социально-технические и социальные. Социально-
технические — регулируют использование человеком технических средств, сил
природы (правила эксплуатации технических средств, технологические
режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и
т.д.). Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся
юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений
между людьми. Их значение в эпоху научно-технической революции и
возрастания роли права в укреплении связи науки с производством все более
возрастает. Социальные — регулируют общественные отношения, субъектами
которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т.п.
9. Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным
гипотезе, диспозиции, санкции .
5. Формы изложения норм права
в правовых источниках
Если обратиться к статьям нормативно-правовых актов (законам, актам
исполнительной власти) , то при анализе мы не всегда обнаружим все 3
элемента правовой нормы. Так, в статьях Конституции содержится, как
правило, только гипотеза и диспозиция, санкция же отсутствует. В ряде
статей уголовного закона гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а
диспозиция формулируется лишь в общем виде. Это говорит о том, что норма
права и статья нормативно-правового акта не совпадают.
Фактически элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) могут
располагаться в различных статьях одного и того же нормативно-правового
акта. А иногда и в статьях различных нормативно-правовых актов. Это
обусловлено тем, что нормы имеют неодинаковые формы , способы своего
выражения, но при этом они сохраняют свою логическую структуру. Ведь норма
права - это единое, общеобязательное правило поведения , которое исходит от
государства и находится под его защитой.
Что такое статья нормативно-правового акта? Это форма выражения, способ
изложения правовой нормы. Существуют следующие основные способы изложения
правовых норм в статьях нормативно-правовых актов:
Прямой способ изложения.
Суть этого способа состоит в том, что в статье нормативно-правового акта
излагаются все 3 элемента правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция).
Здесь логическая структура нормы права совпадает со структурой статьи
нормативно-правового акта. Можно найти множество примеров такого построения
нормативного материала, когда бы оно идеально соответствовало 3-х членной
структуре нормы права. В действующих нормативно-правовых актах такое
совпадение бывает не всегда. Главное состоит в том, чтобы лица, применяющие
норму права, смогли бы обнаружить в статьях нормативно-правового акта или
актов все структурные элементы , так как только при их наличии норма может
обеспечить государственно-властное регулирование общественных отношений.
Отсылочный способ изложения.
При такой форме изложения правовой нормы в статьях нормативно-правового
акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим
родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся
недостающие сведения. Например, статья 103 Уголовного кодекса РФ
«Умышленное убийство» гласит: «Умышленное убийство без отягчающих
обстоятельств , указанных в статье 102 настоящего кодекса , -
наказываются лишением свободы на срок от 3 до 10 лет». В этой статье
диспозиция нормы не раскрывается. Чтобы указать ее содержание нужно
обратиться к статье 102 , где говорится, что умышленным убийством при
отягчающих обстоятельствах является убийство из корыстных побуждений, из
хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью, совершенное
способом, опасным для жизни многих людей и тд. Следовательно, чтобы
применить норму , которая содержится в статье 103 Уголовного кодекса,
необходимо убедиться, что при умышленном убийстве отсутствуют признаки,
указанные в статье 102 этого же кодекса. Статья 103 отсылает нас к статье
102, поэтому называется отсылочной. Вот почему и такой способ изложения
структурных элементов правовой нормы в статьях закона также называется
отсылочным.
Бланкетный способ изложения
При таком способе в статье нормативно-правового акта устанавливается лишь
ответственность за нарушение определенных правил. Однако самих правил,
которые нарушены, в ней не содержится и нет прямой отсылки к другой статье
этого же закона. В таких статьях содержится гипотеза и санкция, диспозиция
же только называется, содержание ее не раскрывается. Так, статья 252
Уголовного Кодекса России гласит : «Нарушение правил вождения или
эксплуатации боевой, специальной или транспортной машины, повлекшее
несчастные случаи с людьми или другие тяжкие последствия, - наказывается
лишением свободы на срок от2 до 10 лет». В этой статье гипотеза
подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила (диспозиция),
которые нарушены, только называются. Для того чтобы применить данную норму
в каждом конкретном случае, следует выяснить, какие же правила вождения или
эксплуатации машины нарушены. Для этого следователю, судье эксперту
необходимо обратиться к специальному правовому акту, где закреплены
правила вождения или эксплуатации машины.
Отличие бланкетного способа изложения элементов правовой нормы в статье
закона от отсылочного выражается в следующем: при отсылочном способе
указывается конкретная статья, к которой следует обращаться, чтобы добыть
недостающие сведения об элементах правовой нормы. Эта статья содержится в
том же нормативно-правовом акте. При бланкетном способе отсылка к
конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах
правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых
актах.
Таким образом норма права не тождественна статье закона. Норма права - это
логически завершенное правило поведения , а статья закона - это форма его
изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или
даже часть ее элемента. Норма права, поэтому, может излагаться в ряде
статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное
обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми
нормами или применяет их в юридической практике.
Список использованной литературы:
1. Комаров «Теория государства и права» М.1996г.
2. Мальтузов Н.И., Малько А.В. «Курс лекций» М.1996г.
3. Спиридонов Л.И. «Теория государства и права» М.1996г.
4. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права» М.1997г.
5. Венгеров А.Б. «Теория государства и права» М.1994г.
6. Лазарев В.В. «Общая теория государства и права» М.1996г.
7. Уголовный кодекс РФ
8. Уголовно-процессуальный кодекс РФ
9. Гражданский кодекс РФ
10. Кодекс Законов о Труде РФ
Страницы: 1, 2, 3
|