рефераты бесплатно

МЕНЮ


Норма права

предписания, каждое из которых становится самостоятельным нормативным

обобщением, посвященным отдельной операции в процессе правового

регулирования При этом нередко статья нормативного акта содержит несколько

тесно взаимосвязанных правовых предписаний. Например, ст. 110 Кодекса о

браке и семье включает по меньшей мере четыре предписания: предписание-

принцип («тайна усыновления охраняется законом»), управомочивающую норму

(«для обеспечения тайны усыновления по просьбе усыновителя может быть

изменено место рождения усыновленного ребенка...»), запрещающую норму

(«воспрещается без согласия усыновителей... сообщать какие-либо сведения об

усыновлении...»), правоохранительную норму-предписание («лица, разгласившие

тайну усыновления против браке и семье включает по меньшей мере четыре

предписания: предписание-принцип («тайна усыновле-ния охраняется законом»),

управомочивающую норму («для обеспечения тайны усыновления по просьбе

усыновителя может быть изменено место рождения усынов-ленного ребенка...»),

запрещающую норму («воспреща-ется без согласия усыновителей... сообщать

какие-либо сведения об усыновлении...»), правоохранительную норму-

предписание («лица, разгласившие тайну усыновле-ния против воли

усыновителя, могут быть привлечены к ответственности в установленном

законом порядке»).

Структура логической нормы.

Эта структура выражается в жесткой, инвариантной связи таких элементов,

которые в своем единстве обеспечивают государственно-властное регулирование

общественных отношений. Набор элементов логической нормы таков, что он

позволяет ей быть «автономным», относительно обособленным регулятором,

аккумулирующим все то, что необходимо для юридического опосредования

общественных отношений.

В соответствии с этим логическая норма включает в свой состав три

основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

а) гипотеза - указание конкретных фактических жизненных

обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е.

фактические составы), при которых данная норма вступает в действие.

Гипотеза (предположение) - это элемент правовой нормы, в котором

указывается, при каких условиях следует рукаводствоваться данным правилом.

В гипотезе излагаются те фактические обстоятелства, при наличии которых у

лиц возникают юридические права и обязанности. Возьмем в качестве примера

норму гражданского права, из ложенную в статье 284 Гражданского кодекса

Российской Федерации, которая определяет обязанность наймодатедя по

содержанию сданного внаем имущества. Гипотезой в данной норме является

сдача внаем имущества. При таком условии у одного лица (наймодателя)

возникает обязанность содержать сданное внаем имущество, а у другого

(нанимателя) - право требовать исполнения этой обязанности.

б) диспозиция - «сердцевина» нормы права, т.е. указание на правило

(правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они

оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция

раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и

обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает что

наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного

внаем имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а

наниматель в случае неисполнения наймодатепем этой обязаности имеет право

либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость

ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и

взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

в) санкция - вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не

выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых

действий. Поэтому назначение санкции — побудить субъектов действовать в

соответствии с предписаниями нормы права.

Санкция называет поощрительные или карательные меры (позитивные или

негативные последствия), наступающие в случае соблюдения или, напротив,

нарушения правила, обозначенного в диспозиции нормы. Иногда в статье закона

формируется только часть нормы, а другие ее части следует обнаруживать в

других статьях или в ином нормативном акте. Отсюда следует необходимость

различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в

одной статье нормативного акта например уголовно-правовые, специализируются

на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней

отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому

законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или

дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в

виду всю связь элементов нормы, с тем чтобы юридически грамотно выстроить

свои поступки.

Структура нормы-предписания.

Это-структура первичных частиц правовой материи, находящих прямое выражение

в тексте нормативного акта.

Нормы-предписания как клеточки единого организма выполняют внутри него

различные задачи, разные операции. Поэтому трехчленная схема, имеющая

существенное значение для, характеристики логических норм, не соответствует

структуре реальных норм-предписаний. Структурное построение норм-

предписаний отражает главное, что свойственно первичному звену нормативной

системы,- обеспечение конкретизированного, детального, точного и

определенного нормирования поведения людей.

С учетом специализации права для юридической нормы-предписания

характерно типическое структурное построение, выражающее жесткий закон

организации ее содержания и состоящее из двух основных элементов:

а) гипотезы - части нормы, указывающей на те условия, т. е. фактические

обстоятельства, при наступлении или ненаступлении которых норма вступает в

действие;

б) диспозиции или санкции - части нормы, указывающей на те юридические

последствия, которые наступают при наличии предусмотренных нормами условий.

В регулятивных (правоустановительных) нормах эта часть нормы назыцается

диспозицией; она образует содержание самого правила поведения, указывает на

права и обязанности, которыми наделяются участники регулируемого отношения.

В охранительных нормах рассматриваемая часть носит на-шанце санкции; она

указывает на государственно-принудительные меры, применяемые к

правонарушителю.

Элементы нормы-предписания условно можно расположить по схеме:

«если-то».

Указанные две части нормы-предписания являются ее обязательными

элементами. Правовое веление непременно должно содержать указания на его

суть, т.е. на юридические последствия, и на условия их наступления.

Следовательно, норм-предписаний без гипотез существовать не может. В любых,

самых специализированных правовых предписаниях так или иначе указывается на

условия, при которых они действуют. Иными словами, любое правовое

предписание можно изложить по формуле: «если - то». ,

Важно обратить внимание на то, что регулятивные нормы-предписания

неизбежно, по неумолимой логике юридического регулирования, внутренне, а

иногда и текстуально связаны, функционируют в единстве с охранительными

предписаниями, которые их обеспечивают, охраняют. Так что в конечном итоге

регулятивные и охранительные нормы-предписания выражаются в виде логических

норм, где есть все три элемента - гипотеза, диспозиция, санкция. При этом

нередко с несколькими регулятивными нормами-предписаниями скоординировано

одно охранительное нормативное положение, которое выступает в виде

самостоятельного предписания, а в рамках логических норм присоединяется то

к одному, то к другому регулятивному предписанию .

3. Виды гипотез, диспозиций и санкций.

Виды гипотез

Элементы структуры юридической нормы могут быть раз-личных видов. Их

классификации подробно разработаны еще в прошлом веке и почти не изменились

до наших дней. Отече-ственные курсы по теории права чаще всего берут за

основу классификации, разработанные Н. М. Коркуновым.

Гипотеза может быть выра.жена в общей (абстрактной) или в конкретной

(казуистической) формах. Абстрактная гипоте-за определяет условия

применения нормы общими, родовыми признаками, казуистическая — частными,

специальными. Будучи исторически первичной, казуистическая гипотеза в на-

стоящее время практически исчезла из нормотворчества. Ее недостатки

очевидны: ее употребление ведет к чрезмерному увеличению числа юридических

норм и одновременно не да-ет возможности добиться полноты юридических

определений. Сколько бы ни предусматривалось отдельных случаев, всегда

найдется еще один, казуистической гипотезой не предусмотренный. Абстрактная

же форма охватывает все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из

них.

Гипотезы могут различаться и по степени их определен-ности. С абсолютно

определенной гипотезой мы сталкиваем-ся тогда, когда сама норма определяет

обусловливающие ее факты, если, например, устанавливается, что договор

займа на сумму свыше пятидесяти рублей должен быть заключен в письменной

форме (ст.269 ГК РСФСР). Абсолютно неопре-деленная гипотеза встречается

тогда, когда сама норма не включает определений фактов, обусловливающих ее

примене-ние. Она предоставляет какому-нибудь органу власти делать это

самому "в необходимых случаях". В чем заключаются названные "необходимые

случаи", никоим образом не раскрывается.

Относительно определенная гипотеза имеет место тогда, когда закон

ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее

действие каким-либо усло-вием. Например, целый ряд нормативных актов

вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного положения, вве-дения

чрезвычайного положения и т.д.

Иногда .гипотезы подразделяют на односторонние и двусторонние.

Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания применения

нормы называ.ет только правомерные, или, напротив, неправомерные

обстоятельства. Например, все нормы особенной части УК РСФСР имеют

односторонние гипотезы. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как

на правомерные, та.к и на неправомерные обстоятельства, приводящие в

действие данную юридическую норму. При этом, конечно, предполагается, что

правовые ре-зультаты будут различными в зависимости от характера тех

обстоятельств, которые заставили "работать" тот или иной нормативный акт.

Так, ч.2 ст. 158 ГПК РСФСР устанавливает, что при неявке сторон в судебное

зассда.ние без уважительных причин по вторичному вызову, суд оставляет иск

без рассмотрения. Следовательно, если стороны не явились по ува,жительным

причинам, дело производством не прекра-щается, но лишь откладывается его

разбирательство .

Виды диспозиций

Анализ диспозиций юридических норм позволяет выявить достаточно много их

разновидностей.

Как и гипотезы, диспозиции подразделяются на казуаль-ные и абстрактные.

Первая перечисляет конкретные предпи-сываемые, разрешаемые или запрещаемые

действия, а вторая предусматривает определенный тип поведения. Историческим

прообразом казуальной диспозиции является прецедент — решение суда или

иного государственного органа по отдельному делу. Как отмечалось в

литературе, "нормы с казуальными диспозициями крайне неудачны в техническом

отношении, ибо, не обеспечивая беспробельности закона, они обусловлива-ют

его чрезмерную громоздкость" . Так, Российское Уложение о наказаниях, в

котором применялись казуальные гипотезы, содержало 2034 статьи, в то время

как современ-ный УК, знающий только абстрактные диспозиции, — лишь около

300. Примером нормы с абстрактной диспозицией может служить ст.103 УК

РСФСР. Предусматривая наказания за умышленное убийство, она ограничивается

определением убийства как такового; каких-либо разновидностей

насильственного лишения человека жизни, совершенного умышлен-но. в ней не

указывается.

По способу выражения правил поведения диспозиции под-разделяются на

простые, описательные, ссылочные и блан-кетные. Рассмотрим их более

подробно на нормативном ма-териале уголовного права Российской Федерации.

Простая диспозиция содержит только указание на вид преступления, при чем

ограничивается одним его наименовани-ем, не давая определения. Она

применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны. Уже

упоминав-шаяся ст. 103 УК — хороший пример. Описательная диспозиция

включает в себя не только наименование преступного деяния (например,

кража), но и перечень его основных при-знаков (в нашем примере

отличительным признаком кражи является то, что она — тайное похищение

чужого имущества, в отличие от грабежа, который определяется как "открытое

похищение чужого имущества").

Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет

установление их специально указанным органам. Например, ст. 88 УК РСФСР

объявляет преступным нарушение правил о валютных операциях, устанавливаемых

финансовыми органами государства.

Ссылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в

которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому

нормативному акту.

Виды санкций.

Санкции подразделяются прежде всего на полные и неполные. Первые

предусматривают применение мер принуждения к правонарушителю, т.е. к лицу,

нарушившему требования

диспозиции юридической нормы. Например, все нормы особенной части

уголовного кодекса содержат полные санкции. Напротив, неполные санкции

заключаются не в применении мер принуждения, а в том, что в случае

нарушения лицом требований диспозиции не наступают те юридические послед-

ствия, к которым данное лицо стремилось, совершая опреде-ленные действия.

Таковы санкции ст. 168 ГК РФ, объявляющей недействительной противозаконную

сделку, или санкция статьи 17 Кодекса о браке и семье, признающей законную

си-лу только за зарегистрированным браком.

По степени своей определенности санкции подразделяют-ся на абсолютно

определенные, относительно определенные, альтернативные и кумулятивные.

Абсолютно определенной в теории называется санкция, которая имеет точно

фиксированное выражение и не может быть изменена государственным органом,

ее применяющим. При-мерами служат санкции гражданского права, требующие,

как правило, полного возмещения убытков, санкции администра-тивного права,

устанавливающие точную величину штрафа, который должен уплатить

правонарушитель.

Относительно определенной является санкция, в которой установлены верх-няя

и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает

ее точный размер. Примерами служат большинство санкций уголовного права,

многие санкции административного пра.ва. Напротив, в гражданском праве

относительно определенные санкции практически не применяются, ибо основным

принципом этой отрасли является полное возмещение причиненного

правонарушителем ущерба.

Альтернативные санкции объединяют несколько видов раз-личных санкций, а

право выбора одной из них принадлежит тому государственному органу, который

ее применяет. Примером может служить ст.172 УК РСФСР, в соответствии с

которой халатность должностного лица наказывается лишением свободы на срок

до трех лет, или исправительными работыми на срок до одного года, или

увольнением от должности.

Кумулятивными называются санкции, включающие в себя несколько санкций

различного рода, и государственный орган, их применяющий, вправе их

соединить при назначении наказания правонарушителю. Типичным приме-ром

кумулятивной санкции служит санкция ст.77 УК, устанавлива.ющей, что

бандитизм наказывается лишением свободы на срок от трех до пятнадцати лет с

конфискацией имуще-ства и со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без

ссылки или смертной казнью с конфискацией имущества. Встречаются

кумулятивные санкции и в гражданском (например, взыскание штрафной

неустойки сверх суммы возмещения убыт-ков), в административном и в других

отраслях права.

Ознакомление с разновидностями элементов юридической нормы дало возможность

наглядно продемонстрировать, что она собой представляет и как действует.

Даже простое описание структуры нормы позволяет убедиться, что это — не

произвольная логическая конструкция, а выражение объективной структуры

права на ее первичном уровне.

4. Классификация норм права

Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории

права, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно

лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате

философского общесоциологпческого) осмысления явлений правовой

действительности.

Классификация норм права преследует несколько целей, в том числе выявление

их различных регулятивных свойств, определение места различных норм в

механизме правового регулирования, установление системных свойств норм, их

взаимосвязи. Наиболее общими основаниями классификации является их деление

по следующим признакам:

1. По отраслевой принадлежности, т.е. по предмету и методу правового

регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права.

В соответствии с этими объективными различиями законодатель издает

кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства,

соответствующие отраслям права: нормы государственного права, нормы

гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного

права, семейного права и т.д.

2. По юридической силе, т.е. по актам, в которых нормы права содержатся,

они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, причем по этому

признаку возможна дальнейшая более детальная классификация.

3. По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы,

общие нормы и конкретные нормы. Нормы-принципы не содержат явно

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.