рефераты бесплатно

МЕНЮ


Концепция правового государства

единство между народом и правительством.

Правовое государство часто характеризуют, как государство, в котором

всегда есть господствующие и подчиненные классы. Согласуется ли

установленный нами принцип правового государства с теорией и принципами

классовой борьбы? На первый взгляд кажется, что они друг другу

противоречат, ведь классовая борьба заключается в противоречии, в

разъединении, розни, разобщении, а потому там, где ведется классовая

борьба, не может быть, по-видимому, единения, общности, солидарности. Но

классовая борьба есть борьба классовых сил; это явление по преимуществу

социальное, относящееся к социальной основе государства. Следовательно,

элемент разобщения, разъединения и розни, создаваемый классовой борьбой,

составляет лишь основу правового государства, а не само правовое

государство как таковое.

Соотношение между государственной организацией и классовой борьбой имеют

ввиду, когда говорят, что государственный строй, тот или иной характер

государственных учреждений или просто конституция, являются выражением

соотношения общественных сил.”[45]

Классовая борьба вплетена в организацию современного правового

государства. Отдельные классы при посредстве своих правителей (партий)

являются, благодаря народному представительству двигателями правового

государства во всех его проявлениях. Всякий акт государственной власти

представляет собой нечто единое и целое. При этом акты власти в современном

правовом государстве не являются простым выражением мнения и желаний

господствующего класса. Далеко не всегда побеждает тот, кто был и остался

победителем в решающий момент, когда складывалось и организовывалось

современное государство. В современных правовых государствах и “...

социально угнетенные элементы всегда имеют возможность влиять на ход

государственной жизни, так как они имеют своих представителей в общем

народном правительстве”.[46]

Господствующие партии часто принуждены уступить даже в принципиальных

вопросах, несмотря на то, что физическая сила или, вернее, численное

превосходство на их стороне.

Вследствие всех этих причин, отчужденность от государства даже наиболее

социально угнетенных и наиболее крайних по своим политическим требованиям

элементов, то есть рабочего класса, в конституционном государстве не так

велика, как отчужденность всего народа от правительства в абсолютно-

монархическом государстве.

Единство государственного целого в современном конституционном

государстве имеет значение, скорее, девиза, принципа и идеальной цели, чем

реально существующего факта.

Современное конституционное государство провозглашает определенный

принцип и девиз, как свою цель. К осуществлению его оно стремится, но

осуществить полностью его оно не в силах.

Самая важная функция в государстве — законодательная — в правовом

государстве подчинена всецело народному представительству. Законодательство

нормирует не только отношения отдельных лиц, но и целых групп между собой:

отношение частных лиц к государству, а также, в особенности, деятельность

всех государственных учреждений.

Потребовалось глубокое преобразование общества и его правосознания, чтобы

коренным образом изменить отношение к праву в государстве, а также “...

большая конструктивная работа для преобразования политической системы в

политико-правовом сознании и отношении. Ее центральным моментом стала

разработка документов и борьба за введение конституционного правления,

занявшая более трех столетий, которые протекали со времен первых философов

(Локка, Гумбольдта) и первых конституционных документов в Европе и Америке

(конец XVIII века) до первой конституции в России XX века и современных

конституционных актов стран, вступивших на путь демократического развития.

Основой реально значимых правовых отношений оказываются не сами по себе

правовые нормы, предписания и санкции, как бы идеально они не были

сформулированы. Их первоосновой служат элементарные свойства порядочности,

нравственности, чувства долга, сознание ответственности, способности

человека и общества к критическому самоотчету и самопознанию, привычка к

дисциплине и умение дисциплинировать себя, подлинная гражданственность. С

гражданственностью, в ее полном смысле слова, несовместимы такие пороки,

как: коррупция, взятка, кумовство, подмена общественных связей

кровнородственными, клановыми, а также экономическое, политическое,

социальное подполье и так далее.

...Не только суверенитет права и всеобщее подчинение ему отличает

подлинно правовые отношения, но и демократическое содержание самого права.

Член правового общества пользуется уважением, доверием и свободой, развитым

правосознанием, что исключает мысль о его исключительности, его особом,

неподвластном законом статусе, связанным с его положением в обществе, с

привилегией стоять выше закона.

Правовое государство и гражданское общество формируются совместно и

процесс их создания занимает длительное историческое время. Он совершается

вместе с развитием общества и требует целенаправленных усилий.”[47]

В правовом государстве некоторые лица принимают участие в выработке

правовых норм путем представительства. Чтобы гарантировать согласованность

законодательства с мнениями и убеждениями отдельных лиц, либо с народным

сознанием, и создается народное представительство.

В создании народного представительства путем выборов должен участвовать

весь народ. Никакие выделения и разделения народа по отношению к праву

недопустимы. Избирательное право должно быть всеобщим и равным.

Для того, чтобы “... повысить чувство правосознания у народа, повысить в

нем чувство ответственности, внушить ему уважение к своим и чужим правам, к

законности, усилить в нем сознание общественной и национальной солидарности

и заставить его признать важность интересов как общегосударственных, так и

общенародных, — для всего этого нужно, чтобы весь народ в лице своих

представителей участвовал в создании и выработке законов и оказывал влияние

на деятельность правительства и общую политику страны”.[48]

Благодаря народному представительству, которое гарантирует политическую

самостоятельность и общественных групп, и отдельных лиц, вся организация

правового государства имеет чисто общественный характер. Правильное и

нормальное выполнение функций в правовом государстве зависит от

самодеятельности народных масс и общества.

В правовом государстве ответственность за нормальное функционирование

правового порядка и государственных учреждений лежит на самом народе.

В отличии от полицейского государства, в правовом сам народ выносит на

плечах всю правовую и государственную организацию. В правовом государстве

нет места анархическим проявлениям, так как оно опирается на народное

правосознание и приспосабливается к нему постоянно. Оно изменяется вместе с

изменением правосознания. Притом, государство предполагает широкие

общественные и правовые организации, которые должны постоянно расти и

увеличиваться.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Фактор времени в процессе создания правового государства имеет важное

политическое и нравственное значение. Поэтому формирование правового

государства должно быть планомерным, глубоко и всесторонне осознанным,

учитывающим особенности, место и роль в нем политических, экономических,

социально-культурных, нравственных и иных предпосылок. Ведь, правовое

государство — явление надстроечное, порождение культуры общества, форма

функционирования политических, экономических и др. общественных отношений.

Политические предпосылки формирования правового государства охватывают

политико-правовую систему общества: учреждения и организации, структуру

связей и взаимоотношений, принципы и нормы государственной и общественной

жизни.

Сегодня мы живем в редкое время — время обновления как самой истории, так

и ее понимания. Современный крах социализма во всех странах, которые были

социалистическими, обозначил начало нового большого поворота в ходе

всемирной истории. В такие эпохи появляется возможность “... мысленно

заглянуть за предстоящий политический поворот и с позиций новых

представлений о будущем по-новому оценить прошлое и настоящее”.[49]

Бывший Советский Союз опирался на партию, подменявшую собой государство,

и, поэтому, потерпел крах. Но сегодня мы знаем, что в ХХ веке крах

претерпела не только советская модель социализма, но и все модели, вплоть

до шведской. Отсюда становится понятно, почему так остро дискутируется

социально-экономическая проблематика... Без обретения экономически

эффективных структур Россия может погрузиться на неопределенный период в

хаос и анархию, на основании которой нельзя исключить возникновение новой,

еще более страшной диктатуры.”[50]

Правовое государство в сегодняшней России, по нашему мнению, — это

государственно-правовая форма организации и функционирования политической

власти, осуществления государственного суверенитета народа, в основе

которой лежит верховенство закона, незыблемость и неотъемность прав и

свобод личности.

Формирование правового государства в России требует последовательного

претворения в жизнь ряда основополагающих принципов: господство закона во

всех сферах жизни общества; связанность правом государства и его органов;

незыблемости свободы личности, ее прав и интересов, чести и достоинства;

взаимной ответственности государства и личности; эффективного контроля и

надзора за состоянием законности.

Путь, выбранный Россией, труден и тернист, на нем неизбежно возникновение

различного рода ошибок и противоречий. Проводимые в стране реформы привели

к столь быстрому изменению и обновлению общественных отношений, что

законодательство, призванное регулировать деятельность субъектов права, не

справляется со своими функциями. Отношения эти регулируются в настоящее

время, во-первых, законодательством Российской Федерации, а во-вторых,

неотмененным законодательством Союза ССР, действующим в части, не

противоречащей нормативным актам России. Необходимость применения актов

СССР вызвана временным отсутствием важнейших норм российского права,

регулирующего конкретные отношения.

Мало констатировать, что состояние российской правовой системы в

настоящее время, наряду с множеством несовершенных и противоречивых актов,

характеризуется наличием правового вакуума. Его надо продуманно,

систематически заполнять. Ликвидировать “пустоту”, то есть совокупность еще

не принятых законов, которые должны будут регламентировать

неурегулированные ранее общественные отношения, можно только методом

законотворчества. Законотворчества реального, позитивного, не признающего

никаких политических амбиций, служащего высшей цели — процветанию России и

ее народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Артамонов С.Д. “Правовое государство: от Монтескье до наших дней”,

Вестник АН СССР, 1990, ( 4.

1. Бакунин М.А. “О Маккиавели”, журнал “Вопросы философии”, 1990, ( 12.

1. Бонар Андре “Греческая циаилизация”, пер. с французского О.В. Волкова,

т. 2, “От Антигоны до Сократа”, изд. “Искусство”, Москва, 1992.

1. Кистяковский Б.А. “Государство правовое и социалистическое”, журнал

“Вопросы философии”, 1990, ( 6.

1. Нерсесянц В.С. “Продолжение истории: от социализма к цивилизму”,

журнал “Вопросы философии”, 1993, ( 4.

1. Нерсесянц В.С. “Правовое государство: история и современность”, журнал

Вопросы философии”, 1989, ( 2.

1. Политология. Энциклопедический словарь. Изд. Московского Коммерческого

университета, 1993.

1. Рассел Б. “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, тт.

1-2.

1. Рормозер Г. “К вопросу о будущем России”, журнал “Вопросы философии”,

1993, 4.

1. Философский словарь. “Советская энциклопедия”, Москва, 1993.

1. Черниловский З.Н. “Правовое государство: исторический опыт”, журнал

“Советское государство и право”, 1989, ( 2.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................

....................1

Утопия

Платона.....................................................................

........1

“Политика”

Аристотеля...............................................................5

“Левиафан”

Гоббса......................................................................

8

Политическая философия Локка.............................................10

Кант о

государстве.................................................................

....13

Философия

Гегеля.....................................................................1

4

Основные принципы формирования

правового

государства..............................................................15

Проблемы развития правового

государства в

России.................................................................24

Список использованной литературы......................................26

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

КОНЦЕПЦИЯ

ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Курсовая работа

студентки 1 курса

заочного отделения

___________________

Научный руководитель:

____________________

Калининград

1998

-----------------------

[1] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, стр.

125, т. 1.

[2] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, стр.

131, т. 1.

[3] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, стр.

131, т. 1.

[4] там же, стр.132.

[5] А. Бонар “Греческая цивилизация”, изд. “Искусство”, Москва, 1992, т.

2, стр. 109.

[6] там же.

[7] А.Бонар “Греческая цивилизация”, изд. “Искусство”, Москва, 1992,т. 2

, стр. 109-110.

[8] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, т.

1, стр. 206.

[9] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, т.

1, стр. 206.

[10] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, т.

1, стр. 206.

[11] там же.

[12] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, т.

1, стр. 210.

[13] там же.

[14] там же, стр. 211.

[15] там же, стр. 212.

[16] там же, стр. 212.

[17] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993 , т.

2, стр. 71.

[18] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, т.

2, стр. 123.

[19] там же, стр. 141.

[20] там же, стр. 141.

[21] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, т. 2,

стр. 141.

[22] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, т.

2, стр. 142.

[23] там же, стр. 143.

[24] там же, стр. 143.

[25] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, т.

2, стр. 143.

[26] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, т.

2, стр. 147.

[27] там же, стр. 148.

[28] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, т.

2, стр. 148.

[29] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, т.

2, стр. 157.

[30] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, т.

2, стр. 157.

[31] Черняловский З.Н. “Правовое государство: исторический опыт”,

“Советское гос. и право”, 1989, ( 2, стр. 48.

[32] там же.

[33] Б.Рассел “История западной философии”, изд. “МИФ”, Москва, 1993, стр.

258, т. 2.

[34] Кистяковский Б.А. “Государство правовое и социалистическое”, журнал

“Вопросы философии” 1990, ( 6, стр. 141.

[35] там же.

[36] Кистяковский Б.А. “Государство правовое и социалистическое”, журнал

“Вопросы философии”, 1990, ( 6, стр. 143.

[37] Кистяковский Б.А. “Государство правовое и социалистическое”, журнал

“Вопросы философии”, 1990, ( 6, стр. 143.

[38] Артамонов С.Д. “От Монтескье до наших дней”, журнал “Вестник АН

СССР”, 1990, ( 4.

[39] Кистяковский Б.А. “Государство правовое и социалистическое”, журнал

“Вопросы философии”, 1990, ( 6, стр. 146.

[40] Артамонов С.Д. “От Монтескье до наших дней”, журнал “Вестник АН СССР”

1990, ( 4.

[41] там же.

[42] Бакунин М.А. “О Маккиавелли”, журнал “Вопросы философии”, 1990, (

12, стр. 64.

[43] Кистяковский Б.А. “Государство правовое и социалистическое”, журнал

“Вопросы философии”, 1990, ( 6, стр. 147-148.

[44] Артамонов С.Д. “От Монтескье до наших дней”, Вестник АН СССР, 1990, (

4.

[45] Кистяковский Б.А. “Государство правовое и социалистическое”, журнал

“Вопросы философии”, 1990, ( 6, стр. 148.

[46] Кистяковский Б.А. “Государство правовое и социалистическое”, журнал

“Вопросы философии”, 1990, ( 6, стр. 148-149.

[47] Политология. Энциклопедический словарь. Изд. Московского

Коммерческого университета, 1993, стр. 314-315.

[48] Кистяковский Б.А. “Государство правовое и социалистическое”, журнал

“Вопросы философии”, 1990, ( 6, стр. 151.

[49] Нерсесянц В.С. “Продолжение истории: от социализма к цивилизму”,

журнал “Вопросы философии”, 1993, ( 4, стр. 3.

[50] Рормозер Г. “К вопросу о будущем России” журнал “Вопросы философии”,

1993, ( 4, стр. 15.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.