рефераты бесплатно

МЕНЮ


Федерализм

возникающие предметы правового регулирования относятся только к компетенции

союза.

В некоторых федерациях (ФРГ, Австрия) устанавливаются две сферы

компетенции: исключительная компетенция союза в сфере так называемой

конкурирующей компетенции союза и членов федерации. В двух азиатских

федерациях (Индия и Малайзия) устанавливается трехчленная система

разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации.

В Конституции РФ закреплен принцип трехчленной системы разграничения

предметов ведения и полномочий. В статье 71 дается перечень 18 позиций

находящихся в ведении Российской Федерации; в статье 72 указано 14 позиций,

находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ;

статья 73 относит к полномочиям субъектов Федерации все другие вопросы, в

решении которых субъекты обладают всей полнотой государственной власти.

В ведении Российской Федерации находятся: федеративное устройство;

основы федеральной политики и федеральные программы в области

государственного, экономического, экологического, социального культурного и

национального развития; основы единого рынка; федеральный бюджет,

федеральные налоги и сборы; федеральные энергетические системы, ядерная

энергетика; внешняя политика и международные отношения;

внешнеэкономические отношения; оборона, оборонное производство и

безопасность; определение статуса и защита госграницы; судоустройство,

прокуратура; федеральная государственная служба; система федеральных

органов законодательной, исполнительной и судебной власти и другие предметы

ведения и полномочия. Указанные сферы имеют общегосударственное значение, и

деятельность в их пределах преимущественно федеральных органов полезна и

выгодна как федерации в целом, так и ее субъектам.

Статья 72 к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ

относит: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов,

законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов

федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции

РФ и федеральным законам; защиту прав и свобод человека и гражданина;

вопросы владения, пользования и распоряжения землей; природопользование;

разграничение государственной собственности; общие вопросы образования,

науки и культуры; вопросы здравоохранения, социальной защиты, социального

обеспечения; осуществление мер в чрезвычайных ситуациях; установление общих

принципов налогообложения и сборов в РФ; отраслевое право; адвокатуру,

нотариат; защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни

малочисленных этнических общностей; установление общих принципов

организации государственной власти и местного самоуправления; выполнение

международных договоров Российской Федерацией.

Анализ содержания предметов совместного ведения показывает, что среди

них преобладают объекты социально-культурного развития. Здесь допустима и

целесообразна большая степень децентрализации и учета конкретно -

исторических и иных условий развития образования, культуры, науки,

здравоохранения, социальной защиты, природопользования и охраны окружающей

среды.

Следующая группа предметов совместного ведения включает согласованное

решение общеэкономических вопросов. К ним относятся также отрасли

законодательства, допускающие более широкий спектр объемов и методов

правового регулирования. Здесь центр тяжести перемещается на республики как

субъекты законотворчества в области административного, трудового,

семейного, земельного, жилищного, водного, лесного и иных отраслей

законодательства. Следующая группа предметов совместного ведения - это

согласованная организация некоторых видов государственных органов: судебные

и правоохранительные, местного самоуправления и др. Наконец, еще одна

группа включает согласование основных элементов правовой системы в РФ. К их

числу относится обеспечение соответствия конституций и законов республик,

уставов и иных нормативных актов субъектов Конституции РФ и законам

Федерации. Сюда же относятся вопросы обеспечения законности, правопорядка и

общественной безопасности, борьбы с катастрофами, стихийными бедствиями.

Таким образом, Конституция в статьях 71 и 72 приводит исчерпывающие

перечни того, что находится в ведении Российской Федерации и в совместном

ведении Федерации и ее субъектов. Соответственно субъекты Федерации

обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения РФ и ее

полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

Что касается полномочий субъектов Федерации, то все субъекты РФ

формально равноправны, имеют одни и те же права и полномочия, а также несут

равные обязанности в социальной, экономической и культурной областях.

Однако, исходя из сложившихся традиций и реалий, за республиками в составе

Российской Федерации закрепляется статус государств: они имеют свои

конституции, принимают законы, в них избираются законодательные органы

(парламенты), Верховные Суды, а также (по усмотрению), президенты, имеют

они и собственную национальную государственную символику, вправе

устанавливать свои государственные языки. Отдельные республики имеют

дополнительные права.

По Конституции РФ субъекты РФ имеют право : принятия своих конституций

и уставов без утверждения их федеральными органами; собственного правового

регулирования, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов;

самостоятельного образования системы органов государственной власти;

участия в работе Федерального Собрания. Кроме того, каждый субъект имеет

свою территорию, которая не может быть изменена без его согласия.

Помимо зафиксированных в Конституции прав и полномочий субъекты

Федерации обладают всей полнотой государственной власти вне пределов

ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов

РФ. Субъекты РФ участвуют в формировании и деятельности федеральных

государственных органов. Законодательным органам субъектов принадлежит

право законодательной инициативы.

Итак, Российской Федерации присущи черты, свойственные переходному

периоду. Она будет изменяться соответственно реалиям страны. Вероятнее

всего направления этих изменений будут связаны с правовым положением

субъектов РФ.

Актуальной проблемой остается поиск оптимального соответствия между

централизацией и самостоятельностью субъектов, сохранение равновесия между

этими началами, чтобы избежать эволюционирования федерализма либо в сторону

унитаризма, либо к конфедерализму.

Как же сохранить единство РФ, не допуская при этом ущемления интересов

республик, автономий, краев и областей?

Предлагается, например, модель построения Российской Федерации,

согласно которой Россия строится по территориальному принципу (губернии,

земли). Сторонников этой модели становится все больше. Переход от

смешанного принципа федеративного устройства к единому, территориальному

снял бы существующее противоречие между национально-государственным и

административно-территориальным принципами государственного устройства.

Разумное решение проблемы федеративного устройства России может быть

обеспечено плавным переходом от национально-территориального деления к

административно - территориальному, т. е. такому, когда не этносы создают

данное территориальное образование, а сограждане. В традициях России -

сохранение многообразия в самоуправлении народов и территорий, бережный

учет и согласование интересов наций, обеспечение их демократического

сожительства в рамках Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проблемы унитаризма и федерализма позволяет сделать ряд

выводов.

1. Государство - это политическая целостность, образуемая

национальной или много национальной общностью, закреплённой на определённой

территории, где поддерживается юридический порядок, установленный элитой,

которая монополизирует институционализованную власть, обладая законным

правом применения принуждения.

История знает три основных типа устройства государства: унитарное,

федеративное и конфедеративное государство.

Унитарное (неделимое) государство - форма государственного или

национально-государственного устройства, при котором территория государства

в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц -

субъектов федерации, а подразделяется на административно-территориальные

единицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.) .

Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с

которой государство состоит из государственных образований - субъектов

федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако,

целостности государства.

Наименее жесткие связи существуют в конфедеративном союзе, где части

(субъекты федерации) могут не подчиняться целому и даже превалировать над

ним.

2. Федерация является распространенной формой государственного

устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств,

большинство из них крупные по территории и численности населения

сообщества.

Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными

являются федерации, построенные по территориальному признаку.

К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В ее

составе находятся субъекты, представляющие собой национально -

государственные и национально - территориальные образования (республики,

автономные области, автономные округа), а также административно -

территориальные образования (края, области, города федерального значения).

Существуют федерации, в которых при доминировании территориального

признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. Есть

федерации, созданные по языковому признаку.

Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные

виды весьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ни

этнонациональной, ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в

«чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот,

унитарное государство, в определенной степени, является носителем элементов

федерализма.

Федерация - это объединение государственно - правовое. Она

закрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют

права нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннем

порядке выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративном

государстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральным

центром и субъектами федерации. Как правило, в таких государствах

существует двухпалатный парламент. Одна палата (верхняя) выражает интересы

субъектов федерации (штатов, провинций, земель, кантонов, республик и т.

д.), другая (нижняя палата) - является органом общефедерального

представительства. В этом одно из принципиальных отличий федеративного

государства от унитарного.

Федерация есть форма разграничения предметов ведения между федерацией

и входящими в ее состав субъектами - государственными образованиями.

Предметы ведения федерации и ее субъектов - это круг конституционно

закрепленных вопросов, по которым, в зависимости от формы правления,

соответствующие государственные органы федерации и ее субъектов компетентны

принимать решения.

Конституция РФ не содержит общих положений о порядке распределения

полномочий между Федерацией и ее субъектами и не закрепляет каких - либо

принципов на этот счет. Есть перечень полномочий Федерации, где указываются

предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вне пределов этого

субъекты обладают всей полнотой власти.

Федерации отличаются друг от друга по степени централизации власти и

управления. Преобладают федерации централизованные, в которых довольно

широк круг вопросов, отнесенных к исключительной компетенции федерации.

В федеративных государствах предусмотрены гарантии выполнения решений

федеральных органов на всей территории федерации.

Взаимоотношение между федерациями и их субъектами развиваются

противоречиво. Преобладающей является тенденция к интеграции при сохранении

определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации. Ныне федерации

остаются одной из эффективных и жизнеспособных форм государственного

устройства.

3. В основе отечественной модели федерализма лежит признание того, что

данная форма государственного устройства есть система, в которой все

составляющие ее части и соответствующие звенья иерархии власти связаны

общеобязательными нормами Федеральной Конституции и взаимной

ответственностью. Закрепленное в ней разграничение предметов ведения и

полномочий федеральных органов и органов субъектов Федерации должно лежать

в основе конституций и уставов последних.

В связи с этим стоит проблема формирования единого конституционного

пространства в нашей стране. Субъект Федерации принимает конституцию или

устав, при несоответствии этих актов Федеральной Конституции уполномоченные

органы обращаются в Конституционный суд, который выносит решение о

неконституционности положений этих актов. Подобные споры могут привести к

конфликтам. Поэтому целесообразнее использовать институт предварительного

контроля; только при этом условии федерализм в России может обеспечить не

ослабление, а сохранение и укрепление единства государства и его

демократического характера.

Обеспечение государственного единства объединенных в федерацию

субъектов - только одна функция федеративного строя, обусловленная главным

образом именно многонациональным составом населения. Его другая функция -

рационализация власти и управления общественными и государственными делами

в интересах сохранения и поддержания демократического конституционного

строя.

Таким образом, федеративное устройство России служит, с одной стороны,

сохранению многообразия различных регионов при безусловном характере

общефедерального единства, с другой - такое устройство выступает способом

рационального распределения компетенции и полномочий не только по

горизонтали, но и по вертикали. Законодательные, исполнительные и судебные

полномочия делятся между федерацией в целом и ее субъектами. Это деление

должно быть осуществлено таким образом, чтобы способствовать более тесному

единству субъектов, развитию их взаимосвязей и взаимозависимости.

Неравноправие субъектов федерации в экономической сфере порождает

негативные политические последствия, усиливает стремление краев, и областей

преобразовываться в республики.

Характер современного российского федерализма таков, что статусом

государственных образований обладают не только республики, но и края,

области и т. д.

Для нашей страны всегда было характерно существование единой

суверенной власти. Она по настоящее время продолжает оставаться основой

российской государственности.

Основная проблема состоит не в образовании Русской республики, а в

создании действенного механизма реализации конституционного равноправия

субъектов Российской Федерации. Речь должна идти не о раздроблении единой

суверенной власти, а о рационализации ее, разумной и целесообразной

организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. Комментарий. -М.: "Акалис",

1997.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. 2-е изд. -М.:

"Межд. Отношения", 1996.

3. Ганликс А.В. Многообразие форм федерализма в США // Государство

и право. - 1994. - №6, - с.26 - 32.

4. Зубов А. Г. Возможен ли федерализм в России? // Родина, -1996,

- № 2, с.18-24.

5. Коржихина Т. Федерализм или унитаризм ? // Свободная мысль.

-1995. - № 6. -с.94 - 103.

6. Любимцев. Российский федерализм: проблемы и решения //

Экономист. -1995. -№ 6. -с.11 - 24.

7. Мартышин О.В. Российская концепция 1993г. и становление новой

политической системы // Государство и право. - 1994. - № 10. -

с.17 - 24.

8. Можайскова И. М. Целевые установки экономического механизма

российского федерализма // Экономист. -1995. - № 5. -с.79 - 81.

9. Парламенты мира. – М.: Политиздат 1991 г.

10. Пастухов В. Б. Новый федерализм для России : институционализация

свободы // Полис. - 1994. - №3. - с. 74 - 79.

11. Ржевский В.А. Субъекты РФ: типология и конституционные основы

организации//Государство и право. -194.-№10.

12. Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч.

1, 2. М.: 1995 г.

13. Тавадов Г. Т. Конституционные принципы российского федерализма

//Социально-политический журнал.-1995.-№5,-с.40-51.

14. Тавадов Г. Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-

политический журнал. -1997. -№1, с.38-45.

15. Чиркин В. Е. Модели современного федерализма: сравнительный

анализ // Государство и право. -1994. -№ 8-9.-с.8-16.

16. Чиркин В. Е. Переходное постсоциалистическое государство:

содержание и форма // Государство и право. -1997. -№ 1. -с.4

-11.

17. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм // Государство

и право. - 1995. - № 3. - с.3 - 14.

18. Элейзер Д. Дж. Сравнительный федерализм // Полис. - 1995. -№5. -

с.106 - 114.

-----------------------

[1] Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. 2-е изд. -М.: "Межд.

Отношения", 1996.

Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты//Социально-политический

журнал. -1997. -№1. Чиркин В.Е. Переходное постсоциалистическое

государство: содержание и форма//Государство и право. -1997. -№1. Ржевский

В.А. Субъекты РФ: типология и конституционные основы

организации//Государство и право. -194.-№10.

8 Парламенты мира. – М.: Политиздат 1991 г.

9 Современное конституционное право зарубежных стран. Сборник. ч. 1, 2. М.:

1995 г.

[2] Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-

политический журнал. -1997. -№ 1. -с. 38

[3] Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-

политический журнал. -1997. -№ 1. -с. 42

[4] Там же

[5] Тавадов Г.Т. Современные федерации и их субъекты // Социально-

политический журнал. -1997. -№ 1. -с. 44

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.