рефераты бесплатно

МЕНЮ


Федерализм

Федерализм

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: « »

на тему:

« »

Научный руководитель:

Калиничева

Выполнил:

Студент:

Ставрополь 2005

ПЛАН

Введение ……………………………………………………………… 3

1. Государство и формы государственного устройства …………… 5

2. Унитарное государство. его основные признаки ……………….. 6

3. Современные федерации и их субъекты ………………………. 9

4. Федерализм в современной России …………………………….. 16

Заключение …………………………………………………………… 30

Список литературы ………………………………………………….. 34

ВВЕДЕНИЕ

Hа сегодняшний день выpаботаны лишь две фоpмы оpганизации

многонациональных госyдаpств-унитарная и федеративная. Пpи yнитаpизме все

pешения, как внyтpегосyдаpственной, так и во внешней сфеpе являются

пpеpегатива одной единой, центpальной власти.

Федеpализм пpедпологает тy или инyю степень самостоятельности

национальных обpазований, входящих в состав единого госyдаpства.

Что же касается конфедеpации, то pечь в этом слyчае идет лишь о

межгосyдаpственных обpазованиях. Иными словами, это союз госyдаpств,

объединившихся с опpеделенными целями и для pешения определенных задач, но

сохранившие полную независимость. Hельзя отрицать, что участники

конфедеpации делегировали часть своих прав конфедеративной власти, но

pешения этой власти могут вступить в силу лишь с одобрения всех членов

конфедеpации.

В настоящее время наша страна переживает сложный и многогранный

процесс становления своей государственности. Изменение политического режима

повлекло за собой разрушение старых политических институтов и создание

новых. Распад СССР поставил вопрос о существовании России как

самостоятельного государства. В то же время недавний опыт появления

государств ближнего зарубежья не замедлил сказаться: не только автономные

республики, но и отдельные области стремились выйти из состава Российской

Федерации, делая тем самым бесполезным ее существование. Все это указывало

на необходимость внутренней трансформации и видоизменения самой

федеративной системы. Попытки выработки оптимальной модели для России в

свою очередь подняли вопросы об истории становления и сущности федерализма.

Вопросы совершенствования федерализма, автономизации в современных

унитарных государствах, конституирования рациональных отношений между

центральной властью и регионами в едином политическом пространстве -

предмет повышенного внимания политиков и политологов многих стран. И,

прежде всего потому, что сложные этнополитические процессы, ревнивое

распределение прерогатив и сфер компетенции между властями разных уровней,

сочтены аналитиками едва ли не самыми политически взрывоопасными проблемами

XX века даже для вроде бы благополучных западных демократий, не говоря уже

о «переходной» России.

Исследованиями Российского федерализма занимались следующие авторы:

Гаджиев К.С., Тавадова Г.Т., Чиркин В. Е., Ржевский В. А. и др.[1]

Целью данной работы является попытка показать сущность унитаризма и

федерализма, в частности, рассмотреть специфику федерализма в России и

выявить основные противоречия, проявившиеся в становлении нашей

государственности.

Источниками при написании реферата послужили труды отечественных и

зарубежных политологов, учебная и справочная литература по курсу "ТГиП".

1. ГОСУДАРСТВО И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Государство - это политическая целостность, образуемая национальной

или много национальной общностью, закреплённой на определённой территории,

где поддерживается юридический порядок, установленный элитой, которая

монополизирует институционализованную власть, обладая законным правом

применения принуждения.

История знает три основных типа устройства государства: унитарное,

федеративное и конфедеративное государство.

Унитарное (неделимое) государство - форма государственного или

национально-государственного устройства, при котором территория государства

в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц -

субъектов федерации, а подразделяется на административно-территориальные

единицы (области, округа, районы, департаменты и т.п.) .

Федерация - форма государственного устройства, в соответствии с

которой государство состоит из государственных образований - субъектов

федерации, наделенных значительной автономией, не нарушающей, однако,

целостности государства.

Наименее жесткие связи существуют в конфедеративном союзе, где

части (субъекты федерации) могут не подчиняться целому и даже превалировать

над ним.

Федеративное государство является “компромиссным” вариантом

государственно-территориального устройства, компромиссом между

централизацией и децентрализацией государственной власти, где полномочия и

предметы ведения разграничены между федерацией и ее составными частями.

Подавляющая часть государств в прошлом и настоящем являются

унитарными (Китай, Великобритания, Франция, Болгария, Египет, Польша и

т.д.). Федеративных государств около 30 (США, Канада, ФРГ, Австралия,

Бразилия, Индия, Малайзия, ОАЭ, Россия, Югославия и т.д.).

2. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО. ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Для стран с унитарной формой государственного устройства характерно

наличие следующих признаков:

1) На территории унитарного государства действует одна конституция на

всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-

территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней

содержится, принципы разграничения полномочий между центральной властью и

территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное

деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию

главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура

высших органов государственной власти. (Конституция Франции 1958 г.) Но

существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой

Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся

не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты и

правовые обычаи).

2) Единая система высших органов государственной власти (глава

государства, правительство, парламент), юрисдикция которых

распространяется также на территорию всей страны. Органы местного

самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный

характер и не противоречит Конституции и также центральными органами

власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе

государства, правительству, парламенту.

3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как

Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и

исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата

парламента формируется по политико-административным территориальным

единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний –

Национального собрания и верхний – Сената8.

На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов

были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания,

Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в

настоящее время большинство парламентов однопалатные.

4) Составные части унитарного государства (области, департаменты,

округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают.

Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных

воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов

государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве

обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени

их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство

может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать

государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят

назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного

самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется

губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных

унитарных государствах местные органы государственной власти избираются

населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов

местной жизни.

Имеются и смешанные системы местного государственного устройства, в

которых присутствуют признаки централизации и децентрализации. Местное

самоуправление Японии практически не зависит от центральных органов. В

префектурах управление осуществляют выборные префектурные собрания.

Подобные собрания имеются в городах, поселках и деревнях. Выборными

являются также должностные лица органов самоуправления: в префектурах –

губернаторы, в городах – мэры, в поселках и деревнях – старосты. Примером

смешанной системы местного и государственного устройства может служить

Турецкая республика. Местное самоуправление в основных административно-

территориальных единицах в Турции осуществляется представителями

центральной власти, но есть еще и Генеральные Советы, и их исполнительные

органы – Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются

муниципальные советы, в селах – совет старшин и староста, который

одновременно является представителем основной административно-

территориальной единицы.9

5) Унитарное государство, на территории которого проживают

небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и

законодательную автономию. В Монголии, например, автономным государственным

образованием является Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого

проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно

закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право

предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный

совет, который формирует исполнительный орган – Высший исполнительный

совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе

Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств;

6) В унитарном государстве все внешние межгосударственные

сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют

страну на международной арене. Административно-территориальное единицы не

имеют правового статутса так как они все равны и не обладают суверинитетом(

как субъекты федерации).

7) В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное

территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в

ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа,

где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют

специализированные государственные органы.

Число ступеней политико-административного деления зависит от

численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта

не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в

более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня

территориального деления, то Франция четыре.

8) В унитарном государстве действует единая судебная система,

которая осуществляет правосудие на территории всей страны, руководствуясь

общими для всех государственных образований нормами материального и

процессуального права. Судебные органы, как, впрочем, и все другие

правоохранительные органы, представляют собой звенья единой ценрализованной

системы.

Этому способствует единая правовая система.Ее базу образует

единая конституция, и нормативные акты издаваемые государственной властью,

так же нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления

(подчиненный характер и только в соответствии со своей компетенции).

3. СОВРЕМЕННЫЕ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ СУБЪЕКТЫ

Федерация является распространенной формой государственного

устройства. Ныне в мире насчитывается около 30 федеративных государств,

большинство из них крупные по территории и численности населения

сообщества. В их числе и мощные в политическом и экономическом отношении

государства (США, Канада, ФРГ, Австралия), и государства с высоким

(Швейцария, Австрия, Бельгия) и средним уровнем индустриального развития

(Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Пакистан), и развивающиеся

страны (Малайзия, Нигерия, Объединенные Арабские эмираты, Коморские

острова).

Федерация, как говорилось уже выше, - это такая форма государственного

устройства, при которой несколько государственных образований объединяются

и создают новое союзное государство. Составляющие федерацию государственные

образования (штаты, республики, земли, провинции, кантоны и др.) являются

ее субъектами, обладающими определенной политико - правовой

самостоятельностью.

В состав современных федераций входит различное число субъектов: США -

50, Австралийского Союза - 6, Канады - 10, Австрии - 9, Бельгии - 3, ФРГ -

16, Швейцарии - 23, Аргентины - 22, Бразилии - 26, Венесуэлы - 20, Мексики

- 31, Индии - 25, Пакистана - 4, ОАЭ - 7, Малайзии - 13, Нигерии - 21,

Коморских островов - 3. Самое большое количество субъектов входит в состав

Российской Федерации - 89.[2]

Федерации создаются по различным признакам. Наиболее распространенными

являются федерации, построенные по территориальному признаку (США, ФРГ,

Австрия, Мексика, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.). В

прошлом существовали федерации, основанные по национально -

территориальному признаку (СССР, Югославия, Чехословакия). Однако эти

федерации распались , не выдержав испытание временем. Жизнь показала, что в

таких федерациях сохраняется угроза национал - сепаратизма. При

определенных обстоятельствах дезинтеграционные, сепаратистские тенденции

могут взять верх и привести к распаду единого федеративного государства.

Именно это и произошло с указанными федерациями, когда республики, входящие

в их состав, под флагом самоопределения наций отделились и создали

суверенные государства.

К федерациям смешенного типа относится Российская Федерация. В ее

составе находятся субъекты, представляющие собой национально -

государственные и национально - территориальные образования (республики,

автономные области, автономные округа), а также административно -

территориальные образования (края, области, города федерального значения).

И все же многонациональность является существенным признаком России, а

потому национальный фактор является определяющим в федеративном устройстве

государства.

Существуют федерации, в которых при доминировании территориального

признака в федеративном устройстве учитывается и этнический фактор. К таким

федерациям можно отнести Швейцарию, Канаду, Пакистан, Бирму. Есть

федерации, созданные по языковому признаку. Это, например, Индия, Бельгия,

где помимо прочего субъекты отличаются наиболее употребляемым языком.

Вместе с тем следует отметить, что деление федераций на различные виды

весьма условно. В чистом виде не существует ни территориальной, ни

этнонациональной, ни языковой модели федерации. Нет и федераций вообще в

«чистом виде». Любая федерация имеет черты унитаризма. И, наоборот,

унитарное государство в определенной степени является носителем элементов

федерализма. К примеру, Испания является унитарным государством. Однако ее

законодательная власть, широкие полномочия 17 автономных областей

приближают Испанию к федеративной форме устройства.

Федеративное государство отличается от конфедерации, или союза

государств. Конфедерация - это межгосударственный союз, члены которого

суверенны, обладают правом санкционирования и отмены актов федеративных

органов, имеют независимую систему органов власти, самостоятельное

гражданство, валюту национальную армию. Конфедерация носит международно-

правовой характер и, как правило, образуется для достижения ограниченных

целей (военных, политических и т. п.), является аморфным образованием, в

котором отсутствует единообразие экономической, политической и правовой

системы.

Поэтому конфедерации, как показывает история, имеют временный

характер. Они формируются либо на пути к созданию федерации, либо - к ее

размежеванию. Так, Европейский союз в настоящее время представляет собой

конфедерацию, трансформирующуюся в федерацию. Когда - то США, Швейцария

были конфедерациями, а затем превратились в федерации.

Федерация - это объединение государственно - правовое. Она

закрепляется в виде единого государства. Составляющие его субъекты не имеют

права нарушить территориальную целостность федерации, в одностороннем

порядке выйти из нее, хотя на практике это имело место. В федеративном

государстве предметы ведения и полномочия распределены между федеральным

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.