Билеты по теории гос-ва и права
постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в
последующем эти суды. Сложилось правило прецедента, означающее, что однажды
сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех
других судей. Характерные черты правопонимания в этой семье выражается
формулой: «Средство судебной защиты важнее права», т.к. основная сложность
заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в Королевский суд.
В XIV-XV вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла
необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя
королевский канцлер, который стал решать в порядке опред.процедуры споры по
обращениям к королю. В результате наряду с общим правом сложилось право
справедливости. До реформы 1873-1875 гг. в Англии существовал дуализм
судопроизводства: помимо судов, применявших общее право существовал суд
лорда-канцлера. Реформа слила общее право и право справедливости в единую
систему прецедентного права. И сегодня английское право продолжает
оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе
решения конкретных случаев.
Помимо исключительно широких прав судей в создании права и роли судебного
прецедента особенностями англосаксонской правовой семьи являются: 1)
индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов; 2)
приоритет прав человека (защищаемых судом); 3) главенствующая роль
процессуального (доказательственного) права, оказывающего влияние на право
материальное; 4) отсутствие четкого разделения права на частное и
публичное. Его заменяет деление на общее право и право справедливости; 5)
отсутствие отраслевых кодексов; 6) нет резко выраженного деления права на
отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и
частноправовые – гражданские, торговые, уголовные, а также по причине
отсутствия кодексов европейского типа. Доктрина не знает дискуссий о
структурных делениях права. Однажды вынесенное решение является нормой для
всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень
обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда,
рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом
прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на практике
поправка. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства
рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит
применение той или иной прецедентной нормы. Он может найти аналогию
обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще
может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не
регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую
норму, т.е. становится законодателем.
12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами (источниками)
права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источники
права – специальный правовой термин, который употребляется для обозначения
внешних форм выражения юридических норм. Различаются следующие основные
формы (источники права): правовой обычай, юридический прецедент (судебная
практика), нормативно-правовой акт.
Правовым обычаем называется санкционированное гос-вом правило поведения,
которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми
определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма.
Юридический прецедент – это судебное или административное решение по
конкретному юрид.делу, которому гос-во придает общеобязательное значение.
Различаются судебный и административный прецедент. Суть юрид.прецедента
состоит в том, что ранее состоявшееся решение гос-венного органа (судебного
или административного) по конкретному делу имеет силу правовой нормы и при
последующем разрешении подобных дел.
Нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, в котором содержатся
нормы права. Среди современных источников права нормативно-правовой акт
занимает ведущее метсо. Он объединяет в себе общеобязательные правила
поведения, которые создаются и охраняются гос-вом. К нормативно-прав.актам
относятся конституции, другие законы, нормативные решения органов
исполнит.власти. В отличие от других источников права, нормативные акты
наиболее полно и оперативно отражают изменяющиеся потребности общественного
развития, обеспечивают необходимую стабильность и эффективность правового
регулирования.
13. Унитарная форма гос-венного устройства: понятие и признаки. Форма гос-
венного устройства – это национальное и административно-территориальное
строение гос-ва, которое раскрывает характер взаимоотношений между его
составными частями, между центральными и местными органами гос-венной
власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из каких частей состоит
внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое положение этих частей и
каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся отношения между
центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой гос-венной форме
выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного гос-ва.
По форме гос-венного устройства все гос-ва можно подразделить на три
основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное гос-во – это единое цельное гос-венное образование, состоящее из
административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным
органам власти и признаками гос-венного суверенитета не обладают.
Унитарное гос-во характеризуется следующими признаками: 1) Предполагает
единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и
судебные органы, которые осуществляют верховное руководство
соответствующими местными органами (Франция); 2) На территории унитарного
гос-ва действует одна конституция, единая система закон-ства, одно
гражданство. В нем функционирует единая денежная система, проводится
обязательная для всех административно-территориальных единиц общая
налоговая и кредитная политика. 3) Составные части унитарного гос-ва
(области, департаменты, округа, провинции, графства) гос-венным
суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов
самостоятельных воинских атрибутов гос-венности. В то же время местные
органы в унитарном гос-ве обладают известной, а иногда и значительной
самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов
унитарное гос-венное устройство может быть централизованным и
децентрализованным. Принято считать гос-во централизованным, если во главе
местных органов гос-венной власти стоят назначенные из центра чиновники,
которым подчинены местные органы самоуправления. 4) Унитарное гос-во, на
территории которого проживают небольшие по численности национальности,
широко допускает национальную и законодательную автономию. 5) В унитарном
гос-ве все внешние межгос-венные сношения осуществляют центральные органы,
которые официально представляют страну на международной арене. 6) Имеет
единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными
органами гос-венной власти.
14. Нормативно-правовой акт: понятие, структура, виды.
Под нормативными правовыми актами понимают акты, устанавливающие нормы
права, вводящие их в действие, изменяющие или отменяющие правила общего
характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных
индивидуальных актов, рассчитанных на однократное действие, привязанных к
определенным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени. Но в
реальной практике часто встречаются смешанные акты, когда в них включены
одновременно и нормы права и конкретные индивидуальные предписания
правоприменительного характера.
Классификация: Один из главных признаков дифференциации всех нормативных
источников – это принадлежность к той или другой отрасли права:
конституционному, административному, гражданскому, уголовному и т.д. Другое
основание деления нормативных актов – по субъектам их издания: акты органов
гос-ва; санкционированные гос-вом акты общественных организаций; акты
органа самоуправления; акты непосредственного народного волеизъявления
(референдум). К данной классификации примыкают и более конкретизированные
деления актов по издавшему их органу: акты парламента, правительства,
министерства, муниц.органа и т.д. Учитывая неодинаковую роль основных
частей механизма гос-ва, следует особо обратить внимание на акты органов
гос-венной власти и акты органов гос-венного управления. Центральным и
главным является подразделение н-п актов в соответствии с их иерархической
структурой. В данной классификации основным критерием отнесения н-п акта к
тому или другому виду служит его юрид.сила. Юридическая сила указывает на
место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от
положения и роли органа, издавшего акт, от его конституционных полномочий и
компетенции, которой он наделен по действующему законодательству. Общему
построению системы законодательств в любом гос-ве свойственно деление на
законы и подзаконные н-п акты. Закон – это принимаемый в особом порядке
(высшими органами власти федерации и ее членов или в ходе референдума) и
обладающий высшей юрид.силой н-п акт, выражающий гос-венную волю по
ключевым вопросам общественной жизни. Законы подразделяют на обыкновенные и
конституционные (конституции и примыкающие к ним основополагающие законы,
регулирующие вопросы общественного и гос-венного устройства). Особое место
в системе нормативных актов занимают акты президентской власти. Они
относятся к подзакон.актам и должны носить исполнительский характер.
Однако, в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе
конституции президентские акты могут приостановить или корректировать
законы. К подзаконным нормативным актам, имеющим превосходящую юрид.силу по
отношению к ведомственным актам и актам местных органов, относятся
постановления и распоряжения правительства. НПА отдельных ведомств, как
правило, регулируют внутриведомственные отношения. Однако некоторым из
центральных ведомств, напр. МВД, в строго ограниченной сфере
предоставляется право издавать акты внешнего действия. Местные подзаконные
акты издаются территориальными органами гос-венной власти и управления или
органами местного самоуправления. Локальные подзаконные акты издаются
администрацией для решения своих внутренних вопросов.
15. Федерация как форма гос-венного устройства: понятие, признаки, виды.
Форма гос-венного устройства – это национальное и административно-
территориальное строение гос-ва, которое раскрывает характер
взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными
органами гос-венной власти. Форма гос-венного устройства показывает: 1) из
каких частей состоит внутренняя структура гос-ва; 2) каково правовое
положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов; 3) как строятся
отношения между центральными и местными гос-венными органами; 4) в какой
гос-венной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на
территории данного гос-ва. По форме гос-венного устройства все гос-ва можно
подразделить на три основные группы: унитарные, федеративные и
конфедеративные.
Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее
самостоятельных гос-венных образований в одно союзное гос-во. Федеративное
гос-венное устройство неоднородно.
В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые
определяются историческими условиями образования конкретной федерации и
прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры
и быта народов, входящих в союзное гос-во. Но можно выделить наиболее общие
черты, характерные для большинства федеративных гос-в. 1) Территория
федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантонов,
земель, республик и т.п. 2) В союзном гос-ве верховная законодательная,
исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным гос-венным
органам. Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается
федеральной конституцией. 3) Субъекты федерации обладают правом принятия
собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные
и судебные органы. 4) В большинстве федераций существует единое союзное
гражданство и гражданство федеральных единиц. 5) При федеральном гос-венном
устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов
федерации. 6) Основную общегос-венную внешнеполитическую деят-сть в
федерациях осуществляют союзные гос-венные органы. Они официально
представляют федерацию в межгос-венных отношениях (США, Индия). Федерации
строятся по территориальному и национальному признакам, которые в
значительной мере определяют характер, содержание и структуру гос-венного
устройства.
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением гос-
венного суверенитета субъектов федерации. 1) Гос-венные образования,
составляющие территориальную федерацию, не являются суверенными гос-вами,
поскольку их деят-сть в сфере внутренних и внешних отношений зависит от
властных полномочий общефедеральных гос-венных органов. 2) Субъекты
терр.федерации конституционно лишены права прямого представительства в
международных отношениях (Индия). 3) В терр. Федерациях конституционное
закон-ство не предусматривает, а иногда и запрещает односторонний выход из
союза (США, ФРГ). 4) Управление вооруженными силами в терр.федерациях
непосредственно осуществляется союзными гос-венными органами.
Национальные федерации характеризуется след.признаками: 1) Субъектами такой
федерации являются национальные гос-ва и нац.-гос-венные образования,
которые отличаются друг от друга национальным составом населения, его
особой культурой, бытом, традициями и обычаями, религией. 2) Нац.федерация
строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.
Независимо от экономического потенциала, размера территории, численности
населения все субъекты нац.федерации пользуются одинаковыми правами и
обладают одинаковой возможностью влиять на решение задач общества и гос-ва.
3) Нац.федерация обеспечивает гос-венный суверенитет больших и малых наций,
их свободное и самостоятельное развитие. 4) Высшие гос-венные органы
нац.федерации формируются из представителей субъектов федерации. 5)
Важнейшей особенностью нац.федерации является правовое положение ее
субъектов. Эта особенность непосредственно связана с таким
общедемократическим институтом, как право наций на самоопределение, т.е.
право любой нации самостоятельно решать вопрос о своей гос-венности.
Основное различие между территориальной и нац.федерацией состоит в
различной степени суверенности их субъектов.
16. Норма права: понятие и признаки. Структура нормы права.
Правовая норма – это первичная клеточка права. Норма права является
образцом (моделью) типового общественного отношения, которое
устанавливается гос-вом. Она определяет границы возможного или должного
поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных
взаимоотношениях. Норма права предусмастривает свободу участников
регулируемых общественных отношений в двояком смысле: 1) как способность
воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения
(внутренняя свобода); 2) как возможность действовать вовне, преследовать и
осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).
Признаки правовой нормы: 1) Норма права устанавливается или санкционируется
гос-вом. Это модель поведения, которая закрепляется в официальных гос-
венных актах. 2) Норма права имеет предоставительно-обязывающий характер. С
одной стороны, она предоставляет свободу действий, направленных на
удовлетворение законных прав субъекта. С другой стороны, норма права
обязывает совершать или не совершать определенные действия, ограничивая
таким образом свободу отдельных лиц. 3) Реализация правовой нормы в
необходимых случаях обеспечивается мерами гос-венного принуждения.
Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за
собой применение со стороны компетентных гос-венных органов мер
юрид.ответственности к правонарушителям. 4) Благодаря вышеуказанным
признакам нормы права выступают гос-венным регулятором типовых общественных
отношений. В этом выражается социальная роль правовых норм.
Структура нормы права. Норма права имеет характерное внутреннее строение
(структуру). Структура показывает из каких элементов состоит норма. Их три:
гипотеза, диспозиция и санкция. 1) Гипотеза (предположение) – это элемент
правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует
руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические
обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юрид.права и
обязанности. 2) Диспозиция (распоряжение) – это элемент правовой нормы, в
котором указывается, каким может или должно быть поведение при наличии
условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило
поведения, содержание юрид.прав и обязанностей лиц. 3) Санкция (взыскание)
– это элемент правовой нормы, в котором определяется, какие меры гос-
венного взыскания могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного
диспозицией. Санкция определяет меры юрид.ответственности за нарушение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|