Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели, участники
Таможенная граница – "условная линия, ограничивающая таможенную
территорию Российской Федерации: "Таможенная граница – граница таможенной
территории Российской Федерации", очерчивающая пространственные пределы
действия таможенного законодательства Российского государства и разделяющая
таможенные территории сопредельных стран".
Внешнеэкономическая деятельность и, прежде всего внешняя торговля
связаны с перемещением через таможенную границу Российской Федерации как
юридическими, так и физическими лицами товаров и транспортных средств.
При этом товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю и
таможенному оформлению. Для понимания сущности и механизмов таможенного
оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу, важно учитывать
значения основных терминов и понятий, связанных с этими процессами.
2. Принципы перемещения товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации
Основные принципы выделены законодателем в отдельные статьи таможенного
кодекса Российской Федерации (глава 3 Таможенного Кодекса Российской
Федерации "Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств").
Рассмотрим их:
1. Принципы права на ввоз и вывоз из Российской Федерации товаров и
транспортных средств. Право на перемещение товаров и транспортных
средств через таможенную границу предоставляется всем лицам и на равных
условиях, в том числе при осуществлении внешнеэкономической
деятельности [7], но только в соответствии с требованиями таможенного
законодательства. Это означает, что существующие запреты и ограничения
(статья 20, 21 Таможенного кодекса Российской Федерации)
устанавливаются или могут устанавливаться исходя из интересов
Российской Федерации и на основании актов законодательства Российской
Федерации и международных договоров Российской Федерации. Причем
вводимые запреты и ограничения распространяются равным образом на всех
лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Так, например, если
несколько организаций пожелают вывозить товары, в отношении которых
применяются меры нетарифного регулирования,1 то они обязаны получить
необходимые разрешительные документы. Положим, одна из этих организаций
получила необходимые документы, а другая нет. Это вовсе не означает,
что принцип, указанный в статье 19 Таможенного кодекса действует
избирательно. Просто, для вывоза отдельных категорий товаров существуют
дополнительные требования, соблюдение которых распространяется на всех
лиц и на равных основаниях. Что касается лиц, перемещающих товары и
транспортные средства, то, на мой взгляд, целесообразно их подвергнуть
дальнейшему делению на участников внешнеэкономической деятельности и
физических лиц, перемещающих товары не для предпринимательской
деятельности. Необходимость такой детализации основана на том, что
специальный статус участника обусловлен, как правило, целями,
количеством и стоимостью перемещаемых товаров и транспортных средств.
2. Следующим принципом, на мой взгляд, следует отметить принцип
обязательности таможенного режима.
Так статья 22 Таможенного Кодекса Российской Федерации определяет, что
перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу
Российской Федерации производится в соответствии с их таможенными
режимами.1 В настоящее время существуют 18 разновидностей таможенных
режимов. Следовательно, при ввозе на таможенную территорию Российской
Федерации товаров и транспортных средств либо вывозе за ее пределы,
необходимо выбирать (заявлять) наиболее подходящий режим в зависимости от
цели перемещения. Заявление избранного режима является одним из
обязательных условий перемещения, поскольку именно положения таможенного
режима указывают на особенность таможенного оформления, контроля и уплату
таможенных платежей.
Принцип изменения режима закреплен статьей 25 Таможенного Кодекса
Российской Федерации: "Лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный
режим или изменить его на другой, независимо от характера, количества,
страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств". Таким
образом, выбор режима, равно как и его последующее изменение, находится в
зависимости от волеизъявления лица, перемещающего товары и транспортные
средства. Однако и здесь на выбор режима влияют особенности последнего.
Так, например, российская организация ввезла на таможенную территорию
Российской Федерации оборудование, поместив его под режим выпуска для
свободного обращения.1 Спустя несколько месяцев у этой организации возникла
потребность в вывозе данного оборудования, которое так и не удалось
использовать в производственном процессе. Можно ли в такой ситуации
изменить ранее примененный режим выпуска для свободного обращения на режим
реэкспорта,2 тем более что при реэкспорте ввозные таможенные платежи могут
быть возвращены (часть 1 статьи 10 Таможенного Кодекса Российской
Федерации). В этом случае изменить режим уже не удастся ввиду того, что
условия реэкспорта предусматривают вывоз специально предназначенных для
этого иностранных товаров (статья 100 Таможенного Кодекса Российской
Федерации), к которым товар, выпущенный в свободное обращение, не
относится (пункт 2 статьи 18 Таможенного Кодекса Российской Федерации).
Важно еще раз отметить, что реализация принципа свободы выбора либо
изменения режима зависит одновременно от волеизъявления лица, так и от
особенности режима.
Рассмотренные выше принципы перемещения имеют отношение в основном к
диапозитивным началам. Одновременно с этим в сочетании с диапозитивностью,
основы перемещения товаров содержат и императивные (обязательные) принципы,
достаточно жестко устанавливающие, что:
а) перемещаемые товары и транспортные средства подлежат таможенному
оформлению и контролю (статья 26 Таможенного Кодекса Российской
Федерации).
б) пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы
Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными
органами Российской Федерации, и во время их работы. Иное возможно только
по согласованию с таможенными органами (статья 27 Таможенного Кодекса
Российской Федерации).
в) никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и
транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не
завершено (статья 28 Таможенного Кодекса Российской Федерации).
г) пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами,
перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется
в соответствии с их таможенными режимами (статья 28 Таможенного Кодекса
Российской Федерации).
Подводя итог, на мой взгляд, необходимо отметить, что Таможенный Кодекс
Российской Федерации достаточно четко определяет диапозитивность
перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Российской Федерации, получившую закрепление в таких признаках как: по
кругу лиц; свободе выбора таможенного режима; количества перемещаемых
товаров и транспортных средств, частоты перемещения.
Но вместе с тем над принципами диапозитивного характера все – таки
преобладают принципы императивного характера, такие как: запрещения ввоза
(вывоза) товаров и транспортных средств; ограничение на ввоз (вывоз)
товаров и транспортных средств; соблюдение порядка перемещения товаров и
транспортных средств; обязательного выбора таможенного режима;
обязательности таможенного оформления места и времени пересечения
таможенной границы России, пользования и распоряжения товарами и
транспортными средствами.
2. Структура таможенного оформления при перемещении товаров и
транспортных средств через Таможенную границу
Российской Федерации
1. Общие положения таможенного оформления
В соответствии с пунктом 15 статьи 18 Таможенного кодекса Российской
Федерации таможенное оформление представляет собой установленный порядок
помещения товаров и транспортных средств под избранный таможенный режим
[5] и завершения этого режима.
Рассматривая установленный порядок, как совокупность мероприятий,
направленный на достижение определенного результата, таможенное оформление
можно представить в ином более развернутом виде, как совокупность
последовательно осуществляемых мероприятий, направленных на обеспечение
перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу
Российской Федерации.
При этом совокупность мероприятий представляет собой:
- во-первых: действия лиц, перемещающих товары и транспортные
средства через таможенную границу Российской Федерации по подаче
уведомлений [54] (о перемещении товаров и транспортных средств),
документов и сведений, необходимых для таможенных целей [54],
действия по уплате таможенных платежей [54], а также фактическое
представление перемещаемых товаров и транспортных средств для
производства таможенного досмотра [54].
- во-вторых: адекватные действия таможенных органов по приему
уведомлений (о перемещении), проверке документов и сведений,
необходимых для таможенных целей, взиманию таможенных платежей,
досмотру товаров и транспортных средств, а также действия по
принятию решения о допустимости применения заявленного
таможенного режима, включая документальное отражение принятого
решения.
Согласно статьи 126 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное
оформление производится в порядке, определяемом Таможенным кодексом
Российской Федерации и актами законодательства Российской Федерации, в том
числе нормативными актами Государственного таможенного комитета России.
В качестве основополагающих источников, регулирующих установленный
порядок таможенного оформления, можно выделить такие, как раздел 4
Таможенного кодекса Российской Федерации1, приказ Государственного
таможенного комитета России от 16 мая 2001 г. № 442 "Об утверждении типовых
правил таможенного оформления и таможенного контроля,"2 приказ
Государственного таможенного комитета России от 25 января 1999 г. № 38 "Об
утверждении инструкции по таможенному оформлению и таможенному контролю
товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной
коммерческой деятельности".3 Кроме указанных источников существует
множество других приказов, распоряжений и указаний Государственного
таможенного комитета России, в большинстве своем устанавливающих
особенности таможенного оформления либо отдельных категорий товаров
(драгоценные камни, металлы, иностранная валюта, электрическая энергия и
др.), либо товаров, перемещаемых определенными видами транспорта
(воздушный, трубопроводный, морской).
Таможенное оформление, будучи установленным, порядком, может быть
разделено на несколько стадий: предварительного таможенного оформления и
основного таможенного оформления.
Основания для такого разделения содержатся как в Таможенном кодексе
Российской Федерации (статьи 137, 138, 143 Таможенного кодекса Российской
Федерации), так и в подзаконных документах [57] Государственного
таможенного комитета России (приказ Государственного таможенного комитета
России от 7 октября 1993 г. № 388 "Об утверждении Положения о временном
хранении (складах временного хранения)",1 приказ Государственного
таможенного комитета России от 16 мая 2001 г. № 442 "Об утверждении типовых
правил таможенного оформления и таможенного контроля" и др.)
Стадия предварительного таможенного оформления включает в себя
производство предварительных операций, то есть действий предшествующих
основному таможенному оформлению (статья 137 Таможенного кодекса Российской
Федерации). Основным назначением предварительных операций является
способствование производству основного таможенного оформления и его
ускорение, что получило закрепление в части 1 статьи 138 Таможенного
кодекса Российской Федерации.
В настоящем разделе нет необходимости в перечислении всех возможных
видов предварительных операций, так как этому посвящен отдельный раздел
моей работы, достаточно лишь заметить, что существует несколько
предварительных действий, включающих в себя операции, предшествующие
основному таможенному оформлению. Это временное хранение и доставка товаров
под таможенным контролем. Именно действие временного хранения и доставка
товаров под таможенным контролем составляют основное содержание стадии
предварительного таможенного оформления.
Вторая стадия таможенного оформления имеет название основного
таможенного оформления. Содержанием данной стадии служат действия по подаче
и проверке таможенной декларации, то есть таможенное декларирование [5].
Таможенное декларирование и есть действие, непосредственно направленное на
помещение товаров под избранный таможенный режим [5] перемещения, поскольку
только в таможенной декларации [5] лицо, перемещающее товар, указывает
конкретный таможенный режим перемещения.
Рассмотрим общие положения, относящиеся к таможенному оформлению как к
установленному порядку в целом.
Начало таможенного оформления. Статья 132 Таможенного кодекса
Российской Федерации определяет, что таможенное оформление начинается не
позднее 30 минут после того, как должностное лицо таможенного органа
заявило о своей готовности к производству таможенного оформления в
отношении конкретных товаров и транспортных средств, при соблюдении порядка
предварительных операций. Кроме того, таможенное оформление не
ограничивается лишь действиями сотрудников таможенных органов по проверке
документов и регистрации фактов, имеющих юридическое значение [57]. Это
ценный комплекс разнообразных взаимообусловленных мер как лиц,
перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу, так и
таможенных органов Российской Федерации [5]. Поэтому важно сделать вывод о
том, что таможенное оформление начинается с подачи уведомлений
уполномоченных лиц о перемещении товаров и транспортных средств через
таможенную границу Российской Федерации (пункты 5, 9, 11 статьи 18
Таможенного кодекса Российской Федерации и статья 139 Таможенного кодекса
Российской Федерации).
Причем формы такого уведомления могут быть различные, в зависимости от
особенностей перемещения товаров и транспортных средств (от устного
сообщения до подачи таможенной декларации).
С началом производства таможенного оформления соприкасается место его
проведения. И в том случае Таможенный кодекс Российской Федерации дает
определение места производства таможенного оформления без учета последнего.
Так согласно части 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации
таможенное оформление производится в определенных для этого местах в
регионе деятельности таможенного органа [5] Российской Федерации, в котором
находятся отправитель [50] или получатель [50] товаров либо
их структурное подразделение. В тоже время такая трактовка устанавливает не
место таможенного оформления в целом, а место производства таможенного
декларирования [5]. Поэтому при определении места производства таможенного
оформления, необходимо учитывать как место производства предварительного
таможенного оформления, так и место производства основного таможенного
оформления (таможенного декларирования).
Таким образом, можно отметить, что таможенное оформление при ввозе
товаров на таможенную территорию [5] Российской Федерации начинается в
регионе деятельности таможенного органа Российской Федерации, где находится
место пересечения (ввоза) таможенной границы Российской Федерации (часть 1
статьи 139 Таможенного кодекса Российской Федерации) и завершается в
регионе деятельности таможенного органа [5] Российской Федерации, в котором
находится получатель товаров либо его структурное подразделение (часть 1
статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации).
При вывозе товаров за пределы таможенной территории Российской
Федерации таможенное оформление начинается в регионе деятельности
таможенного органа Российской Федерации, в котором находится отправитель
товаров (часть 1 статьи 127 Таможенного кодекса Российской Федерации), и
завершается в регионе деятельности таможенного органа Российской
Федерации, где находится место вывоза товара за пределы таможенной
территории Российской Федерации (часть 2 статьи 139 Таможенного кодекса
Российской Федерации).
В случае, если лицо, перемещающее товар (отправитель либо получатель
товара), находится в регионе деятельности так называемого пограничного
таможенного органа Российской Федерации, тогда место ввоза и место
декларироваия товаров, либо наоборот, место декларирования и место ввоза
товара, как правило, совпадают.
Кроме выделенных закономерностей существует ряд исключений,
устанавливающих иные возможные места производства таможенного оформления.
Таких исключений несколько, и зависеть они могут как от волеизъявления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|