рефераты бесплатно

МЕНЮ


Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели, участники

Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели, участники

Московская финансово-юридическая академия

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

По Таможенному праву

Тема: "Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели,

участники"

Выполнил Дроздов Андрей Викторович

студент 4-го курса ЮЗ-1, юридического факультета, заочного отделения

Научный руководитель: преподаватель Калининградского филиала МФЮА,

Рукавицын Лев Давыдович

Рецензент: 1-й заместитель начальника Неманской таможни, подполковник

таможенной службы Кузнецов А. А.

Дата защиты: "____"_____________2002 г.

Оценка______________________________

Подписи членов ГАК:

Председатель_________________________

Члены комиссии______________________

_______________________

_______________________

_______________________

Секретарь _______________________

Дата _______________

ОГЛАВЛЕНИЕ

|Введение…………………………………………………………………. |стр. 3 |

|1. |Перемещение через таможенную границу Российской Федерации | |

| |товаров и транспортных средств………………………………………. |стр. 9 |

| |Основные термины и определения……………………………….. |стр. 9 |

| |Принципы перемещения товаров и транспортных через | |

| |таможенную границу Российской Федерации………………….…... |стр. 12|

|2. |Структура таможенного оформления при перемещении товаров и| |

| |транспортных средств через таможенную границу Российской | |

| |Федерации ……………………………………………………………….…. | |

| |Общие положения таможенного оформления…………………….... |стр. 16|

| |Предварительное таможенное оформление (предварительные | |

| |операции)………………………………………………………...……. |стр. 16|

| |Основное таможенное оформление (таможенное | |

| |декларирование) ……………………………………………………………...…... | |

| | |стр. 26|

| | | |

| | | |

| | |стр. 40|

|Заключение ………………………………………………………………………. |стр. 57|

|Список используемой литературы……………………………………………… | |

|Приложения |стр. 58|

|Документ контроля доставки (форма ДКД-1;ДКД-2). | |

|Уведомление о прибытии на склад временного хранения. |стр. 67|

|Краткая декларация. | |

|Таможенная декларация (форма ТД-6). | |

|Таможенная декларация (форма ТД-7). | |

|Таможенная декларация (форма ТД-1; ТД-2). | |

ВВЕДЕНИЕ

Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной

тенденцией интеграции [51] национальных экономик в межстрановые

региональные и единый межхозяйственный комплекс, стремлением к созданию

обширных зон свободной торговли, к повышению роли международных соглашений

по обмену товарами и услугами, по движению финансовых ресурсов. Начинает

формироваться финансовый рынок с едиными правилами, регламентирующими

оборот, как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные

экономики во всех странах в определенной мере становятся открытыми,

включаются в мировое разделение труда и в международную конкуренцию [57].

Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и

превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах

именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция в

перспективе усилится.

В системе органов государственного управления внешнеэкономической

деятельностью особая роль отводится таможенной службе как наиболее

динамично развивающейся, своевременно обслуживающей участников

внешнеэкономической деятельности. Эта роль обусловлена ростом масштабов

внешнеэкономических связей.

Значимость деятельности "таможенной системы"[1] – обусловлена и тем

обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части

федерального бюджета России являются таможенные налоги [57] и сборы [54].

В 1995 г. они составили 17% доходной части федерального бюджета, а в 1997

г. – уже более 21%.

Важнейшими элементами организации деятельности таможенной системы

являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта

размещения ее органов на территории Российской Федерации.

Принципы единой системы таможенных органов неразрывно связаны с

однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление

"таможенного дела" [5], единой таможенной политики, единой таможенной

территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного

регулирования и сочетания его с мерами экономической политики.

Выбор мной данной темы дипломного проекта актуален, так как

предопределяет основные направления организации и развития таможенной

службы, конкретные меры осуществления внутреннего и пограничного

таможенного контроля за перемещением товаров и транспортных средств через

таможенную границу Российской Федерации. Тема тесно связана с внедрением

новой концепции мест таможенного оформления, выразившейся в максимальном

приближении к непосредственным производителям, отправителям и получателям

товаров, что обеспечивается путем увеличения доли внутренних таможен в

обработке общего количества ввозимых (вывозимых) товаров и транспортных

средств и снижения загруженности пограничных пунктов пропуска1.

Таможенное оформление представляет один из основных институтов

таможенного права[2] и представляет собой совокупность юридических норм

определяющих последовательность проводимых мероприятий, направленных на

обеспечение перемещения, уполномоченными лицами в отношении товаров и

транспортных средств, через таможенную границу Российской Федерации. Таким

образом, предметом моей работы представляется выделение группы общественных

отношений строящихся в рамках таможенного оформления. Что касается базового

метода исследования моей работы, то, как следует из теории права, принято

выделять в качестве основных методов правового регулирования

предписывающий (императивный) [52] и дозволительный [52]. С учетом того,

что таможенное право относится к сфере публичного права, использование в

качестве основного метода исследования императивного не должно вызвать

каких-либо сомнений. Целью выполнения данной работы ставится: раскрытие

основных терминов и понятий, целей и правовой основы таможенного

оформления; определение круга участников и выполнение ими последовательных

действий (стадий) таможенного оформления при перемещении товаров и

транспортных средств через таможенною границу Российской Федерации.

Основными источниками при написании данной работы являются: Конституция

Российской Федерации [1], Таможенный кодекс Российской Федерации (Утвержден

Верховным Советом Российской Федерации 18 июня 1993 г. № 5221-1)1, Закон

Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 21 мая 1993 г. № 5003-12,

Федеральный закон Российской Федерации "О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности" от 07 июня 1995 г. № 157-933.

Важным для правильного применения нового, динамично развивающегося

таможенного законодательства является форма части 3 статьи 15 Конституции

Российской Федерации об обязательности официального опубликования законов

[57] и о неприменении неопубликованных законов, а также любых нормативных

правовых актов, затрагивающих права, свободной обязанности человека и

гражданина.

Для эффективного правового регулирования таможенного дела весьма

существенное значение имеет норма [57] части 1 статьи 34 Конституции

Российской Федерации о том, что каждый имеет право на свободное

использование своих способностей и имущества для предпринимательской и

иной, не запрещенной законом, экономической деятельности [54].

Для дальнейшего развития в таможенном законодательстве гуманных

принципов и начал представляется весьма актуальными конституционные нормы

статьи 53: "Каждый имеет право на возмещение государством вреда,

причиненного незаконными действиями органов государственной власти [57] или

их должностных лиц." (данная правовая норма прямо касается таможенных

органов как разновидности органов исполнительной власти и их должностных

лиц [57]) и статьи 54 Конституции Российской Федерации: " 1. Закон,

устанавливающий или отличающий ответственность, обратной силы не имеет. 2.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его

совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения

правонарушения ответственность за него устранена или отменена, применяется

новый закон". (Данные правовые постулаты важны для всех физических и

юридических лиц, участвующих в таможенной деятельности).

По конституции иностранные граждане [57] и лица без гражданства [57]

пользуются в России и несут обязанности наравне с гражданами (часть 3

статьи 62 Конституции Российской Федерации), кроме случаев, установленных

федеральным законом и международным договором Российской Федерации.

Прямое отношение к таможенному делу имеет статья 74 Конституции

Российской Федерации, не допускающая установления на территории России

таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для

свободного перемещения товаров услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут, вводится в соответствии

с Федеральным законом1, если это необходимо для обеспечения безопасности,

защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Таким образом, в положениях и нормах Российской Конституции заложены

прочные основы для отражения таможенным законодательством и формирующимся

таможенным правом России современного цивилизованного облика.

Таможенный кодекс Российской Федерации [5] и Закон Российской Федерации

"О таможенном тарифе" [4] отличаются друг от друга как по значимости и

степени охвата круга общественных отношений, так и по юридическим

свойствам. Вместе они образуют единое и нераздельное целое, составляя

своего рода миниконституцию современного таможенного дела в России.

Таможенный кодекс Российской Федерации – это основной таможенный Закон

периода формирования рыночных отношений в России и интегрирования ее

экономики в мировое хозяйство. В определенной мере, хотя и недостаточно

четко, эта мысль выражена в преамбуле [57] Таможенного кодекса Российской

Федерации. Закон о таможенном тарифе устанавливает не только порядок

формирования российского внутреннего рынка товаров в процессе его

взаимодействия с мировым рынком, правила обложения товаров пошлинами [4]

при их перемещении через таможенную границу [5] России, но и регулирует

рационализацию товарной структуры ввода товаров в нашу страну, поддержания

оптимального соответствия вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и

расходов [4] на территории Российской Федерации, создания условий для

прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в

стране, защиту российской экономики от неблагоприятного воздействия

иностранной конкуренции.

Таможенный кодекс Российской Федерации содержит 456 статей,

составляющих 64 главы, входящие в 14 разделов. При этом можно говорить об

условном подразделении Таможенного кодекса Российской Федерации на две

части: общую и особенную. Общая часть – это своеобразная современная

концепция российского таможенного дела. Что касается особенной части, то в

нее можно включить разделы, образующие конкретные и относительно

самостоятельные блоки таможенного дела.

Для анализа структуры таможенного законодательства очень существенна

содержащаяся в статье 11 Таможенного кодекса Российской Федерации краткая

характеристика нормативных актов Государственного таможенного комитета

России. Он издает приказы, инструкции, положения и другие нормативные акты,

образующие ныне солидный правовой массив таможенного законодательства

Российской Федерации. Нормативно-правовая деятельность Государственного

таможенного комитета России дополняет и развивает законодательную

деятельность в сфере таможенного дела. Необходимо заметить, что в ходе

написания мной работы будут использованы материалы и судебной практики на

территории Российской Федерации.

Данная практика, на мой взгляд, является "анализатором" совершенства

таможенного законодательства и вместе с тем открывает возможность увидеть

его слабые (неурегулированные) стороны.

1. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров и

транспортных средств

1. Основные термины и определения.

Таможенная территория Российской Федерации – сухопутная территория

Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное

пространство над ними.

Таможенные органы Российской Федерации – это органы, непосредственно

осуществляющие таможенное дело в Российской Федерации, являющиеся

правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую

входят:

Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

Региональные таможенные управления Российской Федерации;

Таможни Российской Федерации;

Таможенные посты.

Товары – любое движение имущества, в том числе валюта, валютные

ценности, электрическая, и иные виды энергии и транспортные средства, за

исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок

пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное

оборудование.

Российские товары – это товары, происходящие из Российской Федерации,

либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Российской

Федерации.

Иностранные товары – товары, не являющиеся российскими.

Перемещение через таможенную границу Российской Федерации – совершение

действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу

с этой территории товаров или транспортных средств любым способом, включая

пересылку в международных почтовых отправлениях, использование

трубопроводного транспорта и линий электропередач.

Организации – юридические лица, образованные в соответствии с

законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические

лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской

правоспособностью [57], созданные в соответствии с законодательством

иностранных государств, международные организации, их филиалы и

представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Физические лица – граждане [57] Российской Федерации, иностранные

граждане [57] и лица без гражданства [57].

Лица, перемещающие товары – лица, являющиеся собственниками товаров, их

покупателями, владельцами либо выступающие в ином качестве, достаточном в

соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения с

товарами действий от собственного имени.

Декларант – лицо, перемещающее товары, таможенный брокер (посредник),

декларирующие, представляющие и предъявляющие товары и транспортные

средства от собственного имени, таможенному органу Российской Федерации.

Перевозчик – лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся

ответственным за использование транспортного средства.

Таможенный режим – совокупность положений, определяющих статус товаров

и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской

Федерации, для таможенных целей.

Выпуск – передача таможенными органами Российской Федерации товаров и

транспортных средств после их таможенного оформления в полное распоряжение

лица.

Российские лица – предприятия, учреждения и организации с местом

нахождения в Российской Федерации, созданные в соответствии с

законодательством Российской Федерации; лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,

зарегистрированные на территории Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в

установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные

охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие

предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не

зарегистрировался в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушении

гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении

обязанностей, возложенных на них Кодексом [5], не вправе ссылаться на то,

что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Внешнеторговая деятельность – "предпринимательская деятельность в

области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией,

результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными

правами на них (интеллектуальная собственность)" [7].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.