рефераты бесплатно

МЕНЮ


Таможенная политика

не было в прошлом, нет и в настоящее время. Однако при решении вопросов об

увеличении ставок ввозных таможенных пошлин необходимо учитывать полученные

из мирового опыта следующие выводы.

1. Таможенные тарифы чаще всего снижают благосостояние каждой из

торгующих стран, в том числе и той, которая является их инициатором.

2. Как правило, к цели, достигнутой с помощью учреждения тарифов, можно

прийти другим путем, причем с лучшими результатами.

3. Отклонения от политики свободной торговли оправданы в случаях:

a. если страна способна оказывать влияние на мировые цены, можно

найти такой уровень ставки тарифа, который принесет ей чистый

выигрыш;

b. когда в экономике страны существуют внутренние неразрешимые

проблемы, введение тарифа может оказаться порой полезнее, чем

экономическая пассивность;

c. когда в стране возникают отдельные чисто внешнеторговые

проблемы, введение таможенных тарифов иногда является

эффективнее любых других экономических мероприятий;

4. Таможенный тариф всегда выгоден производителям товаров, конкурирующим

с импортером, даже если совокупное благосостояние нации при этом

снижается.

Помимо тарифного регулирования внешнеэкономических связей в международной

торговле используются и так называемые нетарифные ограничения (нетарифные

барьеры). Последние можно классифицировать по следующим группам: барьеры

экономического характера; барьеры административного характера; установление

монопольного (государственного) канала для импорта; технические н другие

специальные требования.

Барьеры экономического характера включают антидемпинговые меры,

налогообложение, меры валютного и финансового характера. Налогообложение в

рассматриваемом аспекте представляет собой введение различного рода налогов

и налоговых платежей с импортеров, широко используемых в международной

торговле. К ним относятся:

. налог на добавленную стоимость, взимаемый с импортера в некоторых

странах;

. налог с оборота (или налог на продажу);

. скользящие компенсационные сборы; налог на потребление; акцизные

сборы;

. специальные импортные налоги и сборы, также взимаемые на границе;

. сборы с импортера в связи с таможенным оформлением груза (различаются

по видам, ставкам и способу обложения);

. гербовый сбор;

. статистический сбор;

. сборы на развитие национального экспорта;

. благотворительный сбор;

. лицензионный сбор;

. консульский сбор и др.

К мерам валютного и финансового характера относят:

o множественность валютных курсов;

o налог при операциях с иностранной валютой или сбор за ее получение;

o импортный депозит;

o систему предварительной оплаты пошлин и налогов.

Не одно десятилетие существуют и барьеры административного характера,

которые используют и развитые, и развивающиеся страны. В реестр таких мер

включены запрещение импорта (экспорта), количественные ограничения и

лицензирование, « добровольное» самоограничение экспорта.

Наибольшее распространение получили квоты, или количественное ограничение

объема иностранной (отечественной) продукции, разрешенной ежегодно к ввозу

в страну (или к вывозу из страны). Государство выдает ограниченное

количество лицензий, разрешающих ввоз (вывоз), и запрещает

нелицензированный импорт (экспорт).

Квоты бывают индивидуальные, тарифные, сезонные и глобальные.

Распространены следующие виды лицензий:

o разовая индивидуальная;

o генеральная; лицензирование с целью наблюдения;

o выдача разрешений на импорт для избранных покупателей;

o обусловленность выдачи лицензий закупками аналогичных товаров на

внутреннем рынке;

o выдача импортных лицензий продуценту в зависимости от его экспортной

деятельности;

o выдача лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием;

o лицензии на бартерные и другие безвалютные коммерческие операции и др.

В группу технических и других специальных требований включают: национальные

стандарты, системы сертификации и прочие нормы; требования, устанавливаемые

санитарно-ветеринарными и эдравоохранительными органами; требования

экологического характера; требования к упаковке и маркировке товара.

В современных условиях все без исключения государства регулируют свою

внешнеэкономическую политику и через таможенный тариф, и через нетарифные

ограничения. Покажем это на примере США. Характиристика конкретных мер

тарифного и нетарифного регулирования дана по состоянию на 1992 г.

С точки зрения абсолютных объемов внешнеторгового оборота США самая крупная

торговая держава мира.

Основным средством регулирования импорта США является обложение товаров при

ввозе таможенными пошлинами. Размер такого обложения определен Таможенным

тарифом США. Правила таможенной оценки и процедура таможенного обложены

установлены Законом о тарифах 1930 г., в который периодически вносятся

изменения, приводящие его в соответствие с торгово-политическим курсом

американского правительства.

Американский таможенный тариф - трехколончатый. Первая колонка - льготный

тариф - содержит ставки пошлин, применяемые к товарам, ввозимым из стран,

на которые США распространяют режим наибольшего благоприятствования. Вторая

колонка таможенного тарифа содержит преференциальные ставки пошлин,

применяемые к товарам развивающихся стран, на которые США распространяют

действие системы преференций. Как правило, это нулевые ставки, допускающие

беспошлинный ввоз ряда товаров из соответствующих стран. Третья колонка -

основной тариф - применяется к товарам стран, не пользующихся в США режимом

наибольшего благоприятствования. Ставки пошлин основного тарифа были

установлены еще в 1930 г., когда США проводили политику агрессивного

протекционизма, и они подчас в 8-10 раз превышают ставки льготного тарифа,

уменьшающегося по мере достижения соглашений о снижении таможенного

обложения в рамках ГАТТ.

Особенностью таможенного обложения импортных товаров в США является его

рост по мере повышения степени обработки товара, размера вложенного в него

капитала и труда. Сырьевые товары, особенно те, которыми США не могут

обеспечить себя за счет собственных ресурсов, ввозятся в США беспошлинно;

уровень пошлин на полуфабрикаты, даже при их обложении по основным ставкам,

относительно невысок. Самые высокие ставки тарифа применяются к готовым

промышленным изделиям. Уровень таможенного обложения машин и оборудования,

например по льготному тарифу составляет от 3 до 8%, по основному же - 25-

35% (исключение сделано для американских фермеров: в 30-х г. Конгресс США

принял специальный закон, предоставивший фермерам возможность беспошлинного

ввоза сельскохозяйственных машин и химикатов).

По мере постепенного снижения ставок таможенного тарифа США все большую

роль для сдерживания конкуренции на американском рынке со стороны

иностранных поставщиков играют нетарифные барьеры. Наиболее характерной

формой нетарифных ограничений ввоза в США являются количественные

ограничения. Законом определены два вида квот; абсолютные н тарифные.

Абсолютная квота - установленное количество товаров, разрешенных к ввозу.

Такие квоты ограничивают ввоз в США сыра, сахара, шоколада, сгущенного

молока, некоторых сортов хлопка, хлопковой пряжи, земляных орехов, кофе,

отдельных видов стального проката. Законом предусмотрена возможность

введения прокламацией Президента США абсолютной квоты на ввоз мяса.

Тарифные квоты разрешают ввоз того или иного товара в течение определенного

периода с уплатой пошлины по пониженной ставке. Тарифными квотами

ограничивается ввоз в страну цельного молока, рыбы, картофеля, мотоциклов

определенной мощности.

Со стороны правительства США не требуется разрешения на импорт в страну

большинства товаров. Однако ввоз некоторых категорий товаров контролируется

различными ведомствами США, и в случае импорта таких товаров необходимо

получение лицензии соответствующего ведомства. Так, ввоз нефтепродуктов

осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством энергетики,

беспошлинный ввоз часов и часовых механизмов с островных территорий США -

по лицензиям Министерства внутренних дел и Министерства торговли, ввоз

некоторых сельскохозяйственных товаров - по лицензиям Министерства

сельского хозяйства. Опасные виды диких животных и некоторые виды животных

и птиц, ввоз которых в США запрещен, могут импортироваться только по

лицензиям, выдаваемым Бюро спортивной рыбной ловли и охоты на животных и

птиц Министерства внутренних дел. Разрешение этого министерства требуется

также для ввоза перьев некоторых птиц, предназначенных для изготовления

искусственных нашивок и дамских шляп. Живые птицы, находящиеся под защитой

Закона о миграции птиц, могут импортироваться в США для научных целей и

размножения на основании разрешения, выданного упомянутым Бюро. Импорт

наркотиков запрещен, за исключением тех случаев, когда они импортируются на

основании распоряжения, виданного Министерством юстиции. Запрещен также

импорт оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и орудий войны, исключая те

случаи, когда соответствующая лицензия выдана начальником Управления

алкогольных напитков, табачных изделий и огнестрельного оружия Министерства

финансов.

Особенностью импортной процедуры в США является предъявление властями

жестких требований к маркировке импортируемых товаров. Так, особые

требования предъявляются в отношении маркировки текстильных товаров, мехов,

контейнеров, содержащих алкогольные напитки, и таких товаров, как стальные

трубы, ножевые изделия, бритвы, микроскопы, хирургические инструменты,

часы, лабораторный инструмент, весы, термосы и т.д.

В соответствии с Законом о регулировании экспорта 1979 г. правительственный

контроль за экспортом осуществляется на основании трех критериев:

национальной безопасности США, соображений внешней политики страны и

дефицитности товара на внутреннем рынке.

По соображениям национальной безопасности контролируется экспорт из США

товаров, которые могут быть использованы для укрепления военного потенциала

возможного противника. Для экспорта этих товаров во все страны, кроме

Канады, требуется получение индивидуальной лицензии в каждом отдельном

случае.

Помимо обычных индивидуальных лицензий, выдаваемых на поставку товара по

одному контракту, применяются три вида целевых индивидуальных лицензий:

проектная - выдается на срок до семи лет компаниям, осуществляющей поставки

большого числа наименований товаров, входящих в упомянутый «список

контролируемых товаров», если они предназначены для строительства и

оборудования предприятий за рубежом, а также материалов и компонентов,

необходимых для их эксплуатации;

распределительная - дает возможность экспортерам осуществлять по нескольким

адресам в капиталистических странах многократные поставки утвержденных

заранее товаров в рамках долгосрочной программы внешней торговли;

фактически на получение таких лицензий могут претендовать только крупные

корпорации, имеющие широкие внешнеторговые связи;

квалифицированная генеральная - разрешает многократный экспорт маловажных

товаров покупателю, операции с которым одобрены.

Что касается генеральных экспортных лицензий, то их также насчитывается

несколько, причем каждая из них определяет, какие товары и в какие страны

подлежат экспорту на их основании. Генеральная лицензия, действующая в

отношении группы стран, куда входил СССР, распространяется на минимальный

перечень товаров, разрешенных к свободному экспорту из США.

Степень либерализации таможенных тарифов и распространенность нетарифных

ограничений зависит от многих факторов:

. масштабов и уровня развития национальной экономики; удельного веса

страны в международной торговле;

. степени влияния страны в международных торговых, таможенных и иных

союзах;

. существующей и потенциальной направленности внешнеторгового оборота

страны;

. конкурентоспособности национальных товаров;

. внутренней политической и экономической ситуации и др.

Многие государства, имеющие хорошие перспективы в международной торговле,

потратили не одно десятилетие на выработку и развитие своей

внешнеэкономической политики. России же, с учетом ее незначительного

удельного веса в мировой торговле и наличия мощных промышленных и торговых

конкурентов, предстоит многотрудная и длительная по времени работа для

того, чтобы имеющиеся в вашем государстве потенциальные возможности

(сырьевые ресурсы, научно-технические разработки, огромный потенциал для

туризма, квалифицированные кадры и др.) превратить в активно действующие

рычаги во внешнеэкономической сфере. Весомую роль в этом должны сыграть

таможенные органы Российской Федерации.

4. Валютный контроль в таможенных органах

Одним из звеньев организационной системы, обеспечивающих экономическую

связь России с другими странами, являются таможенные органы. Мировая

практика подтверждает невозможность организации эффективного валютного

контроля в части операций, связанных с внешнеторговой деятельностью без

активного участия в этой работе таможенных органов. Действительно, никто

иной как сотрудник таможни первым получает информацию о состоявшемся факте

перемещения товаров через границу на основании условий, заложенных во

внешнеторговых договорах, и именно в момент таможенного оформления было бы

наиболее целесообразно выполнять отдельные процедуры валютного контроля.

Справедливость такого положения подтверждает и тот факт, что период

осуществления таможенного контроля является последней возможностью для

предотвращения возможного законодательства, в т.ч. валютного.

Понимание этого послужило основанием для определения функций и полномочий

таможенных органов при осуществлении валютного контроля. Компетенция

таможенных органов в этой части зафиксирована в ст. 199 Таможенного кодекса

Российской Федерации:

- таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль за

перемещением лицами через таможенную границу Российской Федерации, за

исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты

Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями,

связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных

средств.

Таким образом, одновременно с наделением таможенных органов правом

осуществления валютного контроля впервые на уровне законодательного акта

была конкретизирована компетенция одного из органов валютного контроля.

Причем, если функцию контроля за перемещением через границу валютных

ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ можно условно назвать

традиционной (с точки зрения формального контроля за соблюдением

установленного порядка оформления вывоза и ввоза указанных ценностей), то

валютные операции, т.е. операции, связанные с переходом прав собственности

на валютные ценности, никогда не были объектом внимания таможенных органов

РФ.

С получением ГТК России в июне 1993 г. статуса органа валютного контроля и

определением компетенции таможенных органов в части контроля валютных

операций в торговом обороте впервые в России появилась реальная возможность

создания практических технологий контроля. Перед Центральным банком РФ ГТК

России была поставлена задача в кратчайшие сроки разработать и ввести в

действие соответствующие механизмы.

В первую очередь речь шла об организации контроля за исполнением валютных

операций, связанных с вывозом и ввозом товаров в счет исполнения

внешнеторговых договоров купли-продажи.

Необходимо отметить, что в 1992-1993 гг. в средствах массовой информации,

выступлениях политиков постоянно обращалось внимание общественности,

правоохранительных органов на данные различных источников. в т.ч.

иностранных, утверждающих, что потери России от незаконченных валютных

операций, осуществляемых резидентами, составляют 15-20 млрд долл. США в год

(более 30% от объема российского экспорта). Причем большая часть нарушений

по данным указанных источников приходится на сокрытие валютной выручки от

экспорта товаров.

Объективно в настоящий момент экономическая ситуация в России соответствует

стандартным критериям, когда в полном объеме проявляются негативные

тенденции “бегства” от национальной валюты, сокрытия средств от

налогообложения, незаконных утечек капиталов за рубеж. В связи с этим

государство на уровне актов законодательства установило ограничения на

операции резидентов в национальной валюте, в частности, в соответствии с

требованиями Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”:

“иностранная валюта, получаемая предприятиями (организациями)- резидентами,

подлежит обязательному зачислению на их счета в уполномоченных банках, если

иное не установлено Центральным банком РФ” (ст.5).

Еще более усилило данное требование положение Указа Президента Российской

Федерации от 14.06.92 г. №629 (п.8): валютная выручка от экспорта или

реализации за иностранную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг)

подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на

территории РФ, если иное не разрешено ЦБ РФ.

С учетом изложенного ЦБР и ГТК России был принято решение о разработке в

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.