рефераты бесплатно

МЕНЮ


Таможенная политика

. содействие проведению структурной перестройки;

. обеспечение наиболее эффективного использования инструментов

таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной

территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики

нашего государства.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены

следующие основные функции:

. участие в разработке и реализации таможенной политики; защита

экономических интересов РФ;

. обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности

РФ;

. принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических

отношений;

. взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

создание условий, способствующих ускорению товарооборота через

таможенную границу РФ;

. осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции; участие

в разработке мер экономической политики в отношении товаров,

перемещаемых через таможенную границу РФ, реализация этих мер;

. осуществление контроли за вывозом стратегических и других жизненно

важных для интересов России материалов; ведение таможенной статистики

внешней торговли и специальной таможенной статистики РФ;

. проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области

таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения

квалификации специалистов в этой области для государственных органов,

предприятий, учреждений и организаций.

Предусмотрен блок функций международного характера: участие в разработке и

выполнении международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело;

сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных

государств, международными организациями, занимающимися вопросами

таможенного дела.

Важнейшим экономическим рычагом реализации многих задач таможенной политики

является система таможенных платежей.

2. Таможенные платежи

В Таможенном кодексе РФ (ст.11О) определены следующие виды таможенных

платежей: таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость; акцизы;

таможенные сборы за таможенное оформление; таможенные сборы за хранение

товаров; таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; плата за

информирование и консультирование; плата за принятие предварительного

решения; плата за участие в таможенных аукционах; сборы за выдачу лицензий

таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; сборы за выдачу

квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление

действия аттестата.

Подробнее рассмотрим характеристики таможенных пошлин, существующих в

развитых государствах и в России.

Таможенные пошлины - косвенные налоги на импортные, экспортные и транзитные

товары, поступающие в доход государственного бюджета. В настоящее время в

развитых странах преобладают таможенные пошлины на товары, ввозимые в

страну.

Взимаются таможенные пошлины по ставкам, предусмотренным в таможенном

тарифе, который содержит наименование ввозимых иностранных или вывозимых

национальных товаров, единицы обложения товаров и ставки пошлин. Ставки

устанавливаются чаще в определенном проценте к стоимости товара (адвалорная

таможенная пошлина) и реже в твердой сумме с единицы измерения товара

(специфическая таможенная пошлина).

По адвалорным ставкам облагаются сырье, продовольствие, по специфическим

ставкам - готовые изделия. В некоторых странах сочетаются обе ставки.

Обычно в таможенном тарифе предусматривается несколько ставок для одного и

того же товара (двухколонные, трехколонные тарифы): минимальные,

максимальные и льготные. Минимальные применяются к сырью и некоторым другим

товарам; максимальные - к готовым изделиям обрабатывающей промышленности, а

также ко многим видам сельскохозяйственной продукции; льготные - к

отдельным товарам или странам на основе межправительственных соглашений.

В зависимости от цели таможенные пошлины подразделяются на фискальные,

выступающие в качестве средства пополнения бюджетных доходов;

протекционистские и сверхпротекционистские, защищающие внутренний рынок от

проникновения иностранных товаров; антидемпинговые (разновидность

протекционистских), применяемые к импортным товарам, которые продаются

внутри страны по более низким ценам, чем аналогичные национальные товары;

преференциальные - льготные, устанавливаемые на определенный товар или на

весь импорт по договору и др.

Таможенное законодательство и опыт его применения в зарубежных государствах

были учтены при разработке Закона РФ «О таможенном тарифе», который вступил

в силу с 1 июля 1993 г. В нем регламентированы положения, связанные с

формированием и применением таможенного тарифа Российской Федерации.

3. Таможенный тариф Российской Федерации

Основными целями таможенного тарифа (ст. 1 Закона РФ «О таможенном тарифе»)

являются: рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ; поддержание

рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и

расходов на территории РФ; создание условий для прогрессивных изменений в

структуре производства и потребления товаров в РФ; защита национальной

экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции,

обеспечение условий для эффективной интеграции российской экономики в

мировую экономику.

Сфера действия рассматриваемого Закона ограничена единой таможенной

территорией Российской Федерации.

Таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе

товаров на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и

являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза (ст. 18, пункт 19

Таможенного Кодекса Российской Федерации).

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин,

применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и

систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой

внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Таможенный тариф применяется в

отношении ввоза (импорта) товаров на таможенную территорию РФ и вывоза

(экспорта) товаров с этой территории.

Ввозные таможенные пошлины. Правительство РФ определяет ставки ввозных

таможенных пошлин в пределах, установленных данным Законом (ст. 3, пункт

2).

Так например, в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-

политических отношениях с которыми Российская Федерация применяет режим

наиболее благоприятствуемой нации, предельные ставки ввозных таможенных

пошлин определялись Верховным Советом РФ. В соответствии с этим

Постановлением ВС РФ No 5005-1 от 21 мая 1993 г. (в этот день Президентом

РФ был подписан Закон РФ «О таможенном тарифе») предельные ставки ввозных

таможенных пошлин для указанной категории стран были установлены в размере

100% от таможенной стоимости товара.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения

с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо

страна-производитель которых не установлена, ставки ввозных таможенных

пошлин, определенные на основании настоящего Закона, увеличиваются вдвое

(ст.3, пункт 2), за исключением случаев предоставления РФ тарифных льгот

(преференций) на основании соответствующих положений Закона (ст. 34-37).

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей

схемой преференций РФ (см. приказ ГТК РФ от 24.06.96 №258), применяются

ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от установленных.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, к которым они

применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования,

устанавливаются Правительством РФ (ст. 3, пункт 3).

В Российской Федерации применяются следующие виды ставок пошлин:

. адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых

товаров;

. специфические, начисляемые в установленном размере за единицу

облагаемых товаров;

. комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

Кроме того, для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров

Правительство РФ может устанавливать сезонные пошлины (ст. 6), срок

действия которых не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки

таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применяются.

И, наконец, к ввозимым на таможенную территорию РФ товарам могут временно

применяться особые виды пошлин: специальные, антидемпинговые,

компенсационные (ст. 7-10).

Специальные пошлины могут применяться в двух случаях: как защитная мера,

если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количестве и на

условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным

производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; как

ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы

России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную

территорию РФ товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в

стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит ущерб или

угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям

подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства

подобных товаров в России.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную

территорию РФ товаров, при производстве или вывозе которых прямо или

косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит ущерб или

угрожает нанесением материального ущерба отечественным производителям

подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства

подобных товаров в РФ.

Ставки особых пошлин устанавливает правительство РФ. Следует отметить, что

применение особых видов пошлин довольно затруднительно, т.к. требует

предварительного и сложного расследования, осуществляемого по инициативе

государственных органов управления РФ.

Своего рода несущей конструкцией Закона РФ «О таможенном тарифе» является

таможенная стоимость товара, используемая для: обложения товара пошлиной;

внешнеэкономической и таможенной статистики; применения иных мер

государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных

со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля

внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с

законодательными актами РФ (ст. 5, пункт 6).

Из положений, характеризующих порядок определения таможенной стоимости

товара, порядок и условия ее декларирования и др. (ст. 12-17), особо

выделим следующие:

. система определения таможенной стоимости (таможенной оценки) товаров

основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в

международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на

таможенную территорию РФ;

. порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с

таможенной территории РФ, устанавливает правительство РФ. Порядок

применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную

территорию РФ, устанавливает также правительство РФ, но на основании

положений данного Закона;

. таможенная стоимость товара заявляется (декларируется) декларантом

таможенному органу РФ при перемещении товара через таможенную границу

РФ. Заявляемая декларантом таможенная стоимость и предоставляемые им

сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на

достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной

информации;

. при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения

таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что

представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или)

достаточными, таможенный орган РФ может самостоятельно определить

таможенную стоимость декларируемого товара, последовательно применяя

методы определения таможенной стоимости, установленные данным Законом;

. начисление, уплата и взимание пошлины на товар производится на основе

его таможенной стоимости в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Важно отметить, что на основе таможенной стоимости товаров и транспортных

средств исчисляются, кроме того, НДС, акцизы, и таможенные сборы (ст. 117

Таможенного кодекса РФ).

Поэтому характеристике методов определения таможенной стоимости товара

посвящен целый раздел Закона РФ «О таможенном тарифе» (ст. 18-24).

В ст. 18 говорится, что определение стоимости товаров, ввозимых на

таможенную территорию РФ производится путем применения следующих методов:

по цене сделки с ввозимыми товарами (основной метод); по цене сделки с

идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания

стоимости; сложения стоимости; резервного метода. Принцип их применения

следующий: если основной метод не может быть использован, применяется

последовательно каждый из перечисленных методов. При этом каждый

последующий применяется, если таможенная стоимость не может быть определена

путем использования предыдущего метода.

При знакомстве с основным методом определения таможенной стоимости товара

следует обратить внимание на два момента:

. на перечень и содержание тех расходных компонентов, которые должны

быть включены в цену сделки, если они не были ранее в нее включены;

. на характеристику условий, при наличии которых основной метод не может

быть использован для определения таможенной стоимости.

При изучении методов по цене сделки с идентичными и однородными товарами

важно учитывать признаки идентичности и однородности товаров. Тщательного

анализа заслуживают и методы на основе вычитания и сложения стоимости. В

первом случае в качестве основы для определения таможенной стоимости товара

принимается цена единицы товара (требования к ней указаны в ст. 22, пункт

2) с вычитанием из нее определенных расходных компонентов. Во втором случае

в качестве такой основы принимается цена товара, рассчитываемая путем

сложения стоимости трех групп компонентов. Резервный метод вступает в силу

тогда, когда таможенная стоимость товара не может быть определена

декларантом в результате последовательного применения предыдущих методов

или когда таможенный орган аргументированно считает, что предыдущие методы

определения таможенной стоимости не могут быть использованы. В этом случае

таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется с учетом мировой

практики ценообразования (ценовую информацию декларанту предоставляет

таможенный орган).

Целый раздел в Законе РФ «О таможенном тарифе» посвящен определению страны

происхождения товара, принципы которого основываются на существующей

международной практике (ст. 25-33). Обратим внимание на ключевые положения:

. страна происхождения товара определяется с целью осуществления

тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную

территорию РФ и вывоза товара с этой территории,

. страной происхождения товара является страна, в которой товар был

полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в

соответствии с критериями, установленными данным Законом. В ст. 27

приведен перечень товаров (из 9 пунктов), считающихся полностью

произведенными в данной стране, а в ст. 28 сформулированы критерии

достаточной переработки товара в данной стране и названы операции, не

отвечающие критерию достаточной переработки;

. для удостоверения происхождения товара из данной страны таможенный

орган РФ вправе требовать предоставления сертификата о происхождении

товара (ст. 30, пункт 1); обязательное предоставление указанного

сертификата необходимо при ввозе товара на таможенную территорию РФ в

случаях, указанных в пункте 3, ст. 30, в ст. 31 перечислены сведения,

которые должен содержать сертификат о происхождении товара;

. сертификат о происхождении товара предоставляется вместе с таможенной

декларацией и другими документами при таможенном оформлении; товары,

происхождение которых не установлено, выпускаются с уплатой таможенных

пошлин по максимальным ставкам таможенного тарифа РФ.

Специальный раздел посвящен предоставлению тарифных льгот (ст. 34-37).

Здесь определены существо и виды тарифной льготы ( тарифной преференции);

указаны товары, подлежащие освобождению от пошлины; зафиксированы условия

предоставления тарифных преференций и тарифных льгот в отношении

определенных государств и определенных товаров.

И, наконец, в свете проработки вопроса о присоединении России к

Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) чрезвычайно важной

представляется последняя статья ст. 38) Закона РФ «О таможенном тарифе», в

которой записано: «Если международным соглашением, участником которого

является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые

содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного

соглашения».

Практически все страны, участвующие в международной торговле, используют

таможенный тариф как одно из важных средств регулирования

внешнеэкономических связей. Единообразия в подходах к определению уровня

ставок таможенных пошлин, перечня товаров, подпадающих под такое обложение,

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.