Правовые основы создания и деятельности Евразийского экономического сообщества, перспективы развития
предприятий, результатом вступления в ВТО должна стать "эффективная
реализация преимуществ разделения труда и кооперации", в том числе и на
основе международных программ, подобных программе совместного
проектирования и производства самолетов в рамках европейского партнерства.
Однако государствам ЕврАзЭС, как странам с переходной экономикой для
вступления в ВТО нужен особый по продолжительности переходный период, в
течение которого предполагается сохранять целый ряд высоких пошлин, прежде
всего для проведения модернизации производства в тех отраслях, которые
неконкурентоспособны, но имеют обоснованные и реальные программы
модернизации.
Для единообразной таможенной защиты прав интеллектуальной
собственности в ВТО разработан проект типового национального правового
документа.
Определение конкретных позиций по переходному периоду для стран с
переходной экономикой - актуальная задача как органов ВТО, так и
межведомственных комиссий по вопросам ВТО в государствах - участниках
ЕврАзЭС. В России к задаче такой комиссии - в соответствии с постановлением
Правительства РФ от 12 января 1996 года и утвержденным Положением о
комиссии - отнесена подготовка предложений о внесении изменений в
законодательство о внешнеэкономической деятельности, исходя как из
принципов и правил Всемирной торговой организации, так и национальных
интересов.
Переговоры сейчас должны быть направлены на обсуждение вопросов,
связанных с разработкой правовых основ добросовестной конкуренции,
регулированием предела внутренней поддержки сельского хозяйства,
производства одежды и тканей, некоторых других производств.
Национальные программы поддержки должны сопровождаться принятием
обязательств о их временном характере и ориентироваться на предлагаемый ВТО
показатель АПП (агрегированный показатель поддержки) и договоренности,
согласно которым нетарифные барьеры в торговле сельскохозяйственной и иной
продукцией (в том числе запреты на импорт) постепенно будут
трансформироваться в обычные таможенные пошлины.
Переход на правила и нормы ВТО потребует от стран ЕврАзЭС значительных
усилий по совершенствованию национального законодательства, очень больших
средств, в частности, для выплат роялти иностранным владельцам прав
интеллектуальной собственности, но прежде всего - для реализации программ
технологической модернизации, образовательных программ, разработки новых
или доработки существующих законов и административных правил, улучшения
таможенной деятельности, гражданского судопроизводства.
В связи с этим страны ЕврАзЭС должны иметь согласованную комплексную
концепцию и стратегию присоединения к ВТО.
При разработке на данном этапе правовых основ функционирования ЕврАзЭС
одновременно приходится учитывать: что в странах Сообщества правовые нормы
зачастую неточны, порой имеют слишком общий характер и потому препятствуют
созданию совместных инвестиционных структур, регулированию конкуренции,
репатриации прибыли, что юридический и административный механизм и
исполнение законов неэффективны, возможности получения квалифицированной
правовой помощи на уровне мировых требований ограничены.
В совместной законопроектной работе в рамках Межпарламентской Ассамблеи
Евразийского экономического сообщества с учетом правил и норм ВТО в период
до 2005 года особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено подготовке
и принятию:
. Основ таможенного, антимонопольного, налогового, инвестиционного,
транспортного, земельного законодательства, Основ законодательства о
торговле услугами, Таможенного кодекса;
. типовых проектов правовых актов о внешнеэкономической деятельности,
экспортном контроле, стандартизации, общем рынке капитала, общей
платежной системе, инновационной деятельности, лицензировании,
основных принципах защиты иностранных инвестиций, основах обеспечения
экономической и информационной безопасности, порядке реализации
международно-правовых актов в национальной правой системе;
. рекомендаций о реализации Соглашения по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности. Очень важны также решения по
скоординированному вступлению в ВТО и развертыванию совместной
подготовки проектов технической и технологической модернизации
производства, учитывающей приближение критической фазы в моральном
износе основных производственных фондов и промышленных технологий.
Присоединение к ВТО - путь к использованию всех преимуществ
цивилизованных международных экономических отношений, путь трудный,
требующий приобщения к новой философии хозяйственной деятельности в ХХI
веке, преодоления уходящих в прошлое взглядов на управление экономикой и ее
стратегические перспективы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Как уже было отмечено во введении, в данной работе автором были
проанализированы положения правовых основ создания и деятельности
Евразийского экономического сообщества, а точнее один из множества аспектов
- вопросы понятия, структуры, деятельности, перспективы развития этого
союза. Также в данной работе кратко описывается история становления и
развития Евразийского экономического сообщества.
Исходя из многообразия выводов во всей работе необходимо сделать
основные.
В Главе 1 был воспроизведён краткий исторический очерк становления и
развития Евразийского экономического сообщества и развития законодательства
союза, также автор консолидировал положения, касающиеся ЕврАзЭС. Кроме
того, автором были собраны и проанализированы множественные подходы к
вопросу о перспективе развития ЕврАзЭС.
Исходя из всего проанализированного материала сделаем главный вывод.
Первым шагом к формированию этого экономического объединения стало
подписание в 1995 году Соглашения о Таможенном союзе между Россией и
Белоруссией, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия. Но уже в
1996 году эти страны подписали Договор об углублении интеграции в
экономической и гуманитарной областях, в котором была поставлена цель
создать в перспективе "сообщество интегрированных государств" путем
"поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании,
культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении суверенитета
сторон". При этом Договором предусматривалось также согласование
внешнеполитического курса и совместная охрана границ.
К более высокой степени интеграции ни одну из стран-участниц ЕврАзЭС
никто не подталкивал. Необходимость более широкого и тесного сближения в
рамках этой организации была осознана каждым из ее участников на фоне
событий, происходивших в то время в мире и в каждой из этих стран. Они
показали, что суверенитет, к которому так стремились отдельные политики и
политические силы бывших советских республик, и его активная демонстрация в
процессе общения как с бывшими братскими республиками, так и с остальным
внешним миром, желаемого результата не приносит. Разобщение союзных
республик привело лишь к развалу межгосударственных хозяйственных связей,
потере контроля над ситуацией на внешних границах, утрате международного
авторитета каждого самостоятельного государства и их неготовности к
выработке адекватных ответов на появившиеся вдруг новые вызовы и угрозы.
Попытка справиться с этими проблемами совместными усилиями в рамках
спешно сколоченного СНГ большого успеха не имела, между тем интеграция
небольшого числа стран, объединенных осознанным стремлением к воссозданию
единого механизма координации развития экономики и обеспечения безопасности
границ, показалась тогда реальной, и в конце концов она таковой и стала.
26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и
Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом
пространстве, однако в процессе его реализации стало ясно, что продвижение
по намеченному пути затруднительно без четкой организационно-правовой
структуры, обеспечивающей, в первую очередь, обязательность выполнения
принятых решений. В целях решения этой проблемы 10 октября 2000 года в
Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана
и был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического
сообщества, ставший основой для перевода сотрудничества пяти государств на
качественно новый уровень. Договор ратифицирован всеми государствами-
участниками и 30 мая 2001 года вступил в силу.
[pic]
19 февраля 2003года.
Вторая глава посвящена структуре ЕврАзЭС. Новая структура имеет в принципе
традиционную для подобных организаций систему органов управления:
Межгосударственный совет (на уровне глав государств и глав правительств),
Интеграционный комитет (постоянно действующий орган на уровне заместителей
глав правительств), Межпарламентская ассамблея и Суд сообщества. Голоса в
Межгосударственном совете распределяются в зависимости от взноса в бюджет
сообщества следующим образом: Беларусь — 20 голосов (20% бюджета),
Казахстан — 20 (20%), Киргизстан — 10 (10%), Россия — 40 (40%) и
Таджикистан — 10 голосов (10%). Деятельность всех вышеперечисленные органов
во взаимосвязи друг с другом в 2001-2005гг. будет напрвлена на решение
следующих основных задач:
1. В области внешнеторговой и таможенной политики: завершение формирования
режима свободной торговли;завершение формирования Общего таможенного
тарифа; формирование общего рынка услуг; согласование позиций государств-
членов по присоединению к ВТО; создание единой таможенной территории;
укрепление и обустройство внешних границ;
2. В области развития реального сектора экономики:проведение согласованной
структурной перестройки экономик; совместное развитие взаимодополняемых
отраслей экономики; формирование Транспортного союза – единой транспортной
системы; формирование общего энергетического рынка;
3. В области валютно-финансовых отношений: создание общей платежной
системы; унификация валютного регулирования и контроля;
4. В социально-гуманитарной области: формирование общего образовательного
пространства; предоставление равных прав социального обеспечения;
формирование общего рынка труда; предоставление равных прав в получении
медицинской помощи; реализация Заявления глав государств «Десять простых
шагов навстречу простым людям»;
5. В области обеспечения экономической безопасности: согласование основных
принципов экономической безопасности; проведение согласованной пограничной
политики;
6. В области правового регулирования: сближение и гармонизация
национального законодательства для интеграционного взаимодействия;
синхронизация выполнения внутригосударственных процедур по заключенным
договорам; принятие мер по формированию правовой системы ЕврАзЭС.
В третьей главе автор анализирует роль Всемирной торговой организации в
стратегии развития ЕврАзЭС, а также перспективы и напрвления ЕврАзЭС. Еще
раз отметим, что страны–участницы ЕврАзЭС ставят перед собой совместную
задачу — образовать общее экономическое пространство в Евразии, хотя при
этом они в значительной мере преследуют различные цели, не говоря уже о
возможностях.
Сегодня рано говорить о перспективах ЕврАзЭС (хотя вице-премьер-министр
России Виктор Христенко однажды и заявил о возможности введения в будущем
единой валюты в странах — участниках альянса), поскольку становление
интеграционных группировок сопряжено с большими трудностями в целом, а
интеграция на территории бывшего СССР проходит особенно тяжело. Вместе с
тем, уже сейчас можно назвать некоторые итоги взаимодействия пяти
государств — членов ЕврАзЭС, которые представляются достаточно важными.
Во взаимной торговле государств — участников Таможенного союза
действует режим свободной торговли товарами в полном объеме, не применяются
таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также
количественные ограничения. Принято Соглашение об Общем таможенном тарифе,
которое определяет основы единой политики в этой области, содержит механизм
согласования и принятия единых ставок ввозных таможенных пошлин, то есть
разработки и внедрения Общего таможенного тарифа. В этой связи следует
отметить, что согласно официальной информации базовый перечень единых
ставок ввозных таможенных пошлин, которыми облагаются товары, применяемых к
товарам, ввозимым государствами из третьих стран, сегодня охватывает более
60% товарной номенклатуры. Весьма важным является решение об уплате
косвенных налогов в стране назначения товара, кроме нефти и газа. В этом
плане экономическая привлекательность сообщества возросла.
В целом же появление многочисленных интеграционных группировок
свидетельствует о том, что формат сотрудничества в рамках СНГ сегодня себя
исчерпал в том смысле, что практически все его члены ищут формы более
тесного сотрудничества на субрегиональном уровне.
Что касается Украины, то сегодня ее отношения со странами — членами
ЕврАзЭС и так уже регулируются целой системой как многосторонних соглашений
в рамках СНГ, та и двусторонних договоров. Среди наиболее важных документов
СНГ следует назвать Соглашение о создании зоны свободной торговли и
Протокол к нему (до сих пор не ратифицированное Россией) от 15 апреля 1994
г., Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и
взаимодействия государств–участников СНГ в области транспортной политики от
9 октября 1997 г., Соглашение об Общем аграрном рынке государств —
участников СНГ от 6 марта 1998 г. и многие другие. Кроме того, Украина
имеет двусторонние соглашения со странами — членами ЕврАзЭС о промышленной
кооперации, свободной торговле (хотя с изъятиями) и т.д.
Этот перечень, который можно еще продолжить, свидетельствует о том, что
ЕврАзЭС практически во многом повторяет договоренности в рамках СНГ только
на субрегиональном уровне. Поэтому можно говорить о том, что сегодня
отношения между «пятеркой» и Украиной в международно-правовом плане
урегулированы достаточно хорошо, а потенциал договоренностей еще далеко не
использован.
Что касается заинтересованности Украины в рынках ЕврАзЭС, то, как
свидетельствует статистика, наибольший интерес для нашей страны
представляет рынок России. В целом для внешней торговли Украины сегодня
характерна переориентация экспорта с рынка СНГ на рынки других стран, тогда
как в импорте удельный вес бывших советских республик остается достаточно
высоким (прежде всего за счет энергоносителей и некоторых других видов
природных ресурсов).
Формирование ЕврАзЭС является удобным поводом попытаться без излишней
политической ангажированности проанализировать природу и закономерности
интеграционных процессов, разворачивающихся на территории СНГ.
Таким образом, по моему мнению, в перспективе на территории СНГ будет
и дальше развиваться процесс формирования субрегиональных группировок, а
этот процесс будет постоянно ставить перед Украиной проблему выработки
своей позиции, решение которой невозможно без четкого определения
национальных экономических интересов и места Украины в мире в целом и
Евразийском регионе в частности.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
1. Таможенный Кодекс Российской Федерации 1993г.
2. Таможенный Кодекс Российской Федерации 2003г.
3. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995г. №940 Об
утверждении стратегического курса Российской Федерации с
государствами – участниками СНГ.
4. Приказ ГТК РФ от 04.04.1995г. О первоочередных мерах по
реализации соглашения о Таможенном союзе от 20.01.1995г.
5. Основные документы по Таможенному союзу по состоянию на 15
июля 1995г.
6. Соглашение между РФ и Республикой Беларусь о единстве
управления таможенными службами.
7. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества,
заключенного в рамках государств Таможенного союза.
8. Договор между республикой Беларусь, Казахстан, Кыргызской
республикой, Российской Федерацией об углублении интеграции в
экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996г.
9. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом
пространстве от 26.02.99г.
10. Соглашение о межпарламентской ассамблее Евразийского
экономического сообщества.
11. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ЕврАзЭС.
12. Положение об Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.
13. Положение о межгосударственном Совете ЕврАзЭС.
14. Решение межгосударственного Совета Республики Беларусь,
Казахстан, Кыргызской республики, Российской Федерации №13 от
22.10.1997г.
15. Решение от 31.03.2001г.№2 г.Минск Об обеспечении
преемственности органов управления интеграцией
16. Информация о высших должностных лицах Евразийского
экономического сообщества
17. Решение от 23.03.2000. №777 г.Минск
18. Решение от 16.06.1998г. О регионах приграничного
сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА
1.Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б. От культа таможни к
таможенной кльтуре. –М., 2000.
2. Блинов Н.М. Таможенная политика России X-XXвеков. –М., 1997г.
3. Бураковский А. ЕврАзЭС: намерения и перспективы.
2003.
4.Ванин М.В.Таможенная политика: проблемы и приоритеты
//Таможня. -2000.-№311.-27 июня.
5.Ванин М.В. Повышение эффективности управления
таможенной службой России.-М.2000г.
6.Воротников В.П.Историческая справка о создании
ЕврАзЭС.//Internet:www.news.ru
7. Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Таможенная политика России. –М.,
2000г.
8.Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. –М.,
1995г.
9. Марышев А.Н., Черкасов Н.А. ЕврАзЭС и ВТО //журнал “Хозяйство и
право”, 2003, №5
10.Рожкова М.А. Актуальные вопросы законодательства Евразийского
экономического сообщества.//журнал “Законодательство”, 2001, №10.
11. Тихомиров Ю.А. Власть.Международная политика. //журнал “Журнал
российского права”, 2002, №1.
12. Трунова Л. Направление деятельности ЕврАзЭС.
//журнал “Российская юстиция”, 2003, №2.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|