рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовые основы создания и деятельности Евразийского экономического сообщества, перспективы развития

предприятий, результатом вступления в ВТО должна стать "эффективная

реализация преимуществ разделения труда и кооперации", в том числе и на

основе международных программ, подобных программе совместного

проектирования и производства самолетов в рамках европейского партнерства.

Однако государствам ЕврАзЭС, как странам с переходной экономикой для

вступления в ВТО нужен особый по продолжительности переходный период, в

течение которого предполагается сохранять целый ряд высоких пошлин, прежде

всего для проведения модернизации производства в тех отраслях, которые

неконкурентоспособны, но имеют обоснованные и реальные программы

модернизации.

Для единообразной таможенной защиты прав интеллектуальной

собственности в ВТО разработан проект типового национального правового

документа.

Определение конкретных позиций по переходному периоду для стран с

переходной экономикой - актуальная задача как органов ВТО, так и

межведомственных комиссий по вопросам ВТО в государствах - участниках

ЕврАзЭС. В России к задаче такой комиссии - в соответствии с постановлением

Правительства РФ от 12 января 1996 года и утвержденным Положением о

комиссии - отнесена подготовка предложений о внесении изменений в

законодательство о внешнеэкономической деятельности, исходя как из

принципов и правил Всемирной торговой организации, так и национальных

интересов.

Переговоры сейчас должны быть направлены на обсуждение вопросов,

связанных с разработкой правовых основ добросовестной конкуренции,

регулированием предела внутренней поддержки сельского хозяйства,

производства одежды и тканей, некоторых других производств.

Национальные программы поддержки должны сопровождаться принятием

обязательств о их временном характере и ориентироваться на предлагаемый ВТО

показатель АПП (агрегированный показатель поддержки) и договоренности,

согласно которым нетарифные барьеры в торговле сельскохозяйственной и иной

продукцией (в том числе запреты на импорт) постепенно будут

трансформироваться в обычные таможенные пошлины.

Переход на правила и нормы ВТО потребует от стран ЕврАзЭС значительных

усилий по совершенствованию национального законодательства, очень больших

средств, в частности, для выплат роялти иностранным владельцам прав

интеллектуальной собственности, но прежде всего - для реализации программ

технологической модернизации, образовательных программ, разработки новых

или доработки существующих законов и административных правил, улучшения

таможенной деятельности, гражданского судопроизводства.

В связи с этим страны ЕврАзЭС должны иметь согласованную комплексную

концепцию и стратегию присоединения к ВТО.

При разработке на данном этапе правовых основ функционирования ЕврАзЭС

одновременно приходится учитывать: что в странах Сообщества правовые нормы

зачастую неточны, порой имеют слишком общий характер и потому препятствуют

созданию совместных инвестиционных структур, регулированию конкуренции,

репатриации прибыли, что юридический и административный механизм и

исполнение законов неэффективны, возможности получения квалифицированной

правовой помощи на уровне мировых требований ограничены.

В совместной законопроектной работе в рамках Межпарламентской Ассамблеи

Евразийского экономического сообщества с учетом правил и норм ВТО в период

до 2005 года особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено подготовке

и принятию:

. Основ таможенного, антимонопольного, налогового, инвестиционного,

транспортного, земельного законодательства, Основ законодательства о

торговле услугами, Таможенного кодекса;

. типовых проектов правовых актов о внешнеэкономической деятельности,

экспортном контроле, стандартизации, общем рынке капитала, общей

платежной системе, инновационной деятельности, лицензировании,

основных принципах защиты иностранных инвестиций, основах обеспечения

экономической и информационной безопасности, порядке реализации

международно-правовых актов в национальной правой системе;

. рекомендаций о реализации Соглашения по торговым аспектам прав

интеллектуальной собственности. Очень важны также решения по

скоординированному вступлению в ВТО и развертыванию совместной

подготовки проектов технической и технологической модернизации

производства, учитывающей приближение критической фазы в моральном

износе основных производственных фондов и промышленных технологий.

Присоединение к ВТО - путь к использованию всех преимуществ

цивилизованных международных экономических отношений, путь трудный,

требующий приобщения к новой философии хозяйственной деятельности в ХХI

веке, преодоления уходящих в прошлое взглядов на управление экономикой и ее

стратегические перспективы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Как уже было отмечено во введении, в данной работе автором были

проанализированы положения правовых основ создания и деятельности

Евразийского экономического сообщества, а точнее один из множества аспектов

- вопросы понятия, структуры, деятельности, перспективы развития этого

союза. Также в данной работе кратко описывается история становления и

развития Евразийского экономического сообщества.

Исходя из многообразия выводов во всей работе необходимо сделать

основные.

В Главе 1 был воспроизведён краткий исторический очерк становления и

развития Евразийского экономического сообщества и развития законодательства

союза, также автор консолидировал положения, касающиеся ЕврАзЭС. Кроме

того, автором были собраны и проанализированы множественные подходы к

вопросу о перспективе развития ЕврАзЭС.

Исходя из всего проанализированного материала сделаем главный вывод.

Первым шагом к формированию этого экономического объединения стало

подписание в 1995 году Соглашения о Таможенном союзе между Россией и

Белоруссией, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия. Но уже в

1996 году эти страны подписали Договор об углублении интеграции в

экономической и гуманитарной областях, в котором была поставлена цель

создать в перспективе "сообщество интегрированных государств" путем

"поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании,

культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении суверенитета

сторон". При этом Договором предусматривалось также согласование

внешнеполитического курса и совместная охрана границ.

К более высокой степени интеграции ни одну из стран-участниц ЕврАзЭС

никто не подталкивал. Необходимость более широкого и тесного сближения в

рамках этой организации была осознана каждым из ее участников на фоне

событий, происходивших в то время в мире и в каждой из этих стран. Они

показали, что суверенитет, к которому так стремились отдельные политики и

политические силы бывших советских республик, и его активная демонстрация в

процессе общения как с бывшими братскими республиками, так и с остальным

внешним миром, желаемого результата не приносит. Разобщение союзных

республик привело лишь к развалу межгосударственных хозяйственных связей,

потере контроля над ситуацией на внешних границах, утрате международного

авторитета каждого самостоятельного государства и их неготовности к

выработке адекватных ответов на появившиеся вдруг новые вызовы и угрозы.

Попытка справиться с этими проблемами совместными усилиями в рамках

спешно сколоченного СНГ большого успеха не имела, между тем интеграция

небольшого числа стран, объединенных осознанным стремлением к воссозданию

единого механизма координации развития экономики и обеспечения безопасности

границ, показалась тогда реальной, и в конце концов она таковой и стала.

26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и

Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом

пространстве, однако в процессе его реализации стало ясно, что продвижение

по намеченному пути затруднительно без четкой организационно-правовой

структуры, обеспечивающей, в первую очередь, обязательность выполнения

принятых решений. В целях решения этой проблемы 10 октября 2000 года в

Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана

и был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического

сообщества, ставший основой для перевода сотрудничества пяти государств на

качественно новый уровень. Договор ратифицирован всеми государствами-

участниками и 30 мая 2001 года вступил в силу.

[pic]

19 февраля 2003года.

Вторая глава посвящена структуре ЕврАзЭС. Новая структура имеет в принципе

традиционную для подобных организаций систему органов управления:

Межгосударственный совет (на уровне глав государств и глав правительств),

Интеграционный комитет (постоянно действующий орган на уровне заместителей

глав правительств), Межпарламентская ассамблея и Суд сообщества. Голоса в

Межгосударственном совете распределяются в зависимости от взноса в бюджет

сообщества следующим образом: Беларусь — 20 голосов (20% бюджета),

Казахстан — 20 (20%), Киргизстан — 10 (10%), Россия — 40 (40%) и

Таджикистан — 10 голосов (10%). Деятельность всех вышеперечисленные органов

во взаимосвязи друг с другом в 2001-2005гг. будет напрвлена на решение

следующих основных задач:

1. В области внешнеторговой и таможенной политики: завершение формирования

режима свободной торговли;завершение формирования Общего таможенного

тарифа; формирование общего рынка услуг; согласование позиций государств-

членов по присоединению к ВТО; создание единой таможенной территории;

укрепление и обустройство внешних границ;

2. В области развития реального сектора экономики:проведение согласованной

структурной перестройки экономик; совместное развитие взаимодополняемых

отраслей экономики; формирование Транспортного союза – единой транспортной

системы; формирование общего энергетического рынка;

3. В области валютно-финансовых отношений: создание общей платежной

системы; унификация валютного регулирования и контроля;

4. В социально-гуманитарной области: формирование общего образовательного

пространства; предоставление равных прав социального обеспечения;

формирование общего рынка труда; предоставление равных прав в получении

медицинской помощи; реализация Заявления глав государств «Десять простых

шагов навстречу простым людям»;

5. В области обеспечения экономической безопасности: согласование основных

принципов экономической безопасности; проведение согласованной пограничной

политики;

6. В области правового регулирования: сближение и гармонизация

национального законодательства для интеграционного взаимодействия;

синхронизация выполнения внутригосударственных процедур по заключенным

договорам; принятие мер по формированию правовой системы ЕврАзЭС.

В третьей главе автор анализирует роль Всемирной торговой организации в

стратегии развития ЕврАзЭС, а также перспективы и напрвления ЕврАзЭС. Еще

раз отметим, что страны–участницы ЕврАзЭС ставят перед собой совместную

задачу — образовать общее экономическое пространство в Евразии, хотя при

этом они в значительной мере преследуют различные цели, не говоря уже о

возможностях.

Сегодня рано говорить о перспективах ЕврАзЭС (хотя вице-премьер-министр

России Виктор Христенко однажды и заявил о возможности введения в будущем

единой валюты в странах — участниках альянса), поскольку становление

интеграционных группировок сопряжено с большими трудностями в целом, а

интеграция на территории бывшего СССР проходит особенно тяжело. Вместе с

тем, уже сейчас можно назвать некоторые итоги взаимодействия пяти

государств — членов ЕврАзЭС, которые представляются достаточно важными.

Во взаимной торговле государств — участников Таможенного союза

действует режим свободной торговли товарами в полном объеме, не применяются

таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также

количественные ограничения. Принято Соглашение об Общем таможенном тарифе,

которое определяет основы единой политики в этой области, содержит механизм

согласования и принятия единых ставок ввозных таможенных пошлин, то есть

разработки и внедрения Общего таможенного тарифа. В этой связи следует

отметить, что согласно официальной информации базовый перечень единых

ставок ввозных таможенных пошлин, которыми облагаются товары, применяемых к

товарам, ввозимым государствами из третьих стран, сегодня охватывает более

60% товарной номенклатуры. Весьма важным является решение об уплате

косвенных налогов в стране назначения товара, кроме нефти и газа. В этом

плане экономическая привлекательность сообщества возросла.

В целом же появление многочисленных интеграционных группировок

свидетельствует о том, что формат сотрудничества в рамках СНГ сегодня себя

исчерпал в том смысле, что практически все его члены ищут формы более

тесного сотрудничества на субрегиональном уровне.

Что касается Украины, то сегодня ее отношения со странами — членами

ЕврАзЭС и так уже регулируются целой системой как многосторонних соглашений

в рамках СНГ, та и двусторонних договоров. Среди наиболее важных документов

СНГ следует назвать Соглашение о создании зоны свободной торговли и

Протокол к нему (до сих пор не ратифицированное Россией) от 15 апреля 1994

г., Соглашение о принципах формирования общего транспортного пространства и

взаимодействия государств–участников СНГ в области транспортной политики от

9 октября 1997 г., Соглашение об Общем аграрном рынке государств —

участников СНГ от 6 марта 1998 г. и многие другие. Кроме того, Украина

имеет двусторонние соглашения со странами — членами ЕврАзЭС о промышленной

кооперации, свободной торговле (хотя с изъятиями) и т.д.

Этот перечень, который можно еще продолжить, свидетельствует о том, что

ЕврАзЭС практически во многом повторяет договоренности в рамках СНГ только

на субрегиональном уровне. Поэтому можно говорить о том, что сегодня

отношения между «пятеркой» и Украиной в международно-правовом плане

урегулированы достаточно хорошо, а потенциал договоренностей еще далеко не

использован.

Что касается заинтересованности Украины в рынках ЕврАзЭС, то, как

свидетельствует статистика, наибольший интерес для нашей страны

представляет рынок России. В целом для внешней торговли Украины сегодня

характерна переориентация экспорта с рынка СНГ на рынки других стран, тогда

как в импорте удельный вес бывших советских республик остается достаточно

высоким (прежде всего за счет энергоносителей и некоторых других видов

природных ресурсов).

Формирование ЕврАзЭС является удобным поводом попытаться без излишней

политической ангажированности проанализировать природу и закономерности

интеграционных процессов, разворачивающихся на территории СНГ.

Таким образом, по моему мнению, в перспективе на территории СНГ будет

и дальше развиваться процесс формирования субрегиональных группировок, а

этот процесс будет постоянно ставить перед Украиной проблему выработки

своей позиции, решение которой невозможно без четкого определения

национальных экономических интересов и места Украины в мире в целом и

Евразийском регионе в частности.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Таможенный Кодекс Российской Федерации 1993г.

2. Таможенный Кодекс Российской Федерации 2003г.

3. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.1995г. №940 Об

утверждении стратегического курса Российской Федерации с

государствами – участниками СНГ.

4. Приказ ГТК РФ от 04.04.1995г. О первоочередных мерах по

реализации соглашения о Таможенном союзе от 20.01.1995г.

5. Основные документы по Таможенному союзу по состоянию на 15

июля 1995г.

6. Соглашение между РФ и Республикой Беларусь о единстве

управления таможенными службами.

7. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества,

заключенного в рамках государств Таможенного союза.

8. Договор между республикой Беларусь, Казахстан, Кыргызской

республикой, Российской Федерацией об углублении интеграции в

экономической и гуманитарной областях от 29.03.1996г.

9. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом

пространстве от 26.02.99г.

10. Соглашение о межпарламентской ассамблее Евразийского

экономического сообщества.

11. Конвенция о привилегиях и иммунитетах ЕврАзЭС.

12. Положение об Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.

13. Положение о межгосударственном Совете ЕврАзЭС.

14. Решение межгосударственного Совета Республики Беларусь,

Казахстан, Кыргызской республики, Российской Федерации №13 от

22.10.1997г.

15. Решение от 31.03.2001г.№2 г.Минск Об обеспечении

преемственности органов управления интеграцией

16. Информация о высших должностных лицах Евразийского

экономического сообщества

17. Решение от 23.03.2000. №777 г.Минск

18. Решение от 16.06.1998г. О регионах приграничного

сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

1.Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко В.Б. От культа таможни к

таможенной кльтуре. –М., 2000.

2. Блинов Н.М. Таможенная политика России X-XXвеков. –М., 1997г.

3. Бураковский А. ЕврАзЭС: намерения и перспективы.

2003.

4.Ванин М.В.Таможенная политика: проблемы и приоритеты

//Таможня. -2000.-№311.-27 июня.

5.Ванин М.В. Повышение эффективности управления

таможенной службой России.-М.2000г.

6.Воротников В.П.Историческая справка о создании

ЕврАзЭС.//Internet:www.news.ru

7. Дзюбенко П.В., Кисловский Ю.Г. Таможенная политика России. –М.,

2000г.

8.Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. –М.,

1995г.

9. Марышев А.Н., Черкасов Н.А. ЕврАзЭС и ВТО //журнал “Хозяйство и

право”, 2003, №5

10.Рожкова М.А. Актуальные вопросы законодательства Евразийского

экономического сообщества.//журнал “Законодательство”, 2001, №10.

11. Тихомиров Ю.А. Власть.Международная политика. //журнал “Журнал

российского права”, 2002, №1.

12. Трунова Л. Направление деятельности ЕврАзЭС.

//журнал “Российская юстиция”, 2003, №2.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.