Правовые основы создания и деятельности Евразийского экономического сообщества, перспективы развития
Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, учрежденного
Решением Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации № 13 от 22 октября
1997 года1.
В состав Межгоссовета входят главы государств и главы правительств
государств-членов ЕврАзЭС. Заседания Межгоссовета проводятся на уровне глав
государств не реже одного раза в год и на уровне глав правительств не реже
двух раз в год. Для решения
неотложных вопросов деятельности ЕврАзЭС по инициативе любого из государств-
членов Сообщества или Председателя Межгоссовета могут созываться
внеочередные заседания Межгоссовета.
В заседаниях Межгоссовета могут принимать участие Председатель
Интеграционного Комитета, Председатель Суда Сообщества, Председатель
Межпарламентской Ассамблеи, Постоянные представители Сторон при ЕврАзЭС,
Генеральный секретарь и приглашенные лица. Межгоссовет осуществляет
следующие функции:
рассматривает принципиальные вопросы деятельности Сообщества, связанные с
общими интересами государств-членов ЕврАзЭС;
определяет стратегию, направления и перспективы развития
_______________________________
1- Решение Межгосударственного Совета Республики Беларусь, Республики
Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации № 13 от 22 октября
1997 г. // internet:www.strana.ru
интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач
ЕврАзЭС;
принимает решения по вопросам, касающимся:
- регулирования условий взаимной торговли между государствами - членами
Сообщества;
-таможенной политики Сообщества по отношению к третьим государствам;
- упрощения и унификации таможенных правил и процедур, применяемых в
государствах-членах Сообщества;
- гармонизации (сближения и унификации) национального законодательства
государств-членов ЕврАзЭС;
заслушивает доклады Интеграционного Комитета о положении дел в Сообществе и
ходе реализации его целей и задач;
утверждает бюджет Сообщества на каждый бюджетный год и заслушивает отчет
Интеграционного Комитета о его исполнении;
утверждает по представлению Интеграционного Комитета структуру и
численность Секретариата Интеграционного Комитета;
учреждает вспомогательные органы Сообщества и принимает решения о
прекращении их деятельности, определяет численность и условия работы их
сотрудников;
утверждает символику ЕврАзЭС;
представляет в Межпарламентскую Ассамблею ЕврАзЭС кандидатуры для
назначения судей в Суд Сообщества;
по представлению Интеграционного Комитета назначает Генерального секретаря
и освобождает его от занимаемой должности;
принимает решения об открытии представительств Интеграционного Комитета
ЕврАзЭС;
обращается с запросами и рекомендациями к Межпарламентской Ассамблее и с
запросами к Суду Сообщества, дает поручения Интеграционному Комитету и
Генеральному секретарю;
определяет список договоров и других документов, содержащих обязательства,
исполнение которых необходимо для государства, вступающего в члены ЕврАзЭС,
и принимает решение о приеме в члены Сообщества;
принимает решения относительно приостановления или прекращения участия в
работе органов ЕврАзЭС государства-члена по основаниям, предусмотренным
статьей 9 Договора об учреждении ЕврАзЭС, а также о приеме в члены
Сообщества;
принимает решения о предоставлении, приостановке или аннулировании статуса
наблюдателя при ЕврАзЭС;
принимает решение о лишении права голосования в органах Сообщества
государства-члена по основаниям, указанным в статье 15 Договора об
учреждении ЕврАзЭС, а также о восстановлении этого права;
рассматривает проекты основ законодательства в базовых сферах
правоотношений, а также рекомендации Межпарламентской Ассамблеи;
принимает решения о наделении правами юридического лица органов Сообщества;
Межгоссовет на своем первом заседании избирает Председателя
Межгоссовета из числа глав государств-членов Сообщества и назначает
заместителя Председателя Межгоссовета и Председателя Интеграционного
Комитета, которые являются соответственно главой правительства и
заместителем главы правительства того же государства, а также назначает
Генерального секретаря.В дальнейшем председательство в Межгосударственном
Совете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым
государством-членом Сообщества в течение одного года.
В случае если полномочия главы государства и/или главы правительства,
исполняющих обязанности соответственно Председателя и заместителя
Председателя Межгоссовета, истекают до завершения срока исполнения этих
обязанностей, функции Председателя и/или заместителя Председателя
Межгоссовета переходят к лицам, которые займут соответствующие посты в
государстве, председательствующем в данном году. Председатель Межгоссовета
и заместитель Председателя Межгоссовета:
- ведут заседания Межгоссовета на уровне глав государств и уровне глав
правительств соответственно;
- организуют работу Межгоссовета;
- осуществляют общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на
рассмотрение Межгоссовета;
- подписывают решения Межгоссовета организационного и протокольного
характера;
- по поручению Межгоссовета в пределах предоставленных им полномочий ведут
международные переговоры, заключают от имени ЕврАзЭС договоры, представляют
Сообщество в отношениях с третьими государствами и международными
организациями;
- осуществляют контроль за выполнением обязательств, вытекающих из решений
Межгоссовета, и договоров, принятых в рамках ЕврАзЭС;
- в пределах своих полномочий дают поручения Интеграционному Комитету,
обращаются с запросами к Межпарламентской Ассамблее и Суду Сообщества,
осуществляют общий контроль за функционированием и взаимодействием органов
ЕврАзЭС.
Решения, запросы и рекомендации Межгоссовета принимаются на основе
консенсуса, причем каждое из государств-членов имеет один голос.Решения о
приостановке членства или об исключении из Сообщества принимаются по
принципу “консенсус минус один голос соответствующего государства-члена
Сообщества”.
Государства и международные межгосударственные (межправительственные)
организации, которым предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС, или их
полномочные представители могут принимать участие в заседаниях Межгоссовета
и получать информацию о принимаемых на них решениях.
Организационное, информационное и материально-техническое обеспечение
деятельности Межгоссовета осуществляется Секретариатом Интеграционного
Комитета.Финансовое обеспечение деятельности Межгоссовета, включая
проведение его заседаний, осуществляется за счет бюджета Сообщества.
Рабочим языком Межгоссовета является русский язык. Депозитарием принимаемых
Межгоссоветом документов и решений является Интеграционный Комитет.
“На первом заседании Председателем Межгосударственного Совета ЕврАзЭС
на очередной срок избран Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, а
заместителем Председателя назначен Премьер-министр Республики Казахстан. На
этом же заседании был принят пакет основополагающих документов, позволивших
начать функционирование Евразийского экономического сообщества”1.
Наряду с этим на заседании
Межгосударственного Совета 31 мая 2001г. был утвержден первый документ,
направленный на достижение целей деятельности ЕврАзЭС, – «Совместная
целевая Программа по обустройству пунктов пропуска на внешних границах
государств – участников Таможенного союза на период 2001–2005гг.».
Программа была подготовлена в соответствии с Решением Совета глав
правительств Таможенного союза от 24 ноября 1998г., и ее головным
разработчиком являлся Государственный таможенный комитет Российской
Федерации.
§2. Интеграционный комитет.
Общие положения.
Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества (далее -
Интеграционный Комитет) в соответствии со статьей 6 Договора об учреждении
Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года является
постоянно действующим органом Евразийского экономического сообщества (далее
- ЕврАзЭС или Сообщество).
__________________________________
1- актуальные вопросы законодательства ЕврАзЭС.// Законодательство.
2001.№10.
Интеграционный Комитет в своей деятельности подотчетен Межгосударственному
Совету ЕврАзЭС (Межгоссовету).
В состав Интеграционного Комитета входят заместители глав правительств
государств-членов Сообщества. Заседания Интеграционного Комитета проводятся
не реже одного раза в три месяца.По инициативе любого из государств-членов
Сообщества или Председателя Интеграционного Комитета либо по решению
Межгоссовета могут созываться внеочередные заседания.
Функции.
Для реализации целей и задач Сообщества Интеграционный Комитет
осуществляет следующие функции:
- анализирует состояние и тенденции развития интеграционных процессов в
Сообществе, вырабатывает предложения по их продвижению, в том числе путем
разработки и согласования проектов соответствующих договоров и решений
органов ЕврАзЭС;
- рассматривает вопросы, согласовывает и вносит на Межгоссовет проекты
решений, касающиеся:
регулирования условий взаимной торговли между государствами-членами
Сообщества;
таможенной политики Сообщества по отношению к третьим государствам;
гармонизации (сближения и унификации) национального законодательства
государств-членов ЕврАзЭС;
взаимоотношений ЕврАзЭС с третьими государствами и международными
организациями;
упрощения и унификации таможенных правил и процедур, применяемых в
государствах-членах Сообщества;
предварительного рассмотрения межгосударственных инвестиционных проектов,
экономических, социальных и других программ, планов проведения в рамках
Сообщества совместных мероприятий государств-членов, представляет проекты
решений по ним в Межгоссовет;
взаимодействия органов ЕврАзЭС с правительствами государств-членов
Сообщества;
контроля за реализацией решений Межгоссовета и Интеграционного Комитета, а
также международных договоров, действующих в рамках Сообщества;
- готовит, согласовывает и вносит на Межгоссовет предложения по повестке
дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проекты решений
и документов;
- ежегодно представляет Межгоссовету доклад о положении дел Сообществе и
ходе реализации его целей и задач, а также отчет о своей деятельности;
- рассматривает запросы и рекомендации Межпарламентской Ассамблеи;
- информирует Межпарламентскую Ассамблею о ходе реализации целей и задач
Сообщества;
- рассматривает представленный Генеральным секретарем и одобренный
Комиссией Постпредов, составленный с участием Межпарламентской Ассамблеи,
Суда Сообщества и других органов ЕврАзЭС проект бюджета Сообщества на
предстоящий бюджетный год и, после согласования с правительствами
государств-членов ЕврАзЭС, представляет его на утверждение Межгоссовета;
- контролирует исполнение бюджета ЕврАзЭС органами Сообщества и ежегодно
представляет на утверждение Межгоссовета соответствующий отчет;
- вносит в Межгоссовет предложения относительно приостановления или
прекращения участия в работе органов ЕврАзЭС государства-члена по
основаниям, предусмотренным статьей 9 Договора об учреждении ЕврАзЭС, а
также о приеме в члены Сообщества;
- вносит в Межгоссовет предложения об открытии и/или закрытии
представительств Интеграционного Комитета ЕврАзЭС;
- вносит в Межгоссовет предложения о назначении Генерального секретаря и
освобождении его от занимаемой должности;
- утверждает по представлению государств-членов ЕврАзЭС кандидатуры на
должности в Секретариате Интеграционного Комитета в соответствии с квотами,
закрепленными за каждым государством-членом, а также принимает решения об
освобождении их от занимаемых должностей;
- в пределах своей компетенции поддерживает и развивает контакты с
исполнительными органами других международных организаций, по поручению
Межгоссовета представляет интересы Сообщества в отношениях с другими
субъектами международного права;
- вносит в Межгоссовет предложения относительно предоставления государству
или международной организации статуса наблюдателя при ЕврАзЭС в случае
обращения с соответствующей просьбой;
- осуществляет функции депозитария договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС,
а также решений Межгоссовета и уполномачивает Генерального секретаря
обеспечивать эти функции;
- осуществляет иные функции в соответствии с поручениями Межгоссовета.
Интеграционный Комитет имеет право обращаться с рекомендациями в
Межгоссовет, с рекомендациями и запросами - в Межпарламентскую Ассамблею и
к правительствам государств-членов ЕврАзЭС, с запросами - в Суд Сообщества.
Полномочные представители государств и международных организаций,
которым предоставлен статус наблюдателя при ЕврАзЭС, могут принимать
участие в заседаниях Интеграционного Комитета и получать информацию о
принимаемых на них решениях. При необходимости Интеграционный Комитет
вносит в Межгоссовет предложения об учреждении вспомогательных органов
Сообщества, необходимых для реализации целей и задач Сообщества.
Интеграционный Комитет может создавать комиссии и советы по конкретным
направлениям сотрудничества.
Местом нахождения Интеграционного Комитета являются город Алматы
(Республика Казахстан) и город Москва (Российская Федерация). Заседания
Интеграционного Комитета могут проводиться в любых государствах-членах
ЕврАзЭС. Условия пребывания Интеграционного Комитета и его представительств
на территории государств пребывания определяются соглашениями между
правительством государства пребывания и Евразийским экономическим
сообществом.
Финансирование деятельности Интеграционного Комитета, включая
проведение его заседаний, заседаний Комиссии Постоянных представителей, а
также деятельность Секретариата, осуществляется за счет бюджета Сообщества.
Интеграционный Комитет является юридическим лицом.
Организация работы.
Первое заседание Интеграционного Комитета ведет его Председатель,
назначенный Межгоссоветом. Дальнейшее председательство в Интеграционном
Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым
государством-членом Сообщества в течение одного года, причем Председатель
Интеграционного Комитета является представителем того же государства, что и
Председатель Межгоссовета. Председатель Интеграционного Комитета ведет его
заседания и принимает участие в заседаниях Межгоссовета.
В случае невозможности исполнения действующим Председателем
Интеграционного Комитета обязанностей по ведению заседания Интеграционного
Комитета, его функции выполняет другой представитель правительства
государства, председательствующего в данный период в Сообществе.
В случае если полномочия заместителя Председателя Правительства,
исполняющего обязанности Председателя Интеграционного Комитета, истекают до
завершения срока исполнения этих обязанностей, функции Председателя
Интеграционного Комитета переходят к лицу, которое займет соответствующий
пост в Правительстве государства, председательствующего в Сообществе в
данном году.
Интеграционный Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с
Правилами процедуры, утверждаемыми самим Комитетом. Рабочим языком
Интеграционного Комитета является русский язык.
Комиссия Постоянных представителей.
В период между заседаниями Интеграционного Комитета текущую работу
Сообщества обеспечивает Комиссия Постоянных представителей (Комиссия
Постпредов). Заседания Комиссии Постпредов проводятся по мере
необходимости, но не реже двух раз в месяц. Комиссия Постпредов
рассматривает проекты документов, вносимых на заседания Интеграционного
Комитета, и дает по ним свои рекомендации. Порядок работы Комиссии
Постпредов определяется Положением, утверждаемым Интеграционным Комитетом.
Постоянный представитель государства-члена ЕврАзЭС назначается главой
государства-члена Сообщества и представляет интересы направившего его
государства.Полномочия Постпредов определяются направляющими их
государствами в соответствии с национальным законодательством и нормами
международного права. Финансирование и материально-техническое
обеспечение Постпреда и его аппарата осуществляется направившей его
Стороной.
Секретариат Интеграционного Комитета.
Секретариат Интеграционного Комитета (Секретариат) осуществляет
организацию работы и информационно-техническое обеспечение
Межгосударственного Совета и Интеграционного Комитета.
Секретариат, в пределах своей компетенции, осуществляет следующие
функции:
- организует разработку проектов документов и программ по углублению
интеграционных процессов;
-организует консультации и переговоры по согласованию с государствами-
членами ЕврАзЭС подходов к проведению общей политики по направлениям
сотрудничества;
- организует подготовку и согласование проектов решений Межгоссовета и
Интеграционного Комитета;
- анализирует ход выполнения решений органов ЕврАзЭС и заключаемых в рамках
Страницы: 1, 2, 3, 4
|