Курсовая работа: Краеведческая деятельность библиотек
Организация
фонда СБА
В ЦБ краеведческий
фонд создается при ч/з, для этого выделяются полки, стелажи на которых
сосредотачивается литература о крае. Краеведческая литература из этого фонда
может быть выдана в другие отделы библиотеки и филиалы системы, если этого
требует выполнения запроса читателей или организации массовых мероприятий.
Издания краевдческого содержания имеющиеся в библиотеке в одном экземпляре,
поступают прежде всего в краеведлческий фонд при читальном зале. По мере
количественного роста краеведческий фонд из читального зала может быть передан
в отдел автоматизации и использования единого фонда в составе, которого будет
выделены полки с краеведческими изданиями.
В ч/з в таком случае
будет представлена на отдельных полках только наиболее значимая краеведческая
литература.
На абонементе ЦБ
выделяется раздел «Литература о крае» в котором представлены основные и
пользующиеся спросом издания об области в целом, районе, народном хозяйстве,
общественной жизни, истории, общественной жизни, художественная литература о
крае.
Независомо от места
нахождения читальный зала, отдела организации и использования единого фонда,
краеведческая литература используется на общих основаниях на всех
внутрисистемных книгообменных операциях.
Дублетные экземпляры
краеведческой и отраслевойц литературы постапают так же в отраслевые
специализированные подразделения библиотеки.
В библиотеках филиалах
краеведческие полки выделябтся в ч/з. Если таковая имеется. В таком случае на
абонементе краеведческая литература может быть представлена на постоянно
действующей выставке «Наш район» или «Наш город».
В тех библиотеках, где
нет ч/з краеведческие издания выеляются на полках абонемента. Рукописные
материалы о городе или районе хранятся в ЦБ у библиографа, в филиалах – у
библиотекаря, используются работниками библиотеки, выдаются читателям,
углубленно изучающим край.
Материалы, поступабщие в
краеведческий фонд ЦБ и филиалы из отдела комплектования и обработки, снабжены
нужным количеством каталожных карточек для каждого издания с условной пометкой
на месте шифра – «К» , «М».
Шифр на карточках,
которые включаются в краеведческую картотеку и на книги (которые направляются в
краеведческий фонд), проставляется библиографом, работником ч/з или абонемента
ответственным за фонд.
Краеведческие издания,
которые направляются в отраслевые и специализированные разделы фонда библиотеки
классифицируются и шифруются в отделе комплектования и обработки.
Для шифровки и
расстановки небольшого количества краеведческих изданий, имеющихся в
краеведческом фонде ч/з используют схемы классификаций краеведческой
литературы. Например:
М1 Край в целом. Район
(горд) в целом.
М2 Местные организации о
органы управления. Общественно-политическая жизнь района, города)
М3 Природные условия и
ресурсы области, района
М4 народное хозяйство
района (города)
М5 Здравохранение.
Медицинские учреждения. Спорт. Физическая культура в районе, городе.
М6 Культурное
строительство. Народное образование в районе, гооде.
М7 Искусство района
(города) и области в произведениях искусства.
М8 Литературная жизнь
района (города) и области в художественной литературе. Фольклор.
М9 История области, района
(города).
М10 Религия. Атеизм.
На абонементе ЦБ в
разделе фонда «Литература о крае» книги и брошюры расставляются и получают шифр
в соответствии с основным рядом схем, но более уцпкупненным делениям.
От раздела фонда
абонемента «Литература о крае» необходимо сделать ссылку к другим разделам
фонда, в которых есть отраслвевая литареттура, относящаяся к краю. Необходимо
сообщить читателям о полном собрании краеведческой литературы, имеющейся в
отделе ч/з о наличии краеведческого каталога.
Дополнительнуюинформацию
о краевдческом фонде библиотеки читатели абонемента и других отделов получат из
тематических выставок, организуемых во всех отделах и представляющих книги,
статьи и другие краеведческие материалы, имеющиеся в библиотеке.
В отраслевых разделах ч/з
абонемента и других отделов библиотект создаются внутриполочные выставки
краеведческой тематики.
В распоряжение читателей
ч/з, абонемента и других отделов должны быть представлены библиографические
материалы краеведческого содержания.
Активная пропаганда краеведческого
фонда, информация о краеведческой литературе, имеющейся в библиотеке, тесно
связаны с водержанием чтения читателей, с вопросами привлечения читателей в
массовых библиотеках.
Итоги постоянного
изучения фонда и его использование дают основу для участия массовых библиотек в
разработке предложений по дополнению библиотечной серии целевого назначения
местными изданиями, в том числе, краеведческого содержания. С этой работой
связана и подготовка обоснованных предложений по поводу издания и переизданий
книг повышенного спроса, в том числе книг о своем крае.
Справочно-библиографический
аппарат
Краеведческий СБА
является составной частью единого СБА и в центральной библиотеке должен быть
представлен:
-
Ситематическим
каталогом «Наша область», «Наш район» и т.д.
-
Тематическими
картотеками;
-
Фондом справочных
и библиографических пособий краеведческого содержания;
-
Фонд выполненных
библиографических справок на краеведческие темы.
Опыт работы многих
центральных библиотечных систем. Например: Выборгская, Липецкая, кисловодская
показал целесообразность ведения в библиотеках-филиалах краеведческих картотек,
выделения в этих справочных и библиографических изданиях краеведческого
содержания.
Наличие этих основных
частей краеведческого СБА особенно важно в филиалах, территориально тделенных
от центральных библиотек.
Краеведческий СБА – не
единственный источник сведений о книге краеведческого содержания, имеющихся в
едином фонде. Эти книги отражаются в общем СБА центральной библиотеки.
Краеведческий каталог – это
библиоечный каталог, отражающий документы краеведческогосодуржания. Как
правило, в общедоступных библиотеках это центральный систематический каталог,
назначением которого является хранение и поиск краеведческой информации о
районе, городе, области, в которых находится ЦБС. Если он включает сведения о
краеведческих фондах других библиотек, научных учреждений, музеев, то
называется не центральным, а сводным.
Отличие краеведческого
каталога от систематического проявляется в отборе материала для отражения в его
структуре, способах группировке, требованиях к редактированию и др.
Критериями отбора
документов является ценность материала об экономике, истории, культуре края. В
КСК отражаются не только книги и брошюры, но и статьи из журналов. Сборников,
газет, рецензии, изоиздания, издания, диафильмы, слайды и другие документы
независимо от года издания и читательского назначения. Документы, отраженные в
других каталогах и картотеках, в КСК отражаются повторно. КСК организует на
основе таблиц ББК для краеведческих каталогов и снабжается к АПУ. За каждым
делением каталога библиографические записи располагаются в обратно
хронологическом порядке, что позволяет читателю познакомиться в первую очередь
с новыми поступлениями. В КСК чаще, чем в систематическом каталоге исползуется
методика многократного отражения документов.
Редактирование каталога,
проверка правильности классификационных решений и оформлениекаталога
производится библиографими с участием специалистов-краеведов. Сведения о
наличии КСК в других библиотеках доводят до читателей с помощью информационого
плаката.
Состав
фонда
Краеведческий фонд
централизованной библиотечной системы формируется из изданий и других
материалов, отвечающих основным требованиям научности и народности
предъявляемым к книжным богатствам библиотек, и состоит из:
-
Книг и брошюр
-
Материалов
изобразительного искусства, фотографий, атласов, карт, нотных изданий и
грампластинок;
-
Машинописных и
рукописных материалов;
-
Тематических
папок, газетных вырезок, альбомов и книжек-самоделок, составленных работниками
библиотеки, читателями, краеведами.
При определении
состава краеведческого фонда следует отметить особенности решения вопросов об
освобождении его от устаревшей, мало спрашиваемой литературы. Определившаяся в
отношении всего фонда зависимость активности использования литературы от года
издания не может в полной мере относиться к обслуживаемой библитекой
территории, отражет ее специфику, что такой литературы еще очень мало, она
оперативно переиздается а следовательно, олжна приобретаться и храниться в
фонде библиотеки, независимо от года издания.
В фонд краевдческой
литературы не отбираются периодические издания. В них, как правило, имеются
только отдельные статьи о крае.
Не отбираются на полки с
краеведческой литературой и литературой, содержание которой не органичено
определенной территрией, а город, район лишь упоминаются в связи с ракрытием
научных проблем, тем и вопросов, выходящих за пределы краеведения.
Одним важнейшим принципом
формирования единого фонда централизованной библиотечной системы является
целенаправленное размежевание сфер комплектования центральной библиотеки и
филиалов.
Краеведческий фонд в
полном составе формируется ЦБ возглавляющей центральную систему. Поступающая в
единый фонд научная и производственная литерратура, посвященная городу, району,
прежде всего вклбчается в краеведческий фонд ЦБ.
Распределение такой
литературы по филиалам производится в соответствии с общими положениями
формирования единого фонда. В случае, когда эта литература является новой и содержит
ценные и редкие сведения о всей территории, обслуживаемых отдельными филиалами,
она направляется в фонд ЦБ и фонд филиала.
Дорогостоящие ноты,
грампластинки, изографику и т.д. опсвященные городу, области, приобретаются в
краеведческий фонд ЦБ.
Произведения местных
писателей, поэтов в полном репертуаре независимо от того, посвящешы ли они
местной жизни, должны быть собраны в фонде ЦБ, а так же в отдельных филиалах.
Произведения х/л
желательно иметь во всех филиалах ЦБ.
В краеведческих фондах
всех библиотек системы с одинаковой полнотой должны быть представлены основные
справочные и библиографические издания краеведческого содержания, печатные
материалы об итогах выполнения планов, научно-популярная литература о крае.
Выявление в любом фонде
старые, а также ценные и редкие книги, имеющиеся в едином экземпляре,
передаются в фонд центральной библиотеки или областной.
В ЦБ составляется сводный
нумерационный перечень тем, по котрым ведутся папки газетных вырезок по всей
теме системе с указанием библиотек, оформляющих папки по указанной в перечне
теме. Список тем, поступает в каждое подразделение системы.
Вырезные из газеты
заметки и статьи наклеиваются на плотные листы бумаги одинакового формата.
Основные
тематические направления работы
Основными направлениями
краеведческой деятельности библиотек определяются общегосударственными
проблемами, решаемыми нашей страной.
Целесообразно все
материалы связанные с вовременной деятельностью местной организации.
Единство экономического,
политического значениеЮ парътриотический характер труда российского народа.
Задача библиотек – выявить и предоставить в распоряжение работников с/х все
печатные материалы об особенностях сельского хозяйства, производства в данной
местности, об истории, современном состочнии и перспективах развития с/х.
Ведется в нашей стране
систематическая работа по выявлению и изучению народных ресурсов в целях их
рационального использования, проблем размещения производства и т.д.
Используя литературу
родного края библиотеки призваны активно участвовать в воспитании чувств
сопричастности к природе, к гармонии. И эта работа библиотек должнабыть
обращена не только на детей, но и другие категории читателей.
Например, из опыта
Выборгской ЦБС организовавших совместное с обществом охраны природы университет
охраны природы, на занятиях которого широко пропагандируется литература о
природе своего края. Весь комплекс историко-краеведческой работы библиотек
вклбчает в себя чрезвычайно широкий круг тем, подчеркивабщих основные черты,
действенный характер, его органическую связь, приемственность в развитии
трудовых традиций нашегонарода.
Работа библиотек с
историко-краеведческой литературой имеет давние традиции и неоднократно
расматривалось в библиографической печати. В каждом крае есть свои исторические
темы, связанные с событиями, проходившими на их земле. Но общей здесь задачей
является связь истории края с историей всей страны.
В массовой нагладной
работе применение х/л будет иметь эффективность, эмоциональность. Итоги анализа
содержания и методики состояния краеведческих указателей, методических
материалов, характеристика методических материалов тематических направлений,
нашедших отражение в этих пособиях областных библиотек, обобщались в печати.
Массовые
формы пропаганды литературы
В целях популяризации
литературы о крае в массовой работе используется вся многообразность форм и
методов библиотечной пропаганды. В подтверждение этого можно было бы привести
огромный перечень выставок, устных журналов, читательских рецензий, вечеров
обсуждения и т.д. Методика проведения, которых раскрыта в литературе.
В небольших
библиотеках-филиалах целесообразно продолжить практику организации
краеведческих указателей. В одном месте сосредоточека краеведческая картотека,
подборка краевдческих библиографических изданий и папок газетных вырезок,
выставка литературы о крае, плакат и другие формы, рекомендующие краеведческую
книгу.
Знание основных
направлений в содержании краевдческо работы, актуальных для своего района тем.
Форм и методов их раскрытия, четкое представление об интересах определенных
читательских группах является обязательным пердпосылками для создания системы в
массовой работе библиотек с краеведческой литературой.
В организации
пропагандисткой работы, в том числе и краеведческого характера реализуется все
преимущество центрального библиотечного обмслуживания читателей.
В поисках новых путей
пропаганды краеведческого материала массовые библитеки нередко выходят за
пределы чисто библиотечных форм. Библиотеки, обслуживающие небольшие територии,
часто являются центрами краеведческого движения, объединяющими его участников в
организации народных музеев, сборе материала о своем краею
Важно, чтобы при этом
библиотками не был забыт основной материал с которым они должны работать –
литература. подготовка и проведение массовых мероприятий
краеведческогохарактера. Формы их участия в краеведческом движении имеют много
общего с работой других культурно просветительных учреждений и часто проводятся
свместно с ними. Поэтому для ьбиблиотекарей оченьважны материалы из журналов «
Культурно-просветительная работа». «»Клуб» и т.д.
Библиографическая
работа библиотеки; задачи содержания и организация библиографической работы
библиотеки
Базой для организации
и ведения библиогафичечкой работы могут быть сформулированы следующим образом:
содействие образованию и самообразованию, содействие социально-экономическому
развитию страны, региона, решение первой задачи невозможно без без
целенаправленной работы по руководству самообразовательным чтением с помощью
разнообразных иблиографическихсредств, прежде всего рекомендатеьного характера.
Активноприменяются библиографические средства пропаганды (картотеки,
библиографические пособия, рекомендательные указаели) произведений печати и
осуществляя руководство чтением, библиотека тем самым привлекает читателей
умение самостоятельно ориентороваться в мире книг, выбирать лучшее.
Содействие
социально-экономическому развитию страны – вторая заача библиографической
работы. Как известно никакой прогресс невозможен без постоянного развития науки
и техники совершенствования жкономических отношений, разработки и внедрения
новой технологии.
Понятие организации
библиографической работы включает в себя комплекс таких важных вопросов,
планирования, учета и отчетности анализ выполненной работы, разделение
обязанностей между работниками ЦБС, система повышения их библиографический
квалификации, координация и кооперация, методическое обеспечение.
Основное
назначение, основные принципы функции и организация российской краведческой
библиографии
Краеведческая
библиография, как состваная часть всей системы библиографии призвана полнее
удовлетворять потребности в библиографической информации. Краеведческая
библиографическая информация прежде всего показывает существенную помощь
научным работникам, специалистам народного хозяйства в сосвершенствовании
управления края, углубленном комплексном исследовании его производственных сил
и природных ресурсов, поиска оптимального направления экономического и
культурного развития края.
Регулярно сипользуют
краеведческую библиографмическую информацию в пропагенде детских
профессиональных целях, лекторы, агитаторы, деятели культуры и искусства.
оСобую ценность для них представляют материалы рекомендательной краеведческой
билоографии.
Свою деятельност в этом
направлени библиотеки координируют с различными организациями и учреждениями.
Большое внимание
уделяется подготовке и переподготовке кадров библиографов-краеведов. Курс
краеведческой библиографии изучается во всех интститутах культуры на
библиотечных факультетах.
Краеведческая
проблематика пердставлена в программах областных, зональных и региональгых и
всероссийских совещаний библлиотечных работников.
Библиографы краеведы
нашей страны и других социалистических стран изучают опыт друг друга,
организуют совместные рабочие встречи и научные семинары.
Неуклонно расширяющееся
межроссийское сотрудничество характерно для организаций всего
библиографического дела в ситранах социализма находит свое воплощение в
частности в современной библиографии этих стран.
Заключение
В данной курсовой
работе рассматриваются основные вопросы краеведческой деятельности. В настоящее
время многие из пособий написаны на основе опыта работы библиотек РФ. Обобщены
и представлены в виде определенной системы, этот опыт может быть использован
начинающими библиотекарями и теми, кто уже имеет небольшой опыт в краеведческой
работе.
Итоги постоянного
изучения фонда и его использования дали основу для участия массовых библиотек в
разработке предложений по доплнению библиотечной серии целевого назначения
местными зданиями, в том числе краеведческого содержания.
Каждая из тематических
наравлений в работе с краеведческими изданиями является составной частью всей
пропаганды работы библиотек, связанной с развитием общественно-политических и
экономических проблем с трудовым и нравственным эстетическим воспитанием, и
подчинено решению этих задач.
Библиотеки, в которых
налажена работа по изучению чтения краеведческой литературы, собщают об итогах
проведенной работы. Центральные библиотеки обобщают и анализируют показатели
библиотек всей системы, отражают результаты обобщения анализа в отчетных
материалах, направленных в краевые, областные и методические центры.
Данная курсовая работа
может быть полезна библиотекарям студентам, читателям краеведения.
Заключение
Библиотека и религия
являются неотъемлимой частью друг друга. В жизни каждого человека религия
воспитывает самые настоящие чувства, а библиоека показавает дорогу в мир
искусства.
Данная курсовая работа
включает в себя обобщенный опыт работы библиотек с религией, где на примере
отдельных библиотек можно показать, что эта направленность имеет на своем пути
много противоречий как экономического смысла так и идеологического.
Освободившись от пут коммунизма библиотека начинает самостоятельно становиться
на путь возщрождения нации, национального сознания, и в настоящее время важно
выбрать те или иный направления в работе библиотек с религиоведческой
литературой.
Данная курсовая работа
показала, что в работе с религиоведческой литературой важно стремление каждого
отдельного библиотекаря создать вокруг своей библиотеки целую сеть возврождения
культурных традиций, взять под свой пространства детские дома и школы
интернаты, где ребятам просто необходима правильная ориентация в выборе идеалов
и становления на жизненом пути.
Курсовая раббота будет полезна
как студентам библиоетчных факультетов, так и начинающим работникам библиотеки.
В формировании фонда православной и лругих направлений вероисповедания
литературы.
Список
литературы
1.
Кузьмичева, Л. //
Библиотека. - 2001. - № 10. – С. 30
2.
Мажирина //
Библиотека. – 2001. - № 5. – С. 41
3.
Пучкова //
Библиотека. – 2001. – № 5. – С. 64
4.
Англичаникова, Н.
// Библиотека. – 2000. - № 9. – С. 30
5.
Жаркова, Е. //
Библиотека. – 2001. - № 1. – С. 59
6.
Четвяргова //
Библиотека. – 1999. - № 9. – С. 46
7.
Корзунова //
Библиотека. – 1999. - № 2. – С. 85
8.
Петрова //
Библиотека. – 1998. - № 11. – С. 86
9.
Дубровина //
Библиотека. – 1998. - № 5. – С. 97
10.
Назарой, Н. //
Библиотека. – 2000. - № 10. – С. 65
11.
Бригадиров //
Библиотекарь. – 1956. - № 5. – С. 37
12.
Бригадиров //
Библиотекарь. – 1956. - № 2. – С. 21
13.
Бригадиров //
Библиотекарь. – 1957. - № 8. – С. 31 – 36
14.
Мамонтов, А.
Пропаганда краеведческих материалов в районной библиотеке // Библиотекарь. –
1956. - № 5. – С. 37 – 38.
15.
Горбачевская,
Н.Ф. Работа массовых библиотек с краеведческой литературой: метод.пособие. –
М.: Книга, 1978. – 62 с.
Список
литературы
1.
Сборник
нормативных и методических материалов по УДК. – М., 1982. – 523 с.
2.
Дополнение и
исправления к УДК. Сер.7. № 6 Апр 1972. ГПНТБ, 1972., 121 с.
3.
Новое в УДК № 26.
Универсальная десятичная классификация. – 3-е изд. / Сост. М.С. Данеман, А.Ш.
Мутафян. – М.: ЗНИИКИ, 1992. – 68 с.
4.
Потапова Р.Д.
Ссылочный аппарат УДК. – Вып. 9. – М., 1989. – С. 45 – 51.
5.
Сукиасян, Э.Р.
Универсальная десятичная классификация: на пороге второго столетия // Науч и
техн б-ки. – 1996. - № 3. – С. 46 – 55.
6.
Универсальная
десятичная классификация. Естественные и технические науки. Таблицы общих
определителей: 0 – Общий отдел (сокращенный список индексов). – М., 1964., 136
с.
7.
Универсальная
десятичная классификация. Естественные и технические науки. Изда-е. 5.
Математика. Естественные науки. М., 1970. – 351 с.
8.
Универсальная
десятичная классификация. Алфавитно-предметный указатель. П – Я; A – Z. – М., 1971. – 350 с.
9.
Универсальная
десятичная классификация. Естественные и технические науки. – 2-е изд. Новое в
УДК № 1 – 3 Дополнения и исправления к таблицам общих определителей и к
разделам 0, 6 / 62, 63/63. – М., изд. стандартов 1971. – 269 с.
10.
Универсальная
десятичная классификация: сокр. табл. / Сост. Летучева, Л.А. Кузнецова, Н.Ф. –
2-е изд. – М.: Машиностроение, 1978. – 431 с.
11.
Универсальная
десятичная классификация. Сред. изд. – М.: 1969. – 690 с.
12.
Универсальная
десятичная классификация (УДК) / Эйдельман, Б.Ю. библиотечная классификация и
систематический каталог. – М., 1977. – раздел IV. – С. 150 – 191.
13.
Эйдельман,
Б.Ю.Библиотечная классификация и систематический каталог. – М., 1977., С. 150 –
170.
|