Контрольная работа: Отношение молодежи к гражданскому браку на примере г. Красный Кут
Контрольная работа: Отношение молодежи к гражданскому браку на примере г. Красный Кут
Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный университет имени
Н.Г. Чернышевского
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу « Методика и методология
социологического исследования»
Тема: «Отношение молодежи к гражданскому
браку»
(на примере г. Красный Кут)
Работу выполнила: Пономарёва Любовь Николаевна
студентка 4 курса заочного отделения
Социологического факультета СГУ
группа № 414 город Красный Кут
дата сдачи работы в учебную часть «15» декабря 2009 г.
Работу проверила (ф.и.о. преподавателя)
Шахматова Надежда Владимировна
оценка _____________ подпись_____________ дата проверки ______
Саратов-2009
Содержание
Введение
I. Инструментарий изучения
отношения молодых жителей г. Красный Кут к гражданскому браку
II. Основные особенности
отношения молодежи г. Красный Кут к гражданскому браку
III.
Факторы,
влияющие на представления краснокутской молодежи о гражданском браке
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Актуальность
проблемы исследования связана с изменениями, происходящими на протяжении всего
ХХ столетия в сфере брачно-семейных отношений. Эти изменения фиксируются
показателями демографической статистики, такими как: снижение показателей
рождаемости, увеличение частоты разводов и снижение уровня брачности,
нуклеаризация семьи, уменьшение числа детей в семье, рост альтернативных семейных
форм, в том числе незарегистрированных браков и неполных семей, и, наконец,
повышение коэффициента внебрачной рождаемости.
Изменения в
сфере брачно-семейных отношений связаны с фундаментальной трансформацией
системы ценностных ориентаций и социально-психологических предпочтений
индивида, с ростом индивидуализации, с размыванием системы поведенческих норм в
данной сфере. Выдвигается предположение о том, что трансформацию переживает
сама культурная модель сексуального партнерства и парных союзов, в основе
которой лежит кардинальное изменение семейных ценностей. Этому способствует ряд
социальных предпосылок, имеющих общемировой масштаб, а именно: смешение
традиционного распределения гендерных ролей как в семье, так и вне ее; развитие
рыночных отношений, рационализация всех сфер жизнедеятельности общества, и, как
следствие, увеличение роли материальных благ в общественных отношениях; «выход»
женщины из семьи на рынок труда, ослабление ее экономической зависимости от
мужчин и рост притязаний к будущему супругу. Это приводит к тому, что
утрачивается традиционная монополия на брачный выбор, усложняется поиск
партнера, растет автономия от социальных общностей, «усиливаются гендерные и
межпоколенческие конфликты, что обуславливает дистанцирование обоих полов от каких-либо
брачно-семейных зависимостей».[1]
Такие
социальные предпосылки, объективно возникшие на современном этапе развития
общества, позволяют констатировать, что трансформация брачно-семейных отношений
имеет устойчивый характер и отражает независимость института семьи от
сиюминутных, конъюнктурных проблем, переживаемых обществом.
Специфика
России состоит в более позднем, по сравнению с большинством стран Европы,
переходе к современной модели семьи. Для России также актуальна интенсивная и
фундаментальная трансформация общества на уровне ценностей, которая не могла не
сказаться на брачном и репродуктивном поведении населения страны. Существенными
факторами распространения неформальных семейных отношений в нашей стране
являются негативные последствия социально-экономического кризиса в связи с
переходом к рыночной экономике в начале 1990-х годов: потери гарантий занятости
и минимальной зарплаты, распад централизованной системы обеспечения жильем[2], либерализация общественной
жизни в целом, в том числе мода на «бойфрендизм».[3]
В настоящее
время многообразие брачно-семейных форм становится элементом современной семейной
системы большинства стран мира, в том числе и России. Среди всего многообразия
этих форм незарегистрированный брак является наиболее распространенной и
социально одобряемой моделью организации семейной жизни, ввиду большого
сходства с зарегистрированным браком.[4] В нашем понимании,
гражданский брак - это семейные отношения без официальной регистрации брака. На
самом деле, это неверное толкование понятия гражданского брака, который
является вполне официальным, альтернативным церковному браку, семейным союзом.
А супружеские отношения без регистрации называются сожительством, хоть это
слово в нашем языке и имеет обычно негативное значение.
Слова
"сожительство", "партнер", "интимные отношения" в
русском языке имеют явный привкус непристойности или протокола: фактически, о
близких личных отношениях можно говорить либо эвфемизмами, либо оскорбительными
клише. Культура, впрочем, изобрела термины "гражданский брак"
(обозначающий отношения при совместном проживании двух людей) и "гостевой
брак" (обозначающий отношения, при которых у пары отсутствует общий кров,
общее хозяйство). Интересна попытка тем самым легитимировать, осмыслить любые
сексуальные союзы через отождествление их с браком, но не сами по себе –
любопытный показатель уровня ханжества культуры.
В дальнейшем
именно выражение «незарегистрированный брак» будет использоваться в курсовом
исследовании для обозначения отношений, альтернативных браку.
В периоды
социальных кризисов незарегистрированный брак приобретает характер неформальной
социальной нормы, что ведет к массовому распространению незарегистрированных
отношений как явления.[5]
В России
явление незарегистрированного брака не имеет такого массового распространения,
как, например, в США и странах Европы, однако уже обладает всеми признаками
социального феномена.
О социальной
значимости и своеобразной форме признания в российском обществе существования
незарегистрированных союзов косвенно свидетельствует тот факт, что впервые в
бланки всероссийской переписи 2002 г., как ответ на вопрос о брачном состоянии
населения, был включен вариант «состою в незарегистрированном браке». По данным
Всероссийской переписи 2002 г. в незарегистрированном браке состояли 11%
взрослого населения, при этом незарегистрированные союзы зафиксированы не
только среди молодого населения, но и в более старших возрастных когортах.
Проблемная
ситуация заключается в том, что масштабное проявление незарегистрированного
брака размывает границы традиционных норм брака и семьи; диктует новые принципы
формирования брачно-семейных отношений, которые проявляются как на
институциональном уровне жизнедеятельности общества (затрагивая институты семьи
и брака, влекущие за собой изменения в сфере юриспруденции, семейной политики и
т.д.), так и на индивидуальном уровне, изменяя структуры ценностных ориентаций
индивида, его поведения и принципы взаимодействия мужчины и женщины.
Актуальность семейной проблематики для России подтверждается тем, что 2008 год был объявлен в России Годом семьи[6] и был призван объединить усилия государства,
общества и бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки
института семьи, базовых семейных ценностей.
Незарегистрированный
брак, как и любой другой вид брака, обладает механизмами формирования
брачно-семейных отношений, которые определяются как институциональными
характеристиками незарегистрированного брака, так и социальными ожиданиями и
установками партнеров, вступающих в незарегистрированные отношения. В
большинстве случаев он включает ряд характеристик, основанных на традиционном
виде брака: совместное проживание и ведение хозяйства, объединение финансов и
т.д. В то же время незарегистрированный брак обладает своей спецификой, и
отличается от зарегистрированного брака по целому ряду параметров, включая
институциональность, легитимность, степень материальной и психологической
безопасности, привязанность, ответственность партнеров за воспитание детей и
друг перед другом и т.д.
Отношения в
незарегистрированном браке могут быть в большей или меньшей степени приближены
к традиционному браку. Однако, будучи менее институализированной формой
брачно-семейных отношений, незарегистрированный брак позволяет партнерам
моделировать свои отношения в зависимости от собственных ценностных ориентаций
и социальных установок. Экономическая нестабильность в обществе, официально не
сформулированное отношение государства к незарегистрированному браку, плюрализм
мнений относительно организации семейной жизни влияют на возникновение
противоречивого к нему отношения.[7] По этой причине
незарегистрированные браки неоднородны, следовательно, можно говорить о
различных типах незарегистрированных браков, о многообразных отношениях между
партнерами, и о различном влиянии этой формы брачно-семейных отношений на всю систему
брачно-семейных институтов.
Сложность
определения социального статуса незарегистрированных браков в России (т.е.
того, насколько такая организация семейной жизни замещает традиционные семейные
функции, вытесняет или, наоборот, укрепляет семью) связана также с отсутствием
достаточно обоснованного теоретического и эмпирического осмысления этой
проблемы в российской социологии. Новизна исследуемой проблемы свидетельствует
о ее актуальности в научном плане, что обуславливает объективную необходимость анализа
незарегистрированных союзов как с точки зрения формируемых в них
брачно-семейных отношений, так и функций, которые они выполняют на современном
общественном и индивидуальном уровне.
Проблема
отношений в незарегистрированном браке не только актуальна и социально значима,
но и отличается новизной и сложностью, как в теоретическом, так и в
практическом отношении.
Степень
научной разработанности проблемы. Брачно-семейные отношения как одна из
наиболее значимых сфер функционирования общества изучалась многими
исследователями в области социологии и смежных с ней науках. Специфика
социологического подхода к анализу брачно-семейных отношений заключается в том,
что семья и брак анализируются с точки зрения функционирования как подсистемы
общества, фокусируя внимание на совместной жизнедеятельности членов семьи, т.е.
на семейном образе жизни.[8]
Основатели
социологической теории и ее классики (О. Конт, Г. Спенсер, Э.
Дюркгейм, М. Вебер) не исследовали специально институт семьи и брака, но то
наследие, которое они оставили в виде общесоциологических теорий, является
фундаментом исследования любой проблемы, сущностные характеристики и понятийный
аппарат которого применимы к анализу современного уровня проявления проблемы.
Со второй половины XIX проблемам семьи и брака уделяется больше внимания:
огромное значение до сих пор имеют работы М. Ковалевского,
П. Сорокина, Л. Моргана, Ф.K. Пле, Ф. Энгельса.[9]
Непосредственно
вопросы брака и семьи в настоящее время разрабатываются преимущественно в
рамках специальной социологической теории – социологии семьи. Выделение ее в
самостоятельную отрасль социологического научного знания происходит в 60-е –
80-е годы XX века. Ко второй половине двадцатого столетия был накоплен
значительный эмпирический материал по семейной проблематике, требующий
теоретического осмысления и обобщения. В это время за рубежом предпринимаются
серьезные попытки к созданию специальной социологической теории семьи. Интерес
представляют работы зарубежных авторов Э. Гидденса, В. Гуда,
Т. Парсонса, Л. Русселя, Д. Попеное и др.[10]
Формирование
социологии семьи в нашей стране связано с именем А.Г. Харчева.[11]
Его концепция семьи как института и социальной группы, сформулированная в
рамках структурно-функциональной парадигмы, господствовала до середины 80-х –
начала 90-х годов XX века.
Изменение
политической ситуации в России способствовало пересмотру основных парадигм в
рамках социологии семьи. Изменения в сфере брачно-семейных отношений,
зафиксированные П. Сорокиным еще в начале ХХ века[12],
послужили толчком для формирования сегодня двух методологических подходов.
Современное
состояние семьи и брака рассматривается одними исследователями с позиции
кризиса моногамной семьи (А.И. Антонов, В.М. Медков,
М.Ю. Арутюнян, А.В. Артюхов, В.М. Целуйко, И.Ю. Шилов и
др.)[13], а другими – с
позиции трансформации социальных семейных структур (И.С. Голод,
А.Г. Вишневский, А.Р. Михеева, А.А. Клёцин, Т.А. Гурко) [14].
Тематика
современных социологических исследований, посвященных брачно-семейных
отношениям, разнообразна. Формы брака и семьи в историческом контексте
анализируются в работах С.И. Голода, А.Б. Любимовой и др.[15]
Функционирование
семьи как социального института, проблемы рождаемости, социализации рассмотрены
в работах А.И. Антонова, В.М. Медкова, М.С. Мацковского[16],
проблемам современной семьи и семейной политики посвящены монографии и статьи
З.Х. Саралиевой, Т.А. Свадьбиной, В.В. Солодникова,
Р.Г. Стронгина, Н.Р. Стронгиной, Т.В. Шеляг[17]
и др.
К настоящему
моменту довольно подробно исследована содержательная сторона брачно-семейных
отношений. Проблема устойчивости брака и стабильности семьи освещена в работах
В.А. Сысенко, И.С. Голода, Т.А. Гурко, З.А. Янкова,
Н.П. Поливаевой (психологические факторы стабильности отношений); Ю.Е.
Алешиной, Л.Я. Гозман, Н.Н. Обозова (супружеская совместимость)[18]
и многие др.. В поле зрения современных исследователей находится проблематика
ролевых функций и отношений мужчин и женщин (О.М. Здравомыслова,
М.Ю. Арутюнян, М.Г. Горлач), конфликтов в сфере брачно-семейных
отношений и насилия в семье (Т.А. Вахмянина, В.А. Сысенко,
М.П. Писхлакова, С.С. Седельников)[19], семейных
ценностей и супружеских ориентаций.[20] Для нашего
исследования в первую очередь важны работы, посвященные современным семейным
формам, в том числе альтернативным семейным отношениям. Эта проблематика
анализируется в работах Т.А. Гурко, И.С. Кона, C.И. Голода,
А.А. Клёцина, А.Р. Михеевой, В. Станкунене и др..[21]
Что касается
исследований брачно-семейных отношений непосредственно в незарегистрированных
браках, то для отечественной социологии характерен определенный пробел в
изучении различных аспектов незарегистрированных отношений, хотя уже сделаны
попытки его преодолеть. В этом смысле стоит отметить работы Л.В. Карцевой,
Т.А. Долбик-Воробей, Т.А. Богдановой, А.С. Щукиной,
Е.Ю. Егоровой, Ю.М. Черепухина, Е. Вовк[22],
а также работы А.Р. Михеевой, и Я.В. Беляевой в которых более полно
исследованы вопросы незарегистрированных союзов, в том числе динамика
распространения и отношения к ним.[23] В зарубежной
литературе, напротив, по данной тематике достаточно много работ, причем как
теоретических, так и практических.
Таким
образом, анализ литературы свидетельствует о возрастании научного интереса как
к семейной проблематике в целом, так и к последствиям распространения различных
форм брачно-семейных отношений, в первую очередь незарегистрированных браков.
Вместе с тем, практически отсутствуют работы, связанные с анализом специфики
формирования брачно-семейных отношений в незарегистрированных союзах,
определению их социального смысла и функций по отношению к обществу.
Это
обусловило выбор цели, объекта и предмета исследования, а также исходные
позиции и задачи.
Объектом
исследования являются юноши и девушки города Красный Кут в возрасте от 18 до 30
лет.
Предмет
исследования: взгляды молодых людей на незарегистрированные браки.
Цель
исследования: проанализировать мнение молодых жителей об объективных факторах и
субъективных причинах незарегистрированных браков.
Задачи
исследования:
1. Определить степень
информированности молодежи о специфике незарегистрированных браков;
2. Выявить влияние
материального благосостояния на вступление в незарегистрированный брак;
3. Уточнить влияние уровня
образования на вступление в незарегистрированный брак;
4. Выделить субъективные
мотивы выбора молодыми людьми незарегистрированной формы брака;
5. Выявить мнение молодых
людей о различных формах незарегистрированных браков;
6. Определить оценки
молодых людей о степени распространенности различных форм незарегистрированных браков.
Гипотезы
исследования:
1. Молодые люди знают о
существовании незарегистрированных форм брака и могут определить специфику
каждой из форм;
2. Стабильное экономическое
положение способствует вступлению в незарегистрированный брак;
3. Уровень образования не
влияет на решение вступления в незарегистрированный брак;
4. Молодые люди при
вступлении в незарегистрированную форму брака хотят проверить свои чувства в
обстановке быта;
5. Молодые люди выделяют
различные формы незарегистрированных браков;
6. Самой распространенной
формой незарегистрированного брака, по оценкам молодежи, является фактический
брак.
Теоретико-методологические основы исследования.
Характер
проблемы исследования обусловил привлечение и анализ многообразных источников
отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме семьи и брака.
В основе
теоретико-методологического осмысления незарегистрированного брака были
положены принципы, сформированные в рамках структурного функционализма
Э.Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Мертона, символического интеракционизма
Дж. Мида, и примыкающих к нему научных подходов, таких как теория
первичных групп Ч. Кули, теория обмена Дж. Хоманса,
феноменологический подход А. Щюца. Эти подходы нашли свое выражение в
современных теоретических разработках отечественной социологии семьи. В
частности, автор опирался на многочисленные и многоаспектные исследования
жизнедеятельности семьи таких ученых как А.Г. Харчев, А.И. Антонов,
В.М Медков, М.С. Мацковский, С.И. Голод, Т.В. Гурко,
Н.Н. Обозов и др.
Важной частью
методологической базы исследования стали научные взгляды и теоретические
подходы к интерпретации современного состояния семьи, а именно: теория
институционального кризиса семьи А.И.Антонова и теория трансформации
брачно-семейных форм И.С. Голода.
Теоретические
исследования современных брачно-семейных форм также составили основу данного
исследования. Прежде всего, это теория немодальных отношений А.Н. Клёцина,
концепция альтернативных семейных форм и стилей С.И. Голода, а также
исследования Л.В. Карцевой, Т.А. Долбик-Воробей, А.Р. Михеевой,
Е.Ю. Егоровой, З.Х. Саралиевой и работы зарубежных социологов,
посвященные различным аспектам незарегистрированных отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|