Учебное пособие: Техническая эксплуатация автотранспортных средств в сельском хозяйстве
Учебное пособие: Техническая эксплуатация автотранспортных средств в сельском хозяйстве
Министерство
сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное
государственное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«Ижевская
государственная сельскохозяйственная академия»
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор
по учебной работе
профессор
________________
П.Б. Акмаров
«___»
________________ 2009 г.
ТЕХНИЧЕСКАЯ
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
АВТОТРАНСПОРТНЫХ
СРЕДСТВ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Учебно-методическое
пособие
по
выполнению курсового проекта по дисциплине
«Техническая
эксплуатация автотранспортных средств»
для
студентов факультета механизации сельского хозяйства,
факультета
заочного обучения и факультета непрерывного профессионального образования по
специальности 311300
Ижевск
2009
УДК 629.3-027
ББК 39.28
Т 38
Методические
указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта
высшего профессионального образования, утвержденного 17.03.2000 г.
Методические
указания рассмотрены и рекомендованы к изданию кафедрой «Эксплуатация
машинно-тракторного парка» ИжГСХА.
Протокол № 50
от 17.01.2005 г.
Методические
указания рекомендованы к изданию методической комиссией факультета механизации
сельского хозяйства ИжГСХА.
Протокол № 4
от 09.02.2005 г.
Издание
второе
Составитель:
Ю.Г.
Корепанов
Т38
Техническая эксплуатация автотранспортных средств в сельском хозяйстве: учебно-методическое
пособие / Ю.Г. Корепанов. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 78 с.
В
методических указаниях представлены разъяснения по выполнению разделов
курсового проекта по дисциплине «Техническая эксплуатация автотранспортных
средств в сельском хозяйстве». Представлены необходимые материалы. Указания
рассчитаны для студентов по специальности 311300 «Механизация сельского
хозяйства».
ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовой
проект по техническому обслуживанию автомобилей является одним из важнейших
этапов подготовки инженеров-механиков.
Цель
курсового проекта:
1.
Углубить
и закрепить теоретические и практические знания по предмету «Техническое
обслуживание автомобилей».
2.
Углубить
и систематизировать знания студентов по решению вопросов технологического
проектирования производственных подразделений технической службы современных
АТП.
3.
Углубить
и закрепить навыки по разработке конструкций приспособлений, составлению
технологических карт на техническое обслуживание узлов, механизмов и агрегатов
автомобиля.
4.
Привить
навыки самостоятельного принятия решения и его технического обоснования в
соответствии с рекомендациями нормативной и справочной литературы.
На основании
изученного теоретического материала студент выполняет технологическое
проектирование одного из производственных подразделений технической службы АТП.
При этом в
проекте решаются следующие основные задачи:
- расчет
объема работ и численности исполнителей;
- разработка
вопросов организации и технологии выполнения работ;
- принятие
планировочного решения;
- разработка
мероприятий по технике безопасности;
- анализ и
усовершенствования конструкции приспособлений, применяемых при выполнении работ
по ТО.
Указанные
задачи решаются в соответствующих разделах пояснительной записки, графической
части и технологической карте.
Курсовой
проект разрабатывается каждым студентом индивидуально, в соответствии с
заданием на курсовое проектирование, указаниями настоящего методического
пособия, ГОСТов, рекомендаций полученных при изучении предмета «Техническая эксплуатация
АТС », нормативной и справочной литературы.
Тематика
курсового проектирования включает в себя рассмотрение одного из следующих
структурных подразделений технической службы АТП:
- зона
уборочно-моечных работ (УМР);
- зона
технического обслуживания № 1 (ТО-1);
- зона
технического обслуживания № 2 (ТО-2);
- посты общей
диагностики (Д-1);
- посты
поэлементной (углубленной) диагностики (Д-2);
- зона
текущего ремонта (ТРз);
В зависимости
от темы проекта изложение дальнейшего материала выполнено в следующей
последовательности;
- после
заголовка названия раздела проекта в скобках приводится тема проекта, для
которой данный раздел выполняется;
- при
отсутствии указания темы проекта, данный раздел выполняется для всех тем;
- справочные
и нормативные данные приведены в приложениях к методическим указаниям. Ссылка в
тексте пояснительной запаски проекта должна быть выполнена только на
первоисточник нормативных величин.
Рекомендации
по оформлению пояснительной записки проекта
Пояснительная
записка курсового проекта относится к текстовым документам и должна отвечать
требованиям ГОСТ 7.23-96 и ГОСТ 7.57-89.
Пояснительную
записку следует выполнять на листах формата А4 (210х297 мм) с нанесенной
ограничительной рамкой, отстоящей от левого края на 20 мм и от остальных – на 5
мм.
Титульный
лист (лицевая сторона обложки) выполняется по предлагаемой форме – см. приложение
1.
Текст пояснительной
записки выполняется на одной стороне листа. Шрифт, как правило, рукописный,
близкий к чертежному. Выполняется чернилами или пастой одного цвета (черная,
синяя или фиолетовая).
Подчеркивания,
выделение другим цветом не допускается.
Расстояния от
рамки до границ текста рекомендуются следующие:
от верхней и
нижней границы рамки – не менее 10 мм;
в начале
строки – не менее 5 мм;
в конце
строки – не менее 3 мм;
от
предыдущего текста до заголовка – не менее 15 мм;
от заголовка
до последнего текста – не менее 10 мм;
Расстояние
между строками текста – не менее 8 мм.
Вторым листом
помещается лист оглавления. В оглавлении указываются все основные разделы
проекта:
Задание.
1.
Введение.
2.
Расчетно-технологическая
часть.
3.
Организационная
часть
4.
Техника
безопасности.
5.
Конструкторская
часть.
6.
Заключение.
Формулировка
разделов 2, 3, 5, приложений 1 и 2 должны носить конкретный характер в зависимости
от темы проекта.
Каждый раздел
курсового проекта начинается с новой страницы. Раздел начинается с листа содержания
раздела, где указаны наименования всех подразделов и номер начальной страницы в
данном разделе.
Порядок
оформления расчетов предлагается принять следующий:
1.
Пример
расчета приводим для одной марки автомобиля. Результаты расчета по остальному
подвижному составу оформляем в виде таблиц.
2.
Перед
приведением формулы пишется текст – что Вы рассчитываете.
3.
Приводится
формула расчета, ставится размерность рассчитываемой величины и в круглых
скобках порядковый номер формулы в курсовом проекте.
4.
После
слова «где» пишется условное значение величины и указывается наименование
величины. Расшифровка величин производится только тогда, когда они встречаются
первый раз в данном разделе проекта.
5.
Указывается,
для какой марки подвижного состава приводится пример расчета.
6.
Для
принятых нормативных величин указывается ее условное обозначение, приводится
значение величины, ее размерность и в квадратных скобках делается ссылка на
источник ее принятия.
7.
Подставляются
исходные значения величин в расчетную формулу, пишется конечное значение
рассчитываемой величины и указывается ее размерность.
8.
В
случае принятия значения расчетной величины отличного от расчетного, после слов
«Принимаю» указывается условное обозначение величины, ее принятое значение и
размерность.
Оформление
расчетов в табличной форме должно отвечать следующим требованиям:
1.
В
правом углу места занимаемого таблицей пишется слово «Таблица» с указанием
номера раздела проекта и через точку порядкового номера таблицы в данном разделе
проекта.
2.
Указывается
наименование конечной расчетной величины, для которой составляется таблица.
(Наименование таблицы).
3.
Первая
графа таблицы предназначена для наименования подвижного состава. Последующие
графы – по порядку подстановки величин в расчетные формулы, при использовании
нескольких формул – с приведением промежуточного результата вычислений.
4.
Все
величины в таблице приводятся их условным обозначением и размерностью
приведения в таблице.
5.
Если
вся таблица не помещается на данной странице, то в «шапку» таблицы включается
строка нумерации граф. На последующей странице таблица продолжается с
приведением только строки нумерации граф.
Порядок
брошюровки курсового проекта.
Курсовой
проект брошюруется в общей обложке в следующей последовательности:
- титульный
лист;
- оглавление;
-
индивидуальное задание;
- разделы
проекта по данным метод. указаниям;
- список
используемой литературы;
- графическая
часть;
-
технологическая карта.
Требования по
оформлению графической части и технологической карты приведены в соответствующих
разделах методических указаний.
МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
1. Введение
Материал
введения должен быть тесно связан с темой проекта.
Для изложения
материала рекомендуется следующая последовательность:
- значение
автомобильного транспорта в обеспечении перевозок грузов и пассажиров для
народного хозяйства;
- значение
технической службы автотранспортного предприятия в обеспечении высокой
технической готовности подвижного состава и снижении себестоимости перевозок;
- задачи,
стоящие перед технической службой в области технического обслуживания;
- роль и
место объекта проектирования в технической службе АТП;
- цель и
задачи курсового проекта.
Объем
изложения материала введения 1,5-2 страницы.
2.
Расчетно-технологическая часть.
2.1 Расчет
годового пробега парка.
2.1.1
Корректирование межремонтного пробега.
Цель
корректирования – приведение нормативных величин к конкретным условиям работы
автотранспортного предприятия.
Корректирование
нормы межремонтного пробега выполняется по формуле:
Lкр = Lкрн · К, км (1)
где Lкр – скорректированный
пробег до капитального ремонта;
Lкрн – нормативный пробег до
капитального ремонта;
К – общий
коэффициент корректирования.
Lкрн в км принимаем по (1,
табл. 2.3).
При выборе
следует обратить внимание на то, что нормативный пробег принимается для базовой
модели подвижного состава и принимается по автомобилю (прицепу или
полуприцепу), а не по агрегатам.
Общий
коэффициент корректирования рассчитывается по формуле:
К = К1
∙ К2 ∙ К3 (2)
где К1
– коэффициент корректирования нормативов в зависимости от категории условий
эксплуатации;
К2
– коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации
подвижного состава и способа организации его работы;
К3
– коэффициент корректирования нормативов в зависимости от
природно-климатических условий.
Для выбора К1
необходимо знать категорию условий эксплуатации (см. задание). Ее можно
определить по (1, табл. 2.7), а значение К1 в (1, табл. 2.8).
Для выбора К2
воспользуйтесь (1, табл. 2.9). Для прицепного состав К2 принимается
аналогично автомобилям.
Для выбора К3
необходимо знать климатический район эксплуатации подвижного состава. Климатическое
районирование приведено в (1, прил. 11). После определения климатического района
воспользуйтесь (1, табл. 2.10) для выбора коэффициента К3.
Наиболее
часто встречающиеся ошибки:
- незнание
марок подвижного состава;
- принятие
коэффициента корректирования для другого параметра.
При выборе К3
обратите внимание на возможное наличие высокой агрессивности окружающей среды.
Суммарный
расчетный коэффициент К должен быть не менее 0,5. Если расчетный получается
меньше, то принимается К = 0,5.
Скорректированный
пробег до капитального ремонта рассчитывается с точностью до целых сотен километров.
После
принятия нормативных величин для одной марки подвижного состава приводится
пример расчета, а по остальным – результаты расчета заносятся в таблицу.
Таблица 2.1 Корректирование
пробега до капитально ремонта
Марка, модель
п/состава
|
Lкрн,
тыс. км
|
К1
|
К2
|
К3
|
К |
Lкр,
тыс. км
|
|
|
|
|
|
|
|
2.1.2 Средний
пробег до капитального ремонта.
Поскольку все
автомобили на АТП имеют различный пробег с начала эксплуатации, то рассчитываем
средневзвешенную норму межремонтного пробега по формуле:
Lкрс = , тыс. км (3)
где Lкрс – средний расчетный
пробег до капитального ремонта;
А′u – число автомобилей не
прошедших капитальный ремонт;
А″u – число автомобилей,
прошедших капитальный ремонт.
А′u и А″u принимаем по фактическому
пробегу (см. задание)
Точность
расчета – до целых сотен километров.
После
приведения примера расчета для одной марки автомобилей, результаты по остальным
рекомендуется занести в таблицу.
Таблица 2.2 Расчет
среднего межремонтного пробега
Марка, модель
п/состава
|
Lкр,
тыс. км
|
A′u
|
А′′u
|
Lкрс
тыс. км
|
|
|
|
|
|
2.1.3
Корректирование удельного простоя в техническом обслуживании и ремонте.
Корректирование
выполняем по формуле:
dтор = dторн ∙ К′4ср,
дн/1000 км (4)
где: dтор – скорректированный
удельный простой в ТО и ремонте;
dторн – нормативный удельный
простой в ТО и ремонте;
К′4cр – средний расчетный
коэффициент корректирования.
Средний
расчетный коэффициент корректирования рассчитываем по формуле:
К′4ср
= , (5)
где А1,
А2, Аn – количество автомобилей
в интервале пробега, для которого принимается значение коэффициента К4′
(см. задание и (1. табл. 2.11));
К′14,
К′n4 – коэффициент корректирования, учитывающий пробег с начала эксплуатации.
К′4
принимаем по (1. табл. 2.11)
К′4
для прицепного состава принимается, как и для автомобилей по их функциональному
назначению.
dторн принимаем по (1, табл.
2.6).
После
приведения примера расчета для одной марки подвижного состава результаты
расчета по остальным рекомендуется привести в форме таблицы.
Таблица 2.3 Корректирование
удельного простоя в ТО и ремонте
Марка, модель
п/состава
|
dторн
дн/1000 км
|
А1
|
А2
|
… |
Аn
|
К′4 ср
|
dтор
дн/1000 км
|
К′4
|
К′24
|
… |
К′n4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|