Реферат: Смазка оборудования на металлургических предприятиях
Реферат: Смазка оборудования на металлургических предприятиях
Федеральное
агенство по образованию
ГОУ ВПО
«Уральский государственный технологический университет – УПИ»
Нижнетагильский
технологический институт (филиал) УГТУ-УПИ
реферат
по курсу
«Смазка оборудования на металлургических предприятиях»
Задание № 7,8
Группа 3518 ММО
Студент: Красиков Д. И.
Преподаватель: Евдокимов В.Ф.
Дата:_________________________
Нижний Тагил
2007
Задание № 7.
Минеральные
масла: классификация, характеристики, применяемость в системах смазки
Различают
газообразные, жидкие, пластичные и твердые смазочные материалы. Каждый из них
используется для определенных условий работы. Наибольшее применение в
металлургической промышленности нашли жидкие и пластичные смазочные материалы.
Несколько меньшее применение нашли твердые смазочные материалы. Газообразный
смазочный материал (или попросту газ) используется в газостатических и
газодинамических подшипниках, имеющих высокие частоты вращения.
Масла,
получаемые путём переработки нефти называются минеральными.
Наибольшее
применение в металлургической промышленности нашли следующие смазочные масла:
индустриальные И-20А, И-ЗОА, И-40А, И-50А, цилиндровые 11, 24, 38 и 52,
компрессорные К-19, КС-19, К-12, Кп-8, турбинные Тп-22, Тп-30, Т22 и Т30.
Иногда применяются индустриальные масла с присадками ИСПи-25, ИСПи-40, ИСПи-65
и ИСПи-110, авиационное масло МС-20 или МС-20С, моторные масла типа М-10В,
трансмиссионное масло (нигрол) для промышленного оборудования (ТУ 38— 101
—529—75) и др.
Масло
И-20А является дистиллятным, его получают из малосернистых нефтей с применением
кислотно-щелочной очистки. Если же данное масло получают из сернистых нефтей,
то его подвергают селективной очистке. Его заменителем является масло ИГП-18
(ТУ 38—101—413—73) или МГ-20 (ТУ 38—101-413—73). Аналогичным образом получают
масла И-30А, И-40А и И-50А. Заменителем масла И-30А и И-40А является масло
марки ИГП-30 (ТУ 38—101—413) или МГ-30 (ТУ 38—101—50-70). Заменителем масла
И-50А является масло марки ИГП-40 (ТУ 38—101—413—73). Масла И-20А, И-30А, И-40А
и И-50А вырабатываются по ГОСТ 20799—75.
Индустриальные
масла И-20А, И-30А, И-40А и И-50А не содержат в своем составе присадок.
Индустриальные
масла серии ИГП (ТУ 38—101—413—78) содержат противоизносные, антикоррозионные и
противопенные присадки. Масла изготовляют из сернистых нефтей. Они могут быть
остаточными, дистиллятными или смесью остаточных с дистиллятными. Масла
подвергают глубокой селективной очистке. Важными эксплуатационными свойствами
масел серии ИГП являются вязкость, индекс вязкости, стабильность против
окисления. Важнейшими физико-химическими свойствами индустриальных масел общего
назначения (И20А, И-30А, И-40А и И-50А) являются вязкость, индекс вязкости,
кислотное число, температура вспышки в открытом тигле, температура застывания,
зольность, содержание серы, стабильность против окисления. Содержание в маслах
воды, механических примесей и ВРКЩ (водорастворимых кислот и щелочей) не
допускается.
Для
смазывания зубчатых, червячных и винтовых передач промышленного оборудования
применяют также индустриальные масла с присадками ИСПи-25, ИСПи-40, ИСПи-65 и
ИСПи-ПО (ТУ 38—101—293—72). Присадки, которые вводятся в масла, улучшают противоизносные,
противозадирные, антиокислительные и антикоррозионные свойства масел. Эти масла
представляют собой дистиллятное масло и смесь дистиллятного с остаточным из
сернистых нефтей селективной очистки и отечественной антикоррозионной присадкой
и импортной Англамол-81. Заменителем масла ИСПи-25 является масло ИГСП-18 (ТУ
38—101—238—74) или ИСПи-40. Заменителем масла ИСПи-40 служит масло марки ИРп-40
(ТУ 38—101—666—76). масла ИС-Пи-65 —масло марки ИРп-75 (ТУ 38—101—286—75), а
масла ИСПи-110 —масло марки ИПп-150 (ТУ 38—451—75).
Цилиндровые
масла 11 и 24 вырабатываются по ГОСТ 38— 0185—75, а масла 38 (тяжелое) и 52 (вапор)
по ГОСТ 6311—76. Масла 11, 24 и 38 являются дистиллятными, а масло 52 — остаточным.
Масло 11 подвергается контактно-щелочной очистке, а 24 — только щелочной очистке.
Масло 38 получают при перегонке со щелочью масляного гудрона балаханской масляной
нефти. Масло 52 получают из продуктов прямой перегонки смеси эмбенских нефтей
путем сернокислотной и селективной очисток. Допускается изготовление данного
масла из казахстанских нефтей.
Масло
11 можно заменить маслом цилиндровым 24 или маслами ИГП-72 ИГП-91 (ТУ
38—101—413—73), масло 24— трансмиссионным маслом (нигролом) для промышленного
оборудования (TУ 38—101—529—75) или
маслами марок ИГП-152 пли ИГП-182(ТУ 38—101— 413—73). Масла38 и 52 взаимозаменяемые.
Основными
физико-химическими свойствами цилиндровых масел являются вязкость, кислотное
число (для масел 11 и 24 соответственно 0,3 и 0,15 мг КОН/г), зольность,
температура вспышки в открытом тигле, температура застывания, коксуемосгь.
Массовая доля воды в масле 11—отсутствие, в масле 24 — следы, в маслах 38 и 52
— по 0,05% (не более). Механические примеси — в масле 38 отсутствие, в масле 24
— 0.05% (не более) в маслах 11 и 52 — не более 0.007%. Содержание ВРКЩ - отсутствие
во всех маслах. Коррозия стальных пластинок—для масел 11 и 24 — выдерживает,
для масел 38 и 52 — не нормируется, но определение обязательное.
Компрессорные
масла K-19 и К-12 изготовляют
по ГОСТ 1861-73, КС-19 – пo
ГОСТ 9243-75, а Кп-8 — по ТУ 38—101-543—78. Масла К-19 и К-12 получают из
малосернистых беспарафинистых нефтей с применением кислотно-контактной очистки,
причем масло К-19 не содержит, а масло К-12 содержит присадку, в качестве
которой используется депрессатор (депрессорная присадка). Масло KC-19
вырабатывают из парафинистых нефтей селективной очистки, а масло Кп-8 является
днстиллятным селективной очистки с добавлением антиокислительной и антикоррозионной
присадок. Масло готовится из смеси малосернистых парафинистых нефтей.
Основными
физико-химическими свойствами компрессорных масел являются вязкость, индекс
вязкости (только для масел KC-19
и Кп-8), кислотное число (без присадки) для масел К-19, КС-19 и К-12, с присадкой—для
масла Кп-8, зольность, коксуемость (без присадок) для масел К-19, КС-19 и К-12,
с присадками— для масла Кп-8, стабильность против окисления (для масла КС-19 не
предусмотрена), кислотное число (только для масел КС-19 и К-12), механические
примеси (по 0,007% только для масел К-19 и К-12), содержание серы, температура
вспышки в открытом тигле, температура застывания, коррозия на пластинках из
свинца марки С1 или С2 (для масла Кп-8 не и смотрена). В маслах не допускается
содержание ВПКЩ и воды. Турбинные масла Тп-22 и Тп-30 вырабатывают по ГОСТ 9972
—74, а масла Т22 и Т30 по ГОСТ 32—74. Масло Тп-22 вырабатывают
из парафинистых малосернистых нефтей с присадками. В качестве присадок
добавляют (в состав масла) антиокислительную, антикоррозионную и деэмульгатор.
Противопенную присадку ПМС-200А добавляют по требованию потребителя. Масло
Тп-30 готовят из парафинистых сернистых нефтей. Масло содержит антиокислительную,
антикоррозионную, противоизносную и по согласованию с потребителем
противопенную присадку, а также деэмульгатор. Масла Т22 и Т30 получают из
малосернистых беспарафинистых нефтей путем кислотно-контактной очистки (без
добавления присадок). Основными физико-химическими свойствами турбинных масел
являются: вязкость, индекс вязкости, кислотное число, стабильность против
окисления, зольность, число деэмульсации, содержание фенола, температура
вспышки в открытом тигле, температура застывания.
Кроме
того, для масла Тп-30 допускается не более 0,01% механических примесей, а в
маслах Тп-22 и Тп-30 -соответственно не более 0,3 я 0,03% серы. Вода, фенол и BPКЩ
в составе масел не допускаетется.
Авиационное
масло МС-20 является маслом селективной очистки. Сырьем для его производства
служат грозненские, смеси волгоградских и смеси некоторых казахстанских нефтей.
Масло МC-20C
представляет собой масло фенольной очистки из восточных сернистых нефтей
Основными физико-химическими свойствами масел МС-20 и МC-20C
являются вязкость, коксуемость, кислотное число, зольность, температура вспышки
в закрытом и открытом тигле, разность температур вспышки в открытом и закрытом
тиглях, коррозия на пластинках из свинца марки С1 или С2 плотность при
температуре 20° С, термоокислительная стабильность при температуре 250° С.
Кроме того, для масла МС-20 предусмотрено отношение кинематических вязкостей υ50/υ100,
для масла МС-20С — предусмотрен индекс вязкости и содержание серы. В составе
масел исключается содержание воды, механических примесей, ВРКЩ и селективных
растворителей.
Трансмиссионное масло
(нигрол) для промышленного оборудования вырабатывают по ТУ 38—101—529—75. Оно
представляет собой неочищенный остаток от прямой перегонки малопарафинистых
нефтей. Содержит большое количество смол, асфальтенов и других продуктов
окисления. Основными физико-химическими свойствами масла являются вязкость,
температура остывания, температура вспышки в открытом тигле, механические
примеси.
Задание
8.
Применяемость
смазочных материалов в основных узлах, червячных передачах, металлургических
машинах и узлах
Смазка
зубчатых передач.
Цилиндрические
передачи. Для осуществления жидкостной
смазки зубчатых зацеплений используют методы смазывания: погружением и
циркуляционное. Смазывание погружением — это смазывание, при котором
поверхность трения полностью или частично, постоянно или периодически погружена
в ванну с жидким смазочным материалом. Циркуляционное смазывание— смазывание,
при котором смазочный материал после прохождения по поверхностям трения вновь
подводится к ним механическим способом. Первый способ получил наибольшее
распространение для всех видов передач. Ограничениями для применения смазывания
погружением являются: центробежный эффект, вызываемый разбрызгиванием масла,
который настолько велик, что смазочное масло в недостаточном количестве
попадает на зацепление; сильное перемешивание масла при высоких скоростях в
зацеплении, что вызывает дополнительный нагрев смазочного материала и
преждевременный выход его из строя. В связи с этим применение смазывания
погружением зависит от окружных скоростей в зубчатой передаче и размеров самих
колес. В частности, при диаметре зубчатого колеса менее 2 м можно допустить
смазывание погружением при скорости до 12 м с, а при диаметре более 2 м — при
окружной скорости до Юме, При этом глубина погружения колеса в масло не должна
превышать трех высот зуба или быть не менее одной его высоты.
При
смазывании погружением горизонтально расположенных зубчатых колес последние
должны быть погружены в масло не более чем на 0,5 ширины зуба.
Количество
масла, расходуемого в редукторе при смазывании погружением, определяют по табл.
1. Периодичность смены масла и добавления его в ванну приведены в табл. 2.
Кроме того, эмпирически подсчитывают количество заливаемого в редуктор масла,
исходя из того, что на одну единицу (л. с.) передаваемой мощности и и корпус
редуктора заливают по 0,25-0,5 л масла.
Циркуляционное
смазывание зубчатых и червячных редукторов применяют при окружных скоростях
свыше 10—12 м/с в многоступенчатых редукторах при скоростях менее 10 м/с, т.е.
когда зубчатое колесо последней пары намного больше по диаметру остальных
передач и для обеспечения смазывания погружением требуется поддерживать высокий
уровень масла, что по условиям, изложенным выше, недопустимо.
При
работе тяжелонагруженных зубчатых передач выделяется большое количество
теплоты. В связи с лим при применении смазывания погружением или
циркуляционного смазывания для зубчатых и червячных колес количество масла,
подводи мое к зацеплению в единицу времени, следует рассчитать. Так, количество
масла, подаваемое в зацепление, определяют по формуле:
Qм.зац=Q
тр.
зап./cρΔt
мηм,
где
Qм.зац
— количество масла, которое надо подвести к зацеплению,
Таблица 1. Количество масла, расходуемого в редукторе при смазывании
погружением.
Емкость
масляной ванны.
Расход масла
г, за 8 ч работы на 1кг масла, заливаемого в ванну
Гу
Гн
Хорошее
уплотнение
Удовлетворительное
уплотнение
<5
0,5
2/3,5*
4,7/6,0
5—10
0,5
1,8/3,0
4,3/5,5
10—15
0,4
1,6/2,7
3,8/5,0
15—20
0,4
1,4/2,5
3,5/4,5
20—30
0,4
1,3/2,2
3,1/4,0
30—50
0,3
1,1/1,9
2,7/3,5
50—75
0,3
1,0/1,7
2,4/3,0
75—100
0,2
0,8/1,4
2,0/2,5
100—500
0,2
0,7/1,1
1,6/2,0
500—1000
0,1
0,5/0,8
1,2/1,5
> 1000
0,1
0,4/0,6
0,8/1,0
Примечание.
Гу -герметично-уплотненные редукторы и коробки передач (скоростей); Гн-
недостаточно герметичные редукторы и коробки передач (скоростей).* В числителе
- для нормальных условий работы; и знаменателе - для тяжелых условии.