Курсовая работа: Расчет редуктора точного прибора
Uрг = Z2·Z4·Z6·Z8·Z10/ Z1·Z3·Z5·Z7·Z9
Определим погрешность придаточного отношения:
= (Uр-Uрг/Uр) · 100% 3%,
т.е. число зубьев колёс выбрано правильно.
С учетом полученных данных строим кинематическую схему
редуктора.
4. Расчет кинематики и геометрии
Основой для проведения
расчетов является выбранный модуль и число зубьев колес.
4.1
Расчет кинематики редуктора
Расчет ведем по следующим
формулам:
Uk= n2k-1/n2k= W2k-1/W2k
Wk= Tihk/30
Mk+1=
Mk·Uk
M2=
M1·U1= 25·10-4·1,8= 0,0045
M3=
M2·U2= 0,0045·2= 0,009
M4=
M3·U3= 0,009·2,2= 0,0198
M5=
M4·U4= 0,0198·2,4= 0,04752
M6=
M5·U5= 0,04752·2,8= 0,133056
n1=2052
n2=
n1/U1= 2052/1,8= 1140
n3=
n2/U2= 1140/2= 570
n4=
n3/U3= 570/2,2= 259
n5=
n4/U4= 259/2,4= 108
n6=n5/U5=
108/2,8= 38
Wk=
Tihk/30≈0,1
W1=
n1·Wk= 2052·0,1= 205,2
W2=
n2·Wk= 1140·0,1= 114,0
W3=
n3·Wk= 570·0,1= 57,0
W4=
n4·Wk= 259·0,1= 25,9
W5= n5·Wk= 108·0,1= 10,8
W6= n6·Wk= 38·0,1= 3,8
Полученные данные занесем
в таблицу 2
Nвал
|
nвх
|
Wвх
|
М |
1 |
2052 |
205,2 |
0,0025 |
2 |
1140 |
114,0 |
0,0045 |
3 |
570 |
57,0 |
0,009 |
4 |
259 |
25,9 |
0,0198 |
5 |
108 |
10,8 |
0,04752 |
6 |
38 |
3,8 |
0,133056 |
4.2 Геометрия
Воспользуемся следующими
формулами:
d= mz – для
делительной окружности
De= d+2m – диаметр выступа
Db= d-3m – диаметр впадины
a= m(z1+z2+…)/2 – межцентровое расстояние, z1– шестерня,
z2– колесо
b= (3…15)m – ширина
венца
h= 2,5m – высота
зуба
Предварительно выбираем
значение модуля по Госту 9563–60
m= 0,3
Определим делительные
окружности:
d1,3,5,7,9= mz1= 0,3·24= 7,2
d2= mz2= 0,3·43= 12,9
d4= mz4= 0,3·49= 14,7
d6= mz6= 0,3·54= 16,2
d8= mz8= 0,3·55= 16,5
d10= mz10= 0,3·68= 20,4
Определим диаметр
выступа:
De1,3,5,7,9=
d1,3,5,7,9+2m= 7,2+0,6= 7,8
De2=
d2+2m= 12,9+0,6= 13,5
De4=
d4+2m= 14,7+0,6= 15,3
De6=
d6+2m= 16,2+0,6= 16,8
De8=
d8+2m= 16,5+0,6= 17,1
De10=
d10+2m= 20,4+0,6= 21
Определим диаметр
впадины:
Db1,3,5,7,9= d1,3,5,7,9-3m= 7,2-0,9= 6,3
Db2=
d2-3m= 12,9-0,9= 12,0
Db4=
d4-3m= 14,7-0,9= 13,8
Db6=
d6-3m= 16,2-0,9= 15,3
Db8= d8-3m= 16,5-0,9= 15,6
Db10= d10-3m= 20,4-0,9= 19,5
Определить межцентровое
расстояние:
a1=
m(z1+z2)/2= 0,3(24+43)/2= 10,05
a2=
m(z1+z2)/2= 0,3(24+49)/2= 10,95
a3=
m(z1+z2)/2= 0,3(24+54)/2= 11,7
a4= m(z1+z2)/2= 0,3(24+55)/2= 11,85
a5= m(z1+z2)/2= 0,3(24+68)/2= 13,8
Определим ширину венца:
b= (3…15)m= 10·0,3= 3
Определим высоту зуба:
h= 2,5m= 2,5·0,3= 0,75
5. Разработка конструкций редуктора
Разработка конструкции
состоит в расчете и выборе его элементов: зубчатые колеса, валы, подшипники и
корпуса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛОВ И ОСЕЙ
Назначение и классификация. Поддержания вращающихся деталей для передачи
вращающего момента одной детали к другой (в осевом направлении) в конструкциях
используют детали в форме тел вращения, называемые валами. В зависимости от
вида испытываемой деформациусловно различают:
простые валы (валы) —
работают в условиях кручения, изгиба и растяжения (сжатия), их применяют в
передачах: зубчатых, ременных и др.;
торсионные валы
(торсионы) — работают лишь в условиях кручения, т. е. передают только вращающий
момент, соединяя обычно два вала на индивидуальных опорах;
оси — поддерживающие
невращающиеся валы, работающие лишь в условиях изгиба и реже растяжения
(сжатия.).
В зависимости от
распределения нагрузок вдоль оси вала и условий сборки прямые валы выполняют
гладкими или ступенчатыми, близкими по форме к балкам равного сопротивления
изгибу. Гладкие валы более технологичны.
В специальных машинах
(поршневых двигателях и компрессорах) используют коленчатые валы, имеющие
«ломаную» ось.
Для передачи вращающего
момента (вращения) между агрегатами со смещенными в пространстве осями входного
и выходного валов применяют специальные гибкие валы, имеющие криволинейную
геометрическую ось при работе. Такие валы обладают высокой жесткостью при
кручении и малой жесткостью при изгибе.
В зависимости от
расположения, быстроходности и назначения валы называю входными, промежуточными,
выходными, тихо - или быстроходными, распределительными и т. п.
5.1 Выбор конструкции
цилиндрических зубчатых колес
Конструкция определяется
ГОСТом 13755-81
Для улучшения работоспособности
тяжелонагруженных и высокоскоростных цилиндрических зубчатых передач- внешнего
зацеплений рекомендуется применять исходный контур с модификацией профиля
головки зуба, при этом линия модификации — прямая, коэффициент высоты
модификации hg должен быть не более 0,45, а коэффициент глубины модификации * — не более
0,02.
Параметры модификации
.профиля головки зуба исходного контура приведены в справочном приложении. Для
передач, к которым предъявляются специальные требования, допускается применение
исходных контуров, отличающихся от установленных настоящим стандартом,
параметры которых должны устанавливаться в отраслевых стандартах. Допускается
изготавливать зубчатые колеса винтовых передач в соответствии с исходным
-контуром, установленным настоящим стандартом.
Зубчатые колеса
рекомендуется изготавливать без модификации профиля головки зуба, если в
результате модификации головки величина части коэффициента торцевого
перекрытия, определяемая участками главных профилен ε ам, скажется менее
1,1 у прямозубых передач. Зубчатые колеса передач внутреннего зацепления могут
изготавливаться в соответствии с исходным контуром.
При окончательной
обработке боковых поверхностей зубьев зубообрабатывающим инструментом следует с
практически возможным приближением обеспечивать параметры модификации и
переходные кривые, при этом действительная высота модификации головки зуба
должна быть не более номинальной.
В технически обоснованных
случаях, при массовом и крупносерийном производстве и для передач точнее 6-й
степени точности рекомендуется изменение параметров модификации применительно к
частным условиям работы передачи.
5.2 Конструктивное выполнение и
использование валов
dв - диаметр вала по моменту кручения
[kp]=(15…20) H/мм2
dв1 0,9≈1
dв2 1,1≈1
dв3 1,4≈1,5
dв4 1,8≈2
dв5 2,4≈2,5
dв6 3,4≈3
5.3 Выбор и расчет опор
ОПОРЫ ВАЛОВ И ОСЕЙ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ
Общие сведения. Подшипник скольжения является парой вращения,
он состоит из опорного участка вала (цапфы) и собственно подшипника котором.
Их используют в качестве опор валов и осей механизмов и машин
в тех случаях, когда применение подшипников качения затруднено или невозможно
по ряду причин: высокие вибрационные и ударные нагрузки; низкие и особо высокие
частоты вращения; работа в воде, агрессивных средах, а также при недостаточном
смазывании или без смазывания; необходимость выполнения диаметрального разъема;
отсутствие подшипников качения требуемых диаметров (миниатюрные и особо крупные
валы) и др.
Надежность работы подшипников в значительной мере определяет
работоспособность и долговечность машин.
Благодаря бесшумности и указанным выше достоинствам, а также
по конструктивным и экономическим соображениям опоры скольжения находят широкое
применение в паровых и газовых турбинах, двигателях внутреннего сгорания,
центробежных насосах, центрифугах, металлообрабатывающих станках, прокатных
станах, тяжелых редукторах и пр.
По виду трения скольжения различают:
подшипники сухого трения — работают на твердых смазочных
материалах без смазочного материала;
подшипники граничного (полужидкостного) трения;
подшипники жидкостного трения
подшипники с газовой смазкой.
По виду воспринимаемой нагрузки и подшипники подразделяю на-
радиальные — воспринимают радиальную нагрузку
упорные — воспринимают осевые силы
радиально-упорные — воспринимают радиальные и осевые
нагрузки; обычно их функции выполняют упорные подшипники, совмещенные с радиальными.
Цапфу, передающую радиальную нагрузку, называют шагом — при
расположении ее в конце вала и шейкой — если она находится в середине вала.
Цапфу, передающую осевую нагрузку, называют пятой, а подшипник подпятником.
Форма рабочей поверхности подшипников и цапф может быть
цилиндрической, конической и шаровой. Конические и шаровые подшипники
применяются редко.
Самое главное требование- малое трение
При выборе шарикоподшипников исходят из усилия, возникающие
при зацеплении зубчатых колес.
При выборе шарикоподшипников исходят из усилий, возникающих
при зацеплении зубчатых колес. Для цилиндрической передачи это усилие:
- окружное усилие
- радиальное усилие
где
Радиальная сила направлена к центру зубчатого колеса.
Подшипники выбираются в зависимости от действующих нагрузок,
так как здесь действует радиальная сила. Выбор ведется по внутреннему диаметру
подшипника ГОСТ 8338 – 75: получаем, что первому валу соответствует подшипник
1000091, второму валу – 1000091/1,5, третьему – 1000092, четвертому – 1000093.
Правильность выбора подшипника определяется по его
динамической грузоподъемности. Для этого используется следующая формула:
- долговечность в часах
где С - динамическая грузоподъемность, n – число оборотов, Р – эквивалентная
динамическая нагрузка. А Р, в свою очередь, вычисляется по формуле:
где Х – коэффициент нагрузки, V – коэффициент вращения, Кб – коэффициент
безопасности, КТ – температурный коэффициент.
Для прямозубых цилиндрических передач:
Х = V = Кб
= КТ =1,
- грузоподъемность,
Вычислим окружное усилие, радиальное усилие, грузоподъемность
и результаты запишем в таблицу 3
№ колеса |
Окружное усилие, Н |
Радиальное усилие, Н |
Грузоподъемность, Н |
1 |
6 |
2,18 |
25,6 |
2 |
13 |
4,73 |
55,5 |
3 |
33 |
12 |
140,8 |
4 |
93 |
34 |
399,16 |
Ft= 2Mкр/d – окружное
усилие
Ft1= 2*0,0025/0,001= 5
Ft2
2*0,0045/0,001= 9
Ft3
2*0,009/0,0015= 12
Ft4
2*0,0198/0,002= 19,8
Ft5
2*0,04752/0,0025= 38,016
Ft6
2*0,133056/0,003= 88,704
F= Ft·tg – радиальное усилие
F1= 5·tg20=
1,82
F2=
9·tg20= 3,28
F3=
12·tg20= 4,37
F4=
19,8·tg20= 7,21
F5=
38,016·tg20= 13,84
F6= 88,704·tg20= 32,29
Для прямозубых
цилиндрических передач:
X=V=
Kб= Kt=1
C=F6
L=104 час
CCтабл
C1=1,826=0,005
C2=3,286=0,0075
C3=4,376=0,01
C4=7,216=0,019
C5=13,846=0,0349
C6=32,296=0,068
5.4 Определение КПД
ηр=η1·η2·η3·η4·η5
ηi=1-cπf(1/z1+1/z2)*1/2
f=0,15
c= (F+2,87)/( F+0,17)
c1=(1,82+2,87)/(1,82+0,17)=
2,36
c2=(3,28+2,87)/(3,28+0,17)=1,78
c3=(4,37+2,87)/(4,37+0,17)=1,59
c4=(7,21+2,87)/(7,21+0,17)=1,37
c5=(13,84+2,87)/(13,84+0,17)=1,19
η1=1-1,82*3,14*0,15(1/24+1/43)*1/2=
0,96
η2=1-1,78*3,14*0,15(1/24+1/49)*1/2=
0,97
η3=1-1,59*3,14*0,15(1/24+1/54)*1/2=
0,97
η4=1-1,37*3,14*0,15(1/24+1/55)*1/2=
0,98
η5=1-1,19*3,14*0,15(1/24+1/68)*1/2=
0,98
ηр=η1·η2·η3·η4·η5
ηр=0,96·0,97·0,97·0,98·0,98=
0,87=87%
Заключение
При проектировании редуктора находят практические приложения
такие важнейшие сведения из курса, как расчеты на контактную и объемную
прочность, тепловые расчеты, выбор материалов и термообработок, масел, посадок,
параметров шероховатости поверхности и т. д. При выборе типов передач, вида
зацепления, механических характеристик материалов надо учитывать, что затраты
на материалы составляют значительную часть стоимости машин: в редукторах общего
назначения -85 %, в дорожных машинах — 75 %, в автомобилях — 70 % и т. д. Таким
образом, изыскание путей снижения массы проектируемых объектов является
важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса, необходимым условием сбережения
природных ресурсов. Уместно отметить, что большая часть вырабатываемой в
настоящее время энергии проходит через механические передачи, поэтому их КПД в
известной степени определяет эксплуатационные расходы.
Наиболее полно требованиям снижения массы и габаритных
размеров удовлетворяет привод с использованием планетарных передач. Этому виду
передач посвящено большое внимание.
Список используемой
литературы:
1. “Прикладная механика” авторы:
Г.Б.Иосилевич, Г.Б.Строганов
2. П.Д.Дунаев, О.П.Леликов
”Конструирование узлов и деталей машин”
3. В.Н.Кудрявцева ”Курсовое
проектирование деталей машин”
|