Дипломная работа: Моделирование нагрева асинхронного двигателя
Эквивалентный
коэффициент теплопроводности воздушных прослоек в пазу:
. (2.35)
Термическое
сопротивление зубца:
, (2.36)
где hз – высота зубца, м;
λс
– коэффициент теплопроводности стали пакета статора, Вт/(м∙0С);
bз – средняя ширина зубца,
м;
kш – коэффициент шихтовки
(коэффициент заполнения пакета сталью).
Тепловое
сопротивление между пазовой частью обмотки и зубцами:
, (2.37)
где Rвн – внутреннее
сопротивление обмотки, 0С / Вт;
Rип – сопротивление пазовой
изоляции, 0С / Вт;
Rвп – сопротивление
воздушных прослоек, 0С / Вт.
Внутреннее
сопротивление обмотки:
. (2.38)
Тепловое сопротивление
пазовой изоляции:
. (2.39)
Тепловое
сопротивление воздушных прослоек:
. (2.40)
Тепловое
сопротивление спинки сердечника:
, (2.41)
где Da – внешний диаметр
сердечника статора, м;
Dд,п – диаметр окружности
касательной к дну пазов, м.
4) Тепловое
сопротивление между ротором и внутренним воздухом
, (2.42)
где Rрот.а – аксиальное
сопротивление отводу теплоты от ротора, 0С / Вт;
Rрот.α – конвективное
сопротивление отводу теплоты от ротора, 0С / Вт.
Аксиальное
сопротивление отводу теплоты от ротора:
, (2.43)
где λа
– коэффициент теплопроводности алюминия клетки, Вт/(м∙0С);
Fa – площадь поперечного
сечения паза ротора, м2;
Z2 – число пазов ротора.
Конвективное
сопротивление отводу теплоты от ротора:
, (2.44)
где αл.рот
– коэффициент теплоотдачи лопаток ротора, Вт/(м2∙0С);
bл – ширина лопатки ротора,
м;
ал
– высота лопатки ротора, м;
nл – количество лопаток
ротора;
ηл
– коэффициент качества лопатки ротора, рассматриваемой как ребро;
ак
– высота короткозамыкающего кольца, м;
Dрот – диаметр ротора, м.
Коэффициент
теплоотдачи лопаток ротора:
, (2.45)
где Nuл – число Нуссельта для
лопаток ротора.
Число
Нуссельта для лопаток ротора:
, (2.46)
где Reл – число Рейнольдса для
лопаток ротора.
Число
Рейнольдса для лопаток ротора:
. (2.47)
5) Тепловое
сопротивление между ротором и статором
, (2.48)
где Rδ – тепловое сопротивление
воздушного зазора, 0С / Вт;
Rз – термическое
сопротивление зубца (2.36), 0С / Вт.
Тепловое
сопротивление воздушного зазора:
, (2.49)
где аΣ
– коэффициент теплоотдачи от ротора к внутреннему воздуху, Вт/(м2∙0С).
Коэффициент
теплоотдачи от ротора к внутреннему воздуху:
, (2.50)
где δ –
зазор между ротором и статором, м;
Rрот=Dрот/2 – радиус ротора, м.
6)
Сопротивление между сердечником статора и корпусом
, (2.51)
где RΔc – тепловое сопротивление
стыка сердечник станина, 0С / Вт;
Rсп – тепловое сопротивление
спинки сердечника (2.41), 0С / Вт.
Тепловое
сопротивление стыка сердечник станина:
, (2.52)
где δусл
– условный зазор в стыке сердечник станина, м.
Для
двигателей серии 4А величина условного зазора приблизительно равна:
δусл≈(20∙Da+26) ∙10-6.
(2.53)
7) Тепловое
сопротивление между внутренним воздухом и корпусом
, (2.54)
где Rст,пр – тепловое сопротивление
между внутренней поверхностью станины со стороны привода и внутренним воздухом,
0С / Вт;
Rст,в-тепловое сопротивление
между внутренней поверхностью станины со стороны вентилятора и внутренним
воздухом, 0С / Вт;
Rщ – тепловое сопротивление
между внутренней поверхностью подшипникового щита и внутренним воздухом, 0С /
Вт.
Тепловое
сопротивление между внутренней поверхностью станины со стороны привода и
внутренним воздухом:
, (2.55)
где Fст,пр – площадь внутренней
поверхности свеса станины со стороны привода, м2;
αс
– коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности свесов станины, Вт/(м2∙0С).
Площадь
внутренней поверхности свеса со стороны привода:
, (2.56)
где lсв,пр – длина свеса станины со
стороны привода, м.
Коэффициент
теплоотдачи внутренней поверхности свесов станины:
, (2.57)
где Nuc – число Нуссельта для
внутренней поверхности свесов станины.
Число
Нуссельта для внутренней поверхности свесов станины зависит от высоты оси
вращения и от наличия диффузора в полости лобовых частей.
Для высоты
оси вращения h<160 мм:
, (2.58)
для высоты
оси вращения h=160–250 мм:
без
диффузора- ; (2.59)
с диффузором-
, (2.60)
где Rec – число Рейнольдса для
внутренней поверхности свесов станины;
D – внутренний диаметр
сердечника статора, м.
Число
Рейнольдса для внутренней поверхности свесов станины:
. (2.61)
Тепловое сопротивление
между внутренней поверхностью станины со стороны вентилятора и внутренним
воздухом:
, (2.62)
где Fст,в- площадь внутренней
поверхности свеса со стороны вентилятора, м2;
αс
– коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности свесов станины, Вт/(м2∙0С).
Площадь
внутренней поверхности свеса со стороны вентилятора:
, (2.63)
где lсв,в- длина свеса станины со
стороны вентилятора, м.
Тепловое
сопротивление между внутренней поверхностью подшипникового щита и внутренним
воздухом:
, (2.64)
где Fщ – площадь внутренней
поверхности подшипникового щита, м2;
αщ
– коэффициент теплоотдачи внутренней поверхности подшипникового щита, Вт/(м2∙0С).
Площадь внутренней
поверхности подшипникового щита:
. (2.65)
Коэффициент
теплоотдачи внутренней поверхности подшипникового щита:
, (2.66)
где Nuщ – число Нуссельта для
внутренней поверхности подшипникового щита.
Число
Нуссельта для внутренней поверхности подшипникового щита зависит от высоты оси
вращения и от наличия диффузора в полости лобовых частей.
Для высоты
оси вращения h<160 мм:
, (2.67)
для высоты
оси вращения h=160–250 мм:
без
диффузора- ; (2.68)
с диффузором-
, (2.69)
где Reщ – число Рейнольдса для
внутренней поверхности свесов станины;
δд,щ
– зазор между диффузором и щитом в месте крепления, м.
Число
Рейнольдса для внутренней поверхности подшипниковых щитов:
. (2.70)
8) Тепловое
сопротивление между внешним воздухом и корпусом
, (2.71)
где Rвс,пр – тепловое сопротивление
между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны привода и
внешним воздухом, 0С / Вт;
Rвс – тепловое сопротивление
между наружной поверхностью станины над пакетом и внешним воздухом, 0С /
Вт;
Rвс,в- тепловое сопротивление
между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны вентилятора и
внешним воздухом, 0С / Вт;
Rвщ,пр – тепловое сопротивление
между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны привода и внешним воздухом,
0С / Вт;
Rвщ,в- тепловое сопротивление
между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны вентилятора и
внешним воздухом, 0С / Вт.
Тепловое
сопротивление между наружной поверхностью станины над пакетом и внешним
воздухом:
, (2.72)
где αс,п
– коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины над пакетом, Вт/(м2∙0С);
Dc – диаметр станины у
основания ребер, м;
zp – количество ребер
станины;
δр
– толщина ребра станины, м;
hр – высота ребра станины,
м;
ηр
– коэффициент качества ребра станины.
Тепловое
сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны
привода и внешним воздухом:
, (2.73)
где αс,пр
– коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны привода,
Вт/(м2∙0С).
Тепловое
сопротивление между наружной поверхностью свисающей части станины со стороны
вентилятора и внешним воздухом:
, (2.74)
где αс,в-
коэффициент теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны
вентилятора, Вт/(м2∙0С).
Коэффициент
теплоотдачи наружной поверхности станины над пакетом:
, (2.75)
где αвх
– коэффициент теплоотдачи на входе в межреберные каналы станины, Вт/(м2∙0С);
dг – гидравлический диаметр
межреберного канала, м;
γ –
коэффициент уменьшения теплоотдачи по длине станины.
Коэффициент
теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны привода:
. (2.76)
Коэффициент
теплоотдачи наружной поверхности станины со стороны вентилятора:
. (2.77)
Гидравлический
диаметр межреберного канала:
, (2.78)
где tр – шаг ребер станины, м.
Коэффициент
уменьшения теплоотдачи по длине станины:
. (2.79)
Коэффициент
теплоотдачи на входе в межреберные каналы станины:
, (2.80)
где Nuвх – число Нуссельта для
межреберных каналов.
Число
Нуссельта для межреберных каналов:
, (2.81)
где Reэф – число Рейнольдса для
межреберных каналов.
Число
Рейнольдса для межреберных каналов:
, (2.82)
где ωэф – эффективная скорость
на входе в межреберные каналы, м/с.
Эффективная
скорость на входе в межреберные каналы:
, (2.83)
где ωвх≈0,45∙uвент – расходная скорость на
входе в каналы, м/с;
uвент – окружная скорость
вентилятора, м/с.
Коэффициент
качества ребра станины:
, (2.84)
, (2.85)
где λст
– коэффициент теплопроводности материала станины, Вт/(м∙0С).
Тепловое
сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны
привода и внешним воздухом:
, (2.86)
где αщ,пр
– коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны
привода, Вт/(м2∙0С).
Коэффициент
теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны привода:
. (2.87)
Тепловое
сопротивление между наружной поверхностью подшипникового щита со стороны
вентилятора и внешним воздухом:
, (2.88)
где αщ,в-
коэффициент теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со
стороны вентилятора, Вт/(м2∙0С).
Коэффициент
теплоотдачи внешней поверхности подшипникового щита со стороны вентилятора
зависит от высоты оси вращения.
Для высоты
оси вращения h<160 мм:
, (2.89)
для высоты
оси вращения h>160 мм:
. (2.90)
Как видно,
для определения тепловых сопротивлений требуется знать большое количество
конструктивных параметров. Ниже приводятся полный перечень необходимых для
расчета сопротивлений данных:
Паспортные
данные
1.
Синхронная
частота вращения n1, об/мин;
2.
Количество
пар полюсов p.
Параметры
станины
1.
Высота
оси вращения h,
мм;
2.
Диаметр
станины у основания ребер Dc, м;
3.
Длина
свисающей части станины со стороны привода lсв.пр, м;
4.
Длина
свисающей части станины со стороны вентилятора lсв.в, м;
5.
Зазор
между диффузором и подшипниковым щитом в месте крепления δд.щ,
м;
6.
Количество
ребер станины zp;
7.
Высота
ребра станины hp, м;
8.
Толщина
ребра станины δр, м.
Параметры
вентилятора
1.
Внешний
диаметр вентилятора Dвент, м.
Параметры
статора
1.
Внешний
диаметр сердечника Da, м;
2.
Внутренний
диаметр сердечника D, м;
3.
Длина
паза lп, м;
4.
Число
пазов статора Z1;
5.
Коэффициент
шихтовки (заполнения пакета сталью) kш=0,97.
Параметры
паза статора
1.
Большая
ширина паза b1, м;
2.
Меньшая
ширина паза b2, м;
3.
Высота
паза hп, м;
4.
Коэффициент
заполнения паза kз;
5.
Высота
шлица hш;
6.
Ширина
шлица bш, м;
7.
Высота
зубца hз, м;
8.
Ширина
зубца bз, м.
Параметры
обмотки
1.
Количество
витков в обмотке фазы ω1;
2.
Число
параллельных ветвей а;
3.
Средняя
длина витка обмотки lср1, м;
4.
Длина
вылета лобовой части обмотки с одной стороны lл.в, м;
5.
Диаметр
изолированного проводника dи, мм;
6.
Коэффициент
пропитки обмотки kп;
7.
Толщина
окраски обмотки в лобовой части δокр, м;
Параметры
пазовой изоляции
1.
Толщина
пазовой изоляции δи.п, м.
Параметры
ротора
1.
Внешний
диаметр ротора Dрот, м;
2.
Число
пазов ротора Z2;
3.
Ширина
короткозамыкающего кольца bк, м;
4.
Высота
короткозамыкающего кольца aк, м;
5.
Ширина
лопатки ротора bл, м;
6.
Высота
лопатки ротора ал, м;
7.
Количество
лопаток ротора zл;
8.
Коэффициент
качества лопатки, рассматриваемой как ребро ηл;
9.
Толщина
воздушного зазора между ротором и статором δ, м.
Общие
физические величины
1.
Кинематическая
вязкость воздуха ν, м2/с;
2.
Коэффициент
теплопроводности воздуха λв, Вт/(0С∙м);
3.
Средняя
температура обмотки Tср, 0С;
4.
Коэффициент
теплопроводности меди обмотки λм, Вт/(0С∙м);
5.
Коэффициент
теплопроводности алюминия клетки λа, Вт/(0С∙м);
6.
Коэффициент
теплопроводности материала станины λст, Вт/(0С∙м);
7.
Коэффициент
теплопроводности стали пакета статора λс, Вт/(0С∙м);
8.
Коэффициент
теплопроводности пропиточного состава обмотки λп, Вт/(0С∙м);
9.
Коэффициент
теплопроводности изоляции проводов λи, Вт/(0С∙м);
10.
Коэффициент
теплопроводности окраски обмотки в лобовой части λокр, Вт/(0С∙м).
Расчет
теплоемкостей меди и стали
2.3.1
Определение теплоемкости меди
Теплоемкость
меди равна:
, (2.91)
где mм – масса меди обмотки
статора, кг;
см
– удельная теплоемкость меди обмотки статора, Дж/(кг∙0С).
Масса меди
обмотки статора:
, (2.92)
где m1 – число фаз обмотки
статора;
lср1 – средняя длина витка
обмотки статора, м;
w1 – число витков обмотки
статора;
а –
количество параллельных ветвей обмотки статора;
nэл – количество элементарных
проводников в эффективном;
dпр – диаметр элементарного
проводника, м;
γм
– плотность меди обмотки, кг/м3.
Определение
теплоемкости стали
, (2.93)
где mя – масса ярма статора,
кг;
mз – масса зубцов статора,
кг;
сст
– удельная теплоемкость стали пакета статора, Дж/(кг∙0С).
Масса ярма
статора:
, (2.94)
где γс
– плотность стали пакета статора, кг/м3.
Масса зубцов
статора:
. (2.95)
2.4.1
Потери в обмотке статора
При
определении потерь в обмотке статора не учитываем увеличение активного
сопротивления пазовой части обмотки статора за счет эффекта вытеснения тока.
Потери в
лобовой и пазовой частях обмотки [4]:
, (2.96)
, (2.97)
где r1 – активное сопротивление
фазы обмотки статора, Ом;
lл – длина лобовой части
обмотки с одной стороны, м;
I1 – ток фазы обмотки
статора, А.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|