Реферат: Охрана труда и жизнедеятельности
Реферат: Охрана труда и жизнедеятельности
Министерство
Образования Украины
Донецкий
государственный технический университет
Кафедра: Охраны труда
РЕФЕРАТ
на
тему:
Охрана труда и жизнедеятельности
Выполнил: Бондаренко С. Ю.
Студент группы: УА 96в
Проверил: Прокопенко Б. В.
Донецк 2000 г.
1. Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.................. 3
2. Основы физиологии, гигиены труда и производственной
санитарии....... 5
2.1. Воздух рабочей зоны............................................................................... 8
2.2. Вентиляция производственных
помещений.......................................... 11
2.3. Общие санитарно-гигиенические
требования к размещению предприятий, к производственным и вспомогательным
помещениям.......................... 12
3. Основы техники безопасности..................................................................... 13
3.1. Общие требования безопасности
к технологическим процессам и оборудованию........................................................................................ 13
3.2. Безопасность эксплуатации
систем под давлением и криогенной техники................................................................................................................ 15
3.3. Электробезопасность. Действие
электрического тока на организм человека................................................................................................................ 16
4. Охрана труда в отрасли. Угольная промышленность................................ 18
4.1. Профилактика
производственного травматизма.................................. 18
4.2. Минимальное число несчастных
случаев, достаточное для достоверного анализа травматизма............................................................................. 23
5. Запыленность атмосферы и профессиональные заболевания.................. 24
6. Горючие и взрывчатые свойства пылевых смесей..................................... 26
1.
Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду
Для правильного понимания вопросов безопасности
жизнедеятельности необходимо данную проблему рассматривать в единой системе
«человек - производство - среда».
Все биологические системы могут существовать в окружающей
среде при условии биологического равновесия. Человек как единственная
биологическая система природы способен при взаимодействии с природой
регулировать и контролировать обмен
веществ между собой и природой.
Одним из важнейших элементов системы «человек - производство
- среда» является среда - окружающая нас природа. Если рассматривать жизнь как
способ существования белковых тел, то прекращение обмена веществ с окружающей
природой будет означать прекращение и жизни. Так, человек не может прожить без
воздуха 1,5-2 мин, без воды - несколько часов, без пищи - несколько дней.
Географическая оболочка Земли состоит из атмосферы,
гидросферы, биосферы и литосферы. Все эти среды, проникая одна в другую,
взаимодействуют друг с другом и создают наружный облик Земли. Главное свойство
географической оболочки Земли - это постоянный обмен веществом и энергией не
только между компонентами оболочки, но и между оболочкой и внешним миром
(космосом).
Вода - это своеобразный минерал, который обеспечивает
существование живых организмов и развитие процессов жизнедеятельности на Земле.
Живые организмы в среднем содержат более 60% воды. Потеря 10-20% воды живым
организмом приводит к смерти.
Биосфера - сфера жизни. Академик Вернадский В. И. считает,
что биосфера - это часть оболочки планеты, на которой возникла и существует
жизнь. Биосфера имеет определенный состав атмосферы, осадочных пород, почвы,
гидросферы и живых существ. Биосфера включает все живое вещество планеты:
атмосферу высотой до 10-15 км, литосферу глубиной до 4,5 км и всю водную
оболочку Земли (до 11 км).
Таким образом, экологическая система рассматривается как
единый природный комплекс, в котором живая и неживая материя связаны между
собой обменом веществ и энергии. В биосфере постоянно под воздействием
солнечной энергии происходит кругооборот веществ и энергии. Такой кругооборот
(воды, циркуляция воздушных масс и т.д.) происходит под воздействием физических
факторов (разности давлений, температур и др.). Обмен же веществ между живыми
организмами и почвой (или водой) вызывается действием биохимических факторов.
В первом случае кругооборот называется геологическим, во
втором - биологическим. Оба эти вида тесно связаны между собой, однако
биологический кругооборот веществ является грандиозной созидающей силой. Именно
кругооборот веществ и превращение энергии является основой динамического
равновесия и устойчивости биосферы.
Основным источником энергии является Солнце. Энергия
солнечного излучения реализуется в биологическом кругообороте через явление
фотосинтеза растений, в ходе которого при восстановлении двуокиси углерода
образуются органические вещества и молекулярный кислород. Биосфера выступает
как гигантский аккумулятор и уникальный трансформатор лучистой энергии Солнца.
Основным источником природных ресурсов Земли является энергия Солнца, однако на
фотосинтез (моря, океаны, суша) используется только 0,5% суммарной солнечной
радиации, падающей на земную поверхность. Но даже при использовании такого
малого количества энергии растительность суши, морей и океанов усваивает,
разлагает, выделяет, запасает огромное количество веществ и энергии.
Человечество взаимодействует с природой, является ее
составной частью и неотделимо от природы. Это взаимодействие выражается в
процессе труда, куда человек вносит свой разум, науку, искусство.
В результате труда человек не только приспосабливается к
природной среде, но и пытается ее изменить. Воздействие человека на природу на
заре человеческого общества было не очень заметным, т. к. природа самоочищалась
и возобновляла биологические ресурсы. Быстрый рост населения, бурное развитие
производства, внедрение результатов научно-технических достижений, стремление
получить от природы какие-то временные выгоды наносят ей долговременный ущерб,
нарушая стабильность, к которой стремится Природа.
Современное промышленное производство загрязняет природу не
только газообразными, жидкими и твердыми отходами, но и тепловыми выбросами,
электромагнитными полями, ультрафиолетовыми, инфракрасными, световыми,
ионизирующими излучениями, радиоактивными веществами, шумовым излучением и
другими физическими факторами. Такое недальновидное вторжение в природную среду
нарушает ее основной закон стабильного развития и экологического равновесия и
ставит человечество на грань катастрофы.
Загрязнения природной среды могут быть естественными и
искусственными. Естественное загрязнение обусловлено притоком космической пыли
и космическим излучением (внеземное загрязнение), извержением вулканов,
выветриванием горных пород, пыльными бурями, лесными пожарами и т.п. (земное
загрязнение). Однако природа обладает удивительной устойчивостью и способностью
к самоочищению от естественного загрязнения.
Искусственное загрязнение - это воздействие человека на
природу - очень легко и за короткий период времени приводит к коренным
изменениям в природном балансе среды. Эта опасность еще осложняется тем, что
человек недостаточно осведомлен о сложных взаимодействиях в природе и
последствиях, которые могут произойти в среде обитания в результате неразумного
воздействия человека. Назовем несколько примеров глобального загрязнения.
Человек в результате своей жизнедеятельности неразумно
расходует и уничтожает кислород воздуха (О2), подводя себя и свои
поколения к гибели. Свободный кислород, являясь в основном продуктом жизнедеятельности,
сам поддерживает жизнь на Земле.
Статьи расхода кислорода:
- для
дыхания человека;
- для
производственных нужд;
- на
создание и сохранение озоносферы.
Физиологические потребности кислорода для дыхания человека
допускают снижение концентрации О2 не более чем на 1%. Но человек
использует кислород как сырье в производственных процессах. При сгорании 1т
угля расходуется количество О2 равное 10 годовым человеческим
нормам.
С учетом интенсификации производственных процессов в настоящее
время можно предположить, что и расходование О2 резко возрастет. По
подсчетам экспертов США большинство развитых стран (в том числе и США)
потребляют О2 больше, чем его выделяет растительный мир этой страны.
Кислород расходуется на создание и сохранение озонового
слоя, который защищает Землю от космической радиации. В связи с разрушением
озонового слоя (увеличение потребления О2, увеличение выбросов
фреонов, хлорфторуглеродов и других веществ) происходит истощение озонового
слоя и возникают проблемы «озоновых дыр» в атмосфере. С учетом роста
потребления кислорода на производственные нужды и невозможностью самой природой
восстановить его количество вполне реальна угроза концентрации О2 в
атмосфере ниже допустимого уровня, что может привести к катастрофе для
человечества.
Рассмотрим влияние жизнедеятельности человека на изменение
содержания диоксида углерода (СО2) в атмосфере. В связи с
увеличением выделения СО2 промышленностью и уменьшением потребления
СО2 живыми существами и растительностью (из-за уменьшения площади
лесов и т.д.) растет содержание СО2 в атмосфере, что приводит к
"парниковому эффекту".
Таким образом, глобальное, непродуманное разрушение идет по
двум основным направлениям:
- хищническое
уничтожение флоры и фауны сопровождается резким снижением потребления СО2
из атмосферы и уменьшением выделения О2 в атмосферу за счет
сокращения процесса фотосинтеза;
- неразумная
жизнедеятельность человека привела к тому, что резко выросли выбросы СО2
в атмосферу.
Оно обусловливает повышение температуры, увеличение
остаточной радиации, изменение климата, т.е. вызовет нежелательные последствия,
которые сегодня человечество не может даже в полной мере оценить.
Для жизнедеятельности человека нужна пресная вода, а ее
запасы малы ( 3% от всей воды). Человек в процессе жизнедеятельности загрязняет
воду вредными веществами, микроорганизмами. Загрязненные воды (промышленные,
хозяйственно-бытовые, атмосферные или ливневые) называют сточными. Сточные воды
подлежат обязательной очистке механическими, термическими, химическими,
ионообменными, адсорбционными, электрохимическими, биохимическими,
физико-химическими и другими методами. Однако эффективность этих методов очистки
не превышает 95-96%.
Сброс загрязненных вод приводит к обеднению и исчезновению
Оз, содержащегося в воде, и к гибели животного и растительного мира (морей,
суши и т.д.). По данным Ж. Кусто за последние 20 лет интенсивность жизни во
всех морях земного шара снизилась не менее чем на 30%.
Такая неразумная деятельность человека ведет к тому, что
ресурсы биосферы, ресурсы питания будут не увеличиваться, а сокращаться.
В настоящее время разрабатывается приблизительно 100млрд. т.
в год горных пород. Однако утилизируются в конечном продукте приблизительно
лишь 1% от веса используемых природных ресурсов, т. е. 99% природных ресурсов
идут в отходы и губят природу. При этом объемы отходов растут в 10 раз быстрее,
чем увеличивается население. Сейчас на каждого жителя планеты приходится
ежедневно от 2 до 3 тонн твердых отходов. Отходы отравляют растения, которые
наносят вред животным, и эта пища попадает человеку.
2.
Основы физиологии, гигиены труда и производственной санитарии
В законе Украины «Об обеспечении санитарного и
эпидемического благополучия населения» дается следующее определение понятия
«санитарные нормы»:
Государственные санитарные нормы правила, гигиенические
нормативы - это обязательные для выполнения нормативные документы,
определяющие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов
окружающей среды и требования по обеспечению оптимальных или допустимых условий
жизнедеятельности человека
Гигиеническая регламентация и государственная регистрация
осуществляется в целях ограничения интенсивности или длительности действия
таких факторов путем установления критериев их допустимого воздействия на
здоровье человека Использование в народном хозяйстве и быту любого опасного
фактора химической и биологической природы допустимо лишь при наличии
сертификата, удостоверяющего его государственную регистрацию, поэтому законом предусмотрена
обязательная государственная санитарно-гигиеническая экспертиза Экспертизе
подвергают проектную и другую документацию на строительство реконструкцию,
расширение предприятий, разработку техники и технологий а также продукцию,
полуфабрикаты, вещества материалы как для проектируемых производств, так и для
действующих. Предприятия учреждения, организации и граждане могут ввозить из-за
границы сырье, продукцию (изделия, оборудования, технологические линии и др.) и
реализовать или использовать их в Украине только при наличии данных
относительно безопасности для здоровья.
Работники предприятий, учреждений и организаций,
деятельность которых связана с обслуживанием населения и может повлечь
распространение инфекционных заболеваний, возникновение пищевых отравлений, а
также работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными или опасными
условиями труда должны проходить обязательные предварительные (до принятия на
работу) и периодические медицинские освидетельствования.
Работники предприятий, учреждений и организаций, действия
которых привели к нарушению санитарного законодательства, невыполнению
постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц
государственной санитарно-эпидемиологической службы несут дисциплинарную, административную,
гражданско-правовую и уголовную ответственность. При этом предприятия,
учреждения, организации и граждане, нарушившие санитарное законодательство, что
привело к возникновению заболеваний, отравлений, радиационных поражений,
длительной или временной потери трудоспособности, инвалидности или смерти
людей, обязаны возместить убытки пострадавшим и расходы на дополнительное лечение.
Может быть наложен штраф в следующих размерах:
- на
должностных лиц - от 6 до 12 минимальных заработных плат;
- на граждан
- от 1 до 12 минимальных заработных плат;
- на
предприятия и организации - от 25 до 100% выпущенной или реализованной
продукции.
Гигиена труда - раздел профилактической медицины,
который изучает влияние на организм человека трудовой деятельности и производственной
среды с целью разработки на этой основе комплекса санитарно-гигиенических,
лечебно-профилактических и организационных мероприятий, направленных на создание
здоровых условий труда и повышение его производительности.
Предметом изучения гигиены труда являются:
- трудовые
процессы и ответная физиологическая реакция организма работников с целью
разработки рациональных режимов труда и отдыха для различных видов работ
- производственные
процессы и возникающие при этом неблагоприятные факторы производственной среды
с целью гигиенической регламентации и разработки оздоровительных мероприятий по
улучшению условий труда,
-
состояние здоровья работников, подвергающихся в условиях
производства воздействию вредных и опасных производственных факторов с целью разработки
мер профилактики патологических состояний.
По происхождению факторы производственной сферы
подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические
(по ГОСТ 12.0.003-74 «Опасные и вредные производственные факторы»).
К физическим факторам относятся движущиеся части машин и
механизмов, незащищенные подвижные элементы оборудования, передвигающиеся
изделия, заготовки, материалы и т.д.; запыленность и загазованность воздуха
рабочей зоны; температура поверхностей оборудования, материалов; температура
воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума; повышенный уровень вибрации;
повышенный уровень инфразвуковых колебаний; повышенный уровень ультразвука;
ионизация воздуха; ионизирующие излучения; опасный уровень напряжения
электрической сети, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенный уровень статического электричества; повышенный уровень
электромагнитных излучений; повышенная напряженность магнитного поля;
недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света; пониженная
контрастность; повышенный уровень ультрафиолетовой радиации; повышенный уровень
инфразвуковой радиации и др.
К химическим факторам относятся органические и
неорганические химические соединения в виде газа, пара, пыли, дыма, тумана,
жидкости. Химические факторы по характеру воздействия на организм человека
делятся на общетоксические, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные,
мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию человека.
По пути проникновения в организм человека химические факторы
разделяются на вещества, действующие через органы дыхания, пищеварительный
тракт и кожный покров.
К биологическим факторам относятся микроорганизмы (бактерии,
вирусы, грибы, спирохеты, простейшие и т. д.) и продукты их жизнедеятельности,
а также макроорганизмы (растения и животные), белковые препараты, витамины,
аминокислоты.
К психофизиологическим факторам относятся физические и
нервно-психические перегрузки. Физические перегрузки делятся на статические и
динамические, а нервно-психические перегрузки подразделяются на умственное
перенапряжение, перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные
перегрузки.
Интенсивное или длительное воздействие перечисленных
факторов может привести к чрезмерному функциональному напряжению, стать причиной
профессиональных заболеваний.
Для изучения вредных факторов и их влияния на организм
работающих используют различные методы исследования: физические, химические,
физиологические, клинико-статистические и санитарно-статистические, специальные
экспериментальные.
На функциональное состояния работающих оказывает влияние не
только физические, химические и другие факторы, но и сам трудовой процесс.
Наиболее полно трудовой процесс может быть охарактеризован физическим,
нервно-эмоциональным и тепловым состоянием организма человека.
Физическая работа подразделяется на статическую и
динамическую. Статическая работа - это процесс поддержания мышц без изменения
длины мышечных волокон, при этом тело или его части не перемещаются в
пространстве.
Динамическая работа - это процесс сокращения мышц,
сопровождающийся изменением длины мышечных волокон и перемещением тела или его
частей, а также предметов труда в пространстве. При динамической работе до 15 -
20 % энергии расходуется на перемещение, а остальная переходит в тепло; при
статической работе вся энергия переходит в тепло.
Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и
переработкой информации, требующие напряжения сенсорного аппарата, памяти,
внимания, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Мышечные
нагрузки при умственном труде незначительны. Все большее распространение
получает операторский труд (умственный), связанный с повышенными требованиями к
функциям памяти, внимания, скорости восприятия и переработки информации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|