Реферат: Охрана труда и жизнедеятельности
Во-первых травматизм за 1989 и 1990 г.г. представлен в целом
по шахтам СССР, разумеется, включая шахты Украины.
Во-вторых, сведения о травматизме систематизировались и
анализировались, в том числе и за 1995-1999 гг. МакНИИ (заведующий отделом
общей безопасности, кандидат технических наук Левкин Н.Б.). До 1992 г.
Минуглепром СССР ежегодно и за пятилетия издавал для служебного пользования
обзоры «Состояние и причины производственного травматизма на предприятиях Минуглепрома»,
которые были использованы при анализе. Рассмотрим травматизм по опасным
производственным факторам.
1. Из данных табл. 4.1.1 следует, что травматизм от обвалов
и обрушений остается продолжительное время наиболее высоким среди опасных
производственных факторов (ОПФ). Из общего числа случаев при обвалах и
обрушениях примерно 65-66% приходится на очистные забои. На забои
подготовительных выработок и на протяжение действующих подготовительных
выработок соответственно приходится 22-23% и 12-15%. Последние происходят в
основном при перекреплении.
Одной из основных причин травматизма в лавах является
применение индивидуальной крепи. Оно наряду с несовершенством или недостаточным
количеством крепи нередко обусловливает чуть ли не массовые нарушения паспортов
управления кровлей и крепления. Различные нарушения паспортов крепления по этой
причине отмечаются почти в 80% несчастных случаев, происшедших в очистных
забоях В них можно было бы сократить травматизм за счет применения комплексов
оборудования с механизированными крепями. Наиболее эффективными являются
современные комплексы со щитовыми крепями, что подтверждают данные табл. 4.1.2.
Таблица 4.1.2 - распределение несчастных случаев (н/с) на
шахтах Западных районов за период 1984-1989 гг.
№
п/п
|
Технологическая схема выемки
|
Удельный вес, % |
Условный показатель, нс/добыча |
н/с |
добыча |
1. |
Узкозахватная с механизированной крепью (КМЗ) |
39,5 |
69.3 |
0,57 |
2. |
Узкозахватная с индивидуальной крепью |
37,6 |
16,3 |
2,31 |
Из данных табл. 4.1.2 следует, что
в случае применения механизированных крепей количество н/с на 1 т добычи может
быть снижено в лавах почти в 4 раза.
В очистных забоях, оснащенных индивидуальной крепью, самой
опасной является зона изгиба конвейера, где вместе с примыкающей к ней зоной
управления комбайном происходит более 40% н/с. Около 30% н/с происходит на
концевых участках лав (ниши, сопряжения) и остальные 30% - на протяжении лавы.
Основными организационными причинами травматизма от обвалов
и обрушений в очистных забоях являются:
- нарушения
паспортов крепления и управления кровлей;
- нарушения
технологии ведения горных работ;
- несоответствие
паспортов крепления и управления кровлей горно-геологическим условиям применения.
Травматизм в подготовительных выработках, как уже
указывалось, связан непосредственно с их проведением, а также имеет место на
протяжении. Происходит он в первую очередь из-за нарушений конструкций крепи,
ее некачественной установки, отсутствия временной крепи, оставления пустот за
крепью Опасность последнего нарушения особенно велика, т к. незаложенные
пустоты в дальнейшем не только способствуют деформациям крепи, но и являются
очагами местных и слоевых скоплений метана. Наличие незаполненных пустот за
крепью по мнению комиссий, расследовавших аварии, явилось причиной более 80%
всех смертельных н/с от обрушений в подготовительных забоях и на протяжении
выработок.
На сопряжениях подготовительных выработок с очистным забоем
породы обрушаются в результате значительных обнажений кровли. Причины последних
- большое расстояние от крепи до средств охраны выработок, снятие у окна лавы
большого числа ножек крепи и несвоевременное их восстановление, некачественное
крепление концевого участка лавы.
В последние годы (1999-2000) было установлено, что в основе
самой природы обрушений в подавляющем числе случаев находится расслоение пород
кровли пласта. Первородная особенность осадочного массива, каковым является
угленосный массив, - слоистость, слоистость и ещё раз слоистость. Даже когда
речь идет не о глинистых или песчано-глинистых сланцах, а о песчанистых сланцах
и даже песчаниках, то и в них нередко есть тонкие прослои глинистых материалов,
которые располагаются между различными по мощности слоями массивного песчаника.
В течении многих десятилетий прежде геомеханические процессы
- явления, происходящие при проведении подготовительных выработок и выемке угля
в лавах, рассматривались и оценивались с позиций величины, распределения и
перераспределения напряжений, обусловливающих возникновение и развитие
деформаций. Ученые рассматривали эти деформации как результат возникновения и
действия напряжений на контуре, вокруг и впереди выработки.
В девяностые годы Донецкий государственный технический
университет (ДонГТУ) развивает новое представление о природе разрушения
осадочного массива, находящегося вблизи и на некотором расстоянии от
искусственных полостей - горных выработок, в том числе в зонах влияния над- или
подработки. В его основе находится положение о том, что трехосное сжатие
является естественным для осадочных пород. Непосредственной причиной их
разрушения являются деформации упругого восстановления, упругого последействия
и обратной ползучести, возникающие как при так и после проведения выработок и
направленные в стороны образованных полостей.
Для подтверждения высказанной гипотезы рассмотрен был
травматизм, зарегистрированный на шести шахтах ПО «Снежноеантрацит».
Из общего числа 2051 н/с на долю горнорабочих и проходчиков
приходится 1202, т.е. почти 60%. Травматизм от обвалов и обрушений составил 748
случаев - 36% от общего за 5 лет, а на самой глубокой шахте «Заря» (1200 м)
даже 46,8%.
На четырех шахтах из шести («Восход», «Миусская»,
«Снежнянская» и «Ударник») травматизм от обрушений в среднем за 5 лет составил
около 30% (29,4%). На первых двух из них разрабатываются запасы антрацитов,
ранее оставленные в целиках. Травматизм при этом за десятилетний период
уменьшился на 18% по сравнению с обычной разработкой, но травматизм от
обрушений при отработке целиковых запасов возрос в 1,5 раза. Анализ
особенностей названных обрушений привел к выводу о том, что их причиной является
расслоение песчанистых слоев пород, между которыми залегают глинистые прослои.
Расслоение песчанистых слоев происходит со временем под действием деформаций
обратной ползучести глинистых прослоев, возникающих и развивающихся вследствие
разгрузки последних. Над целиками сформировались за многие годы (десятилетия)
дополнительные «очаги» обрушений-расслоений вокруг ранее пройденных
подготовительных выработок (уклонов).
Высказанная гипотеза была подтверждена экспериментально и
позволила заключить, что такие условия могут быть отнесены к классическим для
применения штанговой (анкерной) крепи.
Две особенности характеризуют ее использование.
Во-первых, тот факт, что расслоение пород уже давно
произошло, обусловливает применение облегченных конструкций анкерной крепи,
ориентированных перпендикулярно слоям песчано-глинистых разностей. Безусловно
желательным является наряду с закреплением анкерной крепи по всей длине, подача
в шпуры под невысоким давлением скрепляющих растворов, которые будут проникать
в массив по ориентированным по напластованию трещинам.
Во-вторых, ранее произошедшее расслоение может обусловить
обрушения ~ отрыв слоев по какой-то ближайшей (ближайшим) трещинам. Очевидно,
что в штреках и на их сопряжениях с лавами пластов небольшой мощности (порядка
метра) длина анкерной крепи может быть только ограниченной (ориентировочно 2,0
м). Но тогда совсем не исключено, что анкерная крепь может «выйти - закончиться»
на одном и том же прослое глинистого сланца, что обусловит обрушение
скрепленных ею отдельных песчанистых слоев. Чтоб исключить подобные обрушения,
необходимо применение анкерной крепи неодинаковой длины, когда различие будет
находиться в пределах 0,3- 0,5 м.
Пока нельзя считать доказанной сформулированную гипотезу:
именно потому она так и названа. Но простота, очевидная физическая сущность
вполне позволяет рекомендовать её не только для практического применения, но и
для размышлений будущим специалистам. Одновременно следует отметить, что
будущие размышления вполне распространяются и на нынешних специалистов, ибо
открывают целое направление разработки и внедрения новых технических решений.
Например, расслоения пород кровли пластов происходит как в течение буквально
первых нескольких часов (десятков минут) после очередного продвижения забоя,
так и в течение нескольких десятков месяцев. Следовательно, оно будет совсем
различным по опасности как для призабойной части выработок, так и для выработок
уже пройденных, в т.ч. таким, к которым лавы будут приближаться позже или
значительно позже при столбовых системах разработки.
2. Травматизм на транспортных средствах и подъёмных
установках продолжительное время остается на втором месте и приближается к
20-30%. Из общего числа н/с в 1989 г. почти 76% случаев зарегистрировано на
рельсовом транспорте, 13% - не ленточных конвейерах и 11% на подъемных
установках. Преобладающее число н/с, связанных с этим видом транспорта,
произошло при локомотивной и канатной откатке Основными причинами травматизма
при локомотивной откатке были:
- ошибки при
управлении электровозами (19%);
- передвижение
трудящихся на грузовых транспортных средствах (14%);
- пешее
передвижение по шахтным выработкам (11%);
- сход с
рельсов подвижного состава и последующая постановка его на рельсы (24%);
- удары
пострадавших о предметы, загромождающие габариты выработки или пути (20%).
Травматизм при управлениями электровозами наряду с
нарушениями трудовой дисциплины и техники безопасности машинистами связан с
несовершенством конструкции применяемых на шахтах электровозов АМ-8Д и 2АМ-8Д,
вынуждающих высовываться или даже выходить из кабин.
На протяжении горизонтальных выработок к несчастным случаям
приводят наезды транспортных средств на передвигающихся людей, травмирование их
сошедшими с рельсов вагонетками, электровозами. Все это становится возможным
из-за очень высокого и всё увеличивающегося процента выработок, находящихся в
неудовлетворительном состоянии (размерам и зазорам).
К основным организационным причинам н/с относятся:
- нарушения
принятой технологии перевозки грузов - 18%;
- несовершенство
технологии выполнения транспортных работ - 49%;
- нарушение
нормативов содержания рельсовых путей подвижного состава и выработок - 36%.
К ним же, но допущенными горнорабочими, относится управление
машинами лицами, не имеющими на это право; превышение количества вагонов,
прицепляемых к тяговому канату или электровозу; невыполнение правил безопасной
постановки подвижного состава на рельсы; использование для передвижения по
выработкам транспортных средств, не предназначенных для перевозки людей.
В целом в обзорах констатируется, что характер технических
причин остается постоянным на протяжении многих лет. Нет необходимости в поиске
новых технических решений. Следовательно, необходимо только повышение
производственной дисциплины.
На ленточных конвейерах 55% н/с произошло при езде на
грузовых конвейерах, при переходе через ленточный конвейер без использования
переходных мостиков, а также при выполнении работ людьми, находившимися на
ленте конвейера. С выполнением монтажных и ремонтных работ на конвейерах
связано 22% н/с.
Организационные причины на конвейерном транспорте проявились
в 99% н/с - это убедительнейшее доказательство крайней необходимости повышения
производственной дисциплины.
3. При эксплуатации выемочных машин более 90% н/с связано с
тремя группами причин:
- воздействие
режущих органов (40%);
- прижатием
корпусом комбайна и элементами машин (35%);
- порывами и
колебаниями тяговых цепей (около 15%).
При эксплуатации забойных скребковых конвейеров н/с почти в
80% случаев происходили из-за травмирования при доставке материалов и
оборудования по ставу конвейера (35%), срыва и смещения приводных и натяжных
головок (25%), прижатия элементами конвейеров (20%).
При эксплуатации механизированных крепей большая часть (75%)
н/с произошла при прижатии элементами секций, при поломке и ремонте крепей.
Впервые в общей совокупности н/с предложили выделить группу
травматизма от непрофессионализма. Она включает случаи травматизма, когда
рабочий «оступился, поскользнулся, упал, уронил, при погрузке, при разгрузке,
при доставке, при соединении, разъединении» и т.д. и т.п. Смысл термина из-за
очевидности в разъяснениях не нуждается. Причина таких случаев заключается в
отсутствии профессионального отбора трудящихся и в недостаточной обученности
рабочих. Иногда, может быть, в недисциплинированности, небрежности,
безответственности. Но, по нашему мнению, такая категория травматизма со
временем, после дополнительного осмысливания, осуждения должна приобрести
официальный статус в промышленности, частности угольной, ибо будет
способствовать снижению производственного травматизма. К более или менее
существенным можно отнести две разновидности неоднозначности отнесения
несчастных случаев к предложенной группе производственного травматизма. Первая
состоит в том, что при повышении уровня механизации, сложности
горно-геологических условий, снижения уровня организации охраны труда значимость
травматизма от непрофессионализма может возрастать. Это вполне естественно, и
выход здесь реальный и простой - лучше отбирать пригодных для работы в угольной
(так же как и других) отрасли, лучше их обучать.
Вторая относится к возникающей, нередко кажущейся,
неоднозначности решений об отнесении несчастных случаев к этой категории.
Например, рабочий травмировал руку, прицепляя секцию КМ-103 к конвейеру. Травма
получена не при работе машины или механизма, поэтому и должна относится к
группе непрофессионализма. К ней же следует относить некоторые несчастные
случаи, происходящие и по другим опасным производственным факторам.
Своеобразным подтверждением сущности и необходимости самого
серьезного внимания к травматизму от непрофессионализма является, например, тот
факт, что потеря трудоспособности при н/с по этим причинам, например, на ш.
«Восход» ПО «Снежноеантрацит» за 10 последних лет оказалась только в 1,6 раза
меньше, чем при травматизме от обрушений, машин и механизмов.
4. Вопросы природы формирования выбросоопасности, механизма
возникновения и развития вопросов угля, породы и газа; сущности способов
прогноза выбросоопасности и способов предотвращения выбросов угля, породы и
газа являются, пожалуй, наиболее сложными вопросами горной науки.
5. Основными причинами образования опасных концентраций
метана в горных выработках были нарушения нормального режима проветривания, в
том числе с учетом накопления метана в выработанном пространстве (65-75%);
невыполнение мероприятий, предусмотренных для предотвращения местных скоплений
метана: купола, пустоты за крепью, пространство между корпусом комбайна и
забоем (около 20%).
Однако надо всегда помнить, что взрывы невозможны при
отсутствии источников воспламенения. Основными источниками воспламенения
метана, взрывов метана и пыли было электрооборудование, взрывные работы,
фрикционное искрение.
При несчастных случаях, связанных с удушьем, смерть
наступает от недостатка кислорода во вдыхаемом воздухе вследствие замещения его
метаном. Все такие случаи явились следствием организационных причин, в числе
которых и передвижение в загазированных выработках без предварительного замера
содержания метана в рудничной атмосфере.
6. Количество несчастных случаев с ВМ при ведении взрывных
работ и обращении длительное время держится в отрасли примерно на одном уровне
2,0-2,2%.
Изучение организационных причин травматизма показывает, что
основную долю среди них занимает нахождение посторонних лиц и лиц, проводящих
взрывные работы, в опасной зоне. Это свидетельствует о том, что взрывные работы
в ряде случаев в нарушение требований «Единых правил безопасности при взрывных
работах» ведутся без удаления лиц, не связанных со взрывными работами, из
опасной зоны, без выставления или неправильного выставления постов охраны и
предупредительных знаков, а также при нахождении мастеров-взрывников и лиц
сменного технического надзора, присутствующих при взрывных работах, на
расстояниях от взрываемого забоя менее, чем это предусмотрено нормативными
документами. Последнее подтверждается тем, что среди пострадавших около 30%
мастеров-взрывников, ИТР и горных мастеров.
В числе организационных причин находится заряжание шпуров
без применения забойки; отсутствие водораспылительных завес при ведении
взрывных работ, особенно в тупиковых забоях; выдача мастерам - взрывникам
невыполнимых нарядов на смену.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|