рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Роль занятий физической культурой в профилактике острых респираторных заболеваний

Дыхательная гимнастика К. П. Бутейко. При применении не глубокова дыхании в организме нормализуется кислотно-щелочное равновесие, улучшаются обменные процессы» [10,с.25]. В своей системе «Детка» Иванов сформулировал 12 основных правил заповедей, которые начинаются с обращения «детка»:

1. два раза в день купайтесь в холодной воде, чтобы тебе было хорошо. Купайтесь где можно; в озере речке в ванной. Горячее купание заверши холодным.

2. перед купанием и после него, если это, возможно, встань босыми ногами на землю, а зимой на снег, хотя бы на одну две минуты. Вдохни через рот несколько раз воздух и мысленно пожелай себе здоровья .

3. Не употребляй алкоголя и не кури.

4. Старайся хоть раз в неделю обходиться без пищи и воды: с вечера пятницы до12 часов воскресения. Это твои заслуги и покой. Если тебе сложно, то держись хотя бы сутки.

5. В 12часов дня воскресения выйди на природу босиком – несколько раз подыши и помысли. Это праздник твоего дела.

6. Люби природу. Не плюй вокруг и не выплевывай из себя ни чего. Привыкни к этому: это твоё здоровье.

7. Победи в себе жадность, лень, самодовольствие, стяжательство, страх, лицемерие, гордость. Верь людям и люби их. Не говори о них несправедливо и не принимай близко к сердцу недобрые мнения о них.

8. Помогай людям, чем можешь, особенно бедному, больному обиженному, нуждающемуся. Делай это с радостью. Отзовись на его нужду душой и сердцем. Ты приобретешь в нем друга и поможешь делу мира!

9. Здоровайся со всеми везде и всюду особенно с людьми пожилого возраста. Хочешь быть здоров - здоровайся со всеми.

10. Освободи голову от мыслей и болезней, смерти. Это твоя победа.

11. Мысли не отделяй от дела.

12. Рассказывай и передавай опыт этого дела, но не звались и не возвышайся в этом [23,с.23].

Система Н. Амосова рекомендована для определения работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Такая система физкультурно-оздоровительной направленности как наиболее доступное и достаточно информативное задание- ходьба по лестнице. Для начала следует небыстро подняться на 4-й этаж, без остановок. Если после восхождения показатель пульса ниже 100ударов в минуту, то это отличный результат, ниже120-хороший, ниже140- посредственный, выше140- плохой. Следующей ступенью испытания после Сирии тренировок будет подъём на 6-й этаж. За 2 минуты. Если при этом пульс окажется выше 140, то нужно еще тренироваться [4,с.24].

При проведении лечебной физической культуры необходимо приучать детей к правильному ритму дыханию вначале дыхательные упражнения выполняются лежа, позднее можно переходить к динамическому способу дыханию [10,с.444].

Основная цель закаливания способствует совершенствованию механизмов терморегуляции, возрастанию активности скелетной мускулатуры, повышению иммунитета, а в результате – снижение заболеваемости. Ещё Гиппократ упоминал о целительной силе Холодовых закаливающих процедур и о вреде изнеженности, постоянного пребывания в тепле. Авиценна в «каноне врачебной науки» также подчеркивал необходимость в пользу купания в холодной воде. У многих народов тунгусов, цыган, якутов существовал обычай обтирать маленьких детей снегом, обливать холодной водой. На Руси издавна популярны обливание холодной водой, растирание снегом, купание в проруби после парилки. В 1841году вышла в свет книга русского врача М. Ламовского «полное сведение о пользовании холодной водой, где описано полное применение холодной воды при лечении болезней [21,с.25]. Воздушные ванны – это совместное влияние на организм температуры воздуха, влажности, ветра, рассеянного солнечного излучения. Закаливающее действие этих ванн тем сильнее, чем больше разница между температурой тела и воздухом. Воздушные ванны применяются в теплое время года при определенной температуре в зависимости от характера заболеваний и степени закаливания организма. Начинать следует с температуры +20С, при умеренной влажности без ветра, а затем постепенно уменьшать температуру. Продолжительность процедур от 5 до 15 минут. В дальнейшем время приема ванн увеличивается на 5-10 минут ежедневно и доходит до 1-2 часов.

При бронхоэктазах акцент делается на откашливание, дренаж в различных положениях тела. Плавание и игры рекомендуется для постановки правильного дыхания и тренировки дыхательной мускулатуры. Гимнастика проводится в положении лежа и сидя.

При бронхиальной астме важным является расслабление дыхательной мускулатуры с помощью массажа, затем выполняется гимнастика с акцентом на выдохе, включают диафрагмальное дыхание и нижнее реберное дыхания.

Легкая атлетика характеризуется упражнениями, требующими силы, ловкости. Легкая атлетика воспитывает у человека ловкость, силу, настойчивость, решительность и волю к победе. Бег, можно сказать, составляет основу легкой атлетики и является одним из средств всестороннего физического развития, так как в работу вовлекается большое количество крупных мышц, значительно усиливается деятельность всего организма, ёмкостью легких [13,c.68]. Основным из средств профилактики будут являться физические упражнения, которые оказывают на организм лечебное воздействие, которое заключается в тонизирующем и трофическом воздействии на организм. Лечебное действие физических упражнений заключается в том, что во время мышечной деятельности усиливаются импульсы из рецепторов, участвующих в движении. Одновременно возбуждается и двигательная зона коры головного мозга, а все вместе взятое вызывает усиление функций. Тонизирующее воздействие обусловлено также положительными эмоциями, возникающими, как правило, при выполнении физических упражнений. Трофическое воздействие заключается в том, что под влиянием мышечной деятельности улучшаются обменные процессы в тканях и процессы регенерации. Увеличивается приток крови к тканям и органам поступление пластических белковых веществ и улучшает, их усвоение также воздействие заключается в том, что под влиянием тренировок происходит укрепление костей. Всех органов и систем организма человека. Под влиянием физических упражнений восстанавливаются функции, как отдельного органа, так и всего организма в целом. Заниматься, нужно ежедневно лучше выполнять гимнастику утром, и вечером же не позднее, чем за два часа до сна. Выполнять упражнения в чистом проветриваемом помещении, а ещё лучше на свежем воздухе в легкой не стесняющей одежде и удобной обуви. Каждое упражнение следует начинать, с элементарных упражнений постепенно увеличивая нагрузку.


1.2 Методика проведения физкультурные занятия на воздухе с целью профилактики и укрепления здоровья

В последние годы разработаны методы проведения физкультурных занятий с детьми школьного возраста на открытом воздухе на протяжении Круглова года. Установлено, что при соблюдении разработанной методики у детей повышается уровень здоровья, здоровья снижается заболеваемость.

Занятия целесообразно начинать с детьми средней детсадовского группы, когда они полностью овладеют навыками самообслуживания (переодевание в спортивный костюм, растирание кожи после занятий). Наиболее предпочтительное время для занятий - летний период. Не обязательно проводить занятия на свежем воздухе. Вначале могут быть различные варианты сочетания проведения занятий на открытом воздухе и в помещении, например одно занятие на воздухе и два в – зале, в дальнейшем два на воздухе, одно – в зале. На воздухе в зимний период года дети должны заниматься не чаще, чем 3 раза в неделю, а летом ежедневно. При организации таких занятий существенным фактором является переодевание детей в спортивную форму и в повседневную одежду после занятий с предварительным сухим растиранием тела. Для получения хорошего конечного результата – снижения заболеваемости детей при проведении занятий на воздухе – имеет значение и система подготовки воспитателей, детей родителей.

Методика проведения занятий на воздухе. Особенностью проведения занятий на воздухе в холодный период года состоит в повышении двигательной активности детей с целью сохранения теплового баланса. Для этого используются как фронтальные, так и групповые методы организации занятий, проводится специальный подбор игр. Структура занятий на воздухе не отличается от таковой в залах. Она включает вводную, основную, и заключительную части. Продолжительность занятий – от 20 – 25 минут в средней группе детского сада до 30 – 35 минут в старшей группе.

Во вводной части занятий в холодный период года построение детей на площадке не проводиться и после непродолжительной ходьбы осуществляется бег в течении 2 – 4 минут. После бега выполняются прыжки на одной или двух ногах, с ноги на ногу.

В основной части занятий проводиться комплекс обще развивающих упражнений, после чего проводиться небольшая пробежка – от 40 секунд до 2 минут. В зависимости от возраста. После выполнения упражнения и бега организуются игры, которые повторяются 4 – 5 раз, паузы между ними короткими.

В заключительной части проводится медленный бег, переходящий в ходьбу, во время которой выполняются дыхательные упражнения.

В холодное время года рекомендуется упражнения, вызывающие у детей большой интерес и эмоциональный подъем, способствующие увеличению подвижности. В ветряные дни для проведения занятий следует выбирать места, наиболее укрытые от ветра. В зимний период года занятия на открытом воздухе можно проводить при температуре – 15 – 18с. .При температуре ниже – 18с. Продолжительность занятий должна быть сокращенна до 15- 20 минут, и заниматься могут дети 2-3 года обучения. В очень сырые, дождливые и морозные дни физкультурные занятия нужно проводить в зале при открытых окнах, именно так, как проводятся занятия на севере. В этих случаях дети надевают на майку и колготки спортивный костюм, кеды без шерстяных носков, а зимой ещё и шапочку.

Начинать занятия на открытом воздухе лучше в теплое время года. При постепенном снижении температуры среды не происходит срыва механизмов адаптации.

Одежда для проведения физкультурных занятий на воздухе, детом должна быть следующей: трусы и майка, на ногах – тапочки или полукеды. В холодный период (+3, - 6С– спортивный костюм, майка, футболка с длинным рукавом, колготки, шерстяные тапочки, на хлопчатобумажной подкладке, носки простые или шерстяные, кеды ( в сырую и холодную ветряную погоду- варежки). В зимний период (- 6 – 1.) надевается спортивный костюм, майка, рубаха фланелевая с длинными рукавами, колготки, шерстяная шапочка на хлопчатобумажной подкладке, шерстяные носки, кеды, варежки. Необходимо иметь две пары варежек, на случай если одна промокнет.

В зимний период при ветре и снижении температуры до (- 12 -15*с) надевается дополнительная кофта и рейтузы, по верх спортивного костюма – куртка из не продуваемой ткани,

В начале занятий незакаленным детям даже при не большом морозе можно рекомендовать надевать под спортивный костюм шерстяную кофту а, кеды заменить легкими сапожками. Необходимо следить за тепловым состоянием ребенка и в случае перегревания его (горячий и потный затылок, шея) во время занятий можно снять один слой одежды.

Нецелесообразно проводить занятия с детьми, одетыми в зимнее пальто, шапки – ушанки. Такая одежда стесняет движения, и вызывает повышенное потоотделение.

После проведения занятий дети в групповых помещениях растираются сухим полотенцем и полностью переодеться в повседневное бельё и одежду. Вначале следует переодеть кеды и брюки, и только после этого снимать куртку, рубаху, майку и проводить растирание. На первые занятия следует привлекать медицинскую сестру или няню.

Физкультурные занятия следует проводить перед прогулкой или в конце её. Однако нельзя допускать, чтобы дети выходили на прогулку потными. Занятия в конце прогулки рекомендуется проводить в холодное время года, поскольку после активной мышечной деятельности дети остаются в помещении.

При проведении занятий на воздухе, также как и в помещении, важно обратить внимание, чтобы упражнения носили неритмический характер. Такая методика проведения занятий отвечает тем особенностям физиологии, которые представлены в раннем постнатальном возрасте. При занятиях общая плотность должна быть равна 90 – 95%, а моторная 80 – 90 %

1.3 Физкультурные развлечения, направленные на профилактику острых респираторных заболеваний

Ходьба на лыжах. Начинать обучать детей ходьбе на лыжах можно с 3 лет. Необходимо правильно подобрать лыжи, палки и обувь. Лыжи подбираются по отношению к росту ребенка несколько меньших размеров, нежели чем взрослые. Если для взрослых длина лыжи соответствуют длине тела с поднятой рукой, то для детей она должна равняться длине тела с поднятой рукой до локтя. На следующий год по мере освоения техники длина лыж увеличивается. Меньшая длина лыж делает их более управляемыми и поэтому облегчает задачу обучения катанию. Первые занятия должны проводиться на площадке 50 на 20 или еще меньше, на которой прокладывают лыжни. [2c.175].

Для обучения выбираются безветренные площадки или занятия проводятся в безветренную погоду, при температуре ниже – 10*с.[1c.353]/

Первые занятия проводятся в той одежде, в которой ребенок гуляет на воздухе. Обувь должна соответствовать креплению лыж: при жестких крепления – лыжные ботинки. Жесткие крепления более удобные для обучения и катания детей - в них легче управлять лыжами. Но в них быстрее замерзают ноги, если ребенок на занятиях малоподвижен. Поэтому лыжные ботинки должны быть достаточно прочными, чтобы можно одевать теплые носки. При мягких или полу жёстких креплениях – валеночки или сапоги. Лыжные палки подбираются по росту: поставленные на пол рядом с ребенком, они не должны доходить до уровня плеча на 3-5 сантиметров. Перед катание детские лыжи натираются мазью. [2c.16].

Первые занятия проводятся без палок. С 4лет нужно учиться самостоятельно, надевать и снимать лыжи, в5-6 лет ходить вступающим шагом делать повороты на месте переступанием в стороны. В этом возрасте вполне доступны подъёмы на небольшую горку. В 7лет ребенок должен освоить ходьбу переменным шагом с палками, самостоятельно взбираться на гору испускаться с нее, преодолевая путь 1-2 км с остановками для отдыха. Закаленные дети при тщательном врачебном контроле в 7 лет могут быть допущены к обучению ходьбе на горных лыжах.

Для детей раннего возраста промышленность выпускает лыжи с мягкими креплениями. К недостаткам таких креплений можно отнести трудность управлениями лыжами во время катания. Вместе с тем такие лыжи можно крепить к теплой обуви – к валенкам – и быть на прогулке 1,5 – 2 часа и дольше. Ноги при этом не переохлаждаются. Жесткие крепления позволяют хорошо управлять лыжами, но в таких креплениях ноги быстро переохлаждаются. Нами разработан новый способ крепления лыж к обуви, в результате чего ноги не переохлаждаются. С этой целью создано устройство для жесткого крепления лыж к валенкам. Используются жесткие крепления типа ратофелла, но к валенкам подшивается кожаная подметка. В новом – жестком креплении объем движений в голеностопном суставе становиться близким к тому, что при катании в лыжных ботинках. [21c.13].

Санки – один из любимых видов зимних увлечений детей. Катание начинаются с небольшой пологой горки 1,5- 2 метра в положении сидя упором спины на заднюю спинку. Не менее привлекательное для детей занятие – катаний с гор на тарелке.

Коньки. Катание на коньках способствует совершенствованию координации движения, увеличивают двигательную активность. Первые занятия можно начинать на двух полосных коньках, которые увеличивают устойчивость ребенка. Большую уверенность дети приобретают, когда они научаться стоять и ходить на коньках по асфальту или деревянному полу. И лишь затем разрешить выходить на лед. Обучению катанию на коньках могут способствовать специальные снаряды – финские сани, за которые ребенок держится, либо специальные поручни. Начинать обучать ребенка кататься на коньках следует в возрасте 3 -4 лет.

Самокат. Это любимый вид развлечений детей, начиная с 2 – 3 лет: езда на самокате сохраняет естественную позу и двигательные реакции, близкие по характеру к бегу. Обучившись езде на самокате, дети легко и быстро обучаются езде на двух колесном велосипеде.

Велосипед. Начинать обучение езде на двухколесном велосипеде с широкими шинами можно после того, как ребенок научиться ездить на самокате. Важно следить за правильной осанкой ребенка. Методика описана А.В Листеневой. (1980).

Игры. Подвижные игры детей младшего школьного возраста являются обязательным элементом свободного и научно организационного воспитания детей. Игры – это важный процесс коллективного общения детей, социальной их адаптации. Помимо физической тренировки, они дисциплинируют детей, вырабатывают черты подчинения своих интересов интересам коллектива. Задача воспитателя – правильно организовать игру, руководить действиями детей, контролировать физическое состояние, предупреждать их утомление.

Плавание детей 4-6 лет. Методика обучения плаванью, описана, в нашей стране разработана Т.И. Осокиной. Она предусматривает не только овладение навыками и способности удерживаться на воде и плавать, но и закаливание. Систематические занятия плаванием снижают заболеваемость, увеличивается жизненная ёмкость легких, силовые показатели скелетных мышц. Однако подобное, закаливающее действия плавания может быть достигнуто только при соблюдении разработанных рекомендаций.

Приучать детей к воде необходимо с 3-4 лет. Для этого можно купаться в чистом открытом водоеме – в озере, реке, море, плавательном бассейне. Взрослые входят в мелкое место водоема вместе с ребёнком. Его приучают не бояться воды. Продолжительность пребывания ребенка в воде с температурой 25С в возрасте 4лет составляет 2 – 3 минуты.

Купание и подготовка к плаванью в детском саду, в бассейне проводится воспитателем или медицинской сестрой, получившими специальную подготовку.

На первых занятиях ребенку дают возможность, освоится в воде, Вместе с воспитателем они входят в воду и окунаются, На мелком месте устраиваются игры. Дети учатся передвигаться по воде. В последующим учат движениями ногами во время плавания.

В положении сидя на берегу водоема или зала ребенок упирается сзади руками, выпрямляют ноги и совершают несколько движений вверх – вниз. Затем такие же движения делаются в воде на мелком место водоема или плавательного бассейна.[7c.7].

Освоению простых, но необходимых движений в воде помогают игры и забавы. [14с.72].

Цапли. Дети, войдя в воду по колено, ходят высоко, поднимая ноги.

Дровосек в воде. 6 -7 детей, став в круг в воде по колени, расставляют ноги шире плеч, складывают руки «в замок», поднимают из над головой, затем резко наклоняются вперед – «разрубив воду».

«Покажи, пятки». На мелком месте опереться руками о дно, выпрямиться и вытянуть ноги назад так, чтобы на поверхности видны пятки.

Катание на круге. Ребенок надевает резиновый круг или садиться на него и катается, подгребая руками как веслами.

Подготовка к плаванью детей 6- года жизни. После повторения упражнений разученных раннее для освоения в воде, переходят, к новым упражнениям осваивают упражнения на выдох в воду, скольжение на груди, движения ногами.

Вначале обучают делать выдох в воду на берегу. Детям предлагают сдувать маленький кусочек бумаги с ладони. Затем переходят к упражнениям к воде. Ребенок находиться в воде на глубине по пояс, располагают губы на уровне воды, и дует на неё, как на горячий чай. Затем опускает губы в воду и дует из воды, далее погружается в воду ниже уровня глаз и проделывает то же самое упражнение. Упражнение проводятся по несколько раз за одно занятие, повторяя их на каждом занятии.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.