Дипломная работа: Медико-социальная работа с лицами, страдающими наркозависимостью
3. Нередко семьи
привлекают пациента к участию в принятии принципиальных решений. Поддержка
родственников и их участие в делах, которые необходимо выполнить в период
госпитализации, помогают пациенту преодолеть страх, тревогу и одиночество.
Участие родственников в процессе принятия решения облегчает положение пациента,
позволяет обсуждать варианты решения, советуясь с членами семьи, которые лучше
других знают его психологические особенности, жизненный опыт и социальные
условия.
Значительное внимание
медицинского персонала направляется на биологические аспекты
благополучия пациента. Исходя из этого, особое место в деятельности социальных
работников в клинических лечебно-профилактических учреждениях должна занимать
оценка влияния психосоциальных факторов на состояние пациента, а именно: как
эти факторы отражаются на развитии заболевания или действуют на пребывание его
в больнице, какова их роль в процессах выздоровления и последующей
реабилитации. Способность оценивать социальный смысл конкретной ситуации
пациента важна столь же, как и способность специалистов другого профиля
диагностировать особенности ее биологического или психологического аспекта.
Социальный компонент может явно или опосредованно угрожать жизни так же, как
физическое недомогание или его психологические последствия [13].
Психосоциальный аспект подразумевает взаимодействие
внутренних психологических процессов индивида и тогда, когда они влияют на
окружающий внешний мир, и тогда, когда испытывают на себе его влияние. Оценка
психосоциального аспекта представляет собой попытку уточнения взаимосвязей
внутренних психологических процессов и требований внешней (социальной)
окружающей среды, иными словами, попытку прояснить взаимодействие требований
«стресса» (психологического) и «пресса» (социального). Психосоциальная оценка
сосредоточивается на трех моментах: на личности, точнее личностной системе,
уделяя особое внимание влиянию на ее восприятие и ожидания, а также реакциям на
ситуации; на окружении, включая конкретные реалии внешней среды, их социальные
и психологические аспекты; на взаимодействии «личность - ее окружение».
Результатом оценки является разработка плана действий, поддерживающих усилия
пациента по овладению ситуацией и регулированию жизни [12].
Некоторые специалисты
настойчиво утверждают, что наиболее важным моментом, требующим вмешательства
клинических социальных работников, является планирование выписки и
постстационарного периода как единого созидательного процесса. Сотрудник,
составляющий выписку, должен дать ее конкретный план, охватывающий также
последующий период пребывания пациента там, куда он направится сразу после
лечения.
Подключение социального
работника к планированию выписки уже на ранних стадиях пребывания пациента в клинических
лечебно-профилактических учреждениях позволяет: уменьшить сроки госпитализации,
сделать более эффективным последующее «ведение» пациента дома или в интернате,
способствует формированию установки на осознанное и в эмоциональном плане
положительно окрашенное выполнение режима рекомендованного на период после
выписки.
Таким образом,
деятельность специалиста по медико-социальной работе в клинических
лечебно-профилактических учреждениях характеризуется биологическими, психологическими
и собственно социальными аспектами.
2.3 Содержание
медико-социальной работы в наркологии
Медико-социальная
работа в наркологии
– это вид профессиональной деятельности междисциплинарного характера,
направленной на оказание комплексной медико-социальной помощи, включающей социально-психологические,
медико-психологические, педагогические и правовые мероприятия, лицам,
страдающим наркотической зависимостью и членам их семей.
Цель медико-социальной
работы в наркологии
– это комплексная медико-социальная помощь входящим в группы повышенного риска
развития наркологических заболеваний и лицам, страдающим зависимостью от
психоактивных веществ, членам их семей и ближайшего окружения, включающая
медицинские, медико-психологические, социально-психологические, педагогические
и правовые ее аспекты [13].
Задачами
медико-социальной работы в наркологии являются:
1. участие в программах первичной
профилактики зависимости от психоактивных веществ в организованных и
неорганизованных контингентах;
2. выявление лиц, входящих в группы
риска и работа с ними;
3. установление контакта с семьями
больных, организация консультирования, необходимой помощи и поддержки;
4. решение организационных и
терапевтически вопросов в тесном взаимодействии с медицинским персоналом;
5. участие в специальной тренинговой
работе, способствующей ранней реадаптации и реабилитации пациентов;
6. организация семейной психотерапии.
Выделяют следующие формы
медико-социальной работы в наркологии:
1)
Профилактическую
медико-социальную работу, нацеленную на предупреждение возникновения
наркологических проблем;
2)
Медико-социальную
работу с проблемными лицами, у которых имеются те или иные очерченные
наркологические проблемы, но не выявляются клинические формы наркологических
заболеваний, а также с их микросоциальным окружением;
3)
Медико-социальную
работу с больными, страдающими наркологическими заболеваниями и их микросредой
[30].
В отношении последнего
контингента следует подчеркнуть, что в настоящее время при оказании им
наркологической помощи в организационно-методическом плане происходит переход
от использовавшейся длительное время медицинской (медико- и нозоцентристской) –
медико-психолого-социальной модели. Это означает отказ от доминирования методов
биологического, химико (фармако) терапевтического воздействия в пользу комплексной
лечебно-реабилитационной работы с опорой на психотерапевтические и
социотерапевтические методы, ориентированные на решение личностных, средовых,
трудовых проблем, на повышение уровня социальной компетенции, компенсации,
адаптации, интеграции.
Изучение литературных
данных о международном опыте организации медико-социальной работы в сфере
наркологии и анализ практической деятельности различных организационных форм
такой работы позволяют определить принципы построения ее базовой системной
организационно-функциональной концепции (модели).
Концепция (модель) может
быть представлена в реально-прагматическом ее варианте, учитывающем конкретные
современные социально-экономические условия, а также особенностям
организационной и финансовой ситуации в сферах здравоохранения и социальной
защиты населения, их государственных, общественных и частных структур. Не менее
важна адекватность этой среды в регионе и комплексу специфических особенностей
национального менталитета в его отношении к проблемам потребления алкоголя и
наркотиков, бытового пьянства и алкоголизма как болезни; выявления, лечения и
социального статуса больных, обращения за социальной и медицинской помощью.
Модель может быть
представлена в идеально-прогностическом варианте, рассчитанном на усвоение в
полном объеме зарубежного опыта и учитывающем наиболее значительные показатели
вероятностного прогноза развития как в целом общественной ситуации в стране,
так и в ситуации наркологической.
В современной практике
медико-социальной работы в наркологии выделяются следующие основные виды
социальных программ в сфере наркологии.
Первая категория (вид) – профилактические
программы направлены на предупреждение вовлечения в пробы и потребление
алкоголя и (или) наркотиков, а также в злоупотреблении ими, - и более широко
нацеленные на превенцию любых форм отклоняющегося поведения, включая
аддиктивные болезни и те или иные состояния зависимости. Здесь мишенями
целенаправленного воздействия будут в основном контингенты детей и подростков –
как в целом, так и те составляющие их группы, в которых риск приобщения к
приему ПАВ особенно велик. Выделяя группы риска, мы имеем в виду детей, у
которых отягощена, особенно в наркологическом плане, наследственность; которые
воспитываются в семьях с наличием лиц, злоупотребляющих алкоголем или больных
алкоголизмом или наркоманией; которые отягощены в органическом, личностном,
поведенческом плане, в том числе интеллектуально недостаточные или (и)
дефицитарные в плане своевременного личностного и социального развития,
угрожающие в отношении формирования патохарактерологической, психопатической
структуры личности. Работа здесь ведется в учебных заведениях,
специализированных учреждениях и т.д. [24].
К числу групп повышенного
риска относятся и различные молодежные и взрослые контингенты – находящиеся в
ситуациях социального напряжения, тех или иных общественных кризисов или
природных катастроф (бедные слои населения, безработные, инвалиды, жертвы войн,
этнических и социальных конфликтов, финансовых крахов; вынужденные и
добровольные мигранты; члены криминальных групп и сообществ; пострадавшие
вследствие землетрясений, пожаров, наводнений и т.п.; асоциальные элементы, маргиналы
и др.).
Вторая категория (вид) программ социальной помощи в
сфере наркологической проблематики – это лечебные программы. Сюда входят
программы, ставящие своей целью максимально раннее выявление и направление на
лечение больных с той или иной наркологической нозологией. Центральное место в
этой группе занимают собственно терапевтические программы, решающие задачи
оказания больным лечебной помощи, удержания их в режиме трезвости или отказа от
приема наркотиков (т.е. в ремиссии), проведения мер вторичной и третичной
профилактики – восстановление физического (сомато-неврологического),
личностного (психического) и, прежде всего, социального статуса больных. Не
менее важны здесь программы, в рамках которых осуществляется
социально-психологическая помощь членам семей и близким (детям, родителям)
пациентов, корригируется их личностный, семейный, трудовой статус. К этой же
категории форм социальной работы в сфере наркологической помощи относятся
программы «помощи (лицам с наркологическими проблемами) на рабочих местах» -
непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях и т.п. [28].
В третью категорию (вид) специализированных социальных
программ в области наркологии, неразрывно связанных с терапевтическими
программами, входят программы по реабилитации, реадаптации, ресоциализации
наркологических больных. В рамках этих программ по возможности эффективно преодолеваются
разрывы и противоречия между личностью и обществом. Бывший больной вновь
интегрируется в макро- и микросоциум – максимально адекватно его индивидуальным
особенностям, склонностям, возможностям, а также с учетом реалий его семейного
и трудового модуса, данной общины, социально-экономической ситуации в ней.
Специфика
медико-социального статуса различных контингентов клиентов с проблемами
наркологического профиля диктует необходимость дифференцированного подхода при
составлении конкретных программ медико-социальной работы. Проведенное
исследование позволило выделить в структуре всего контингента следующие
качественно своеобразные группы и определить соответствующие оптимальные и
наиболее эффективные формы медико-социальной работы с каждой из групп [12].
В первую группу вошли инвалиды. Причем особенность
инвалидизации заключается в том, что инвалидность в подавляющем большинстве
случаев устанавливалась не по основному заболеванию наркологического профиля, а
по его осложнениям и сопутствующим заболеваниям. Это связано с тем, что до
настоящего времени не разработаны критерии определения тяжести зависимости от
ПАВ.
Вторую группу составили больные с заболеваниями
наркологического профиля с выраженными социальными проблемами. Выраженность
социальных проблем у данного контингента объяснялась либо тяжестью и высоким
темпом прогредиентности течения основного заболевания, либо неблагоприятными
особенностями конституционного психического склада, либо негативной жизненной ситуацией
и негативным окружением, на фоне которого протекало основное заболевание.
В третью группу включены длительно и тяжело болеющие
пациенты, медико-социальная работа с которыми отличается значительным
своеобразием.
В качестве отдельных
групп выделены
также: больные с заболеваниями наркологического профиля без существенной
отягощенности соматической патологией и социальными проблемами (четвертая
группа); члены семей больных наркологического профиля (пятая группа); лица,
принадлежащие группам повышенного риска развития наркологических заболеваний
(шестая группа); население в целом (седьмая группа) [13].
Таким образом, медико-социальная
работа в наркологии ориентирована на организационную базу и сложившуюся
структуру наркологической службы, поэтому она развивается с учетом реальной
ситуации в здравоохранении.
2.4 Кадровое
обеспечение медико-социальной работы в наркологии
Обеспечить эффективный
подход в решении медицинских и социальных проблем на междисциплинарном уровне
можно специалистами, имеющими профессиональное образование, соответствующее
требованиям и характеру выполняемой работы, склонные по своим личным качествам
к оказанию социальных услуг. В медицинских вузах Российских Федераций
открываются факультеты и отделения социальной работы, формируется
медико-социальное направление образовательной деятельности, что позволит
обеспечить подготовку кадров с высшим профессиональным образованием.
В настоящее время в
рамках специальности «Социальная работа» определены специализации, которые
позволят обеспечить профессиональное ведение медико-социальной работы. К ним, в
частности, относятся «медико-социальная работа с населением» и «социальная
работа в здравоохранении». В рамках перечисленных специализаций может вестись
профессиональная подготовка дипломированных специалистов и для медико-социальной
работы в наркологии.
В соответствии с
программой их подготовки значительный объем времени отведен на изучение
дисциплин и курсов специализации. Среди них: основы патологии органов и систем
человека, социально-гигиенические системы здоровья, медико-генетическое
консультирование, организация лечебно-профилактической и медико-социальной
помощи населению, правовые основы медико-социальной помощи, основы психического
здоровья и психопатологии, основы реабилитации инвалидов, социальная работа в
психиатрии, наркологии, онкологии, биомедицинская этика и другое.
Поскольку, в конечном
счете, обучение врача и медико-социального работника имеет общее целеполагание,
вполне обоснованно решение организации факультетов медико-социальных работников
в медицинских академиях и университетах. В подтверждение последнего тезиса
имеются и другие весомые аргументы. В частности, серьезными доводами могут
являться общность морально-этических основ медицины и медико-социальной работы
и их воспитание в процессе образования, необходимость получения будущими
специалистами по медико-социальной работе необходимого объема медицинских
знаний.
В концепции подготовки
медико-социального работника заложена идея о том, что медико-социальная работа
– деятельность по изменению условий жизни человека, который является не только
объектом, но и субъектом этого процесса, посильно участвуя в рациональном
изменении своих жизненных условий. Это положение актуально в контексте
изменения социальной политики в сторону преобладания тенденций на снижение патерналистской
направленности государства в вопросе поддержания общественного здоровья граждан
[11].
Нам представляется, что в
вопросе формирования концепции обучения медико-социальных работников
чрезвычайно важную роль играет региональная специфика, которая оказывает
определяющее влияние не только на содержательную сторону образовательного
процесса, но и общеметодические и философские его аспекты.
Социально-экономические, демографические, этнические, культурные, экологические
особенности северо-европейского региона, во многом несущие элемент
экстремальности, существенно меняют социальную ситуацию и предполагают
использовать особых подходов и принятие нестандартных решений в деле
поддержания общественного здоровья населения.
Специалисты по
медико-социальной работе в наркологии имеют широкое поле деятельности, их
деятельность осуществляется поэтапно [13].
На условном
домедицинском этапе
они участвуют в программах первичной профилактики зависимости от ПАВ как в
организованных, так и в неорганизованных контингентах; выявляют лиц, входящих в
группы риска, и работают с ними; содействуют в привлечении к лечению лиц,
нуждающихся в нем, устанавливают контакт с семьями таких лиц, оказывают им
консультативную помощь и иную поддержку.
На условном
медицинском этапе,
когда клиенты оказываются в сфере деятельности медицинских работников,
специалисты по социальной работе тесно взаимодействуют с медицинским
персоналом. Они принимают участие в специальных тренингах, способствующих
ранней реадаптации и реабилитации пациентов с зависимостью от ПАВ, организуют
семейные группы и участвуют в семейной психотерапии, вместе с клиентами ищут
пути решения накопившихся социальных проблем.
На условном
послемедицинском этапе социальные работники участвуют в дифференцированных программах реабилитации
и реинтеграции пациентов, профилактики временной нетрудоспособности и
инвалидности. Дифференцированная направленность – одно из важнейших положений
медико-социальной работы в наркологии. Так, качественно отличаются: формы и
методы профилактической медико-социальной работы, направленной на
предупреждение возникновения наркологических проблем; формы и методы
медико-социальной работы с лицами, имеющими проблемы наркологического профиля
(но не больными) и с их окружением; формы и методы медико-социальной работы с
больными алкоголизмом и наркоманиями и их микросредой. В отношении последнего
контингента можно констатировать намечающийся переход от медицинской (медико- и
нозоцентрической) модели помощи к полипрофессиональной (полицентрической)
модели. Все большее развитие получают комплексные модели работы с опорой на
психотерапевтические и социотерапевтические методы, ориентированные на
компенсацию, адаптацию и интеграцию клиентов в нормальный социум, повышение
уровня их социальной компетенции.
Таким образом, на
основании вышесказанного можно обозначить перспективы медико-социальной работы
в наркологии [12].
1) Для социальных
работников в области наркологии необходимо определить максимально полный набор
требуемых знаний, умений и навыков с учетом специфического профиля конкретной
практической работы с особыми критериями больных, а также лиц,
взаимодействующих с ними (семейная созависимость; алкоголизирующиеся группы на
производстве и т.д.).
2) Целесообразно также
наметить наиболее значимые направления социальной работы в наркологической
сфере с учетом реалий современной социально-экономической ситуации в России.
Необходимо при этом исходить из места в системе социальной и наркологической
помощи государственных и общественных структур, из актуальной наркологической
ситуации, учитывать особенности общественного мнения по отношению к больным
алкоголизмом и наркоманиями (национальный менталитет).
3) Важно также определить
уровни обучения социальной работе в зависимости от формируемой должностной
квалификации, сформированы правила аттестации специалистов, ее нормативы
(стандарты), определена система постоянного повышения квалификации.
3. Исследование
медико-социальной работы с лицами, страдающими наркозависимостью в социальной
службе ОГУЗ «Амурский областной наркологический диспансер»
3.1 Деятельность
социальной службы ОГУЗ «Амурский областной наркологический диспансер» в рамках
медико-социальной работы с лицами, страдающими наркозависимостью
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|