рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Медико-социальная работа с лицами, страдающими наркозависимостью

3.Состояние физического здоровья: кожи, зубов, ногтей, легких, печени, ЦНС).

4.Наличие психиатрических осложнений (психоза, интеллектуальных расстройств, навязчивых страхов и т.п.).

5.Семейные и социальные показатели (ладит ли с домашними, живет ли дома, не развелся ли, есть ли друзья и т.п.).

6.Взаимоотношения с законом (аресты, приводы, штрафы, судимости сильно сказываются на здоровье наркомана - после временного вынужденного воздержания и сильного стресса наркоманы гораздо чаще увеличивают дозы).

7. Взаимоотношения с работодателем (работает ли).

Сохранившиеся социальные связи, безусловно, делают все попытки помочь наркоману более успешными. Если же наркоман уже потерял семью, работу, прежних друзей, то чаще всего после реабилитации он начинает заново принимать наркотик [20].

Наиболее типичными для лиц, употребляющих наркотики, является следующие механизмы психологической защиты:

1. Вытеснение - из сознания вытесняются не столько факты употребления, сколько психологически травматичные обстоятельства, сопутствующие употреблению наркотических веществ. К таким обстоятельствам относятся гибель одного из знакомых от передозировки наркотика, помещение знакомого в места лишения свободы. Вытеснение наиболее характерно с акцентуацией характера или психопатией истероидного типа.

2. Рационализация - этот защитный механизм, с помощью которого наркозависимый стремится найти приемлемое объяснение употреблению наркотических веществ, собственно, рационализирует патологическое, недостаточно осознаваемое влечение к наркотикам. Наиболее популярны следующие рациональные объяснения приема наркотиков: “по подражанию”, “для того, чтобы успокоиться” и т.д.

3. Проекция - этот защитный механизм, с помощью которого наркозависимый освобождается от чувства страха и вины, приписывая свои негативные качества другим людям. У молодых наркоманов отмечаются проявления рационалистической проекции. Наркоман знает, что он употребляет наркотики и подвергается опасности. Однако, он приписывает употребление наркотиков значительному числу своих сверстников: ”гашиш курит каждый второй в училище”, ”почти все нюхают” [32].

Особенности поведения на разных этапах наркотизации [24].

Употребление психоактивных веществ обычно происходит в группе, оно тесно связано с групповыми стандартами поведения, наркозависимые собираются не только для совместной наркотизации, прием наркотиков, как правило, связан с желанием оживить общение, добиться более ярких впечатлений от прослушивания музыки.

Как правило, в группе имеется лидер, который высказывает предложение достать или употребить имеющееся психоактивное вещество. Обычно никаких возражений участники группы не высказывают. При дальнейшем приеме наркотических веществ проявляется “патохарактереологический сдвиг”. Нарушение поведения наркозависимого углубляется и трансформируется. Чаще всего окружающие обращают внимание на их необычную раздражительность, вспыльчивость, лживость. Наркозависимые совершенно не обеспокоены тем, как правдоподобнее объяснить свое отсутствие дома или в школе. Будучи разоблачены, не смущаются, тут же выдвигают другую версию, столь же неадекватную.

Возрастают материальные потребности наркозависимого, они настаивают на приобретении дорогих вещей, выдаче им определенной суммы “карманных денег”. Внешне эти формы поведения может напоминать обычные проявления реакции эмансипации. Настораживает то, что купленные вещи либо выданные деньги бесследно исчезают. При этом наркозависимый не обнаруживает признаков огорчения в связи с потерей вещей.

Наряду с эпилиптоидными чертами, в поведении проявляется и демонстративность. Выразительная жестикуляция, трагические интонации в голосе, превращение любого мелкого конфликта в “проблему жизни” настораживают. У наркозависимых подростков и без того низкая успеваемость в школе становится совершенно неудовлетворительной. Вместе с тем поведение в школе не вызывает особых подозрений учителя: подростки сидят тихо, уроков не срывают, но излагаемого материала не усваивают. Невнимательность, иногда необычная сонливость на уроках поводом для обращения к наркологу. Обычно присутствие подобных подростков на уроке просто игнорируется учителем. Часты пропуски уроков без уважительной причины.

Существенно, что указанные патохарактереологические расстройства носят парциальный характер: они проявляются в основном по отношению к родителям, в меньшей степени - к школе. В привычном окружении наркозависимые ведут себя естественно, их эмоциональные реакции более сдержанны. Драки между наркозависимыми, употребляющими психоактивные вещества, наблюдаются реже, чем в обычных группах [27].

При 1-ой стадии наркомании появляется собственно психологическая зависимость. Мысли о приеме наркотика приобретают навязчивый характер. Наркотик становится “лекарством” снимающим эмоциональное напряжение в конфликтных ситуациях - трансформируются характереологические и патохарактереологические черты. Основное направление этой трансформации от стенического типа к астеническому и апатическому. Происходит нарастание социальной дезадаптации. Наркозависимый утрачивает прежние положительные ориентации, у него снимается чувство ответственности, долга, способность к сопереживанию.

При 2-ой стадии наркомании появляются ощущения, вызываемые приемом наркотика, притупляются, теряет прежнюю яркость. Общение в группе практически отсутствует, единственная цель общения между наркозависимыми – употребление наркотика. Взаимный обман, “предательство”, полная потеря взаимных обязательств членов группы - обычное явление.

Асоциальность наркозависимых доходит до критической черты. Утрата этических принципов, эмоциональных привязанностей сочетается с необходимостью достать значительные материальные средства для приобретения наркотика. Подхлестываемые “бичом абстиненции”, лишенные каких-то определенных планов на будущее, озлобленные, наркозависимые решаются не только на кражи вещей из дома или у друзей, но совершают серьезные уголовные преступления. Цель этих преступлений - добыть наркотик или его заместитель.

Социальная опасность 2-ой стадии наркомании состоит в том, что наркоман активно группирует вокруг себя других людей, вовлекая их в употребление психоактивных веществ. При естественном распаде группы наркоманов каждый ее член становится центром новой группы.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что для наркотического опьянения характерна неуправляемость социальной и психической деятельности [18].

В эмоциональной сфере наблюдается неспособность к диссимуляции даже в ситуации экспертизы, невозможность подавить страх, другие отрицательные чувствования.

В сфере восприятия (иллюзии, галлюцинации) – наркотик всегда с какого-то момента опьянявший уже не действует, а наркозависимый не в состоянии изменить волевым усилием свое состояние. В мышлении свободное, спонтанное течение мыслей, ассоциаций прерывается персеверацией, возникают мысли, от которых невозможно освободиться.

Таким образом, лица, страдающие наркозависимостью, имеют схожие социально-психологические характеристики, обусловленные воздействием наркотических веществ. Это воздействие пагубно сказывается не только на самих лицах, страдающих наркозависимостью, но и на их социальном окружении, что повышает общественную значимость медико-социальной работы в наркологии.


2. Медико-социальная работа в наркологии

2.1 Сущность медико-социальной работы

Медико-социальная работа – это профессиональная деятельность междисциплинарного характера, направленная на медико-реабилитационную, правовую, психологическую и педагогическую помощь клиенту в восстановлении и сохранении его физического, психического и социального благополучия [11].

Цель медико-социальной работы – достижение оптимально возможного уровня адаптации и функционирования лиц с физической, психической и социальной патологией. Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации.

Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенциируют друг друга и их решение затруднительно в объеме односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

Особенность медико-социальной работы состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стуке двух самостоятельных отраслей – здравоохранения и социальной защиты населения. Несмотря на предпринимаемую координацию усилий в помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна. Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной совместной работе в смежном секторе, после соответствующей подготовки на основе выбора специальных форм работы, которые позволяют объединить действия представителей разных специальностей в лице нового специалиста – специалиста по социальной работе, получившего соответствующую медицинскую специализацию [13].

Медицинские работники на практике вынуждены выполнять ряд функций социальных работников, специалистов по социальной работе. В свою очередь специалисты по социальной работе в своей деятельности очень часто работают с клиентами, которые страдают и физической патологией, то есть выступать и в роли врачевателей.

Обозначая место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов «родственных» профессий – врачей, психологов, педагогов, юристов и других специалистов.

Сложившаяся в нашей стране государственная система здравоохранения несет в себе большой потенциал развития дифференцированных и эффективных форм медико-социальной работы, использующих разветвленную сеть учреждений и специализированных структурных подразделений. Такой подход обосновывают И.П. Каткова и Н.А. Кравченко, предлагающие формирование служб медико-социальной помощи в системе здравоохранения [12].

Профессиональная медико-социальная работа может эффективно осуществляться и в учреждениях социального обслуживания: центрах социального обслуживания, территориальных центрах социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах для детей и подростков, геронтологических центрах, стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах, интернатах для умственно отсталых детей, домах-интернатах для детей с физическими недостатками) и др. Вместе с тем, принципиальным является положение о том, что профессиональная медико-социальная работа может проводиться не только в учреждениях здравоохранения или социального обслуживания. Подготовленные квалифицированные специалисты могут выполнять свои функции в любом учреждении, предприятии независимо от ведомственной принадлежности или формы собственности [11].

В последние годы в Российской Федерации идет активный процесс формирования правовой базы, которая позволяет разрабатывать отраслевые нормативно-правовые документы по обеспечению населения медико-социальной помощью на уровне профессиональной медико-социальной работы [15].

Важнейшим документом, регламентирующим медико-социальную работу, являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (1993 г.). В этом законодательном документе дано четкое определение понятия «медико-социальная помощь». Оказание медико-социальной помощи – это профессиональная обязанность не только медицинских, но и социальных работников, закрепленная в статье 20 как правовая норма.

Вторым основополагающим правовым документом стал Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.). Данный закон определяет социальное обслуживание как деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Правовой основой медико-социальной работы являются также законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.), «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (1992 г.) и другие правовые акты.

Не менее важными являются Приказы министерства здравоохранения и социального развития «Об организации медицинской помощи» (1995 г.), «Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц» (1991 г.)

На основании правовой базы на уровне министерств и ведомств разрабатываются нормативно-правовые документы, которые позволяют внедрить в практику социальных институтов общества востребованную временем медико-социальную работу.

2.2 Медико-социальная работа в клиническом лечебно-профилактическом учреждении

Практика медико-социальной работы в клинических лечебно-профилактических учреждениях основана на главных направлениях, истории, ценностных приоритетах, которые являются общими для всей практики социальной работы. Они отражают профессиональную ориентацию и фокусируются на социальных взаимодействиях и отношениях, а также на адаптационных процессах в системе «личность - ее социальное окружение».

Однако поскольку контекст профессиональной деятельности составляет система не социальной, а медицинской службы, постольку в клинических лечебно-профилактических учреждениях имеются специфические аспекты работы. Медико-социальная помощь в клинических лечебно-профилактических учреждениях оказывается гражданам, имеющим выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенцируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.

Клиническое лечебно-профилактическое учреждение – это учреждение, куда люди, страдающие различными заболеваниями или угрожающими жизни расстройствами, направляются для ухода и лечения с целью сохранения или продления жизни. Деятельность клинических лечебно-профилактических учреждений сосредоточена на болезни, на повреждении органа в результате внедрения в него разрушающего агента, например бактерии или вируса. Для социального работника, практикующего в клинических лечебно-профилактических учреждениях, главным выступает целостность существования пациента как человека и как личности, провозглашение взгляда на пациента в равной мере как на психическое, социальное и биологическое существо [18].

Понимание практики социальной работы как процесса решения проблем клиентов сосредотачивает внимание на личности, на содержании этого понятия, а также на месте и форме отношений «клиент - социальный работник», путях взаимного согласования способов решения проблем.

И в клинических лечебно-профилактических учреждениях, и в других местах проведения социальной работы этот процесс остается одним и тем же, основываясь на одних и тех же ценностях. Он включает в себя: принятие согласованной формулировки проблемы; выяснение причин; разработку плана действий (включающего выявление потребностей, установление целей и выбор способа и задач вмешательства); обеспечение всем необходимым для завершения, оценки и обратной связи.

Рассматриваемый процесс (социальная работа) сосредоточен на клиенте, хотя допустимая в клинических лечебно-профилактических учреждениях степень его самостоятельной активности ограничивается самим «статусом пациента». Задача социального работника – вовлечь клиента в процесс решения его проблемы настолько, чтобы дать ему как можно больше возможностей управлять этим процессом и самому принимать решения [30].

Госпитализация в результате несчастного случая, неожиданного острого заболевания или внезапного осложнения хронического недуга является для пациента и его семьи дополнительным серьезным переживанием. Кризисные состояния могут возникать также в случае неожиданного сообщения о необходимости операции, о терминальной стадии болезни неизбежности смерти. Реакция многих людей в подобных случаях определяется их убежденностью в том, что болезнь крайне опасна (или смертельна), а у них абсолютно нет никакой возможности эффективно повлиять на ситуацию, справиться с ней. Вмешательство в подобные кризисные ситуации представляет еще одну важную задачу практики социальной работы в клинических лечебно-профилактических учреждениях.

Для достижения основной задачи социальной работы в клинических лечебно-профилактических учреждениях немаловажными являются взаимоотношения социального работника, пациента и врача. Они обусловливают стремление так повлиять на процесс оказания помощи пациенту, чтобы сделать эту помощь соответствующей его нуждам, чтобы он сам мог с пользой для себя включиться в терапевтический процесс.

Можно выделить четыре наиболее однородные группы клиентов клинических лечебно-профилактических учреждений: инвалиды, длительно болеющие, больные с выраженными социальными проблемами и члены их семьи.

Непременным условием для эффективного взаимодействия с пациентом (клиентом) является сотрудничество с членами семьи и ближайшим окружением, которые могут выполнять исключительную роль в разрешении сложившейся трудной жизненной ситуации. Семейный подход является основным и принципиальным в эффективной организации охраны здоровья и заботы о больных.

Госпитализация и хроническое заболевание человека серьезно влияют на функционирование его семьи, причиняют беспокойство представителям всех ее поколений. Как только индивид оказывается в роли «пациента», его семья начинает исполнять роль «семьи пациента». Членам семьи и родственникам не отводится какой-то строго определенной роли в лечебном процессе. Однако выделяются три типа «работы родственников» в клинических лечебно-профилактических учреждениях [11].

1. «Психологическая» работа с пациентом, как правило, включающая следующие задачи:

а) ободрение, вселение надежды;

б) физическое присутствие, благодаря которому пациенту создается физический комфорт (например, взбить ему подушку);

в) социальное присутствие, обеспечивающее социальную поддержку, например, сохранение связи с «домом»;

г) поддержка, совместные размышления и сопереживания, связанные с темами жизни и смерти, вопросами «Почему это случилось со мной?»;

д) совместные воспоминания о «прошлой жизни»;

е) помощь в четкой формулировке характера болей и неприятных ощущений;

ж) по возможности обсудить незаконченные дела, например, переживаемые им или причиненные им кому-то другому неприятности; а также помочь пациенту простить тех, кто провинился перед ним.

2. Семьи часто занимаются юридической и административной деятельностью от имени пациента. Если пациент не способен дать разрешение или поставить свою подпись в документах, то возможны бюрократические проблемы. Для того чтобы свести их к минимуму, в некоторых ситуациях родственники могут выступать как его агенты. От них ожидается выполнение следующих задач: выбор страховых агентств, подготовка документов и необходимых соглашений для раздела собственности; сбор сведений для регистрации смерти; организация похорон. Чем больше растет степень бюрократизации больничной системы и технического уровня медицинского обслуживания, тем важнее значение такого рода помощи. Члены семьи могут также выступать в роли защитников пациентов, рассказывая об их потребностях и желаниях персоналу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.