рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Классификация литературных образов

1. "стой",2. замена слова "черт",

3. "Боже, упаси",

4. "пращур". Как видим, данные этимологического анализа не решают вопроса о существовании происхождения Чура. Но смеем предположить, что в контексте заговоров данное слово отсылало просящего и заговаривающего человека к помощи предков.

Среди различных типов заговора существуют тексты, которые непосредственно обращаются к домовому. Например, "Хозянуйшка господин! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье, на бытье, на богачество". [54] Домовой считался невидимым обитателем и хранителем дома. Согласно поверьям, в доме может быть только один домовой; если заведутся двое, то они начинают ссориться между собой. Местонахождение домового указывают по-разному: под печкой, за печкой, под порогом, на чердаке, в печной трубе, в углу, за пределы дома или усадьбы он не выходит. Чаще всего домовому приписывалась хозяйственная функция: ухаживать за скотом и присматривать за всем хозяйством. Чтобы в доме было всё благополучно, домового старались умилостивить заговорами и подношениями (хлебом, солью). Верили в то, что домовой может предсказать счастливые и несчастливые события, предупреждая хозяев об этом разными звуками, плачем, оханьем, стонами.

В 988 году Древняя Русь приняла Крещение. Нельзя сказать, что это легко произошло. В сознании людей произошла путаница представлений: где раньше были священные места для поклонения языческим божествам, то теперь возводились храмы и часовни для Бога христианского. Эти изменения не могли не зафиксироваться в устном народном творчестве, поэтому христианские мотивы можно наблюдать и в заговорах.

Ведь эпоху христианства древнейшие воззвания к стихийным божествам подновляются. В структуре заговора появляется формула, ставшая традиционной: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь". Изменяются имена: Христос – "праведное солнце", отождествляется с Божественным светом, Пречистая Дева – с красною Зарёю, Иные – пророк, Николай Угодник и Георгий-Победоносец заступает место Перуна; те или другие святые, призываются в заговорах, смотря по тому, с какою именно целью творится заговор. Таким образом, происходит смешение языческих воззрений с новым вероучением, сливается воедино. Чтобы показать наглядно, как в различных вариациях одного сюжета могут быть представлены совершенно разные персонажи, представим их распределение в виде таблицы. В левой ее колонке выписаны основные мотивы, манифестирующие в сущности один сюжет (или их близкий круг) о мифологическом персонаже-громовержце (о Перуне). В двух остальных – различные имена, выступающих в этих мотивах, но уже христианских персонажей.

Таблица.

Мотивы Выступают самостоятельно Выступают в перечнях имен

 

Ездит в небесной колеснице (гром, молния, туча, дождь) Илия -

 

Поражает громом змея Михаил -

 

Отгоняет нечистую силу громовыми стрелами Христос, Илия, Михаил Гавриил, Иоанн Креститель

 

Сходит с небес по золотой лестнице, сносит луки и стрелы Илия, Георгий -

 

Спускает небесное пламя Георгий -

 

Втыкает болезни луками и копьями Георгий Гавриил, Николай, Михаил

 

Отстреливает болезни Христос, Георгий, Михаил

Илия, Николай,

Михаил.

Также в заговоре наблюдаем призывы к Богу, как к главному Божеству. С принятием христианства под этим понятием понимается Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух ("неразделимая" Святая Троица).

В заговорах очень часто встречается обращение к Иисусу Христу. Он является самым "популярным" персонажем русских заговорах. Известны формы имени Иисус, Сус, Хрестос. Это имя известно в текстах почти из всех губерний, округов России, где собирался и исследовался фольклорный материал. Иисус Христос, будучи и помощником, и защитником, способен выступать в абсолютном большинстве описанных нами функций. Его можно признать, вместе с Михаилом архангелом и Георгием Победоносцем, функционально универсальным персонажем. Он исцеляет от всех болезней людей и скот, к тому же Его имя встречается в различных текстах от конкретных болезней людей: от зубной боли; от грыжи; от кровотечения из ран (даже в специфически "женском" мотиве зашивания раны); от 12 лихорадок-трясавиц; помогает при родах; от рожи; от укуса змеи; от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; от усовей (воспаление внутренних органов).

Очень часто в заговоре встречается имя Богородицы. Это имя матери Иисуса Христа. На состоявшемся, в 1431 году Вселенском соборе, Дева Мария была официально признана, как Пресвятая Богородица. В заговорных текстах встречаются следующие варианты имени и титулов этого образа в порядке убывания частоты употребления: Матушка Пресвятая Богородица; Пресвятая Богородица; святая Мария; Пречистая Мати Божия, Богородица; (Пресвятая) Дева Мария; Божья Матушка, Пресвятая мати Богородица; Богородица и Приснодева Мария; Матушка Скорбящая Пречистая Богородица; Пресвятая Богородица Божия девовладыка Матерь Мария; Госпожа Пресвятая Богородица Дева Мария, Мати вышняго Бога, Христова молебница, теплая заступница, скорая помощница; Пресвятая государыня владычица Богородица; Пресвятая Знаменье Богородица; владычица Богородица и многие другие. В заговоре в образе Богородицы контаминировалось христианское представление о Матери Бога и мифологический образ земли, природы, Богини-матери. В данном случае Мария является не олицетворением природы, как таковой, но "начаток", "прообраз", первое явление преображенной, райской природы. Как и Христос, принадлежит к числу наиболее популярных и часто упоминаемых заговорных образов.

В заговоре обращаются к Богородице, как к защитнице от бед, невзгод и нечистой силы. К ней обращались при всяком трудном деле (заговоры от тяжёлых родов, от войны, засухи, болезней и т.д.). В силу почитания Богородицы как заступницы, защитницы, абсолютно преобладают "защитительные" и "лечебные" функции (особенно часто она исцеляет от кровотечения из ран), но изредка Мария может выступать и в качестве помощницы: помогает в охоте, улучшить улов рыбы, успокоить корову, чтобы не лягалась, закрепляет слова.

Кроме этих персонажей можно встретить упоминание об Ангелах. Ангел (от древнегреческого "вестник") – бесплотные существа, служащие единому верховному Богу. Согласно христианской традиции, это не только вестник, но главное средство Бога в борьбе с силами зла. В христианском религиозно-мифологическом представлении существуют разделения Ангелов на "чины". По учению, Псевдо-Дионисия Ареопагита (V - нач. VI в. в) есть девять чинов Ангельских, образующих три триады. Это можно представить в виде таблицы:

№ п / п Название. Характеристика.
1. Серафимы, Херувимы Близость к Богу.
2. Господство, Сила, Власть мировладычество
3. Архангелы, Ангелы Непосредственная близость к человеку.

Именно к Архангелам и Ангелам в заговорах призывают на помощь в своих бедах. Очень часто в заговорах обращаются к Михаилу, одному из архангелов. Это имя встречается в каноническом варианте: Михаил, но существуют и разговорные варианты: Михайло и Михайла. Обычные эпитеты, характеризующие этот образ: грозный воевода небесных сил, святой архистратиг, князь-воевода, отец святой и т.п.

Данный образ помогает: в охоте, улучшить урожай и сохранить численность скота. Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от начальства; людей от оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий. Исцеляет: людей от всех болезней. Михаил - один из семи архангелов, предстоящих перед Богом. В Откровении Иоанна он является победителем дракона, змия, древнего-дьявола. Собор Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил празднуется 6 ноября. Также, в некоторых заговорных текстах присутствует мотив посылания Богом Михаила на помощь просящему человеку. Сближает эти тексты с известной "Молитвой архистратигу Михаилу, воеводе небесных сил". Христиане обращались к Михаилу в момент пробуждения от сна, а также при тяжелых судебных разбирательствах.

Наряду с упоминанием архангела Михаила в заговорах упоминается Гавриил. Он также является архангелом. Иногда бывают варианты этого имени: Гавриил Хранитель, архистратиг Гавриил, Гавриил архистратиг Божий бесплотных Сил, первопрестольный Гавриил, Гаврила архангел. Является одним из семи архангелов, предстоящих перед престолом Божьим. Собор Архистратига празднуется 26 марта. Этот образ помогает в охоте, улучшает улов рыбы, закрепляет слова ключом. Как и архистратиг, Михаил, данный образ имеет защитные и лечебные функции (защита людей от воздействия и причинения вреда нечистыми духами, исцеляет от всех болезней: детские заболевания, людей от лихорадок-трясовиц и т.д.).

В заговорах упоминаются другие Архангелы. К примеру, в заговорных текстах можно встретить упоминание об Архангеле Рафаиле, который является одним из семи архангелов, находящихся рядом с Богом. Этот персонаж помогает улучшить улов рыбы, а также защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней, от осквернения храмов.

Очень редко, по сравнению с другими образами, упоминается Архангел Уриил. Именно к нему обращаются при розыске кладов. Но помимо этого, этот образ защищает от нечистых сил, от злых людей и исцеляет людей от двенадцати лихорадок. В одном заговоре от лихорадок упоминается Архангел Акнос, хотя этот образ не упоминается в Писании и отвергается церковной традицией. А вот, Архангел Егудиил признан церковью в качестве одного из семи архангелов, хотя его имя не встречается в Писании. Этот персонаж защищает дома и храмы от нечистой силы и порчи.

В заговорных текстах встречается имена некоторых апостолов. По Библии, они являлись учениками и ближайшими помощниками Христа при Его жизни на Земле. Упоминаются имена Апостолов Петра и Павла. Чаще всего их называют первоверховными Апостолами, верховными апостолами, Святыми верховными апостолами, Святыми Апостолами, небесными заступниками. По преданию, они были рыбаками. Поэтому данные персонажи помогают улучшить улов рыбы. Также обладают защитными и лечебными функциями. Петру и Павлу, по народным представлениям, поручены ключи от рая ("царствия небесного"), что отразилось и в заговорных текстах. В текстах упоминаются, что эти Апостолы держат золотые ключи. Память Святых Апостолов Петра и Павла приходится на 29 июня (12 июля).

Во многих заговорах, кроме упоминания различных Архангелов, встречаются имена Ангелов. Например, призывается на помощь Ангела Авоила. Вариант этого имени: Авоид. Заметим, что в словаре у Даля слово ′аводь′ обозначает ′клятва, заклятие, заговор′, ′аводить′ - ′заговаривать, завораживать′. [55] В Ветхом завете неоднократно упоминается Авиуд, хотя это человек, а не ангел. (Матфей.1.13) Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней, в том числе и от двенадцати лихорадок. Можно встретить имя Ангела Варахаила. (вариант Варахель). Он защищает людей от строгого начальства и от осквернения жилища и храма.

Немногочисленные упоминания об следующих Ангелах: Елисей, Афанаил, Рагуил, Сахалил, Сефаиил, Тараил, Угасил. Елисей исцеляет: от сглаза, уроков, призоров, притч, оговоров и т.п. Такой ангел не значится в месяцесловах, не упомянут в Писании. Афанаил и Рагуил защищает людей от слишком строго и придирчивого начальства. Эти ангелы не значятся в месяцесловах, не упоминаются в Писании. Имена отвергаются церковной традицией. Ангелы Разоил, Сахаил, Селафиил исцеляют людей от двенадцати лихорадок. Также они не значатся в месяцесловах, не упомянуты в Писании и имена отвергается церковной традицией. Тараил защищает людей от начальства, тоже не значится в месяцесловах, не упоминаются в Священном Писании. Имя отвергается церковной традицией. Угасиил является защитником храма и жилищ от воздействий нечистой силы. Как и все остальные ангелы, этот образ ангел не встречается в месяцесловах, не упоминается в Писании. Имя отвергается церковной традицией.

В текстах можно встретить упоминание о знаменитых Евангелистах: о Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Они являются авторами четырех канонических Евангелий, поэтому и упоминаются всегда вместе. В заговоре зафиксированы варианты последовательности их имен (около десяти несовпадающих раскладов). Обладают защитными лечебными функциями. Защищают людей от нечистых духов (дьявола); людей от начальства; от любого оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи и прочих несчастий. Исцеляют людей от 12 лихорадок-трясавиц; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и других заболеваний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.