Дипломная работа: Классификация литературных образов
1. "стой",2. замена
слова "черт",
3. "Боже, упаси",
4. "пращур". Как
видим, данные этимологического анализа не решают вопроса о существовании
происхождения Чура. Но смеем предположить, что в контексте заговоров данное
слово отсылало просящего и заговаривающего человека к помощи предков.
Среди различных типов заговора
существуют тексты, которые непосредственно обращаются к домовому. Например,
"Хозянуйшка господин! Пойдем в новый дом на богатый двор, на житье, на
бытье, на богачество". [54] Домовой
считался невидимым обитателем и хранителем дома. Согласно поверьям, в доме
может быть только один домовой; если заведутся двое, то они начинают ссориться
между собой. Местонахождение домового указывают по-разному: под печкой, за
печкой, под порогом, на чердаке, в печной трубе, в углу, за пределы дома или
усадьбы он не выходит. Чаще всего домовому приписывалась хозяйственная функция:
ухаживать за скотом и присматривать за всем хозяйством. Чтобы в доме было всё
благополучно, домового старались умилостивить заговорами и подношениями
(хлебом, солью). Верили в то, что домовой может предсказать счастливые и
несчастливые события, предупреждая хозяев об этом разными звуками, плачем,
оханьем, стонами.
В 988 году Древняя Русь приняла
Крещение. Нельзя сказать, что это легко произошло. В сознании людей произошла
путаница представлений: где раньше были священные места для поклонения
языческим божествам, то теперь возводились храмы и часовни для Бога
христианского. Эти изменения не могли не зафиксироваться в устном народном
творчестве, поэтому христианские мотивы можно наблюдать и в заговорах.
Ведь эпоху христианства
древнейшие воззвания к стихийным божествам подновляются. В структуре заговора
появляется формула, ставшая традиционной: "Во имя Отца и Сына и Святого
Духа. Аминь". Изменяются имена: Христос – "праведное солнце",
отождествляется с Божественным светом, Пречистая Дева – с красною Зарёю, Иные –
пророк, Николай Угодник и Георгий-Победоносец заступает место Перуна; те или
другие святые, призываются в заговорах, смотря по тому, с какою именно целью
творится заговор. Таким образом, происходит смешение языческих воззрений с
новым вероучением, сливается воедино. Чтобы показать наглядно, как в различных
вариациях одного сюжета могут быть представлены совершенно разные персонажи,
представим их распределение в виде таблицы. В левой ее колонке выписаны
основные мотивы, манифестирующие в сущности один сюжет (или их близкий круг) о
мифологическом персонаже-громовержце (о Перуне). В двух остальных – различные имена,
выступающих в этих мотивах, но уже христианских персонажей.
Таблица.
Мотивы
Выступают самостоятельно
Выступают в перечнях имен
Ездит в небесной колеснице (гром, молния, туча, дождь)
Илия
-
Поражает громом змея
Михаил
-
Отгоняет нечистую силу громовыми стрелами
Христос, Илия, Михаил
Гавриил, Иоанн Креститель
Сходит с небес по золотой лестнице, сносит луки и стрелы
Илия, Георгий
-
Спускает небесное пламя
Георгий
-
Втыкает болезни луками и копьями
Георгий Гавриил, Николай, Михаил
Отстреливает болезни
Христос, Георгий, Михаил
Илия, Николай,
Михаил.
Также в заговоре наблюдаем призывы к Богу, как к главному
Божеству. С принятием христианства под этим понятием понимается Бог-Отец,
Бог-Сын и Святой Дух ("неразделимая" Святая Троица).
В заговорах очень часто встречается обращение к Иисусу
Христу. Он является самым "популярным" персонажем русских заговорах. Известны
формы имени Иисус, Сус, Хрестос. Это имя известно в текстах почти из всех
губерний, округов России, где собирался и исследовался фольклорный материал. Иисус
Христос, будучи и помощником, и защитником, способен выступать в абсолютном
большинстве описанных нами функций. Его можно признать, вместе с Михаилом
архангелом и Георгием Победоносцем, функционально универсальным персонажем. Он
исцеляет от всех болезней людей и скот, к тому же Его имя встречается в
различных текстах от конкретных болезней людей: от зубной боли; от грыжи; от
кровотечения из ран (даже в специфически "женском" мотиве зашивания
раны); от 12 лихорадок-трясавиц; помогает при родах; от рожи; от укуса змеи; от
уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.; от усовей (воспаление внутренних
органов).
Очень часто в заговоре встречается имя Богородицы. Это имя матери
Иисуса Христа. На состоявшемся, в 1431 году Вселенском соборе, Дева Мария была
официально признана, как Пресвятая Богородица. В заговорных текстах встречаются
следующие варианты имени и титулов этого образа в порядке убывания частоты
употребления: Матушка Пресвятая Богородица; Пресвятая Богородица; святая Мария;
Пречистая Мати Божия, Богородица; (Пресвятая) Дева Мария; Божья Матушка,
Пресвятая мати Богородица; Богородица и Приснодева Мария; Матушка Скорбящая
Пречистая Богородица; Пресвятая Богородица Божия девовладыка Матерь Мария; Госпожа
Пресвятая Богородица Дева Мария, Мати вышняго Бога, Христова молебница, теплая
заступница, скорая помощница; Пресвятая государыня владычица Богородица; Пресвятая
Знаменье Богородица; владычица Богородица и многие другие. В заговоре в образе
Богородицы контаминировалось христианское представление о Матери Бога и мифологический
образ земли, природы, Богини-матери. В данном случае Мария является не
олицетворением природы, как таковой, но "начаток", "прообраз",
первое явление преображенной, райской природы. Как и Христос, принадлежит к
числу наиболее популярных и часто упоминаемых заговорных образов.
В заговоре обращаются к Богородице, как к защитнице от бед,
невзгод и нечистой силы. К ней обращались при всяком трудном деле (заговоры от
тяжёлых родов, от войны, засухи, болезней и т.д.). В силу почитания Богородицы
как заступницы, защитницы, абсолютно преобладают "защитительные" и
"лечебные" функции (особенно часто она исцеляет от кровотечения из
ран), но изредка Мария может выступать и в качестве помощницы: помогает в
охоте, улучшить улов рыбы, успокоить корову, чтобы не лягалась, закрепляет
слова.
Кроме этих персонажей можно встретить упоминание об Ангелах.
Ангел (от древнегреческого "вестник") – бесплотные существа, служащие
единому верховному Богу. Согласно христианской традиции, это не только вестник,
но главное средство Бога в борьбе с силами зла. В христианском
религиозно-мифологическом представлении существуют разделения Ангелов на "чины".
По учению, Псевдо-Дионисия Ареопагита (V - нач. VI в. в) есть девять чинов Ангельских, образующих три триады.
Это можно представить в виде таблицы:
№ п / п
Название.
Характеристика.
1.
Серафимы, Херувимы
Близость к Богу.
2.
Господство, Сила, Власть
мировладычество
3.
Архангелы, Ангелы
Непосредственная близость к человеку.
Именно к Архангелам и Ангелам в заговорах призывают на
помощь в своих бедах. Очень часто в заговорах обращаются к Михаилу, одному из архангелов.
Это имя встречается в каноническом варианте: Михаил, но существуют и
разговорные варианты: Михайло и Михайла. Обычные эпитеты, характеризующие этот
образ: грозный воевода небесных сил, святой архистратиг, князь-воевода, отец
святой и т.п.
Данный образ помогает: в охоте, улучшить урожай и сохранить
численность скота. Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей
от начальства; людей от оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих
несчастий. Исцеляет: людей от всех болезней. Михаил - один из семи архангелов,
предстоящих перед Богом. В Откровении Иоанна он является победителем дракона,
змия, древнего-дьявола. Собор Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил
празднуется 6 ноября. Также, в некоторых заговорных текстах присутствует мотив
посылания Богом Михаила на помощь просящему человеку. Сближает эти тексты с
известной "Молитвой архистратигу Михаилу, воеводе небесных сил". Христиане
обращались к Михаилу в момент пробуждения от сна, а также при тяжелых судебных
разбирательствах.
Наряду с упоминанием архангела Михаила в заговорах
упоминается Гавриил. Он также является архангелом. Иногда бывают варианты этого
имени: Гавриил Хранитель, архистратиг Гавриил, Гавриил архистратиг Божий
бесплотных Сил, первопрестольный Гавриил, Гаврила архангел. Является одним из
семи архангелов, предстоящих перед престолом Божьим. Собор Архистратига
празднуется 26 марта. Этот образ помогает в охоте, улучшает улов рыбы,
закрепляет слова ключом. Как и архистратиг, Михаил, данный образ имеет защитные
и лечебные функции (защита людей от воздействия и причинения вреда нечистыми духами,
исцеляет от всех болезней: детские заболевания, людей от лихорадок-трясовиц и т.д.).
В заговорах упоминаются другие Архангелы. К примеру, в
заговорных текстах можно встретить упоминание об Архангеле Рафаиле, который
является одним из семи архангелов, находящихся рядом с Богом. Этот персонаж помогает
улучшить улов рыбы, а также защищает людей от колдунов, порчи, сглаза,
болезней, от осквернения храмов.
Очень редко, по сравнению с другими образами, упоминается
Архангел Уриил. Именно к нему обращаются при розыске кладов. Но помимо этого,
этот образ защищает от нечистых сил, от злых людей и исцеляет людей от
двенадцати лихорадок. В одном заговоре от лихорадок упоминается Архангел Акнос,
хотя этот образ не упоминается в Писании и отвергается церковной традицией. А
вот, Архангел Егудиил признан церковью в качестве одного из семи архангелов,
хотя его имя не встречается в Писании. Этот персонаж защищает дома и храмы от
нечистой силы и порчи.
В заговорных текстах встречается имена некоторых апостолов. По
Библии, они являлись учениками и ближайшими помощниками Христа при Его жизни на
Земле. Упоминаются имена Апостолов Петра и Павла. Чаще всего их называют
первоверховными Апостолами, верховными апостолами, Святыми верховными
апостолами, Святыми Апостолами, небесными заступниками. По преданию, они были
рыбаками. Поэтому данные персонажи помогают улучшить улов рыбы. Также обладают
защитными и лечебными функциями. Петру и Павлу, по народным представлениям,
поручены ключи от рая ("царствия небесного"), что отразилось и в
заговорных текстах. В текстах упоминаются, что эти Апостолы держат золотые ключи.
Память Святых Апостолов Петра и Павла приходится на 29 июня (12 июля).
Во многих заговорах, кроме упоминания различных Архангелов,
встречаются имена Ангелов. Например, призывается на помощь Ангела Авоила. Вариант
этого имени: Авоид. Заметим, что в словаре у Даля слово ′аводь′
обозначает ′клятва, заклятие, заговор′, ′аводить′ - ′заговаривать,
завораживать′. [55]
В Ветхом завете неоднократно упоминается Авиуд, хотя это человек, а не ангел. (Матфей.1.13)
Защищает людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней, в том числе и от
двенадцати лихорадок. Можно встретить имя Ангела Варахаила. (вариант Варахель).
Он защищает людей от строгого начальства и от осквернения жилища и храма.
Немногочисленные упоминания об следующих Ангелах: Елисей, Афанаил,
Рагуил, Сахалил, Сефаиил, Тараил, Угасил. Елисей исцеляет: от сглаза, уроков,
призоров, притч, оговоров и т.п. Такой ангел не значится в месяцесловах, не
упомянут в Писании. Афанаил и Рагуил защищает людей от слишком строго и
придирчивого начальства. Эти ангелы не значятся в месяцесловах, не упоминаются
в Писании. Имена отвергаются церковной традицией. Ангелы Разоил, Сахаил,
Селафиил исцеляют людей от двенадцати лихорадок. Также они не значатся в
месяцесловах, не упомянуты в Писании и имена отвергается церковной традицией. Тараил
защищает людей от начальства, тоже не значится в месяцесловах, не упоминаются в
Священном Писании. Имя отвергается церковной традицией. Угасиил является
защитником храма и жилищ от воздействий нечистой силы. Как и все остальные
ангелы, этот образ ангел не встречается в месяцесловах, не упоминается в
Писании. Имя отвергается церковной традицией.
В текстах можно встретить упоминание о знаменитых
Евангелистах: о Матфее, Марке, Луке, Иоанне. Они являются авторами четырех
канонических Евангелий, поэтому и упоминаются всегда вместе. В заговоре
зафиксированы варианты последовательности их имен (около десяти несовпадающих
раскладов). Обладают защитными лечебными функциями. Защищают людей от нечистых
духов (дьявола); людей от начальства; от любого оружия; свадебный поезд от
колдунов, порчи и прочих несчастий. Исцеляют людей от 12 лихорадок-трясавиц; людей
от уроков, сглаза, порчи, переполохов и других заболеваний.