Дипломная работа: Классификация литературных образов
По смысловой обобщенности образы
делятся: на индивидуальные, характерные, типические, образы–мотивы, топосы,
архетипы.
Индивидуальные образы созданы
самобытным, подчас причудливым воображением художника. Характерные образы
раскрывают закономерности общественно–исторические жизни, запечатлевают нравы и
обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде.
Типичность – это высшая степень
характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и
обретает общечеловеческие черты. Следующий образ: образ–мотив. Мотив – это
образ, повторяющийся в нескольких произведениях. Топос ("общее место")
- это образ, характерный уже для целой культуры данного периода или данной
нации.
А образ–архетип заключает в себе
наиболее устойчивые и вездесущие "схемы" или "формулы"
человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на
всех стадиях его исторического развития.
Структура образа включает в себя
соотношение двух планов: предметного и смыслового, явленного и подразумеваемого,
и поэтому подразделяется на две большие группы.
Первая группа состоит из автологических,
"самозначимых" образов, в которых оба плана совпадают. Вторая группа
– это металогические образы, в которых явленное отличается от подразумеваемого,
как часть от целого, вещественное от духовного, большее от меньшего и т.п. Это
всё образы–тропы: метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, метонимия, синекдоха.
Таким образом, в литературоведении
можно найти все разновидности образов. Конечно, в ходе исторического развития
художественной образности меняется соотношение её основных компонентов: предметного
и смыслового, которые тяготеют то к равновесию и слиянию, то к разорванности и
борьбе, то к одностороннему преобладанию.
Как мы знаем, фольклористика
собирает и исследует заговоры различной тематики. Заговоры подразделяются на
следующие виды: на лечебные, любовно-брачные, "бытовые", "воинские",
а также на различные социально-направленные.
Из этого большого фактического материала,
записанного в ходе фольклорных экспедиций, самое большое количество было
найдено именно заговоров от болезней. Люди испокон веков болели и болеют, в те
далекие времена медицины как научной дисциплины не существовало, поэтому чаще
всего прибегали к помощи знахарей, чародеев и ворожей. В работе будут
проанализированы лечебные заговоры. Например, заговоры от истечения крови. В
этих заговорах встречаются различные образы, но их можно свести к двум группам
образов. Первая группа заговоров, где упоминаются образы, связанные с самой
природой. Например: "Дерн дерись, земля крепись, а ты кровь у раба (имя
рек) уймись" или "летит ворон через Черное море, несет нитку
шелковинку, ты нитка оборвись, а ты кровь уймись". [30]
Вторая группа заговоров, где встречаются персонифицированные образы. Чаще
всего, это красна–девица, богатыри. Например: "На море Океане, на острове
Буяне, девица красным шелком шила, нить не стала, руда (кровь) перестала"[31]
или "лягу благословляясь, стану перекрестясь; выйду из дверей в двери, из
ворот в ворота; погляжу в чистое поле – едет из чистого поля богатырь, везет
вострую саблю на плече, сечет и рубит он по мертвому телу, не тече ни кровь, ни
руда из энтова мертвого тела". [32] А
также: "Стану я, раб Божий (имя рек), благословляясь, пойду перекрестясь
из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле за воротами. В чистом поле
стоит свят океан – камень, на святом океан – камне сидит красная девица с
шелковой ниткой, рану зашивает, щип унимает и кровь заговаривает из раба Божия
(имя рек), и чтобы не было ни щипоты, ни ломоты, ни опухали, тем моим добрым
словом ключ и замок отныне до веку, аминь ". [33]
Приведем пример заговора, где
призывается к Алатырю – камню: "На море на океане, на острове Буяне лежит
бел, горюч камень Алатырь, сидит красная девица, живая мастерица, держит иглу
булатную, вдевает нитку шелковую, руду желтую, замывает раны кровавые. Заговариваю
я раба (такого – то) от порезу. Булат прочь отстань, а ты, кровь, течь
перестань". [34]
Среди многочисленных заговоров
от болезней особое место занимают заговоры от лихорадок. Эти заговоры очень интересны
и по структуре построения, и по содержанию, где встречаются различные образы. В
данном случае вспоминаются герои Евангелия и Священного Писания. Помимо
христианских персонажей в заговоре встречаются образы, навеянные самой природой.
Например: "Осина, осина,
возьми мою трясину, ай мне леготу! "[35]
или "Стоит среди моря столп камень, у столпа сидит Симений и Сихайло и
зрит с святым Симинием в море …", "… И услыша Господь бы молитву в посла
к ним Силиния и Сихайла и четырех Евангелистов: Матфея, Луку, Марка, Иоанна
Богослова …"[36];
"На горах афонских стоит дуб мокрецкой, под тем дубом стоят тринадесять
старцев со старцем Пафнутием". [37]
Кроме того, в данных заговорах встречаются упоминание о двенадцати Иродовых
дочерях (дщерях).
Каждый из этих персонажей имеет
свою функцию и имя, но в разных заговорах изменяются имена и функции. Неизменно
только сакральное число – двенадцать. Приведем сводную таблицу, где будут
наглядно представлено все упоминаемые имена и функции дочерей Ирода.
Сводная таблица имен и функции лихорадки
№ |
Имёна. Функции |
Имёна. Функции |
Имёна.
Функции
|
Имёна Функции |
Первая |
Огния
"коего человека поймаю, тот разговориться"
|
Женнохолла (Трясовица)
"Трясу всякого человека"
|
Кашея |
Вящепца |
Вторая |
Ледиха
"человек не может в печи согреться"
|
Перемежающая,
дневная
"мучаю ежедневно"
|
Овена |
Бясица |
Третья |
Желтая |
Безумная
"С ума сбредит, мозги ворочаю"
|
Каса |
Преображница |
Четвертая |
Глохня
"тот человек может быть глух быти"
|
Переходная
"перехожу у человека с место на место"
|
Орыста |
Убийца |
Пятая |
------------- |
Скорбная
"человеку разные немощи делаю; подобна порчи"
|
Оледья |
Елина |
Шестая |
Юдея
"человек не может насытиться"
|
Расслабея
"расслабляю человека"
|
Ломея |
Подобляющая |
Седьмая |
Корчея
"тот человек корчиться, не пьет, не ест"
|
Пухлая
"ноги и все тело отекает и опухает"
|
Кашлея |
Имарто |
Восьмая |
Грудея
"лежу на грудях и выхожу храпом внутрь"
|
Тайная
"разные скорби творю; никто не может меня познати"
|
Горлея |
Урия |
Девятая |
Проклятая
"лежу на сердца; человек лежит трудно"
|
Белая
"Жар и огонь велик в человеке навожу"
|
Пухлея |
Изъедущая |
Десятая |
Ломеня
"ломаю кости и спину"
|
Противна
"ничего ненавижу, человеку во всем надоедаю"
|
Вертея |
Негризущая |
Одиннадцатая |
Глядея "человек старого поймаю, тот не может жив бытии". |
Причудница " в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют,
через долгое время опять отрыгаюсь". |
Желтица |
Голяда |
Двенадцатая |
Огнеястра
"человека старого поймаю, тот не может жив быти"
|
Смертная
"усекнула главу Иоанна Предчети, до смерти мучает"
|
Горница |
Налукия |
Причудница
"в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют, чрез долгое
время опять отрыгаюсь"
|
Желтица |
Голяда |
|
Заговор от лихорадки. [38]
|
Заговор от всякой лихорадки. [39]
|
Заговор от лихорадки. [40]
|
Заговор от Трясовицы. [41]
|
|
|
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|