рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Классификация литературных образов

По смысловой обобщенности образы делятся: на индивидуальные, характерные, типические, образы–мотивы, топосы, архетипы.

Индивидуальные образы созданы самобытным, подчас причудливым воображением художника. Характерные образы раскрывают закономерности общественно–исторические жизни, запечатлевают нравы и обычаи, распространенные в данную эпоху и в данной среде.

Типичность – это высшая степень характерности, благодаря которой образ перерастает границы своей эпохи и обретает общечеловеческие черты. Следующий образ: образ–мотив. Мотив – это образ, повторяющийся в нескольких произведениях. Топос ("общее место") - это образ, характерный уже для целой культуры данного периода или данной нации.

А образ–архетип заключает в себе наиболее устойчивые и вездесущие "схемы" или "формулы" человеческого воображения, проявляющиеся как в мифологии, так и искусстве на всех стадиях его исторического развития.

Структура образа включает в себя соотношение двух планов: предметного и смыслового, явленного и подразумеваемого, и поэтому подразделяется на две большие группы.

Первая группа состоит из автологических, "самозначимых" образов, в которых оба плана совпадают. Вторая группа – это металогические образы, в которых явленное отличается от подразумеваемого, как часть от целого, вещественное от духовного, большее от меньшего и т.п. Это всё образы–тропы: метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, метонимия, синекдоха.

Таким образом, в литературоведении можно найти все разновидности образов. Конечно, в ходе исторического развития художественной образности меняется соотношение её основных компонентов: предметного и смыслового, которые тяготеют то к равновесию и слиянию, то к разорванности и борьбе, то к одностороннему преобладанию.

Как мы знаем, фольклористика собирает и исследует заговоры различной тематики. Заговоры подразделяются на следующие виды: на лечебные, любовно-брачные, "бытовые", "воинские", а также на различные социально-направленные.

Из этого большого фактического материала, записанного в ходе фольклорных экспедиций, самое большое количество было найдено именно заговоров от болезней. Люди испокон веков болели и болеют, в те далекие времена медицины как научной дисциплины не существовало, поэтому чаще всего прибегали к помощи знахарей, чародеев и ворожей. В работе будут проанализированы лечебные заговоры. Например, заговоры от истечения крови. В этих заговорах встречаются различные образы, но их можно свести к двум группам образов. Первая группа заговоров, где упоминаются образы, связанные с самой природой. Например: "Дерн дерись, земля крепись, а ты кровь у раба (имя рек) уймись" или "летит ворон через Черное море, несет нитку шелковинку, ты нитка оборвись, а ты кровь уймись". [30] Вторая группа заговоров, где встречаются персонифицированные образы. Чаще всего, это красна–девица, богатыри. Например: "На море Океане, на острове Буяне, девица красным шелком шила, нить не стала, руда (кровь) перестала"[31] или "лягу благословляясь, стану перекрестясь; выйду из дверей в двери, из ворот в ворота; погляжу в чистое поле – едет из чистого поля богатырь, везет вострую саблю на плече, сечет и рубит он по мертвому телу, не тече ни кровь, ни руда из энтова мертвого тела". [32] А также: "Стану я, раб Божий (имя рек), благословляясь, пойду перекрестясь из избы дверьми, из двора воротами, в чистое поле за воротами. В чистом поле стоит свят океан – камень, на святом океан – камне сидит красная девица с шелковой ниткой, рану зашивает, щип унимает и кровь заговаривает из раба Божия (имя рек), и чтобы не было ни щипоты, ни ломоты, ни опухали, тем моим добрым словом ключ и замок отныне до веку, аминь ". [33]

Приведем пример заговора, где призывается к Алатырю – камню: "На море на океане, на острове Буяне лежит бел, горюч камень Алатырь, сидит красная девица, живая мастерица, держит иглу булатную, вдевает нитку шелковую, руду желтую, замывает раны кровавые. Заговариваю я раба (такого – то) от порезу. Булат прочь отстань, а ты, кровь, течь перестань". [34]

Среди многочисленных заговоров от болезней особое место занимают заговоры от лихорадок. Эти заговоры очень интересны и по структуре построения, и по содержанию, где встречаются различные образы. В данном случае вспоминаются герои Евангелия и Священного Писания. Помимо христианских персонажей в заговоре встречаются образы, навеянные самой природой.

Например: "Осина, осина, возьми мою трясину, ай мне леготу! "[35] или "Стоит среди моря столп камень, у столпа сидит Симений и Сихайло и зрит с святым Симинием в море …", "… И услыша Господь бы молитву в посла к ним Силиния и Сихайла и четырех Евангелистов: Матфея, Луку, Марка, Иоанна Богослова …"[36]; "На горах афонских стоит дуб мокрецкой, под тем дубом стоят тринадесять старцев со старцем Пафнутием". [37] Кроме того, в данных заговорах встречаются упоминание о двенадцати Иродовых дочерях (дщерях).

Каждый из этих персонажей имеет свою функцию и имя, но в разных заговорах изменяются имена и функции. Неизменно только сакральное число – двенадцать. Приведем сводную таблицу, где будут наглядно представлено все упоминаемые имена и функции дочерей Ирода.

Сводная таблица имен и функции лихорадки

Имёна. Функции Имёна. Функции

Имёна.

Функции

Имёна Функции
Первая

Огния

"коего человека поймаю, тот разговориться"

Женнохолла (Трясовица)

"Трясу всякого человека"

Кашея Вящепца
Вторая

Ледиха

"человек не может в печи согреться"

Перемежающая,

дневная

"мучаю ежедневно"

Овена Бясица
Третья Желтая

Безумная

"С ума сбредит, мозги ворочаю"

Каса Преображница
Четвертая

Глохня

"тот человек может быть глух быти"

Переходная

"перехожу у человека с место на место"

Орыста Убийца
Пятая -------------

Скорбная

"человеку разные немощи делаю; подобна порчи"

Оледья Елина
Шестая

Юдея

"человек не может насытиться"

Расслабея

"расслабляю человека"

Ломея Подобляющая
Седьмая

Корчея

"тот человек корчиться, не пьет, не ест"

Пухлая

"ноги и все тело отекает и опухает"

Кашлея Имарто
Восьмая

Грудея

"лежу на грудях и выхожу храпом внутрь"

Тайная

"разные скорби творю; никто не может меня познати"

Горлея Урия
Девятая

Проклятая

"лежу на сердца; человек лежит трудно"

Белая

"Жар и огонь велик в человеке навожу"

Пухлея Изъедущая
Десятая

Ломеня

"ломаю кости и спину"

Противна

"ничего ненавижу, человеку во всем надоедаю"

Вертея Негризущая
Одиннадцатая Глядея "человек старого поймаю, тот не может жив бытии". Причудница " в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют, через долгое время опять отрыгаюсь". Желтица Голяда
Двенадцатая

Огнеястра

"человека старого поймаю, тот не может жив быти"

Смертная

"усекнула главу Иоанна Предчети, до смерти мучает"

Горница Налукия

Причудница

"в человеки сижу, прячусь, когда меня выгоняют, чрез долгое время опять отрыгаюсь"

Желтица Голяда

Заговор от лихорадки. [38]

Заговор от всякой лихорадки. [39]

Заговор от лихорадки. [40]

Заговор от Трясовицы. [41]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.