рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: История писательских организаций Калининградской области

Первый номер вышел уже в 1992 году. Выпуск своего журнала «Запад России» был давней мечтой писателей, но в прежние времена такие инициативы не поощрялись, новые журналы открывались только с позволения правительства и партийных верхов. Теперь эти препятствия были сняты. Область впервые за всю ее послевоенную историю обрела свой толстый литературный журнал. Выход его позволил оперативно донести до читателей современные произведения местных авторов, он широко открыл свои страницы для молодых литераторов, за три года в нем дебютировали более сорока начинающих поэтов и прозаиков. Большой раздел в журнале заняли краеведение и история, много места уделялось вопросам развития культуры и возрождения духовности, отношениям религии и культуры. Были выпущены тематические номера, посвященные различным национальным культурам, отдельные номера, отражающие творческую и культурную жизнь таких городов, как Советск, Балтийск, Багратионовск.[57]

Журнал «Запад России» постоянно в рубрике «Литературная Ганза» давал произведения писателей стран Балтийского побережья.

Выдающиеся деятели мировой культуры увековечены в памятниках и названиях улиц нашего города, об этом рассказывалось в разделах "Памятники" и "Улицы". Также можно было прочитать биографии известных писателей и поэтов, чьими именами названы улицы города.

Разделы "Писатели" и "Издания" показывают современный облик литературы города.

Журнал издавался десять лет, было издано 24 номера, каждый из которых стал заметным явлением в культурной жизни края.

Лишенная финансирования, находясь в тяжелых условиях, Калининградская писательская организация стала одной из самых действенных в составе Союза российских писателей.

Калининградское объединение писателей трудно представить без его организатора Глушкина. В 1990 году Глушкина избирают руководителем Калининградской писательской организации. Наступает пора гласности и свободы слова. Она приносит новые возможности для творчества и в то же время ввергает литературу в стихию рынка. Писательская организация лишается финансирования, издатели ориентируются на западное детективное и эротическое чтиво. В этих условиях Глушкин делает все возможное для сохранения организации, вошедшую в демократический Союз российских писателей. Глушкин становится главным редактором и основателем литературно-художественного журнала “Запад России”. Журнал стал связующим звеном местной литературы и литературы окружающих область стран. Калининградская писательская организация вступила в Союз писателей Балтики. Итогом совместной работы с писателями Германии, Польши и Литвы стала антология “Лики родной земли”, выпущенная на четырех языках. Глушкин был редактором-составителем русского варианта. В антологию вошли произведения авторов, живших и живущих на территории бывшей Восточной Пруссии - от Канта, Гофмана, Донелайтиса до Ленца, Черняускаса и Снегова, а также других современных писателей. Антология была широко востребована и повсеместно одобрена критикой. Она стала ещё одним мостом для соединения культур и лучшего взаимопонимания людей из приграничных стран. За эту книгу Глушкин получил звание лауреата Артиады народов России. А за вклад в расширение контактов между Российской и Европейской культурой диплом Канта. Об этом человеке я рассказала подробнее в приложении. В феврале 1997 года О. Глушкин оставляет свой пост председателя областной писательской организации и на это место избирается поэт Сергей Погоняев.[58]

Активно включился в работу приехавший в нашу область в 1982 году один из лучших прозаиков России лауреат литературных премий Юрий Куранов, перу которого принадлежат более трех десятков книг. Он является одним из основателей Калининградского регионального отделения демократического Союза российских писателей. Казалось бы, наступило его время, но по-прежнему его не издают в Калининграде, по-прежнему дозированы издания в столице. Лишь в журнале “Запад России” появляются его резкие исповедальные рассказы и сюрреалистические миниатюры.

Позже Куранов создал Союз свободных российских писателей "Эклога" в составе Союза российских писателей. Дата регистрации: 26.11.1999. По мнению Ю. Куранова: «Для человека творческого противоестественно объединяться в творческие союзы. – Творчество предполагает конкуренцию.»[59] Куранов – писатель одиночка. Но вокруг него, тем не менее, собрались 5-6 молодых литераторов, которым импонируют его мировоззренческие принципы. И это уже новая общность без устава и писаных программ, без закулисных сговоров с мэрами, губернаторами и лидерами партий. В своем заявлении о выходе ,он довольно резко высказался о нездоровой, на его взгляд, положении в писательской организации: «В связи с интеллектуальной и нравственной деградацией в последнее время ядра писательской организации и явной и скрытой большивизацией его считаю невозможным больше состоять в ней, а также и членом ее бюро, членом редколлегии журнала «Запад России», некогда созданного с демократическими целями»[60]. Вышел в свет литературный сборник этой организации «Янтарные россыпи». Книга небольшая, всего 100 страниц. Сейчас председателем этой организации является Герман Бич.

Так же активную роль в Калининградском отделении играют Сэм Симкин, Стручков, Карпенко. Писательская организация растет численно, в ее состав были приняты С. Супрунова, В. Михайлов. Приехал в Калининград на постоянное место жительство Василий Федорович Кочнев. Приехал он из города Иванова. В союзе с 1982 года. Окончил МГУ. Долгое время преподавал в Польше, автор поэтических книг и книг исследований, переводчик русской поэзии на польский язык. Лауреат литературной премии за книгу эссе «Утраченная Инания», заслуженный деятель культуры ПНР. Организация несла и потери: Сергей Александрович Снегов умер 23 февраля 1994 года, в том же 1994 году умер Ю.И. Иванов. Оба эти писателя участвовали в создании литературы края, стояли у самого основания областного отделения, тогда еще Союза писателей СССР. В 2003 году не стало В.Н. Зорина.[61]

В 1994 году в Калининград приезжает писатель и художник Лебедев-Шапранов. В 1995 году он становится членом организации, а с июля 2005 года председателем этой писательской организации. Биографию этого человека я даю в приложении.

Приехав в нашу область, Владимир Павлович решил выпустить книгу о художниках Калининградской области, назвав ее далеко идущим названием: «Начало. Виды деятельности и направления изобразительного искусства».

Опыт в издании книг был, и он твердо знал – все определяют деньги. Мир оказался не без добрых людей или случилось чудо, но откликнулись КБ «Балтика» М.Д.Каретный, ОАО СП «Цепрусс» Б.А.Овчинников и СК «Айни» В.Н. Клюйков. С трудом купленный компьютер (не самый мощный, с маленьким экраном монитора) стал Уставным фондом нового общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Изо-Центр», которое и явилось предшественником издательства «Кладезь».

Вскоре вышли «Янтаря дивный свет» и «Декоративно-прикладное искусство». А 1997 год – юбилейный для многих предприятий города и области – был отмечен книгой «Янтарный комбинат. 50 лет»

Тот факт, что задуманное получилось, вызывает удивление до сих пор у многих. Дальнейший путь издательства и его главного редактора также не был усыпан розами.Центральная газета области посвятила ему разгромные статьи. Каких только грехов не вешали на Владимира Павловича. Сколько здоровья отняли.

Самым крупным проектом ООО «Изо-Центр» стала книга-альбом «Янтарь России». Cовместными усилиями был собран богатый материал, составивший первую часть книги «Янтарь России».

В 2000 году с благословения А. Саканова, В.Котова, М. Плюхина и А. Галенко было создано государственно, областное, унитарное редакционно-издательское предприятие «Кладезь» в целях «повышения художественного уровня издаваемой литературы, консолидации творческого потенциала писательских и художественных Союзов, музыкантов и артистов прибалтийского региона, придания планомерного и целенаправленного характера пропаганде творчества местных писателей, художников, профессиональных и самодеятельных музыкальных и фольклорных коллективов, творчества детей и юношества, а также для издания необходимой печатной продукции методического, рекламного и информационного характера, популяризации достопримечательностей и возможностей Янтарного края».

А Уставный фонд издательство получило в виде недостроенного консервного цеха в поселке Волочаевское, что по дороге на город Светлый. Предполагалось, что он (Уставный фонд) может быть использован в кредитно-финансовых операциях в качестве залога для получения средств на создание производственной базы и ее развитие, выпуск новых книг по культуре и искусству. Но хотели, как лучше, а получилось… опять плохо. Никак не оформленные земельные участки под цехом не позволили взять кредит, а с 2001 года Правительство позаботилось о том, чтобы весь «недострой» облагался налогом на имущество. И над «Кладезем» повис «дамоклов меч» в 1 500 000 рублей.

И все-таки, на пике неприятностей, произошел еще один прорыв в деятельности издательства: в 2001 году был зарегистрирован журнал региональной культуры «Балтика – Калининград». Много души вложено в этот журнал, преодолено множество сомнений, проделано много предварительной работы.

Теперь в сферу интересов издательства включались местные литераторы, а также музыканты, актеры и другие деятели культуры. Благословил создание журнала «светлогорский отшельник» Юрий Николаевич Куранов, с которым в последние годы его жизни очень подружился Владимир Павлович.

На начало 2008 года в Калининградской региональной писательской организации 26 члена Союза писателей, к ним примыкают порядка сорока молодых литераторов, занимающихся в объединении "Родник". Вот уже много лет ведет занятия в этом объединении поэт Сэм Симкин, открывший путь в литературу многим талантам. Состав организации сегодня значительно обновился.

Если говорить о политических взглядах этой писательской организации, и противостоянии ее Балтийской писательской организации, то показательно резкое осуждение Старцева на общем собрании 16 мая 1994 года. В областном архиве хранится стенограмма этого собрания. По словам, выступавшего на собрании Глушкина,[62] статьи А.Старцева полны выпадов против администрации, В статьях администрация, деятели культуры обвиняются в германизации и сионизации области. По мнению Глушкина эти обвинения были клеветническими. Организацию, сформированную Старцевым, собрание признало не писательской, а политической. В дипломной работе Матковой Н. И. «Литературно – театральная жизнь Калининградской области в 1990-е годы» в приложении есть интервью с О.Б. Глушкиным, где он отзывается о СПР как о национал шовинисткой организации.[63]


2. Балтийская писательская организация

21 сентября 1992 года состоялось первое собрание писателей-патриотов. На собрании присутствовали Андрей Старцев, Владимир Зуев, и Евгений Зиборов, а также Виктор Сысоев. Они решили создать писательскую организацию в составе Союза писателей Российской Федерации. В. Сысоев внес предложение войти одновременно и в Международное сообщество Союза писателей, являвшееся как бы наследником Союза писателей СССР, которое не встретило возражений. Собрание избрало руководителя новой организации ответственного секретаря А. Старцева.[64]

С целью узаконить появление новой организации А. Старцев выехал в Москву, где состоялась его встреча с первым секретарем правления Союза писателей России Б. Романовым, которого он обстоятельно информировал обо всех перипетиях писательской жизни в Калининграде. В свою очередь Романов рассказал о трудностях переживаемых Союзом писателей России. Имела место попытка отобрать у него здание на Комсомольском проспекте, Союз лишен финансирования, приходится часть помещений сдавать в аренду коммерсантам, сокращать аппарат правления и т.д., тем не менее, писатели держатся. Романов заверил, что возродившаяся в Калининграде писательская организация патриотического толка будет признана Москвой. Спустя некоторое время это и свершилось. Секретариат Союза писателей России принял постановление о воссоздании Калининградской писательской организации в составе этого Союза. Не о «создании» - это уточнение весьма значимо: на этом основании «патриоты» считают себя подлинным, законным преемником Калининградской организации Союза писателей Российской Федерации отстаивая это право у «демократической» Калининградской писательской организации, перешедшей в состав Союза российских писателей. Воссозданная решением Секретариата, Калининградская писательская организация в составе Союза писателей России, была переименованная 2 декабря 1993 года в Балтийскую писательскую организацию (чтобы читатели, берясь за книгу, не путались, с каким автором имеют дело – писателем-патриотом или писателем-демократом»).

Балтийская писательская организация свою практическую деятельность начала с приема в Союз писателей России новых членов. Так как она испытывала проблемы с регистрацией: минимальное количество членов организации должно было быть 10 человек, а в организации, на тот момент, было 8 человек. Первыми кандидатами явились литераторы Татьяна Тетенькина и Анатолий Лунин, известные в Калининграде журналисты, издавшие по две книги.

Полгода спустя собрание рассмотрело заявление еще троих литераторов – поэта из Риги, капитана 1 ранга запаса, много лет служившего на Балтийском флоте, Анатолия Буйлова; поэта из Полесска, журналиста Николая Василевского; прозаика, преподавателя одной из калининградских школ Владимира Устинова. Все они были приняты Москвой в Союз писателей.

1994 год начался тем, что в канун «старого» Нового года в Союз писателей был принят отставной капитан I ранга, прозаик-документалист Григорий Правиленко. Через месяц после него писательское собрание приняло в Союз литераторов из города Светлого – журналиста Юрия Крупенича и рабочего ГРЭС Альберта Сосина, еще через три месяца – переводчика с языков народов Поволжья, сотрудника одного из Калининградских издательств Владимира Чубатова.

13 июля 1994 года областной отдел юстиции зарегистрировал в качестве самостоятельного общественного объединения Балтийскую писательскую организацию,[65] которая входит в состав Союза писателей России. В октябре того года принят в Союз отставной флотский офицер Александр Киселев, в июле 1995 года – журналисты Ольга Красникова и Юрий Кочкуров. В апреле 1998 года членом Союза писателей стал талантливый поэт, сказочник Юрий Кулагин, живущий в городе Нестерове. После него организацию пополнила журналистка Светлана Николайчук.[66]

В конце 2000 года писательское собрание приняло в свои ряды литератора из Вильнюса - Эрнеста Стефановича. Год спустя, в декабре 2001 года, в Союз был принят еще один литератор из Вильнюса – Иван Гажимон.

Положено начало создания в Литве филиала БПО, подобного Латвийскому. Возглавляет его Марина Умурзакова, учительница из Вильнюса. Но организация не только приобретала, но и теряла. Ушли из жизни Е.А. Зиборов, А.А. Сосин, Ю.Г. Кочуров, А.А. Киселев, В.Н. Чубатый.

Стремясь улучшить ситуацию с выпуском книг, писательская организация вошла в число учредителей книжного издательства «Балтийская Русь». Однако просуществовало это издательство недолго, самоликвидировалась, не выдержав конкуренции с издательскими предприятиями, имеющими собственную полиграфическую базу, редакционные помещения, склады и т.д.

Первым ответственным секретарем, председателем стал А. Старцев, который руководил организацией 8 лет, затем поэт Н. Василевский. В 2003 году отделение возглавила прозаик С. Николайчук. Сейчас организацию возглавляет Ю. Крупенич. В 2005 году Светлана Николайчук в интервью газете «Калининградская литературная газета», которую короткое время выпускала эта патриотически настроенный писательский союз, поведала, что: «организация КРО СПР сегодня - это 19 профессиональных литераторов: Н. Василевский, Д. Воронин, В. Рорбань, А. Галенко, А. Дмитровский, П. Затолочный, О. Красникова, Ю. Крупенич, Ю. Кулагин, А. Лунин. В. Никишин, С. Николайчук, А. Старцев, С. Супрунова, М. Теплякова (Сверчок), Т. Тетенькина, В. Устинов, В. Шевцов, Ю. Шевченко. Кроме того, в ее составе 5 писателей из литовского филиала. Это единственный в России писательский союз, имеющий отделение за границей.»[67]

По словам Светланы Николайчук, за последние два года издано более десятка книг. На прилавках появились книги поэтов : Анатолия Лунина «Доколе?...», Александра Дмитровского «Славянская речь» и т.д.[68]Все это говорит об активной работе организации.

Опубликованы десятки рассказов и стихов в журнале региональной культуры «Балтика», белорусском журнале «Полесье», областных газетах.

Писательская организация постоянно растет численно, в 2006 году в нее был принят Михаил Полищук. У приемной комиссии в Москве не возникло сомнений по кандидату из Калининграда. Другим везло меньше, прием в СП РФ, бывало затягивалось на год - два.[69]

При поддержке калининградского отделения СПР, в Талине начал выходить международный журнал, еще одна «Балтика». Размещены произведения калининградцев в Интернете на сайте «Калининград . ru», «Германия по-русски», «Литературный европеец», «Библиотека Мошкова».

Международный журнала «Балтика» рассчитан на внимание русских людей, живущих в Эстонии, Латвии, Литве, Калининградской области, волею судеб оторванных от России, но хранящих верность русскому языку, ее культуре, искусству, другим ценностям.

Знаменательно, что выход международного журнала «Балтика» совпал с созданием Ассоциации русских писателей Прибалтики. На ХII съезде писателей России, состоявшемся в мае 2004 года, делегаты от русских писательских организаций Латвии и Эстонии в составе Союза писателей России, Калининградского регионального отделения Союза писателей с ее литовским филиалом (Балтийской писательской организации) очертили организационную структуру Ассоциации, определили основные направления ее деятельности. Секретариат правления Союза писателей в сентябре 2004 года принял предложение о создании Ассоциации и утвердил ее руководителя. Председателем Ассоциации русских писателей Прибалтики стал Андрей Старцев, член Высшего творческого совета Союза писателей России. [70]

Несомненно, Ассоциация русских писателей Прибалтики и редакция международного журнала «Балтика» будут работать в одном ключе, плечом к плечу, решая единые задачи. Ассоциация предполагает организовать обмен опытом работы русских писательских организаций, действующих в Прибалтийских государствах и Калининградской области, семинары, «круглые столы» писателей и публицистов. Где, как не на страницах международного журнала «Балтика», можно рассказать об этом опыте, об этих семинарах и «круглых столах»?! Решив материальные проблемы своего существования, Ассоциация сможет проводить конкурсы на лучшие художественные и публицистические произведения о жизни русских диаспор Прибалтики, населения Калининградской области. Ясно, что публиковаться эти произведения будут в первую очередь на страницах журнала «Балтика».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.