рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: История писательских организаций Калининградской области

Так постепенно складывалась Калининградская писательская организация. Ю.Н. Иванов, много лет занимавший пост ответственного секретаря, в предисловии к биобиблиографическому указателю «Писатели Калининградской области», вспоминая об истоках писательской организации, писал: «Мы всегда помним об этом, ценим это и гордимся этими истоками, от которых веет мужеством и непоколебимой верой в счастье прекрасной нашей Родины».[18]

Поворотным для развития литературного процесса стал 1960 год, в этом году было создано книжное издательство в Калининграде, которое сразу же выпустило целый ряд книг местных авторов: поэта-фронтовика Ильи Жернакова, прозаика Валентина Ерашова, журналиста Якова Зараховича, а также первую повесть о Янтарной комнате, исчезнувшей в войну, положив начало целой плеяде книг, связанных с поисками этой комнаты. В том же 1960 году в Москве было принято решение о создании в Калининградской области писательской организации. Постановлением Секретариата Союза писателей РСФСР от 24 марта 1960 года, принятом на основании Устава Союза писателей СССР от 23 марта 1959 года, создано Калининградское отделение Союза писателей. 15 мая 1960 года состоялось организационное собрание Калининградского отдела Союза писателей СССР. [19] Эта дата считается днем рождения нашей областной писательской организации.

К тому времени в Калининград приехал один из наиболее крупных писателей, связавших судьбу с этим краем, Сергей Александрович Снегов. Бывший ученый - физик, прошедший круги ада сталинских лагерей, после освобождения он не имел права жить в крупных городах.

По существующему положению, профессиональная организация создается при наличии не менее четырех членов СП СССР. Четырьмя писателями, собравшимися на самое первое в истории областного творческого союза писательское собрание, были прозаики Сергей Снегов, Петр Воробьев, Яков Зарахович и поэт Илья Жернаков.[20]

3 декабря 1960 года организация была зарегистрирована в Москве (протокол заседания бюро отделения Союза писателей от 3 декабря 1960 года).[21]

Первым председателем организации был Константин Бадигин, известный писатель-маринист из Москвы, он в те годы плавал капитаном в Мортрансфлоте. И по воле судеб оказался в Калининграде. В довоенные годы он прославился как капитан легендарного "Седова", целый год дрейфовавшего во льдах Арктики. К сожалению, К.С. Бадигин не долго пробыл в Калининграде. Но за время пребывания в области оказал помощь в становлении союза, и вошел в историю как первый руководитель писательской организации.10 декабря 1967 года Калининградское отделение Союза писателей было переименовано в писательскую организацию на основании Устава Союза писателей СССР, утвержденного IV-м съездом писателей СССР 26 мая 1967 года (выписка из постановления секретариата, протокол №2 параграф 2 от 10 октября 1967 года) Организация подотчетна правлению писателей РСФСР и его секретариату как рабочему органу. Правление избирается съездом писателей республики, созываемое раз в 4 года. Из состава организации на общем собрании писателей избирается бюро в количестве 3-4 человека и ответственный секретарь на период 2 года.[22] Задачи Калининградского отделения Союза писателей РСФСР были определены Уставом Союза писателей от 1959 года: содействие созданию произведений высокого идейно-художественного качества, повседневная работа всех органов союза по усилению связи писателей с жизнью народа для того, чтобы современность являлась всегда ведущей темой современной литературы, последовательная идейная борьба за принципы социалистического реализма, против всех видов и форм буржуазных влияний, в том числе против ревизионизма, как главной опасности в развитии литературы и литературной теории, а так же против догматизма, сектантства и вульгализаторства, воспитание литературной смены, передача молодым писателям творческого опыта писателей старшего поколения, защита авторских прав писателей и забота об улучшении их материально-бытовых условий.[23]По задачам организации ясно, что идеологический пресс был еще сильным. Калининградское отделение союза писателей - отделение областное, структурных делений не имело.

Большое внимание уделялось воспитанию молодого поколения. В 1960 году в области насчитывалось 14 любительских литературных объединения.[24] 28 ноября 1960 г. - состоялось первое областное совещание молодых авторов, организованное Калининградским отделением Союза писателей. Руководили секциями писатели и поэты из Москвы - А. Нечаев, А. Левушкин, И. Строгано. На семинаре было одобрено творчество Л. Вакуловской, М. Родионовой, В. Ерашова, М. Родионовой, В. Корниенко, С. Симкина.[25] После этого подобные семинары для начинающих писателей и поэтов стали проводиться регулярно. Проходили многочисленные встречи с читателями в клубах, школах, на предприятиях. Калининградская писательская организация берет шефство над могилой татарского поэта Фатыха Карима в Багратионовском районе. По инициативе союза писателей Калининграда издается сборник его стихов в переводе на русский. В День Победы в Багратионовске стали традиционными Дни поэзии в память об этом татарском поэте. Делегаты от союза писателей Калининградской области присутствовали на всех всесоюзных съездах писателей. Чаще других делегатом на съезд избирали С.Снегова, С.А. Пантюхова.[26]


2. Деятельность объединения калининградских писателей

Организация была создана в период, который в нашу историю вошел как период «хрущевской оттепели». Это время трудно оценить однозначно. С одной стороны появилась некоторая свобода, которая опьянила на первых порах многих свободомыслящих людей, но уже скоро им показали допустимые рамки свободы. Писателей постигло разочарование.

17 декабря 1962 года прошла встреча Хрущева и высших руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства. А до этого Хрущев пригласил на встречу молодых писателей и литераторов. Причиной такого пристального внимания Хрущева к творческой жизни страны послужило, вошедшее в историю, посещение главой государства выставки московских художников абстракционистов. От этой выставки Хрущев пришел в ужас. И решил всерьез заняться идеологическим воспитанием молодежи. Последствия этой встречи ощутили и калининградские писатели.

Атмосферу в писательской организации того времени можно представить по стенограммам собраний. Сначала писатели восприняли такое внимание как положительную тенденцию. На заседании бюро Калининградского союза писателей от 19 февраля 1963 года был заслушан доклад Жернакова «За партийность и народность литературы. Двадцатый век – век коммунизма». В докладе было сказано: «Устранение последствий культа личности означает укрепление партийного руководства искусством, совершенствование его форм и методов, полное восстановление и развитие ленинских норм и принципов».[27]

Ерашов, прослушав доклад, высказался: «Товарищи, я думаю, что каждый литератор, молодой или старый не мог не порадоваться тому отрадному изменению, которое произошло в нашей литературе. Мы знаем, что когда в руководстве стоял Сталин, вопросы литературы либо не поднимались ЦК партии вообще, либо некоторые издаваемые документы носили характер несправедливый и не способствовал развитию литературы, отсутствовала творческая атмосфера как в литературе, так и в отношениях к литературным деятелям. Тем отраднее тот дружеский тон, который был задан в 1961 году Никитой Сергеевичем Хрущевым....»[28]

Но скоро стало понятно, что такое внимание к культуре оборачивается усилением цензуры. Очень ярко показывает это время общее собрание Калининградского союза писателей от 20 апреля 1963 г. На собрании присутствовали П. Воробьев, В. Ерашов, И. Жернаков Я. Зарахович, С. Снегов, И. Строганов и 35 молодых литераторов. Повестка дня так и звучала: «Итоги мартовской встречи руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства». Докладчиком был тогдашний секретарь организации Жернаков И.Д. В архиве хранится стенограмма этого совещания и доклад И.Д. Жернакова в котором говорилось: «На пленуме вновь и вновь говорили о таких произведениях недоброй славы порадовавших буржуазный мир, как «Бабий Яр» Е. Евтушенко, «Треугольная груша» и «Полуторка» А. Вознесенского, путевые записки В. Некрасова из «Нового мира», «Звездный билет» и «Апельсины из Мороко» В. Аксенова, «Белый флаг» В. Тендракова … В одном из последних номеров «Литературной России» рассказывалось о том, какое обозрение советской литературе за 1961-1962 годы сделала некая фашиствующая Барбара Боде на страницах западно-германского журнала «Остеуропа». В этой статье Фрау Боде расхваливала «Будь здоров школяр» Б. Окуджава, и «Тишина» Ю. Бондарева и «Кира Георгиевна» В. Некрасова, «Иди до конца» Снегова…». [29]

Об этом времени очень интересно рассказал Евтушенко, примерно два года назад посетивший Калининград, чья встреча с читателями демонстрировалась по телевидению. Он рассказал, какие нападки посыпались на его произведение «Бабий Яр», как силен был в то время идеологический пресс.

Особо досталось от Жернакова на этом собрании С. Снегову. Жернаков обвинил в безнравственности роман Снегова «В глухом углу». Осудил так же его роман «Иди до конца». И. Жернаков ругал так же роман Ерашова «Человек в гимнастерке». Это роман о командире роты Козовом и замполите Кудрявцеве. Намечая цели литературы на данном этапе, И.Д. Жернаков сказал: «Нам нужны современные Чапаевы и Корчагины, Давыдовы и Кошевые… Сейчас партия выдвинула, как одну из главных задач советской литературы высокохудожественное раскрытие положительных сторон развития нашего общества.»[30]

С.А. Снегов в одном из своих интервью вспоминал об этом времени: «Мои «лагерные» рассказы и повести я пытался опубликовать во времена Хрущева. Редактор «Знамени» Вадим Ковчевников посылал их даже в ЦК партии. Сказали: талантливо, но тяжело … людям такой тяжести не надо.»[31]

Надо отдать должное писателям нашей области, доклад Жернакова не получил одобрению не у одного выступающего. С. Снегов и В. Ерашов убедительно отвели от себя все обвинения. Сам ответственный секретарь был обвинен в том, что для руководителя союза писателей он мало пишет, давно не выходило его новых произведений. Было поставлено в вину ответственному секретарю союза и то, что прежде чем выносить доклад на общее собрание, он должен был познакомить с ним бюро писательской организации, а этого сделано не было. Так же было поставлено ему в вину, что писательская организация не растет численно, хотя есть заявления о принятии в ее состав.

В это время организация раскалывается на две группировки. Одним близко настроение Снегова и Ерашова, другим Жернакова.

На какое-то время побеждают более либерально настроенные писатели. Ерашов был даже избран ответственным секретарем. Но 13 ноября 1967 года Ерашов был освобожден от занимаемой должности постановлением бюро Калининградской писательской организации. На этом заседании присутствовал заведующий сектором печати, радио и телевидения обкома КПСС С.Т. Жбанков. Временно исполняющим обязанности назначается Захарович. Затем на эту должность был избран Пантюхов, а заместителем С.Снегов. Игорь Михайлович Пантюхов переизбирался на эту должность в 1970 году.[32]

В организации не обходилось и без скандалов. Были и доносы и анонимки и зависть к более удачливым и талантливым собратьям по перу.

В ноябре 1968 года перед началом работы областного семинара молодых писателей, была идея напечатать в «Комсомольской правде» литературную страницу из местных писателей. Редакции «Комсомольской правды» союз писателей представил рассказы: П. Воробьева «Сказка о морской рыбине», Зараховича, А. Соболева, Ю. Иванова. Редакция из всех представленных отобрала рассказ Соболева.

Так в последний день работы областного семинара молодых литераторов 22 декабря 1968 года, руководитель секции прозы московский критик Иван Тимофеевич Козлов обнаружил в папке с рассказами молодого автора Э. Демиденко два листа машинописного текста письма П. Воробьева «Открытое письмо секретарю обкома КПСС тов. Никитину».[33]

Воробьев Петр Яковлевич, обиженный на то, что его рассказ не напечатали, нападает на Я. Зараховича, А. Соболева, Ю. Иванова. Он называет их «кучкой литературного мусора». Обвиняет редактора в не объективности. Он ставит редакции в вину поощрение семитизму. «Пора разобраться с ленинских позиций и ответить словами Блока: «Русскому народу Христос нужен, но не из Назарета». Не хитрым мифологическим иудейским святыням обманутый русский народ 1000 лет молится. Хватит, а то и в самом деле нас, русских, в век атома сделают если не дикарями, то роботами. Бороться надо, бороться».[34]

Письмо это получило большой резонанс. Воробьева осудили все члены союза. Было даже предложение исключить его из союза.

Несмотря на этот эпизод, в 1970 году к семидесятилетнему юбилею Петра Яковлевича был выпущен его сборник.

В 1973 году произошло еще одно неприятное дело. На рассмотрение Калининградского союза писателей было вынесено письмо В.М. Черносвитова. Письмо было адресовано начальнику Росглавиздата Г.П. Лебедеву. Автор письма обвинял писателя Соболева А.П. в заимствовании материала для повести «Тихий пост» из повести А. Леотьева «Белая зима», а так же в неправомерном переиздании одних и тех же книг Соболева под различными названиями одновременно в различных издательствах. Была организована комиссия по расследованию данной информации. В результате расследования указанные в письме факты не подтвердились. Комиссия отметила, что в данных романах есть схожесть сюжетов, но, по сути, это разные произведения. В.М. Черносвитов был вынужден просить прощение. [35]

Писательская организация Калининграда в 60-е годы, несмотря на трудности и иногда конфликты в своей среде, в общем, работает плодотворно.

В шестидесятые и семидесятые годы писательская организация выросла количественно. Если на первом собрании писательской организации присутствовало четыре человека, то уже в 1964 году в организации зарегистрировано 10 человек в 1972 году – 12 человек.[36] Надо учитывать, что некоторые писатели уезжали на место жительство в другие области, другие приезжали.

Книги калининградских авторов широко издавались не только в местном издательстве, но и в центре, и за рубежом. Для целого ряда писателей стезей стало создание исторических повестей и романов, в те годы казалось, что в исторической прозе можно сказать правду, можно высказать то, что думаешь о современности. Вышли около десяти исторических повестей Вольфа Долгого, создавал исторические романы Валентин Ерашов. Но даже на этой стезе писателя ждали свои ограничения, от авторов требовалось создание книг о революционном движении. Продолжалось и освоение военной тематики. Замечательную повесть о войне написала Маргарита Родионова. Эта повесть - "Девчонка идет на войну" отразила судьбу автора, которая в семнадцать лет попала в самое пекло - морские десанты на юге. Книга эта вошла в ряд лучших произведений о войне и выдержала несколько изданий. На военную тему продолжал писать Евгений Зиборов, участник Восточнопрусской операции. Роман о блокаде Ленинграда "Мы шли под грохот канонады" создал Юрий Иванов, эта его книга была переведена в Японии и даже вошла в школьные программы.

Писательская организация росла не только за счет приема авторов, заявивших о себе в местных литературных объединениях. Сюда переехали из разных концов страны такие сложившиеся писатели, как Олег Павловский, Валентин Зорин, Владимир Черносвитов, Надежда Зверева, Василий Кочнов.

18 июля 1974 года был избран пятый секретарь писательской организации Калининграда.[37] Им стал Ю.Н. Иванов. С.А. Пантюхов отходит от общественной работы, решив заняться всецело творческой работой,,,. Ю.Н. Иванов стоял во главе организации долгие годы, более 10 лет. Одновременно он избирался и народным депутатом от писательской организации.

В семидесятые годы писательская организация продолжает быть в центре культурной жизни области. В 1973 году, из членов областного писательского союза, было создано бюро пропаганды художественной литературы, которое следило за проведением агитации. Например, в отчете за 1975 год главой этого бюро А. Смирновым отмечено, что за год проведено 1407 выступлений, 234 – шевских, в том числе проведено литературных и литературно-музыкальных вечеров – 363, тематических выступлений –368, читательских конференций – 20, лекций – 21..[38]

В 1976 году творческая группа во главе с Пантюховым выступает в юго-восточной Атлантике среди советских моряков. Наша писательская организация не могла оставаться в стороне от политической жизни страны. 6 мая 1978 в Калининграде состоялась областная литературная конференция, посвященная обсуждению книги Л.И. Брежнева «Малая земля».[39]

В 80-тые годы продолжается такая же активная работа писательской организации. Укрепляются межнациональные связи.

С 14 по 20 октября в Калининградской области проходят «Дни культуры Литовской ССР». В составе делегации 10 человек, среди них: Юозас Балтушис, Войчунайте, Кацкайте и др.

В 1984 –1985 годах проводятся «Дни Кристионаса Донелайтиса».

Ю.Н. Иванов отчитываясь за проделанную работу, приводит такие цифры: «За минувшие годы калининградскими писателями издано более 200 книг, тиражом примерно 10 мил экземпляров: полтора десятка книг издано в Польше, в ГДР, Чехословакии, Югославии…»[40]

И так, из всего сказанного видно, что организация жила активной жизнью, несмотря на то, чтовремя было не располагающее к вольнодумию.

Очень резко высказался об этом времени Ю. Куранов, он сказал: «Писатель должен был изображать реальную действительность не такой, какой она есть, а такой, какой хорошей ей должно быть. Союзы писателей исключали всякое вольнодумство. Развивали литературу, исключительно сверяя с линией партии…Система запросто лишала писательского звания Аксенова, Солженицына, Некрасова, Владимова, Максимова, Синявского, Войнович …».[41] С. Снегов признавался, что: «Не имея возможности сказать полную правду, нужно было или молчать, или соглашаться на частичную…».[42]

Очень хорошо атмосферу в организации передают статьи того времени. Например, приведу строки из статьи Ю. Иванова «Долг и ответственность писателя» за 1976 год, в ней дается отчет, как писатели выполняют решения XXV съезда партии и VI съезда писателей СССР, насколько активно они пропагандируют идеологию партии: «Крепнут связи нашей писательской организации с трудящимися области. Только за прошлый год на заводах и фабриках в колхозах и совхозах, на морских судах 1407 писательских выступлений, литературных вечеров и читательских конференций. Второй год на предприятиях Калининграда работают клубы, пропагандирующие достижения советской художественной литературы. Регулярно выходят на промыслы, где встречаются с рыбаками…»[43]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.