Учебное пособие: История России
После расстрела Л. Берия
началась массовая реабилитация осужденных за политические преступления. В
печати начинается первая робкая критика «культа личности», но имя И. Сталина
пока не упоминается. Начинается период, который вошел в историю под названием
«оттепели».
Пересмотр «ленинградского
дела» подорвал позиции Г. Маленкова. В феврале 1955 г. он был освобожден с
поста Председателя Совета Министров, на этот пост был назначен Н. Булганин. Это
привело к изменению баланса сил в верхах – на первые позиции выдвинулся Н.С. Хрущев.
Победа в Великой
Отечественной войне изменила психологию советского народа. Возросло чувство
собственного достоинства, патриотизма. Миллионы советских людей в рядах Красной
Армии побывали за границей, что резко расширило их кругозор. В стране проявился
огромный интерес к культурным ценностям, началось переосмысление исторического
прошлого. В то же время в мире разворачивалось жесткое противостояние между
капиталистическим и социалистическим лагерем, шла «холодная война».
Летом 1946 г. было начато
широкое наступление против капиталистической идеологии, частнособственнической
психологии в области культуры.
Первыми объектами
идеологической критики стали литература, кинематограф, театр. 14 августа 1946 г.
ЦК КПСС подверг критике журналы «Звезда» и «Ленинград» – первый получил
выговор, второй был закрыт. Поводом послужили публикации произведений поэтессы
А. Ахматовой и писателя-сатирика М. Зощенко. Журналы обвинялись в том, что
стали проводниками «идеологии, чуждой духу партии». Собрание Союза писателей
исключило А. Ахматову и М. Зощенко из рядов этой организации.
4 сентября новое
постановление ЦК подвергло критике ряд «безыдейных» фильмов (фильм «Большая
жизнь», рассказывавший о жизни шахтеров Донбасса; фильм «Адмирал Нахимов» В. Пудовкина,
вторую серию «Ивана Грозного» С. Эйзенштейна). Говорилось о том, что литература
и искусство должны быть «поставлены на службу коммунистического воспитания
масс», что в них должны последовательно проводиться принцип «социалистического
реализма», пропаганды коммунистической идеологии.
С конца 1948 г.
идеологическая кампания была направлена на усиление патриотического воспитания.
Основой стала «борьба с низкопоклонством» перед Западом. Началась публикация
статей, утверждавшая первенство русских в различных областях знаний,
литературе, искусстве. Технологию производства стали разработали не Бессемер,
Мартен и Сименс, а русский Чернов; электрическую лампочку изобрел не Эдисон, а
Лодыгин; паровоз не Стефенсон, а отец и сын Черепановы и т. д. Любое
изобретение, от велосипеда до самолета, объявлялось детищем русских талантов.
В послевоенный период
большое внимание уделялось развитию образования. Несмотря на тяжелейшее
положение страны, уже в 1946 г. на образование было выделено 3,8 млрд. руб. (в
1940 г. – 2,3 млрд. руб.), а к 1950 г. эта сумма выросла до 5,7 млрд. руб.
Росло количество школ, открывались новые вузы. В городах было введено
обязательное семилетнее образование, число студентов в 1950 г. выросло на 50%
по сравнению с 1940 г.
Были созданы Академии
наук в союзных республиках, организована целая сеть научно-исследовательских
институтов, таких как институт точной механики и вычислительной техники,
институт радиотехники и электроники, институт атомной энергии, институт
прикладной физики и др. Численность научных работников выросла с 98 тыс.
человек в 1940 г. до 192 тыс. человек в 1955 г.
Великая Отечественная
война оказала сильное влияние на сознание советского человека. Прежде всего,
вселила в него оптимизм, который побуждал не обращать внимание на трудности и
вселял уверенность в светлое будущее. Стремление участвовать в созидании
коммунистического общества активизировало энтузиазм масс, развивало старые,
рождало новые трудовые почины. Рабочий А. Гусев вспоминает: «Я трудился
напряженно, не чувствуя усталости. Труд был по-настоящему радостным. Я знал:
работаем мы сейчас во имя великой цели, чтобы быстрее залечить раны, нанесенные
войной, сделать нашу Родину еще краше и могущественней». Такой настрой давал
весомые результаты. Трудовой энтузиазм во многом основывался на чувстве
постоянной неудовлетворенности людей достигнутыми результатами. На собраниях
трудовых коллективов акцент делался не на достигнутых успехах, а на
недостатках. Анализируя дух советских людей в те годы, английский журналист Р. Паркер
отмечает: «Для них твердая вера в то, что все быстро меняется к лучшему, служит
достойной компенсацией трудностей и лишений».
Теории
изучения
Из правил многотеоретического
изучения
1.
Осмысление объективных
исторических фактов субъективно.
2. Субъективно выделяются
три теории изучения: религиозная, всемирно-историческая (направления:
материалистическое, либеральное, технологическое), локально-историческая.
3. Теория определяется
предметом изучения и отражает мировоззрение человека (группы людей).
4. Каждая теория изучения
имеет свою литературу, свою периодизацию, свой понятийный аппарат, свои
объяснения исторических фактов.
Литература различных теорий
Учебная:
Верт Н. История
советского государства. 1900–1991. М., 1992; Островский В.П., Уткин А.И.
История России. ХХ век. 11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. М.,
1995 (либеральная). Вернадский Г. В. Русская
история: Учебник. М., 1997. (локальная). ая). История
СССР. Эпоха социализма.(1917-1957). Учебное пособие/ Под. ред. М. П. Кима. М.,
1957; История СССР. Эпоха социализма. Учебное пособие/ Под. ред. Ю. С.
Кукушкина. М., 1985; Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000;
Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001 (материалистическая).
Научная:
Монографии: Арбатов Г.А.
Свидетельство современника. Затянувшееся выздоровление (1953–1988 гг.). М.,
1991. Гл. 5,6,7,8. (либеральная). Безбородов А.Б. Власть и
научно-техническая политика в СССР середины 50-х - середины 70-х годов. М.,
1997. (либеральная). Бурлацкий Ф.М. Русские государи. Эпоха
реформации. М., 1996. (либеральная). Власть и общество в СССР:
политика репрессий (20-40-е гг.) М., 1999. (либеральная). Выбор
пути. История России. 1939-2000. Отв. ред А.Т.Тертышный. Екатеринбург, 2001 (либеральная).
Жуков Ю.Н. Тайны Кремля. Сталин, Молотов, Берия, Маленков. М., 2000 (локальная).
Загладин Н.В. История успехов и неудач советской дипломатии. М., 1990. (либеральная).
Зубкова Е.Ю. Послевоенное сове5тское общество: политика и повседневность.
1945-1953. М., 2000. (либеральная). Зубкова Е.Ю. Общество и
реформы. 1945–1964. М., 1993. (либеральная). Кожинов В.В. Россия.
Век ХХ-й (1939-1964). М., 1999. (локальная). Красильщиков В.А.
Вдогонку за прошедшим веком: Развитие России в ХХ веке с точки зрения мировых
модернизаций. М., 1998. (технологическая). Медведев Р.А. Н.С. Хрущев.
Политическая биография. М.,1991. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История
власти.1945-1991. М., 1998. (либеральная). Поспеловский Д.В.
Русская Православная церковь в XX
веке. М., 1995. (религиозная). Модернизация: зарубежный опыт и
Россия/ Отв. ред. Красильщиков В. А. М., 1994 (технологическая).
2. Статьи: Зима В.Ф.
«Второе раскулачивание» (Аграрная политика конца 40-х – начала 50-х гг.) //
Отечественная история. 1994. № 3. (либеральная)
Сталин–Хрущев–Брежнев: Проблема политического лидерства в советском обществе //
Общественные науки. 1989. №1. (материалистическая). Такер Р.
Политическая культура и лидерство в Советской России от Ленина до Горбачева //
США: Экономика, политика, идеология. 1990. № 1–6. (либеральная).
Объяснения исторических
фактов в различных
теориях изучения
Каждая теория, выбирает
из множества исторических фактов свои факты, выстраивает причинно-следственную
связь, имеет свои объяснения в литературе, историографии, изучает свой
исторический опыт, делает свои выводы и прогнозы на будущее.
оценки
РАЗВИТИЯ СССР ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Всемирно-историческая
теория изучает
общемировое развитие, прогресс человечества.
Материалистическое
направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем
приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами
собственности. Основывается на борьбе классов, ведущей к уничтожению частной
собственности. Направленность изучения в коллективизм, будущее, строительство
нового общества. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем
человека).
Историками-материалистами
(М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) послевоенные факты отечественной истории
объясняются в русле показа борьбы двух разнородных обществ, социально-экономических
систем капитализма и социализма. В годы войны СССР в борьбе с фашистской
Германией, ударной силой империализма (классовым врагом) выстоял и победил,
показав этим преимущество социалистического общества, а после войны используя
это преимущество быстро восстановил народное хозяйство и на его основе начал
повышать благосостояние народа. В восстановительный период истории Советского
государства (середина 40-х – начало 50-х годов) мировой капитализм вступил во
второй этап общего кризиса (первый этап начался с Великой Октябрьской
Социалистической революции). Выражением второго этапа стало начало распада
мировой колониальной системы империализма, выход социализма за пределы одной
страны и возникновение мировой системы социализма. Подчеркиваются преимущества
социалистической системы, позволившей СССР в короткие сроки, используя
внутренние ресурсы достичь и превзойти довоенный уровень производства, отменить
карточную систему, и одновременно укрепить обороноспособность страны, лишив США
монополии на ядерное оружие. В мире быстро возрастает авторитет СССР и
распространяются идеи социализма. Почти все бывшие колониальные страны
капитализма встали на путь социалистической ориентации. Сфера мирового
капитализма в новых условиях постоянно сокращается. Перспективы близкой гибели
капитализма вызвали на Западе состояние паники. После Великой Отечественной
войны капиталистическими странами против СССР была развязана «холодная война» с
целью изоляции ее от мира и подрыва ее экономики.
Тяжелое послевоенное
время вызвало массовый трудовой героизм людей добровольно идущее на трудности
материальные лишения во имя счастливого будущего Советского общества. Для
быстрого восстановления и развития тяжелой индустрии – материальной базы
будущего благополучия страны максимально использовались внутренние источники –
добровольный, героический труд людей, природные ресурсы, доходы сельского
хозяйства и др.
Разворачивается борьба
против зарубежной буржуазной пропаганды направленной на разрушение
социалистической коллективистской психологии и насаждения капиталистической
психологии собственника противопоставляющее людей. Обращается особое внимание
на патриотическое воспитание советских людей и разоблачение идеологии
космополитизма отражающийся в лозунге «Где доллары – там наша Родина».
В либеральном
направлении
всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам,
дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности. Основывается
на сотрудничестве классов и незыблемости частной собственности. Данное направление
в своем крайнем проявлении противопоставляет личность обществу, а само общество
ассоциируют с государством. Согласно логике либерального направления в истории
Советской России личность и государство являются врагами. Направленность
изучения в индивидуализм, настоящее, реальность личности. (Мировоззрение –
личное счастье человека, живущего в обществе).
Либеральные историки (Н.
Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) отмечают, что в послевоенный период
тоталитарное государство создает невыносимые условия жизни, человека –
личности. Тоталитарное государство, пренебрегая насущными интересами человека,
форсировало развитие тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса в
ущерб легкой и пищевой промышленности. Средством восстановления и индустриализации
страны, как и в годы первых пятилеток, оставалась деревня, безжалостно
эксплуатировавшаяся государством. Обращают внимание на высокую цену
послевоенного восстановления экономики страны, которая проводилась как за счет
эксплуатации и нарушения прав человека, так и за счет внешних источников
(репарации с побежденных стран, труд военнопленных). На смену «большому
террору» 30-х гг. пришло систематическое подавление даже самой возможности
появления либеральной оппозиции в Советском Союзе. Тоталитарное государство
продолжает репрессии, политику запугивания и унижения личности. Обращают
внимание на борьбу с космополитизмом, ленинградское дело, дело врачей и др.
Сталин провоцировал конфликты в своем окружении. В условиях «холодной войны»
общество готовили к военному столкновению с Западом.
Технологическое
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому
развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье
человека, обусловленное прогрессом техники).
Время до конца 50-х гг.
рассматривается как завершение создания в СССР индустриального общества.
Восстановление экономики, произведенное на довоенной технологической базе
повлекло отставание советской промышленности от западной. Включились механизмы
самоблокировки развития, основанные на структуре экономики, созданной в годы
индустриализации. Общинное начало определяло инерцию ранней индустриализации
(больше угля, стали, цемента, нефти) – без изменения самой структуры индустрии.
Выявляются пределы социалистической модернизации, их неэффективность при
переходе от индустриальной к постиндустриальной модели. Выражением
неэффективности стало чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса за
счет гражданских отраслей.
причины
«холодной войны»
Всемирно-историческая
теория изучает
общемировое развитие, прогресс человечества.
Материалистическое
направление
всемирно-исторической теории, изучая прогресс человечества, отдает в нем
приоритет развитию общества, общественных отношений, связанных с формами
собственности. Основывается на борьбе классов, ведущей к уничтожению частной
собственности. (Мировоззрение – счастье созидающего общества и в нем человека).
Историками материалистами
(М. П. Ким, Ю. С. Кукушкин и др.) «холодная война» рассматривается как
проявление агрессивной сущности мирового капитализма во главе с США. Она
трактуется как «враждебный политический курс, который правительства западных
держав проводили в отношении СССР и других социалистических стран после
окончания войны». Такое определение сводило все события «холодной войны» к
внешней политике и ставило СССР в оборонительную позицию. Причины холодной
войны видятся в стремлении США завоевать мировое господство путем «отбрасывания
коммунизма» во всем мире. Для достижения этой цели капиталистические
государства использовали любые средства вплоть до сотрудничества американских
спецслужб с сицилийской мафией для борьбы с коммунистами в Италии.
В либеральном
направлении
всемирно-исторической теории приоритет в изучении отдается личности, ее правам,
дарованным природой, и, прежде всего, праву частной собственности.
(Мировоззрение – личное счастье человека, живущего в обществе).
Либеральные историки (Н.
Верт, В. П. Островский, А. И. Уткин и др.) считают, что причина «холодной
войны» кроется в противостоянии двух разнородных сил: тоталитаризма и
демократизма. А «холодную войну» развязал СССР. «Холодная война» затрагивала не
только внешнеполитическую сферу СССР, но и опиралась на соответствующий идеологический
и внутриполитический курс (помощь пролетариату других стран в борьбе против
своего классового врага – буржуазии, милитаризация экономики, ведение
идеологической войны).
Технологическое
направление всемирно-исторической
теории, изучая прогресс человечества, отдает приоритет в нем технологическому
развитию и сопутствующим изменениям в обществе. (Мировоззрение – счастье
человека, обусловленное прогрессом техники).
Историки технологического
направления ключевым в понимании сути «холодной войны» считают то, что она
развернулась в условиях бурного развития научно-технического прогресса,
являлась проявлением новой ситуации, сложившейся в результате
военно-технической революции, когда ядерное оружие и ракеты стали фактором в
решении всех вопросов.
Для СССР
военно-технический аспект модернизации явился основой дальнейшего
экономического развития, что привело в конечном итоге к неспособности
осуществить переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Для
Запада «холодная война» позволила выиграть экономическое соревнование с
социализмом и широко использовать новейшие научно-технические достижения в
гражданских и военных отраслях.
Локально-историческая
теория изучает единство человека и территории, составляющие понятие
локальная цивилизация. На территории России такой является Евразия. (Мировоззрение
– счастье человека в его гармонии с природой, обеспечивающей здоровье,
продление жизни).
Историки
локально-исторической теории, анализируя фактический материал, считают, что
страны Запада, убедившись, что военным путем остановить опережающее развитие
мира Евразии не удастся, изменили формы и методы борьбы. Западный мир взял курс
на изоляцию Евразии «развал ее единства изнутри», навязав «холодную войну»,
гонку вооружений.
Сравнительно-теоретические схемы
№ 1. Оценки развития СССР после Великой отечественной войны
Название теории
|
Предмет изучения
(алгоритм)
|
Интерпретации факта в различных теориях
|
Всемирно-историческая:
Материалистическое направление
|
Прогресс общества. Формационное развитие.
Классовая борьба ведущая к уничтожению частной собственности
|
Преимущества социализма позволили в короткий срок восстановить народное
хозяйство и превзойти довоенный уровень. Массовый трудовой героизм людей,
добровольно идущих на трудности и материальные лишения во имя счастливого
будущего себя и своих детей. |
Всемирно-историческая:
Либеральное направление
|
Прогресс личности. Модернизационное развитие.
Классовое сотрудничество на основе частной собственности
|
Тоталитарное государство, восстанавливая послевоенную экономику
методами беспощадной эксплуатации населения, использовало массовые репрессии
инакомыслящих. Государство готовилось к новой мировой войне и провоцировало
ее начало.
|
Всемирно-историческая:
Технологическое направление
|
Прогресс технологический. Модернизационное развитие.
Научные открытия
|
В стране завершено создание индустриального общества. Однако
модернизация в стране была на грани предела, начал действовать механизм
самоблокировки развития, основанной на экстенсивной структуре экономики. |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57
|