Учебное пособие: История России
9. Тенденциозно
подобранные и заранее выстроенные в логически-смысловую конструкцию
исторические факты (без объяснений и выводов) представляют скрытую теорию,
лукавство историка с претензией на «единственную правду», объективность.
10. При употреблении
понятий (тоталитарная система, командно-административная система, социализм,
общественно-экономическая формация, модернизация, пассионарность, способ
производства) дается пояснение и называется теория, к которой они принадлежат.
11. Многотеоретическое
изучение, прежде всего, строится на тех общеизвестных исторических фактах,
которые получили учащиеся ранее, изучая событийную или однотеоретическую
историю. В то же время многотеоретический курс направлен на изучение нового
фактического материала. Ведь каждая теория выстраивает свою единственную логику
причинно-следственных связей, подбирает из множества только свои факты.
12. На вопрос, заданный
ученику: “Ваша оценка, личное мнение на то или иное историческое событие?”,
преподаватель получит ответ, основанный на личном восприятии мира. Вопрос этот
некорректен, так как уже нацеливает на ответ в русле либеральной теории
(предмет изучения — личность).
13. Во
всемирно-исторической теории материалистическое направление изучаются революции
(резкий переход количественных изменений в качественные) и закономерности
прогресса (смена общественно-экономических формаций), а в либеральном
направлении — эволюция (постепенность) и альтернативы прогресса
(цивилизованная или нецивилизованная), а также варианты (в рамках одной из
альтернатив).
14. На осмысление,
объяснение исторических фактов влияет: мировоззрение людей разных эпох,
ментальность людей разных стран, политические пристрастия. Представление
историка о прошлом всегда идет в свете проблем, решаемых в его эпоху. Каждое
новое поколение людей осмысливает факты прошлого в русле меняющегося их смысла
жизни, отраженного в теориях изучения: всемирно-исторического,
локально-исторического, религиозно-исторического.
15. При изложении
событийного материала необходимо учитывать научную категорию — историческое
движение (время и пространство):
а) научная категория историческое
время не допускает “механического” переноса (копирования) представлений
нашего исторического времени на прошлое историческое время;
б) научная категория историческое
пространство не допускает “механического” переноса (смешивания)
исторического пространства разных регионов.
16. Исторический документ
только воспроизводит или помогает реконструировать исторический факт — истину.
Только теория поясняет события — факты прошлого, отраженные в исторических
источниках. Никакой документ прошлого не может дать оценку событиям Октября
1917 года в Петрограде. В материалистической теории изучения — это закономерная
Великая Октябрьская социалистическая революция, а в либеральной — случайный
вооруженный государственный переворот. Сам документ в различных теориях
изучения получает различные объяснения.
Понятийный аппарат истории
(каждая из теорий
изучения вводит свои специфические понятия, общепринятые наполняет своим
смыслом)
Государство:
1) Французские
просветители XVIII века: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. считали, что в основе
образования государства лежит общественный договор. Либеральное направление
всемирно-исторической теории, основываясь на идеях великих гуманистов XVIII
века, считает все образования народов, в том числе и древние, государствами. (Либеральное
направление всемирно-исторической теории.)
2) Государство — это
политическая система, направленная на подавление одного класса другим. Отсюда,
первым государством на территории Восточной Европы является Киевская Русь, а до
нее были только племена и племенные союзы. (Материалистическое
направление всемирно-исторической теории.)
Классы:
1) Зарождение классов
связано с возникновением частной собственности, отсюда уничтожение частной
собственности означает ликвидацию классов. В мировой истории существовали
классы: рабы — рабовладельцы, крепостные — феодалы, пролетарии — капиталисты.
Это классы — антагонистические (непримиримые). (Материалистическое
направление всемирно-исторической теории.)
2) Классы — это большие
группы людей, различающиеся по роли в системе организации общественного
производства и, следовательно, по способам получения и размерам той доли
общественного богатства, которой они располагают. Классы возникают при переходе
к фабрично-заводскому, индустриальному обществу и исчезают, размываются со
становлением постиндустриального общества. Это классы — неантагонистические
(сотрудничающие). (Либеральное и технологическое направления
всемирно-исторической теории.)
СХЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
№ 1. Что изучает наука история?
Объект изучения
|
История (прошлое) человечества |
Субъект – предмет изучения
|
Происходит выделение
человеком-историком главного, ведущего в жизни человечества (предмета
изучения) и определение его в качестве основы исторического процесса, выбор
из множества сторон жизни человечества главной стороны (предмета изучения)
зависит от мировоззрения отдельных людей, разного понимания ими смысла жизни |
№ 2. Научные категории истории
Движение Время
Факт Пространство
Теория
№ 3. Предмет изучения (алгоритм-матрица)
Многочисленные
предметы изучения при систематизации для последующего анализаможно объединить в три
принципиально несхожих предмета
|
Движение человека к Богу. Спасение Души |
Общемировое развитие, прогресс
человечества |
Единство человека и среды его обитания |
№ 4. Теории изучения
Теории изучения исторических
фактов
|
Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность
¾ Душа)
Всемирио-историческая (Общемировое развитие,
прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага)
Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания.
Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление
здоровья, продление жизни)
|
№ 5. Различия в теориях изучения
Название теории
|
Принципы теории
|
Главное в теории |
Религиозно-историческая
(Христианская)
|
Вера в Бога, вечность человеческой Души и кратковременность жизни. |
Главное в истории – это суть выделение человека из животного мира
греха, освобождение от дьявольских козней плоти и спасение Души, движение к
Богу.
Сегодня из 6 млрд. населеня Земли 4 млрд. верят в Бога и вечность Души.
В их числе почтивсе монархи и президенты, многие деятели науки и культуры. К
старости более 90% людей планеты верят в вечность Души.
|
Всемирно-историческая:
|
Общемировое развитие, прогресс человечества и, прежде всего, пргресс
человеческого разума, сознания. |
Гланым в истории человечества считаетсч прогресс. Ведущий фактор
прогресса – социальный. Развитие прогресса по возрастающей приведет к
абсолютному господству человека над природой. |
Локально-историческая
|
Единство человека и его среды обитания |
Главным в истории считается гармония
биосферы, где челоек и его среда обитания являют неразрывное целое. Ведущий
фактор гармонии биосферы – биологический. Прогресс является прдуктом
человеческой деятельности и вторичен к нему. Общество не совершенствуется в ходе
прогресса, а представляет собой повторяющийся во времени продукт человеческих
инстинктов. |
№ 6. Взаимная непримеримость теорий
Название теории
|
Предмет изучения
|
Критика одной теории с позиций другой теории |
Религиозно-историческая |
Движение человека к Богу. |
Всемирная и локальная теории считают религиозную теорию ненаучной,
ложной. Естественные науки не подтверждают существование Бога и наличие у
человека Души. |
Всемирно-историческая
|
Общемировой прогресс |
Локальная теория считает всемирную теорию ненаучной, ложной. Прогресс
не главное в жизни человека, он всего лишь продукт его деятельности. Прогресс
почти не сказывается на биологической сущности человека. |
Локально-историческая
|
Единство человека и его среды обитания |
Всемирная теория считает локальную теорию
ненаучной, ложной. Локальная теория абсолютизирует биологические инстинкты и
не уделяет должного внимания техническому и социальноми прогрессу. |
№ 7. Всемирно-историческая теория
Предмет изучения – общемировой прогресс человечества
|
Направления изучения
|
Европоцентризм
Передовые регионы(Западная Европа и Северная Америка) и отсталые,
догоняющие регионы (Восточная Европа, Азия, Африка и др.)
|
– Материалистическое
Отдает приоритет в изучении прогрессу – революции общества,
общественным отношениям, связанным с формами собственности, классовой борьбе.
(Рассматривает человека в обществе.)
Во всех странах закономерна революционная смена
общественно-экономических формаций и возникновение бесклассового
коммунистического общества. Процесс смены общественно-экономических формаций
в Европе происходит ранее, чем в других регионах.
|
– Либеральное
Отдает приоритет в изучении прогрессу – развитию личности и обеспечению
ее индивидуальных свобод. (Элемент противопоставления человека обществу,
человек и общество).
Все страны придут к цивилизации, которая ассоциируется с сегодняшним
обществом в Западной Европе. В процессе исторического прогресса возникают
альтернативы. Одна альтернатива – цивилизованная, а другая –
нецивилизованная. В результате прогресса во всех странах победит
цивилизованная альтернатива развития..
|
– Технологическое
Отдает приоритет в изучении прогрессу – технологическому, научным
открытиям. (Человек и техника).
Все страны на основе научно-технического прогресса в результате конвергенции
(слияния) придут к одному общественно-политическому строю, основанному на
западноевропейских либеральных ценностях. Прогресс прежде всего выражен в
фундаментальных, технологических открытиях и не зависит от политического
строя государств.
|
Примечания
1 Материал главы 1 части I с
небольшими изменениями взят из учебного пособия: Многоконцептуальная история
России. Часть I. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие.
/ Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т. 2000. С. 8-27.
2 Историография — отрасль исторической
науки, изучающая ее историю.
3 В исторической науке выделяются
простые и сложные исторические факты. Если первые сводятся к событиям,
происшествиям (общепринятым истинам), то вторые уже включают в себя момент
истолкования — интерпретации. К сложным историческим фактам относятся такие,
которые объясняют процессы и исторические структуры (войны, революции,
крепостничество, абсолютизм). В целях четкого разведения научных категорий мы
считаем возможным говорить лишь о простых фактах — общепризнанных истинах.
4 Под историческими источниками
понимаются все остатки прошлого, в которых отложились исторические
свидетельства, отражающие реальную деятельность человека. Все источники можно
разделить на группы: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные,
лингвистические, кинофотодокументы.
5 Методология — учение о научном
методе познания; метод (от греч. methodos) — путь исследования, теории,
учения. Интерпретация — истолковывание.
6 Теория – система основных идей в той
или иной отрасли знаний.
7 Резкий переход в нашей стране в
начале 90-х годов ХХ века с историко-материалистической на историко-либеральную
теорию вызвал “феномен” “белых пятен” в изложении истории. В настоящее время
идет процесс подбора фактов в русле историко-либеральной теории, связанных с
деятельностью отдельной личности.
8 Каждая из теорий вводит
специфические понятия, а общеупотребляемые – наполняет своим смыслом. Например,
понятия: “государство”, “классы”, “демократия” и др.
9 Мировоззрение человека —
совокупность сознания и психолого-биологических факторов. Идеология — система
политических, правовых, нравственных, религиозных, философских взглядов и идей,
в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.
Концепция — система взглядов на что-нибудь, основная мысль.
10 Общественно-экономическая формация —
понятие, используемое для характеристики исторически определенного типа
общества (первобытнообщинного, рабовладельческого, феодального,
капиталистического, коммунистического), в соответствии с которым определенный
способ производства рассматривается как основа социально-исторического
развития.
11 Производительные силы — система
субъективного (человек) и объективного (вещество, энергия, информация)
элементов производства.
12 Производственные отношения —
совокупность материальных, экономических отношений между людьми в процессе
общественного производства и движения общественного продукта от производства до
потребления.
13 Историко-либеральное направление
выявляет в “своем” историческом процессе альтернативы развития, а
историко-материалистическое — в “своем” историческом процессе закономерности
развития.
14 Харизматический лидер — человек,
наделенный в глазах его последователей авторитетом, основанным на
исключительных качествах его личности — мудрости, героизме, “святости”.
15 Историко-либеральное направление,
основой которого является прогрессивное, эволюционное развитие, придерживается
такой же периодизации.
16 Модернизация — прогрессивное
изменение.
17 Локальная цивилизация — регион мира,
в котором развитие человечества проходит в особом, отличном от других регионов
направлении, на основе собственных культурных норм и ценностей, особого
мировоззрения, обычно связанного с господствующей религией.
18 В Евангелии от Матфея сказано:
“Никто не может служить двум господам — Богу и мамоне: ибо или одного будет
ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом
нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне.” Матф., II, 24. (Мамона —
богатство.)
19 “Природа не храм, а мастерская, и
человек в ней работник”. И.С. Тургенев. “Отцы и дети”. (Фраза Базарова.)
20 Природа Храм и человек часть Храма.
В конце XX века в условиях экологического кризиса, ведущего к гибели планеты,
локально-историческая теория в странах Западной Европы и Северной Америки сменила
либеральную теорию. Быстро растет политическое влияние защитников окружающей
среды — Зеленых (Гринпис).
21 Эклектизм (от греческого eklektikуs
— выбирающий) — механическое соединение разнородных, часто противоположных
принципов, взглядов и т.п.
22 Публичные политики, пропагандируя
исторический опыт в русле своих идей, “осовременивают” события, игнорируя
исторические законы — время и пространство.
Глава 2. Отражение научных категорий в трудах по российской
истории
Научная категория теория
исторического процесса(или теория изучения) определяется предметом изучения
и представляет собой логическую цепочку причинно-следственных связей, в которую
вплетены конкретные факты истории. Теории являются стержнем всех исторических
трудов независимо от времени их написания.
Мировоззрение
летописцев — первых историков — было религиозным. История государства и общества
истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние людям за
добродетели и наказание за грехи. В летописях история государства тесно переплетена
с религией — христианством. Возникновение государства связано с принятием
христианства в Киеве в 988 году, а затем с перенесением религиозных и
государственных центров во Владимир (местонахождение митрополита), в Москву
(местонахождение митрополита и патриарха). С этих позиций история общества
рассматривалась как история государства, основой которого являлось христианство
— православие. Расширение государства и распространение христианства были
неразрывно связаны друг с другом. Со времен летописцев историческая традиция
стала делить население Восточной Европы и Сибири на «наших» — православных и
«ненаших» — иноверцев.
Мысль об особом пути
России, отличном от западных и восточных стран, была сформулирована на рубеже XV—XVI
вв. старцем Елеазарова монастыря Филофеем — это было учение «Москва — Третий
Рим». Согласно этому учению, Первый Рим — Римская империя — пал в результате
того, что его жители впали в ересь, отказались от истинного благочестия. Второй
Рим — Византия — пал под ударами турок. «Два Рима пали, а третий стоит,
четвертому не бывать», — писал старец Филофей. Отсюда становилась ясной
мессианская роль России, призванной сохранить истинное христианство, утраченное
в других странах, указать путь развития всему остальному миру.
В XVIII веке российские
историки под влиянием западных историков перешли на позиции
всемирно-исторической теории изучения, рассматривая российскую историю как часть мировой. Однако
мысль об особом, отличном от западно-европейского, развитии России продолжала
существовать в русском обществе. Она нашла свое воплощение в теории
«официальной народности», основы которой были сформулированы в 30-е гг. XIX
века министром народного просвещения России графом С.С. Уваровым. Суть ее в
том, что, в отличие от Европы, общественная жизнь России базируется на трех
основополагающих принципах: «Самодержавие, православие, народность».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57
|