Шпаргалка: История отечественного государства и права: предмет, метод, периодизация
26. Сословные
реформы Екатерины II. Жалованные грамоты дворянству и городам
Сословная
структура общ-ва стала боле формализованной.
Права
и обязанности каждого сословия были регламентированы.Дворянство оставалось правящим
сословием. Они освобождались от обязательной военной и гос. службы. Это озаметно
повлияло на эк.поведение дворянства. Начинается и постепенно усиливается земельная
и промышленная экспансия дворянства. С 1762 г. значительно усиливается приток дворян
на проживание в деревне. Параллельно проходило перераспределение недвижимости. В
1766 г. они получает льготу — на 6 лет отменяются пошлины на вывоз хлеба из их хозяйств,
в 1787 г. - разрешается повсеместная свободная торговля хлебом. По указу 1760 г.
дв. получили право ссылать неугодных им крестьян в Сибирь, а с 1765 г. им предоставлялось
право отдавать крестьян в каторжные работы. Заключительным актом правового и привилегированного
оформления дворянского сословия стала Жалованная грамота дворянству (1785 г.).
Жалованная
грамота дворянству. В
1785 Екатерина II издала Жалованную грамоту дворянству, которая представляла собой
кодификацию законодательства о статусе дворянства. За дворянами закреплялись следующие
права:
1. Личные: телесная неприкосновенность
(дворяне не подвергались телесным наказаниям и пыткам); право на геральдику (герб);
освобождение от обязательной государственной службы (впервые утвержденное Петром
III в Манифесте о вольности дворянству 1762).
2. Имущественные: монополия на обладание
населенными имениями; право на обладание недрами на помещичьей земле (в отличие
от указа Петра I, который оставлял недра за государством); освобождение от податей
и повинностей; право на любую не запрещенную законом предпринимательскую деятельность
(кроме розничной торговли). На уездном и губернском уровнях создавались дворянские
собрания, выбиравшие соответствующих предводителей дворянства. Дворяне выбирали
своих сословных судей (для уездных судов и верхних земских судов) и даже часть чиновников.
Жалованная
грамота городам. В 1785
Екатерина II издала Жалованную грамоту городам, которая представляла собой кодификацию
законодательства о статусе городского населения. Выделялось 6 категорий городского
населения. Городские купцы (1) были разделены на гильдии, в зависимости от размера
состояния. Городская интеллигенция, банкиры и капиталисты составили слой почетных
(именитых) граждан (2), которые обладали правами личных дворян. Мещане, занимавшиеся
мелкой торговлей, составили значительный слой городских обывателей (3). Мещане,
занимавшиеся ремеслом, получили правовой статус ремесленников (4). В состав Жалованной
грамоты городам 1785 вошел специальный Ремесленный устав. Отдельно выделялись иностранные
граждане, а также иногородние (5). В последнюю категорию было отнесено все прочее
посадское население (6). В городах создавались городские думы, которыми руководили
городские головы.
27. Источники
и памятники русского права XVIII в. Попытки кодификации. Уложенная комиссия Екатерины II
Всего таких комиссий
от Петра I до Екатерины II было восемь, все они готовили новое Уложение, взамен
Соборного Уложения 1649. Первая попытка систематизировать правовые нормы в XVIII
в. была предпринятой существовавшей в 1700-1703 Палатой об Уложении. Главной задачей
этого органа стало приведение в соответствие с Судебниками 1497 и 1550 и Соборным
Уложением 1649 всего массива вновь принятых во второй половине XVII в. нормативных
актов. Другая задача заключалась в обновлении судебной и управленческой практики
путем включения в нее новых норм права. Палата об Уложении составила к 1703 проект
Новоуложенной книги, она сохраняла структуру Соборного Уложения 1649 (25 глав),
но его нормы были существенно обновлены. Новоуложенная книга не была одобрена царем.
В 1720-1725 в
Санкт-Петербурге действовала Уложенная комиссия, в ее работе были задействованы
тексты Соборного Уложения 1649, Кормчей книги, Военного устава, Морского устава,
шведских и датских законов. Главным направлением кодификационной работы в это время
было выделение норм, направленных на укрепление и защиту государственного интереса.
В 1725 Уложенная комиссия подготовила проект нового Уложения, включавший 4 книги:
"О процессе, т.е. о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих", "О
процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах", "О злодействах,
какие штрафы и наказания следуют", "О цивильных или гражданских делах
и о состоянии всякой экономии", всего - 120 глав, разделенные на 2000 статей.
Однако после смерти Петра I и прихода к власти Верховного тайного совета кодификационная
работа была свернута. Тем не менее, при Петре I были все же утверждены следующие
кодексы: Артикул воинский (1714-1715), Генеральный регламент (Устав коллегий) (1720),
Пункты о вотчинных делах (1725).
Кодификационные
комиссии Сената, без особого успеха, работали при Анне Иоанновне.
Уложенные комиссии
вновь в полную силу заработали при Елизавете Петровне, начиная с 1754. Также эта
деятельность продолжалась при Екатерине II, которая решила перейти от административного
назначения состава этих комиссий к сословным выборам. В 1767-1768 по поручению (наказу)
Екатерины II работала Комиссия по составлению проекта нового Уложения (Уложенная
комиссия), депутаты в которую выбирались по сословиям (по куриям), в нее не входили
только представители крепостных крестьян. Уложенная комиссия начала работу в 1767
в Москве. Вскоре работа Уложенной комиссии зашла в тупик. С началом русско-турецкой
войны в 1768 Уложенная комиссия была распущена Екатериной II. Доц. С.М. Казанцев
считает, что Уложенная комиссия при Екатерине II была просто не способна что-либо
создать, и императрица была права, распустив ее.
28. Реформы
государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных
законов” М.М. Сперанского
В рассматриваемый
период Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. На фоне дальнейшей
централизации и бюрократизации государственного аппарата формируются противоречия
между феодально-крепостническим строем и развивающимися капиталистическими отношениями,
углубляется кризис крепостнической системы, нашедший отражение во всех сферах жизни
страны, укрепляются внешнеэкономические позиции России как многонационального государства.
Вышеуказанные предпосылки обусловили государственные преобразования, результатом
которых стало учреждение в 1810 г. Александром I Государственного совета, как высшего
законосовещательного органа. Председателем Совета являлся император, который назначал
членов Совета в количестве от 8 до 40. Основной функцией Совета являлась подготовка
различных законопроектов и приведение всей правовой системы страны к единообразию.
Совет состоял из 5 департаментов (законов, дел военных, дел гражданских и духовных,
государственной экономии и дел царства Польского).
Реализация принципа
разделения властей не могла не затронуть старейший государственный орган - Сенат.
Рядом указов Сенат освобождался от выполнения законодательных и административных
функций. Он превращался в государственный орган, осуществляющий публикацию законов,
надзор за законностью и судебную власть. В результате этих преобразований Россия
сделала важный шаг в направлении верховенства закона над властью. Понимая пагубность
для России крепостного права, Александр I и его советники разработали план постепенной
его ликвидации. Первым звеном этого плана стал указ от 20 ФВ 1803 о вольных хлебопашцах.
Согласно указу, помещики получали право отпускать на волю своих крепостных и наделять
их землёй. По этому указу в период царствования Александра I было отпущено на свободу
относительно немного крестьян, чуть более 40 тыс. Его главное значение заключалось
в др.: создавался юридический прецедент. Отныне по указу крестьяне получали право
стать не только свободными, но и собственниками земли. Произошли изменения и в системе
образования. В сёлах начали открываться приходские школы, в уездах - уездные училища,
в губерниях - гимназии. В Санкт-Петербурге, Харькове, Казани и Варшаве были основаны
университеты. 19 ОК 1811 в Царском Селе был основан знаменитый лицей, учеником которого
был Пушкин А.С. Менее заметна деятельность правительства по совершенствованию местного
управления. Россия очень страдала от произвола губернской и уездной администрации.
С участием того же Сперанского М.М. были проведены ревизии ряда губерний и создана
новая система местного управления Сибири. Правительство стало настойчиво вводить
имперское законодательство на национальных окраинах, что нередко приводило к вспышкам
протеста и даже вооружённой борьбе, как, напр., на Кавказе. В особом положении находились
Польша и Финляндия, получившие при Александре I конституции, хотя и с очень ограниченными
правами.
Вершиной политического
творчества Сперанского М.М. стал конституционный проект 1809 под названием "Введение
к уложению государственных законов". Проект предполагал установление в России
конституционной монархии с разделением властей на законодательную, исполнительную
и судебную. Парламентский орган впервые в русской политической практике был назван
Государственной думой. Высшей законодательной палатой объявлялся Государственный
совет. Ряд государственных органов сохраняли свои прежние названия, но их функции
существенно изменялись. В основу избирательной системы был положен не сословный
принцип, а имущественный ценз, т.е. владение имуществом. Формально проект не затрагивал
крепостного права, но созданная Сперанским М.М. правовая система не оставляла для
него места. Проект Сперанского М.М. содержал в себе большую политическую силу, и
поэтому почти столетие он держался в секрете и в полном виде стал известен только
в н. XX в. Сперанскому М.М. и тем более Александру I было ясно, что разом внедрить
новую государственную систему невозможно: слишком сильно было влияние консервативных
кругов общества. Поэтому план стал внедряться по частям. Началу перемен положило
учреждение министерств вместо прежних петровских коллегий, изрядно устаревших за
прошедшее столетие. Министерства были учреждены 8 СН 1802, но первоначально они
мало что изменили, т.к. сохранился чиновничий аппарат из коллегий. Только после
появления общего плана Сперанского М.М. в 1811 министерства обрели окончательную
структуру исполнительной власти.
28. Реформы
государственного управления Александра I.”Введение к уложению государственных
законов” М.М.Сперанского (2-ой вариант)
Россия этого периода
- абсолютная монархия. Император возглавлял всю систему власти в стране, осуществлял
объединение и координацию всех отраслей управления. В этот период монарх начинает
рассматриваться не просто как «отец нации», что характерно для всех традиционных
обществ, но и как хранитель законности. В начале XIX в. инициатором преобразований
в сфере государственного устройства и социальных отношений выступил император Александр
I (1801- 1825). Исследователи выделяют в царствовании Александра I два периода:
1) 1801 --1812 гг. - период подготовки реформ
и стремление провести широкомасштабные преобразования либеральной направленности;
2) 1814--1825 гг. - во внутренней и внешней
политике стали преобладать консервативные тенденции.
Реформаторская
политика в России всегда была обусловлена целым рядом факторов, вследствие чего
все реформы в той или иной степени имели общие характерные черты:
- реформы инициировались
«сверху» - самодержцем;
- реформаторская
деятельность всегда наталкивалась на сопротивление достаточно многочисленной «контрреформаторской
партии»;
- судьба реформ
всегда находилась в прямой зависимости от соотношения реформаторских и контрреформаторских
сил;
- влияние реформ
на последующее развитие страны нередко было двойственным. Успешные, последовательные
преобразования предотвращали революционные потрясения, а реформы непродуманные или
недоведенные до конца приближали их.
Реформы в области
государственного управления:
1) в 1802 г. устаревшие коллегии, которые
еще с Петровских времен являлись главными органами исполнительной власти, были заменены
министерствами. Эта мера завершила процесс разграничения функций органов государственного
управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности
на единоначалие, к прямой ответственности министерств перед императором, усилению
централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка
бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья.
Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил,
финансов, коммерции и народного просвещения и др.;
2) в 1802 г. был реформирован Сенат, ставший
высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления.
Его участие и законотворческой деятельности выразилось в том, что он получил право
делать «представления» императору по поводу устаревших законов. Постепенно шел процесс
сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными
учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган. Департаменты
Сената являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.
Реформы в социальной
сфере:
1) восстановлены Жалованные грамоты дворянству
и городам;
2) расширены права купцов, мещан и казенных
крестьян - им разрешили покупать у помещиков незаселенные земли, что разрушило монополию
дворянства на владение землей;
3) улучшилось положение крепостных крестьян
- помещики уже не могли, как раньше, ссылать своих крепостных в Сибирь без суда
и следствия и получили указание освобождать своих крепостных обязательно с землей.
4) указы 1804-1805 гг. в определенной степени
ограничивали крепостное право в Лифляндской и Эстляндской губерниях. Крестьян запрещалось
продавать без земли. Они объявлялись наследственными владельцами своих земельных
наделов. Их повинности фиксировались определенными комиссиями; вводились крестьянское
самоуправление и крестьянские суды.
Реформы в области
образования:
1) в 1803 г. было издано новое Положение
«Обустройстве учебных заведений». В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты.
Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. - университет). В 1811 г. основан
Царскосельский лицей;
2) издан ряд законодательных актов, регламентирующих
деятельность учебных заведений. Например, Университетский устав 1804 г. предоставил
широкую самостоятельность Совету профессоров, разрешив выбирать ректора и деканов;
3) созданы органы управления просвещением
и образованием. Особенно важную роль в выработке проекта реформ, направленных на
общую демократизацию государственного строя в России, сыграл М. М. Сперанский (1772-1839),
выдающийся государственный деятель. К концу 1809 г. он предоставил Александру I
план государственных преобразований «Введение к Уложению государственных законов»,
по которому:
- рекомендовалось
дать стране конституцию при сохранении института самодержавия;
- важнейшими характеристиками
политической системы должны были стать законность, выборность определенной части
чиновников и их личная ответственность;
- расширялись
политические права купцов, мещан и государственных крестьян, которые наряду с дворянами
должны были выбирать Государственную думу и распорядительные волостные, окружные
и губернские думы, а также судебные органы;
- предусматривалось
практическое воплощение в жизнь принципа разделения властей, четкое разграничение
функций между законодательными, исполнительными и судебными учреждениями. Исполнительная
власть должна быть сосредоточена в министерствах. Систему законодательных учреждений
должны составлять думы - волостные, уездные, губернские и общегосударственные. Высшей
судебной инстанцией становился Сенат. Высшим учреждением при императоре должен был
стать Государственный совет, в котором сосредоточивались все законодательные, исполнительные
и судебные функции и который становился связующим звеном между императором и всеми
государственными структурами. Члены Государственного совета назначались царем.
Из всех предложений
Сперанского были приняты лишь несколько:
- в 1809 г. издан
Указ о придворных званиях, согласно которому служба при дворе не давала никаких
привилегий, а лица, имеющие придворные звания, были обязаны поступить на гражданскую
или воинскую службу;
- все чиновники
должны были иметь соответствующее образование
- знать право,
историю, географию, иностранный язык, статистику, математику и даже физику, и в
том случае, если образование было домашним, надо было сдать определенные экзамены
«на чин»;
- в 1810 г. Негласный
совет (действовал с 1801 по 1810 гг.) был упразднен, и высшим законосовещательным
органом стал Государственный совет;
- с 1811 г. начал
действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного
устройства министров и порядок их деятельности,
- «Общее учреждение
министерств». Принятие этого документа завершило министерскую реформу 1802 г.;
29.
Развитие права в первой половине XIX
в.
Систематизация права
Стремительный
рост числа законодательных актов привел к путанице и несогласованному применению
законов, что требовало проведения систематизации и приведения в
нормативное
соответствие существующего законодательства.
Было
предпринято несколько попыток систематизации, проводившихся Уложенными
комиссиями, но успешной и результативной оказалась работа
II
отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии в
период правления Николая I. Ведущая роль в организации проведения систематизации
отводится М.М. Сперанскому, под руководством которого были созданы проекты гражданского,
уголовного и торгового уложения, но они были отклонены как основанные на французском
революционном законодательстве.
В
1826 г. работа по систематизации возобновилась и велась поэтапно по трем направлениям:
1)
создание Полного собрания законов Российской империи (ПСЗ);
2)
создание Свода действующих законов Российской
империи (СДЗ);
3)
создание нового Уложения.
В
1830 г. было подготовлено ПСЗ, в 1831 г. оно было опубликовано. Законодательные
акты в ПСЗ располагались в хронологическом порядке, оно включало 40 томов законов
и 6 томов приложений.
СДЗ
был опубликован в 1832 г. и введен в действие в 1835 г. В него были включены лишь
действующие акты. располагавшиеся по определенной системе - по отраслям права.
Создание
нового Уложения завершено не было, т. к. царь был против нововведений в
законодательстве.
Как часть Уложения в 1845 г. было издано Уложение о наказаниях уголовных
и исправительных. Рост промышленности и торговли обусловил
развитие гражданского права, в
котором значительное внимание уделялось укреплению права собственности, имущество
делилось на недвижимое и движимое, различалось законное и незаконное владение. В
обязательственном
праве различались обязательства из договоров и обязательства
из причинения вреда. СДЗ регулировал составление, исполнение и прекращение договоров
(Д). Предметом Д могли быть имущество и действия лиц. Д мог заключаться письменно
или устно. Вводилось нотариальное удостоверение для отдельных Д.Средствами обеспечения
Д являлись: задаток, неустойка, поручительство, залог и заклад. Семейное
право продолжало традиции церковного брака. Имущество супругов,
родителей и детей было раздельным. В наследственном праве расширяется
свобода завещания. По закону наследовала мужская нисходящая линия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|