Вот уже в течение пяти веков - с начала Великих
географических открытий - первое место (3/5) в мировом линейном и трамповом
судоходстве занимает Атлантический океан, что объясняется многими природными,
историческими, экономическими причинами. Среди них можно назвать морфологию
морских берегов, их изрезанность, особенно в Европе и на северо-востоке
Северной Америки. Можно назвать высокий уровень заселенности и
урбанизированности большинства приморских районов, отражающий уровень
социально-экономического развития десятков стран. Наконец, по просторам
Атлантики проходят кратчайшие морские связи между Старым и Новым Светом. Неудивительно,
что на берегах именно этого океана возникло большинство морских портов мира.
В Атлантическом океане сформировалось несколько важных
направлений морского судоходства. Главное из них - североатлантическое, которое
проходит между 35-40° и 55-60° с. ш., вбирая в себя многие трансатлантические
судоходные трассы между США и Западной Европой. По ним перевозятся как сырьевые
(уголь, руды, хлопок, лес), так и генеральные грузы. К этому направлению
примыкают также пути по Средиземному, Северному, Норвежскому морям. До середины
ХХ в. это был самый большой в мире сгусток морских пассажирских линий, но
победить в соревновании с воздушным транспортом морской транспорт так и не смог.
В 1958 г. в пассажироперевозках воздушный транспорт впервые количественно
сравнялся с морским, а в наши дни практически весь пассажирооборот между
Европой и Северной Америкой обслуживает
Другие важные направления морского судоходства в
Атлантическом океане - южноатлантическое (Европа-Южная Америка), западноатлантическое
(Африка-Европа). Через Атлантику проходят также грузопотоки нефти и некоторых
других массовых грузов из Азии в Европу и США. Однако в целом за последние
десятилетия значение Атлантического океана в мировом судоходстве уменьшилось.
Тихий океан, занимая второе место по объему морских
перевозок (1/4), пока еще сильно отстает от Атлантического. Но потенциал этого
океана, к берегам которого выходят около 30 государств с населением более 2,5
млрд человек, очень велик. Здесь находятся многие крупнейшие порты мира,
зарождаются потоки многих массовых, а в последнее время и генеральных грузов. Обычно
эти потоки объединяют в несколько главных направлений.
Первое, северное транстихоокеанское, направление соединяет
США и Канаду со странами Восточной и Юго-Восточной Азии. Из Северной Америки в
этом потоке транспортируют уголь, руды, лесные грузы, зерно, машины и
полуфабрикаты, из Азии - автомобили, стальные изделия, разнообразное
оборудование, тропическую древесину, рыбу и рыбопродукты. Вторая группа морских
линий связывает Атлантическое побережье США с Гавайскими островами и Японией
через Панамский канал. К трансокеанским можно отнести и сравнительно новые
транспортные «мосты» (угольный, железорудный, бокситовый), которые соединяют
Австралию с Японией и другими странами Восточной Азии. Кроме того, еще две
группы судоходных линий проходят вдоль побережий материков - Азиатского и двух
Америк.
Третье место по объему морских перевозок (1/6) принадлежит
Индийскому океану, к берегам которого выходят почти 30 государств с населением,
приближающимся к 1,5 млрд человек. Наибольшее значение в этом океане имеют
морские перевозки из Европы в Азию и Австралию через Суэцкий канал, меньшее - те
трансокеанские направления, которые связывают Австралию с Южной Африкой (и Европой).
Хотя в целом по интенсивности перевозок Индийский океан уступает Атлантическому
и Тихому, по перевозкам нефти (из Персидского залива) он их превосходит.
Северный Ледовитый океан в мировом морском судоходстве
принимает значительно меньшее участие. По Северо-Западному, канадскому пути
сквозное судоходство не поддерживается, а вдоль северных берегов России
проходит Северный морской путь длиной около 6000 км.
Следующее что необходимо отметить при рассмотрении вопроса
роста интенсивности мирового судоходства - Состав мирового транспортного флота
по флагам регистрации:
Таблица 5 -
Состав мирового транспортного флота по флагам регистрации
Флаг
на 01.01. 2007 г.
на 01.01. 2008 г.
Число
Двт,
Тыс.
Число
Двт,
Тыс.
судов
млн. т
TEU
судов
млн. т
TEU
Панама
6015
230,5
2128
6380
250,3
2451
Либерия
1804
103
1803
2067
115
2127
Греция
1091
54,8
227
1111
61,1
229
Гонконг
1081
54,8
527
1145
59,6
660
Маршалловы острова
840
53,4
450
969
58,4
451
Багамы
1221
52,4
371
1260
56,5
349
Сингапур
1196
49,6
453
1311
54,7
610
Мальта
1235
40,1
216
1350
43,5
250
Китай
2364
33,4
344
2428
36,2
369
Кипр
883
30,2
382
866
29,8
419
Соединенное Королевство (в том числе):
862
26
578
865
26,5
616
- Соединенное Королевство о. Мэн
300,00
13,7
46
281
13,5
39,00
- Соединенное Королевство
562
12,3
532
584
13
578
Норвегия:
979
23
101
963
22,7
102
Норвегия,NIS
545,00
20,40
98,00
526,00
20,40
100,00
Норвегия,NOR
434,00
2,60
3,00
437,00
2,30
3,00
Корея
1008,00
15,50
109,00
1100,00
20,30
118,00
Япония
2557,00
14,00
35,00
2528,00
13,90
32,00
Индия
429,00
13,50
18,00
603,00
14,40
19,00
Италия
776,00
13, 20
138,00
763,00
13,30
159,00
Германия
455,00
13, 20
900,00
456,00
15,00
1041,00
Соединенные Штаты Америки
515,00
11,70
277,00
390,00
8,95
267,00
Дания (в том числе):
378,00
10, 20
407,00
378,00
10,60
456,00
- Дания, реестр DIS
294,00
9,90
403,00
299,00
10,50
453,00
- Дания, реестр DOR
84,00
0,30
4,00
79,00
0,10
3,00
Антигуа и Барбуда
1043,00
10, 20
625,00
1093,00
11,30
669,00
Иран, Исламская Республика
218,00
8,80
48,00
231,00
6,60
34,00
Сент-Винсент и Гренадины
667,00
8,70
82,00
640,00
7,90
86,00
Бермуды
135,00
8,60
64,00
135,00
8,90
62,00
Малайзия
442,00
7,90
66,00
450,00
8,90
68,00
Франця (в том числе):
170,00
7,30
100,00
227,00
7,60
146,00
- Франция, реестр FIS
58,00
2,30
46,00
92,00
7, 20
143,00
- Франция, реестр FOR
112,00
5,00
54,00
135,00
0,40
2,00
Турция
848,00
7, 20
54,00
897,00
7,40
67,00
Бельгия
69,00
6,80
22,00
82,00
6,30
21,00
Нидерланды (в том числе):
738,00
6,70
274,00
751,00
6,96
280,00
Нидерландские Антилы
156,00
1,60
42,00
147,00
1,52
27,00
- Нидерланды
582,00
5,00
232,00
604,00
5,44
253,00
Россия
1364,00
6,60
59,00
1310,00
6,00
54,00
Филиппины
829,00
6,60
37,00
819,00
6,50
35,00
Индонезия
1809,00
6,10
55,00
1878,00
6,60
60,00
Анализируя
данную таблицу, хотелось бы отметить роль так называемых государств дешевого
флага, устанавливающих льготный режим регистрации судов и налогообложения для
судовладельцев-нерезидентов. По существу режим «Д. ф. « аналогичен оффшорной
практике. Основным критерием при определении регистра дешевых флагов является
различие между национальной принадлежностью компании судовладельца и
национальностью флага. В качестве примера «Д. ф. « можно привести флаг Панамы,
под которым ходит большое количество судов, принадлежащих гражданам США.