Реферат: Рост интенсивности судоходства
Как видно из графика в период с
1997 по 2008 год уменьшается доля танкеров и универсальных судов, а доля
контейнеровозов и балкеров наоборот увеличивалась. Удельный вес других судов
практически не менялся.
Но состав мирового транспортного
флота меняется не только качественно, но и количественно. Ниже приведена
таблица, отражающая эти изменения:
Таблица 4 - Состав мирового
транспортного флота (более 300 gt)
На начало года |
Количество судов, ед. |
Дедвейт, млн. тонн |
Объем мировых морcких
перевозок, млн. тонн
|
Транспортная работа мирового
флота, млрд. тонно-миль
|
1995 |
33039 |
677,5 |
4712 |
20263 |
1996 |
37015 |
702,3 |
4906 |
20968 |
1997 |
37965 |
722,5 |
5468 |
22118 |
1998 |
38500 |
743,6 |
5172 |
22018 |
1999 |
38564 |
750,8 |
5296 |
22533 |
2000 |
38917 |
761,9 |
5595 |
23693 |
2001 |
39008 |
778,8 |
5653 |
23891 |
2002 |
39113 |
799,8 |
5820 |
24253 |
2003 |
39415 |
816,4 |
6133 |
25854 |
2004 |
39665 |
840,4 |
6493 |
27574 |
2005 |
39932 |
888 |
6846 |
29094 |
2006 |
41110 |
944,5 |
7224 |
30830 |
2007 |
42872 |
1009,5 |
7528 |
31969 |
2008 |
44553 |
1079,5 |
|
|
Таблица 4 отражает рост интенсивности судоходства. Как видно
из таблицы, в период с 1995 по 2008 годы, количество судов более 300 рег. тонн
увеличилось почти на 35%, а суммарный дедвейт и объемы мировых перевозок
выросли на 60%. Все это говорит о неплохих темпах роста данной отрасли мировой
экономики. Данные темпы роста интенсивности мирового судоходства приводят к
конкуренции на транспортном рынке, открытию новых торгово-транспортных направлений,
и наконец к снижению цен на перевозки в целом.
До недавнего времени в морском судоходстве существовали две
формы организации перевозок - трамповая и линейная. При трамповом (от англ. tramp
- бродяга) судоходстве суда работают на различных направлениях в зависимости от
наличия грузов; перевозятся главным образом массовые грузы; цена перевозки при
этом выступает в виде фрахтовой ставки. При линейном судоходстве суда работают
по расписанию прибытий в порты погрузки-выгрузки и отходов из них на строго
определенных регулярных линиях; перевозятся генеральные грузы; при этом цена
перевозки определяется тарифами.
Однако в последние десятилетия наибольшее развитие получила
третья, смешанная форма, которую иногда называют регулярным трамповым
судоходством. Для нее характерна организация перевозок и работы флота на постоянных
направлениях последовательными рейсами по «маятниковой», или «челночной» схеме.
Уже к началу 90-х годов именно по такой схеме морским транспортом перевозили
3/5 всех грузов.
Если транспорт в целом называют барометром мировой
экономики, то морской транспорт в этом отношении обладает особой
чувствительностью.
Переходя к рассмотрению географического распределения
мировых морских перевозок нужно прежде всего отметить соотношение в этих
перевозках трех групп стран. В конце 90-х годов на развитые страны Запада
приходилось 45% экспортных отгрузок морского транспорта, на развивающиеся - 51,
а на страны с переходной экономикой - 4%. Здесь обращает на себя внимание очень
высокая доля развивающихся стран. Это связано как с их общей ролью в
международном географическом разделении труда, так и с активной политикой в
области морского судоходства, которую проводят многие из них; в первую очередь
это относится к новым индустриальным странам. А в импортных разгрузках, как и
можно было ожидать, по-прежнему доминируют страны Запада. На развивающиеся
страны приходится примерно 25%, а на страны с переходной экономикой - 3%
разгрузочной работы.
С географической точки зрения наиболее важной частью анализа
морских перевозок является вопрос о географии мировых морских трасс. Л.И. Василевский
правильно писал о том, что морская трасса - это условное понятие. В отличие от
наземного транспорта, географию морского определяет не сеть путей сообщения, а
сеть портов, морских каналов и проливов, доступных для морских судов эстуариев и
течений крупных рек. Географическое разделение труда привело к тому, что
большинство морских трасс сохраняет свою устойчивость на протяжении многих
десятилетий.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|