рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Присоединение Украины к России

В 1625 году казаки отправили своих депутатов на сейм с требованием удалить упитов от церквей и церковных имений, уничтожить всякие стеснительные постановления против казаков и не ограничивать их числа. Они при своей просьбе послали перечень разных утеснении, которые терпели русские в Польше и Литве, указывали, что повсюду отнимают у православных церкви, тянут в суды православных под разными предлогами, сажают в тюрьмы и бьют священников, жаловались, что православные дети вырастают без крещения, люди живут без венчания и отходят от мира без исповеди и св. причастия. Просьба эта не имела никаких последствий, и казаки, под начальством гетмана Жмайла ворвались в Киев, убили киевского войта Федора Ходыку за ревность к унии, ограбили католический монастырь, убили в нем священника и отправили к московскому царю посольство с просьбою принять казаков под свое покровительство.

Восстания продолжались и в 30-х годах. Павел Бут, Тетеря – вот имена казацких вождей этого времени. Казачество, правда, в это время выдвигало "экономические" требования: увеличение жалованья, включение в реестр значительно большего количества казаков и т.д. Но важно отметить, что в ходе восстаний налаживались связи запорожского казачества с правительством Русского государства и казаки все больше начинали видеть в нем опору для себя в борьбе.

Чтобы пресечь бегство народа за пороги, гетман Конецпольский заложил на Днепре перед самыми порогами крепость Кодак. Но в августе 1635 года предводитель самовольных казаков Сулима разорил эту крепость, перебил гарнизон и стал призывать народ к восстанию. Ему не удалось предприятие. Подосланные Конецпольским реестровые казаки схватили Сулиму, еще не успевшего собрать большого ополчения. Ему отрубили голову в Варшаве[10].

Вслед за тем объявлено строгое приказание самовольным казакам повиноваться своим панам, а чтобы привести эту меру в исполнение, расставили в Украине польские войска, которые начали делать народу всякие насилия. Это вынудило реестровых казаков в 1636 году обратиться с жалобою к королю; они избрали своими послами двух сотников: Ивана Барабаша и Зиновия-Богдана Хмельницкого[11].

Для рассмотрения казацких жалоб назначен был воевода Адам Кисель, православный пан. Он начал хитрить с казаками, стараясь успокоить реестровых обещаниями денег, а главное добиваясь исключения из реестра лишних казаков и возвращения их под власть своих панов. Старшим над реестровыми казаками был тогда Василий Томиленко, нерешительный, но тем не менее преданный казацкому делу. В то время, новый предводитель самовольных казаков Павлюк ворвался из Сичи в Украину с 200 человек, захватил в Черкассах всю казацкую артиллерию и ушел обратно в Сичу, а оттуда призвал к реестровым казакам соединиться с "выписчиками" и дружно защищаться против поляков. Томиленко колебался, а Кисель, подобрал кружок реестровых казаков и составил из них раду на реке Русаве.

Эта рада низложила Томиленка. и выбрала в гетманы полковника Савву Кононовича. Павлюк, узнавши о таком перевороте, послал своего полковника Карпа Скидана с отрядом в Переяславль, а сам стал с войском у Крылова. Скидан вошел ночью в Переяславль, схватил Кононовича и новопоставленных старшин и привез в Крылов. Казаки осудили их и расстреляли. Гетманом выбрали Павлюка, который призвал русский народ к восстанию. Все реестровые полки, один за другим перешли на сторону восстания. Конецпольский послал против казаков Потоцкого.

6 декабря 1637 года произошла битва у деревни Кумейки. Русские бились отчаянно, но были разбиты, ушли к Днепру в местечко Боровицы. Кисель, находившийся с Потоцким, уговорил казаков выдать Павлюка с товарищами, поручившись, что король радует им прощение. Реестровые казаки низложили Павлюка с гетманства, и привели к Потоцкому. Заключен был с польским военачальником договор: казаки обещали повиноваться польскому правительству. Договор этот был подписан Богданом Хмельницким, носившим звание генерального писаря. Павлюка, Томиленка привезли в Варшаву. Напрасно Кисель перед сеймом умолял даровать им жизнь, ссылаясь на свое поручительство. Его протеста не уважили. Казацким предводителям отрубили головы.

Поляки пришли к убеждению, что для укрощения страсти к мятежам, овладевшей русским народом, нужны самые строгие меры; за малейшую попытку к восстанию казнили самым варварским образом; "и мучительство фараоново - говорит малорусская летопись - ничего не значило против ляшского тиранства. Ляхи детей в котлах варили, женщинам выдавливали груди деревом и творили иные неисповедимые мучительства"[12]

Потоцкий, тоже начал безжалостно казнить мятежников. Вся дорога от Днепра до Нежина уставлена была посаженными на кол хлопами. Но в то время, когда Потоцкий казнил сотнями мятежников и кричал: "Я из вас восковых сделаю!" - русские смело говорили ему: "Если ты, пан гетман, хочешь казнить виновных, то посади на кол разом всю правую и левую сторону Днепра".


III. Освободительная война украинского народа

В 1638 г. поляки подавили последнее народное восстание, и наступило "золотое десятилетие", как его прозвали шляхтичи. Казакам уже трудно было начать восстание. Сами реестровые казаки были почти обращены в холопов и работали панщину на своих начальников шляхецкого звания. Но это было затишье перед бурей.

В 1648 г. началось восстание. Его возглавил Богдан Михайлович Хмельницкий. У Хмельницкого были и личные счеты с поляками: польский шляхтич Чаплинский разграбил фамильный хутор Субботов и засек насмерть малолетнего сына будущего вождя освободительной войны. По некоторым известиям, кроме того, Чаплинский обвенчался по уставу римско-католической церкви со второю женою Хмельницкого, которую Хмельницкий взял после смерти первой своей супруги, Анны Сомко[13].

Отчаявшись бороться за свои права легальными средствами, Хмельницкий бежит в низовья Днепра. Здесь он организовал отряд казаков и, опираясь на него, изгнал поляков из Запорожской Сечи. Богдан сразу зарекомендовал себя опытным дипломатом: в сложившейся ситуации он нашел единственно правильное решение - заключил союз с крымским ханом, который дал ему в помощь орду перекопского мурзы Тугай-бея. Но Богдан, как оказалось, был не только талантливым дипломатом, но и полководцем[14].

В мае 1648 г. в двух битвах (у урочища Желтые воды и у Корсуни) восставшие наголову разгромили армию гетмана Потоцкого. Летом 1648 г. восстание переросло в освободительную войну[15].

Очередное поражение повстанческая армия нанесла поляком под Пилявцами и двинулась ко Львову. Взяв большую контрибуцию с этого города, народная армия двинулись к крепости Замостье и осадила ее. Отсюда открывалась дорога на Варшаву. Но из-за неблагоприятных природных условий и изменения политической ситуации осада была снята. Хмельницкого торжественно встречали в Киеве.

Летом 1649 г. произошла Зборовская битва, складывавшаяся благоприятно для восставших. Однако из-за измены крымского хана Хмельницкий был вынужден заключить так называемый Зборовскнй трактат. Прежде заключен был договор с ханом. По этому договору польский король обязался платить крымскому хану 90.000 злотых ежегодно, и сверх того дать 200.000 злотых единовременно. Татары называли это данью; поляки оскорблялись и говорили, что это "не дань, а подарок". Татары отвечали: "Все равно, как не называйте, данью или даром, лишь бы деньги были". Затем был заключен договор с казаками. Войска казацкого положено быть 40.000, с правом записывать их из королевских и шляхетских имений на пространстве, занимаемом киевским, брацславским и черниговским воеводствами (нынешними губерниями: Киевской, Полтавской, Черниговской и частью Подольской). В черте, где будут жить казаки, не позволяется квартировать коронному войску и проживать иудеям; все должности и чины в означенных воеводствах будут даваться только православным: иезуитам не дозволяется жить в Киеве и других местах, где будут русские школы; киевский митрополит будет заседать на сенате; а относительно уничтожения унии, как в королевстве польском так и в великом княжестве литовском, будет сделано сеймовое постановление. Обещана всем полная амнистия за все прошлое.

Но когда по силе Зборовского договора, митрополит Сильвестр Косов явился в Варшаву занять свое почетное место в сенате. Но римско-католические духовные подняли ропот и объявили, что они сами оставят сенат, если рядом с ними будет допущен схизматик, враг апостольской столицы. Митрополит должен был удалиться.

 Еще менее возможно было уничтожение унии. Король 12 января дал грамоту, утверждающую права православной церкви и неприкосновенность церковных и монастырских имений; ведомству киевского митрополита возвращались епархии: луцкая, холмская и витебская, соединенная со мстиславскою. Дозволялось возобновлять православные церкви, представлялись надзору русского духовенства школы, типографии и цензура духовных книг. Эта грамота короля Яна-Казимира мало могла иметь силы, как и те, которыми наделял православную церковь король Владислав. Пока существовала уния, православная церковь не могла быть свободною.

Все остальное народонаселение, под именем "поспольства", должно было поступать снова под власть панов. В этом была вопиющая несправедливость. Все народонаселение было призвано к борьбе за общую свободу; все равно участвовали в этой борьбе, а теперь оказалось, что они боролись и проливали кровь только для каких-нибудь сорока тысяч избранных, сами же должны были поступить в прежнюю неволю. По окончании реестрования, Хмельницкий дозволял владельцам возвращаться в свои имения и приказывал всем, не вошедшим в реестр, повиноваться господам под опасением смертной казни.

Вместе с этим и король издал универсал ко всем жителям Украины, в котором извещал, что в случае бунтов хлопов против владельцев, коронное войско вместе с запорожским будет укрощать их.

Как только об этом услышал народ, вспыхнуло всеобщее волнение. Владельцы, едва вступивши в свои владения, должны были снова бежать из них, а иным пришлось поплатиться жизнью. Богатые паны стали приезжать в свои имения с командами отыскивать зачинщиков прежнего мятежа и казнить их. Где только паны чувствовали силу, там поступали жестоко с непокорными хлопами: отрезали им уши, вырывали ноздри, выкалывали глаза и т. п. Хмельницкий по жалобе владельцев вешал, сажал на кол непослушных. Хлопы со своей стороны, где только было возможно жгли панские усадьбы, убивали и мучили владельцев.

Оказалось, что Хмельницкий не так-то благодетельно для народа устроил его дело, и что Зборовский договор, по своему содержанию, представлял решительную невозможность, как для русских, так и для поляков, соблюдать его: обе стороны должны были его нарушить.

Естественно такой мир не мог продержаться долго. Жители Южной Руси, не желая быть в порабощении у панов, во множестве бежали в московское государство на слободы Первый пример показали волынцы. Казаки возникшего было острожского полка, под предводительством Ивана Дзинковского, основали, с царского дозволения, на берегу реки Тихой Сосны, Острогожск и перенесли с собою все казацкое устройство. За ними - мало-руссы начали переселяться в огромном количестве в привольные южные степи московского государства с берегов Днестра, Буга и других мест. Они сжигали свои хаты и гумна, чтоб не доставались врагам, складывали на возы свои пожитки и отправлялись огромными ватагами искать новой Украины, где бы не было ни ляхов, ни жидов. Отряды польского войска заступали им дорогу; украинцы пробивались с ружьями и даже пушками на новое жительство.

Предвидя, что война неизбежна, Хмельницкий начал подготовлять себе союзников: сноситься с Турцией, с седмиградским князем Ракочи, убеждал их действовать вместе против Польши, наконец, завел сношения и со Швецией. Эти сношения сделались известны в Варшаве. Король в конце 1650 года издал универсал для предварительных сеймиков: король извещал в нем все польское шляхетство, что Хмельницкий строит козни против Речи Посполитой; что в Украине чернь неистовствует против шляхетства; что на будущую весну надобно ожидать войны с казаками. Неприязненные действия начались в феврале 1651г[16].

В июне 1651 г. в сражении под Берестечком казакам изменил татарский хан, который к тому же еще и увел самого Хмельницкого с поля боя, что привело к поражению восставших. В итоге Белоцерковский договор, заключенный в сентябре 1651 г. ограничил казацкий реестр 20 тыс. человек.

Положение Украины укрепила победа в битве под Батогом весной 1652 г., однако изменнический договор между поляками и крымским ханом привел к поражению повстанцев в окрестностях Жванца.

Весною 1653 года польский военачальник Чарнецкий, ворвавшись в Брацлавщину по берегу Буга, истреблял села и местечки; поляки резали жителей без разбора. По выражению их же соотечественника, не щадили ни красивой девушки, ни беременной женщины, ни грудного младенца. Храбрый винницкий полковник Богун остановил этот варварский набег и обратил Чарнецкого в бегство. Вслед затем собралось большое польское войско под Глинянами, с намерениями идти в Украину и предать ее окончательному разорению; между тем, война разыгралась и в другом краю, в Молдавии. Там, между Лупулою, тестем Тимофея Хмельницкого, и Стефаном Бурдуцом, купившем себе в Константинополе право на господарство, происходила борьба. Тимофей с казаками защищал тестя; поляки подали помощь врагу его из нежелания, чтоб родственник и союзник Хмельницкого владел Молдавией.

Гетман Хмельницкий обратился опять к царю Алексею Михайловичу, умолял принять его с казаками под свою руку. Царь на этот раз, отвечал, что примет на себя посредничество примирить польского короля с Хмельницким. 20 июля явился в Польшу царский посланник боярин Репнин-Оболенский с товарищами, припомнил прежнее требование о наказании лиц, делавших ошибки в царском титуле, и объявил, что царь простит виновных в этом, если поляки со своей стороны помирятся с Хмельницким на основании Зборовского договора и уничтожат унию.

Паны на это отвечали, что уничтожить унию невозможно, что это требование равняется тому, если бы поляки потребовали уничтожить в московском государстве греческую веру, что греческая вера никогда не была гонима в Польше, а с Хмельницким они не станут мириться не только по Зборовскому, но даже и по Белоцерковному договору, а приведут казаков к тому положению, в каком они находились до начала междоусобия.

Тогда московский посол сказал, что если так, то царь не будет более посылать в Польшу послов, а велит писать о неправдах польских и о нарушении поляками мирного договора во все окрестные государства и будет стоять за православную веру, за святые Божья церкви, и за свою честь, как ему Бог поможет![17]

Поляки, считая, что Хмельницкий пойдет на помощь к сыну, который находился в стесненном положении в Молдавии, двинулись с войском во главе короля на Подоль к Каменцу, надеясь перерезать путь. Хмельницкий отправляясь в поход на выручку сына, известил царя Алексея Михайловича, что поляки идут на поругание веры и святых церквей, и прибавил: "турецкий царь прислал к ним в обоз в Борки своего посланца и приглашает к себе в подданство. Если, ваше царское величество, не сжалишься над православными христианами и не примешь нас под свою высокую руку, то иноверцы подобьют нас и мы будем чинить их волю. А с польским королем у нас мира не будет ни за что".

Тесть Тимофея, Лупула, ушел из Молдавии, а Тимофей с тещею и казаками заперся в Сочавском замке. Огромное войско венгерцев и поляков осадило Сочаву. Осажденные храбро отбивались, ожидая выручки от Хмельницкого. Но после ранения в ногу Тимофей умер. Казацкий полковник Федоренко продолжал несколько времени отбиваться, но голод принудил его сдать крепость, 9-го октября казаки вышли из сочавской крепости, выговорив себе свободный проход в Украину с телом Тимофея Хмельницкого. Богдан Хмельницкий встретил на дороге тело сына, приказал вести его на погребение в Чигирин, а сам пошел на поляков. К нему пристал тогда крымский хан[18].

Враги встретились на берегу Днестра под Жванцем, когда была уже поздняя осень. Положение поляков было печальное. Войско их, составленное из непривычных к ратному делу воинов, разбегалось. Но хан наблюдал только одну свою выгоду и предложил полякам мир, с условием, если ему заплатят единовременно сто тысяч червонных, а потом станут платить ежегодно на основании Зборовского договора, и в добавок, дадут татарам право на возвратном пути брать сколько угодно пленников в польских областях. Как ни диким казалось последнее требование, но поляки согласились на него, выговоривши себе только то условие, чтобы татары брали в плен в продолжение сорока дней одних русских и не трогали поляков. Ханский визирь договорился с поляками и о том, что с этих пор хан отступит от казаков, и будет помогать полякам укротить казаков.

Хмельницкий узнал об этом тайном условии, но ему невозможно было отважиться в данную минуту на борьбу разом и с поляками и с татарами. Одна надежда у него осталась тогда на царя московского. 1

6 декабря ушел король Ян-Казимир; за ним разошлось польское войско. Вслед за тем татары, по условию, страшно опустошили Южную Русь до самого Люблина. Однако, и поляки не остались без наказания за постыдный договор с ханом: татары, не разбирая своих жертв, сжигали шляхетские дома и увели в плен множество шляхты обоего пола.

Между тем, после решительного ответа, данного панами московскому послу боярину князю Репнину-Оболенскому, московское правительство приступило, наконец, к решительному шагу. Оставаться зрителями того, что делалось по соседству, далее было невозможно; предстояла опасность, что казаки отдадутся Турции, и вместе с крымскими татарами начнут делать опустошения в пределах московского государства. Дело было первой важности и царь Алексей Михайлович 1 октября 1653 года созвал земский собор всех чинов московского государства.

Думный дьяк изложил о том, как гетман Богдан Хмельницкий много лет просил государя принять его под державную руку, о том, как царь предлагал полякам прощение виновных в оскорблении царской чести, с тем, чтоб поляки уничтожили унию и перестали преследовать православную веру, и как поляки отвергли это предложение. Извещалось, наконец, что турецкий царь зовет казаков под свою власть. Потом отбирался ответ на вопрос: принимать ли гетмана Богдана Хмельницкого со всем войском запорожским под царскую руку?

Бояре дали такое мнение: Ян-Казимир при избрании на королевство присягал остерегать и защищать всех христиан, исповедание которых отлично от римско-католического, не притеснять никого за веру и другим не дозволять, а если своей присяги не сдержит, то в таком случае подданные его освобождаются от верности ему и послушания. Король Ян-Казимир присяги своей не сдержал: восстал на православную христианскую веру, разорил многие церкви, и обратил в унитские. Стало быть, гетман Хмельницкий и все войско запорожское, после нарушения королевской присяги - вольные люди: от своей присяги свободны. А потому, чтобы не допустить их отдаться в подданство турецкому султану или крымскому хану, следует принять гетмана Богдана Хмельницкого, со всем войском Запорожским, со всеми городами и землями, под высокую государеву руку.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.