рефераты бесплатно

МЕНЮ


Реферат: Исторические взгляды декабристов

П.Г. Каховский укоряет Петра I за то, что тот убил в России все национальное[95]. Каховский в своем письме дает особые привилегии гражданам России. Он пишет, что если сравнивать народы России и Франции, он отдал бы предпочтение русским, так как в нравах и в образовании они превосходят европейские народы. Каховский считал русских людей очень трудолюбивыми, образованными и начитанными. Он пишет: "У нас молодые люди при всех скудных средствах занимаются более, чем где-нибудь"[96]. Каховский по-настоящему любит свой народ за его ум и патриотизм. Свое письмо он заканчивает так: "В рассуждениях ум русский ясен, гибок и тверд"[97].

Во взглядах декабристов на историю сильные стороны сочетались со слабыми. Декабристы были убеждены, что монархизм - деспотическая форма правления, что она сдерживала могучие силы нации и тормозила прогресс страны. Словом, самодержавие - душитель свободной самодеятельности нации и каждого отдельного человека. Вот что говорил Муравьев о царях и самодержавцах "унизительнее для нравственности народной эпоха возрождения нашего, рабская хитрость Иоанна Калиты; далее, холодная жестокость Иоанна III, лицемерие Василия и ужасы Иоанна IV"[98].

Вместе с тем, идеи современности дворянские революционеры распространяли на весь исторический российский опыт, не усматривая качественного своеобразия той или иной эпохи и не замечая, что на определенном этапе истории самодержавие играло положительную объединяющую роль. Поскольку, считали декабристы, между историческим прошлым и настоящим нет принципиальных различий, то борьба тираноборцев и тиранов одинаково характерна для всех периодов русской истории[99]. Следовательно, свободолюбивые идеи древности тождественны свободолюбивым идеям современности. Поэтому все древние и новые герои-свободолюбцы мыслят одинаково друг с другом и с автором. А это означало, что эти самоотверженные люди вовсе не порождались той или иной эпохой, ее общественными условиями. Если бы героизм исторических лиц, выведенных декабристами, был зависим от обстоятельств исторической жизни, то исчезли бы гарантии появления доблестей в современную эпоху. Тем самым характер свободолюбца объяснялся декабристами не создавшим его временем, а общностью патриотических и гражданских идей прошлого с патриотическими и гражданскими идеями современности[100]. Декабристы стремились раскрыть единство национального характера во все времена, оставляя за скобками своих размышлений историческое развитие русских людей. В этом, в сущности, и заключался тот антиисторизм и тот рационалистический подход к истории, которые с особой силой проявились во многих произведениях декабристов, в том числе и в исторической повести.

Если Карамзин писал, что "мы не найдем в истории никаких повторений"[101], то декабристы настаивали как раз на самоочевидности повторений, ибо патриотизм и свободолюбие повторяются в течение всех эпох. "Всякий век, имеет свой особливый нравственный характер, погружается в недра вечности и никогда уже не является на земле в другой раз"[102]. Для Карамзина каждый век имеет относительно самостоятельный характер. Историческое развитие совершается путем смены таких эпох, уже не воскресающих в дальнейшем. По мнению декабристов, содержание и отличительные особенности нравственного бытия людей никуда не пропадают и, не исчезают бесследно. История своими примерами убеждает в жизненности патриотических и гражданских добродетелей. Отсюда проистекает характерная для декабристской исторической литературы противоречивость, состоящая в том, что в истории отыскиваются примеры гражданских доблестей, непосредственно налагаемые на современность и опрокидываемые в нее. Исторические фигуры или события иллюстрируют декабристское понимание основного конфликта. Произведения декабристов были призваны оправдать их исторические идеи, придать им общенациональный смысл.

Поскольку исторические герои были единомышленниками друг друга и автора-декабриста, то они мыслили, чувствовали, говорили одинаково. Кроме того, декабристы героизировали таких исторических лиц, которые оказывались по тем или иным причинам в конфликте с тиранами, но при этом подлинные причины столкновений не принимались в расчет и потому выступали искаженными. Так, например, для Рылеева достаточно уже того, что Артемий Волынский был противником Бирона[103]. Это побудило поэта нарисовать образ страстного и непреклонного свободолюбца, гибнущего за свои убеждения, но не изменяющего им. Между тем Волынский, конечно, не был ни революционером, ни вольнолюбцем. Он принадлежал к той дворянской олигархии, которая хотела свергнуть Бирона, утвердить свое влияние на Анну Иоанновну и захватить власть. Иначе говоря, его поступками двигали отнюдь не революционные и демократические соображения. У Рылеева же Волынский превратился в пламенного вольнодумца, декабриста по мыслям и чувствам. Поэт Катенин удивлялся освещению Мазепы в поэме "Войнаровский", который предстал у Рылеева "каким-то Катоном", то есть вместо изменника и врага России - ненавистником тирании и республиканцем[104].

Декабристы в своем историческом сознании на начальном этапе были далеки от признания того непреложного факта, что самодержавие - форма правления, закономерно возникшая в ходе истории, что монархизм - объективный результат исторического процесса, не зависимый от наших субъективных желаний и вкусов[105]. Декабристы подходили к истории романтически и потому исключали идею развития, но еще не поднялись до того, чтобы признать исторический период необходимым звеном в судьбе народа. Вместе с тем декабристы не хотели сознательно искажать историю. Напротив, они стремились опереться на документы, заимствуя их из разных источников, большей частью из "Истории..." Карамзина. Тем самым они проявляли интерес к историческому правдолюбию и исторической документации. Например, каждой "Думе" Рылеева предшествовала историческая справка, где рассказывалось о событии, изображенном в стихотворении[106]. Рылеев, следовательно, убеждал читателей в точности нарисованной им исторической картины. С течением времени декабристы все более внимательно относились к исторически достоверной передаче событий, связав понятие историзма с понятием народности. Попытки уловить своеобразие эпохи, проникнуть в "душу" народа привели декабристов к воспроизведению нравов народа в ту или иную историческую эпоху[107].

Воспроизводя традиционные мотивы и оперевшись на бытовавшие структурные элементы, декабристы внесли в историческую повесть оригинальное идейное содержание и выразили историю через призму современности. Благодаря новому содержанию ранняя историческая повесть декабристов, включавшая идеи романтического историзма, вытеснила сентиментальную повесть на исторический сюжет и предварила дальнейшее углубление жанра[108].


Заключение

Таким образом в отечественной историографии нет единого мнения о истоках декабризма так же многие авторы относятся по-разному к историческим взглядам декабристов. К числу распространенных заблуждений, связанных с декабристским движением, относится восприятие его как чего-то неорганичного, привнесенного в Россию извне, сложившегося под влиянием идей и представлений, пришедших с Запада. Не останавливаясь здесь на доказательствах того, что на самом деле движение исходило из чисто русских общественных условий, что иностранные заимствования в программах тайных обществ были незначительны и несущественны, элемент национальный и даже, можно сказать, националистический был в декабризме вообще одним из основных. Возникший во многом из ущемления только что родившегося, а потому и особенно ранимого патриотического чувства, декабризм и на всем своем протяжении питался идеями российской великодержавности и национального самоутверждения.

Исторические взгляды декабристов сформированных под влиянием многих факторов, дали сильнейших толчок для развития общественной мысли. Их идей не умерли с их смертью, а продолжали жить дальше. На протяжений всего времени их идей подвергались критике или развивались последующими поколениями. Вопрос о декабристах поднимался в критические моменты для России. Пройдет еще не одно поколения исследователей у которых будет возникать интерес к истокам формирования и самим историческим взглядам декабристам в отечественной историографии.

Движение декабристов оказало большое влияние на развитие общественной и культурной жизни России; на их идеях воспитывалось целое поколение писателей, поэтов, художников, ученых и общественных деятелей.

И в завершение следует сказать о том, что декабристское движение не столько открывало собою новую страницу в русской истории, сколько завершало ее предыдущую главу.

Новая концепция декабристского движения будет рано или поздно создана, и все перечисленные сюжеты, как и многие другие, оставшиеся за рамками данных заметок, легко и естественно займут в ней свои места. Можно надеяться, что произойдет это уже в обозримом будущем: время для такой работы давно пришло.


Список использованной литературы

1.         Каховский П.Г. Письмо В.В. Левашову // Декабристы. Сборник документов. / Под редакцией В.Н. Орлова. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1951.

2.         Кюхельбекер В.К. Буклет / Сост. Дмитриева Г.И. - Новосибирск, 2007.

3.         Муравьев Н.М. Мысли об "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина / Сост., вступ. Л.А. Сапченко. - СПб.: 2006.

4.         Муравьев М.Н. Конституция. // Декабристы. Учебное пособие. - М.: Издательство акционерное общество "Бюро Денди", 1993.

5.         Пестель П.И. Русская правда // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий/ Под ред.В.А. Федорова - М.: 1974.

6.         Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М-Л.: 1958.

7.         Дьяков В.А. Освободительное движение в России 1825-1861 гг. М.: 1979.

8.         Дружинин Н.М. Революционное движение в России в XIX в. М., 1985.

9.         Иванов-Разумик История русской общественной мысли - М.: 1998. - Т.1

10.      Иосифова Б. Декабристы. - М.: Издательство "Прогресс", 1983.

11.      Карамзин Н.М. О древнейшей и новой России в ее политическом гражданском отношениях. - М.: 1991.

12.      Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. М.: 1993.

13.      Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М.: 1989. Т.5.

14.      Ленин В.И. Памяти Герцена // Полн. собр. соч. Т. 19.

15.      Ленин В.И. Полное собрание сочинений, Т.30.

16.      Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины XIX в. М.: 1990.

17.      Нечкина М.В. День 14 декабря 1825 года. М.: 1975.

18.      Нечкина М.В. Декабристы во всемирно-историческом процессе М.: 1960.

19.      Нечкина М.В. Движение декабристов. Т.1. М.: 1955.

20.      Серков А.И. Декабристы в масонских ложах // А.И. Серков История русского масонства XIX века - СПБ.: 2000.

21.      Освободительное движение и общественная мысль в России XIX века / Под ред. И.А. Федосова. М.: 1991.

22.      Федоров В.А. Начало освободительного движения в России. Декабристы. - М: Молодая гвардия, 2008.

23.      Федоров В.А. Декабристы и их время. - М., 1992.

24.      Филин М. О декабристах и декабризме // М.: 1993. - №6.

25.      Яхин Р.Х. Государственно-правовые взгляды П.И. Пестеля. Казань, 1961.


[1] Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М - Л.: 1958.

[2] Иванов-Разумик. История русской общественной мысли – М.: 1998. – Т. 1

[3] Федоров В.А. Начало освободительного движения в России. Декабристы. – М: Молодая гвардия, 2008.

[4] Корф М.А. Восшествие на престол императора Николая I. Спб., 1857.

[5] Там же, С. 13

[6] Там же, С. 14

[7] Там же, С. 13

[8] Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. М.: 1993.

[9] Федоров В.А. Начало освободительного движения в России. Декабристы. – М: Молодая гвардия, 2008. С. 13

[10] Федоров В.А. Начало освободительного движения в России. Декабристы. – М: Молодая гвардия, 2008. С 15

[11] Дьяков В.А. Освободительное движение в России 1825—1861 гг. М.: 1979.

[12] Там же. С 20

[13] Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I СПб.: 1871.

[14] Там же, С. 32

[15] Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М-Л.: 1958.

[16] Ленин В.И. Памяти Герцена// Полн.собр.соч. Т. 19.

[17] Нечкина М.В. День 14 декабря 1825 года. М.: 1975.

[18] Нечкина М.В. Декабристы во всемирно-историческом процессе М.: 1960.

[19] Нечкина М.В. Движение декабристов. Т. 1. М.: 1955.

[20] Федоров В.А. Декабристы и их время. - М.: 1992.

[21] Федоров В.А. Начало освободительного движения в России. Декабристы. – М: Молодая гвардия, 2008.

[22] Федоров В.А. Начало освободительного движения в России. Декабристы. – М: Молодая гвардия, 2008. С. 8

[23] Нечкина М.В. День 14 декабря 1825 года. М.: 1975. С. 12

[24] Там же, С. 13

[25] Там же, С. 14

[26] Иванов-Разумик История русской общественной мысли – М.: 1998. – Т. 1 С. 11

[27] Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М-Л.: 1958. С. 24

[28] Дружинин Н.М. Революционное движение в России в XIX в. М.: 1985. С. 73

[29] Нечкина М.В. День 14 декабря 1825 года. М.: 1975. С. 92

[30] Иосифова Б.  Декабристы. – М.: Издательство «Прогресс»,1983. С. 95

[31] Там же, С. 103

[32] Там же, С. 103

[33] Там же, С. 104

[34] Орлов В.Н. Декабристы. Биографические справки. - М.: Государственное издательство художественной литературы,1951.  С. 31

[35] Там же, С. 73

[36] Там же, С. 85

[37] Федоров В.А. Начало освободительного движения в России. Декабристы. – М: Молодая гвардия, 2008. С. 13

[38] Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX в. М., 1985. С. 23

[39] Дружинин Н. М. Революционное движение в России в XIX в. М., 1985.  С. 21

[40] Довнар-Запольский М.В. Идеалы декабристов. М.: 1907. С. 15

[41] Там же, С 17

[42] Там же, С 19

[43] Довнар-Запольский М.В. Идеалы декабристов. М.: 1907. С. 20

[44] Там же, С. 21

[45] Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М., 1958. С. 31

[46] Там же, С. 34

[47] Там же, С. 35

[48] Там же, С. 40

[49] Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М., 1958. С. 45

[50] Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М.: 1989. Т. 5. С. 256

[51] Там же, С. 270

[52] Там же, С 272

[53] Там же, С 276

[54] Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. М.: 1989. Т. 5. С. 280

[55] Там же, С. 284

[56] Ленин В.И. Полное собрание сочинений, Т. 30, С. 315-318

[57] Ленин В.И. Памяти Герцена// Полн.собр.соч. Т. 19. С. 255-258

[58] Федоров В.А. Начало освободительного движения в России. Декабристы. – М: Молодая гвардия, 2008. С. 41

[59] Федоров В.А. Начало освободительного движения в России. Декабристы. – М: Молодая гвардия, 2008. С. 45

[60] Дьяков В. А. Освободительное движение в России 1825—1861 гг. М.: 1979. С. 20

[61] Нечкина М.В. Движение декабристов. Т. 1. М.: 1955.

[62] Там же, С. 49

[63] Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: Политическая история России первой половины XIX в. М.: 1990.

[64] Федоров В.А. Начало освободительного движения в России. Декабристы. – М: Молодая гвардия, 2008. С. 30

[65] Нечкина М.В. Декабристы во всемирно-историческом процессе М.: 1960.

[66] Там же, С. 84

[67] Серков А.И. Декабристы в масонских ложах // А.И. Серков История русского масонства XIX века – СПБ., 2000. С. 144

[68] Яхин Р.Х. Государственно-правовые взгляды П.И. Пестеля. Казань, 1961. С. 20

[69] Яхин Р.Х. Государственно-правовые взгляды П.И. Пестеля. Казань, 1961, С. 24

[70] Там же, С. 25

[71] Федоров В.А. Декабристы и их время. - М., 1992.  С. 45

[72] Иванов-Разумик История русской общественной мысли – М.: 1998. – Т. 1 С. 113

[73] Пестель П.И. Русская правда // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий/ Под ред. В.А. Федорова - М.: 1974. С. 65

[74] Муравьев Н.М. Мысли об «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина / Сост., вступ. Л. А. Сапченко. - СПб.: 2006.

[75] Муравьев М.Н. Конституция.// Декабристы. Учебное пособие. - М.: Издательство акционерное общество «Бюро Денди»,1993. С. 87

[76] Там же, С.89

[77] Муравьев М.Н. Конституция.// Декабристы. Учебное пособие. - М.: Издательство акционерное общество «Бюро Денди»,1993. С. 90

[78] Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М-Л.: 1958. С. 69

[79] Там же, С92

[80] Муравьев М.Н. Конституция.// Декабристы. Учебное пособие. - М.: Издательство акционерное общество «Бюро Денди»,1993. С. 103

[81] Там же, С. 105

[82] Там же, С. 107

[83] Кюхельбекер В.К. Буклет / Сост. Дмитриева Г.И. - Новосибирск, 2007. С. 4

[84] Виленский Б. В. Судебная реформа и контрреформа в России. - Л., 1969. С. 57

[85] Каховский П.Г. Письмо В.В. Левашову.// Декабристы. Сборник документов./ Под редакцией В.Н. Орлова.- М.: Государственное издательство художественной литературы,1951. С. 67

[86] Муравьев М.Н. Конституция.// Декабристы. Учебное пособие. - М.: Издательство акционерное общество «Бюро Денди»,1993. С. 78

[87] Иосифова Б.  Декабристы. – М.: Издательство «Прогресс»,1983. С. 47

[88] Каховский П.Г. Письмо В.В. Левашову.// Декабристы. Сборник документов./ Под редакцией В.Н. Орлова.- М.: Государственное издательство художественной литературы,1951. С. 68

[89] Там же, 70

[90] Каховский П.Г. Письмо В.В. Левашову.// Декабристы. Сборник документов./ Под редакцией В.Н. Орлова.- М.: Государственное издательство художественной литературы,1951. С. 70

[91] Муравьев М.Н. Конституция.// Декабристы. Учебное пособие. - М.: Издательство акционерное общество «Бюро Денди»,1993. С. 89

[92] Иосифова Б.  Декабристы. – М.: Издательство «Прогресс»,1983. С. 129

[93] Каховский П.Г. Письмо В.В. Левашову.// Декабристы. Сборник документов./ Под редакцией В.Н. Орлова.- М.: Государственное издательство художественной литературы,1951. С. 79

[94] Каховский П.Г. Письмо В.В. Левашову.// Декабристы. Сборник документов./ Под редакцией В.Н. Орлова.- М.: Государственное издательство художественной литературы,1951. С. 78

[95] Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М-Л.: 1958. С. 143

[96] Каховский П.Г. Письмо В.В. Левашову.// Декабристы. Сборник документов./ Под редакцией В.Н. Орлова.- М.: Государственное издательство художественной литературы,1951. С. 83

[97] Там же, С. 90

[98] Муравьев Н.М. Мысли об «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина / Сост., вступ. Л. А. Сапченко. - СПб.: 2006. С. 3

[99] Освободительное движение и общественная мысль в России XIX века / Под ред. И.А. Федосова. М.: 1991. С. 47

[100] Там же, С. 73

[101] Карамзин Н.М. О древнейшей и новой России в ее политическом гражданском отношениях. - М.: 1991. С 37

[102] Там же, С. 38

[103] Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М-Л.: 1958. С. 85

[104] Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М-Л.: 1958. С. 94

[105] Иванов-Разумик История русской общественной мысли – М.: 1998. – Т. 1 С. 120

[106] Там же, С. 136

[107] Филин М. О декабристах и декабризме // М.: 1993. - №6. С. 170

[108] Волк С.С. Исторические взгляды декабристов. М-Л.: 1958. С. 93


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.